Материал на конкурс "Воспитатель года - 2022"
методическая разработка

Семенова Анна  Алексеевна

Методическая находка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_nahodka.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая находка

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с недостаточным речевым развитием.

Какие же типичные проблемы развития речи воспитанников нашего детского были выявлены  при проведении мониторинга усвоения программы ДОУ?  

У детей наблюдались следующие недостатки в речевом развитии:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так
  • называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно  построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
  • сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный
  • рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо).
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
  • регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

В целом уровень речевого развития у современных детей -дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Эта проблема является актуальной.

В прошлом учебном году, когда ко мне пришли дети 3 – 4 лет, мною было принято решение, создать максимально благоприятные для этого условия в группе, систематизировать работу по развитию речи согласно тематическому планированию, речевую развивающую предметно – пространственную среду. Второй учебный год я работаю по теме самообразования «Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста».

Мною были разработаны и  изготовлены дидактические игры:

«Скажи наоборот», «Чей, чья, чьи», «Времена года», «Наоборот», «Что из чего сделано», «Четвертый лишний», «Четвертый лишний» (по русским народным сказкам), «Веселы поезд», «Профессии», «Один – много», «Зимующие птицы», «Птицы».

Интерактивные игры: «Веселый поезд», «Гласные и согласные звуки», «Собери слова», «Помоги Нюше найти слова», «Можно – нельзя».

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

Все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками), настольно-печатные и словесные игры.

Для детей 4-5 года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, взрослый подбирает такой дидактический материал (игрушки), который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.

При проведении дидактической игры с ребенком дошкольного возраста взрослый объясняет правила по ходу игры. При этом он помнит о том, что его речь должна быть яркой, образной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует проявлять к своим жестам. Малыш очень чутко реагирует на выражение лица, мимику, улыбку воспитателя.

Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас, воспитателей. это главная и первоначальная задача.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал на конкурс "Воспитатель года - 2022"

Конспектнепосредственной образовательной деятельности с детьми по развитию речи с детьми 4 – 5 лет по теме: «Зимующие птицы»...

Справка по результатам педагогической диагностики детей группы КН старшего дошкольного возраста «Умнички» на конец года 2022-2023 учебного года

Справкапо результатам педагогической диагностики детей группы КН старшего дошкольного возраста «Умнички»на конец года 2022-2023 учебного года...

Справка по результатам педагогической диагностики для детей группы КН на конец года 2022-2023 учебного года

Справкапо результатам педагогической диагностикидля детей группы КН старшего дошкольного возраста (от 6 лет до прекращения образовательных отношений) «Умнички» на конец года 2022-2023 учеб...