Использование метода проектов в развитии творческих способностей детей.
консультация

Селезнева Айгуль Венеровна

Проект в детском саду – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в развитии творческих способностей детей.

Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью современного образования и воспитания.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. 

«Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя «колумбами», не устают удивляться многочисленным чудесам жизни. Мы перегружаем информацией, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».

А. Эйнштейн

 Первой ступенью общего образования ребенка является дошкольное образование. Так как дошкольник самостоятельно еще не может найти ответы на все вопросы, которые его интересуют, то ему на помощь спешат взрослые: родители и педагоги. Они стремятся найти новые, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей.

В связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление и развитие творческих способностей детей. Колоссальными способностями повышения качества дошкольного образования обладает внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Одной из инновационных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, является технология проектной деятельности.

Технология проектирования и использование метода проектов с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного развития дошкольников. 

Мы все знаем, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. А метод проектов является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой; является педагогической технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка, способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, формирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности,  реализует принцип сотрудничества детей и взрослых,  позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Благодаря этому методу дети учатся работать в команде или индивидуально собирать информацию и применять ее решая поставленные задачи.

Проект в детском саду – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. При реализации проекта применяется все многообразие методов развития творческих способностей детей. Используются такие формы работы с детьми, как сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры-фантазирования, игры со строительным и природным материалом, рисование (в том числе нетрадиционное, лепка (из пластилина, глины, соленного теста, аппликация, чтение и т. д. 

Проектная деятельность важна для воспитания дошкольника тем, что отражает интересы ребенка. Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Если взрослый поддерживает  уникальное видение мира, свойственное дошкольнику, стимулирование его познавательную активность, повышает чувство уверенности, значимости мнения ребёнка в данном проекте, то и развивается креативность и творческая активность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других. И поэтому можно сказать, что основной целью проектной деятельности в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка

Так же важным условием развития творческой личности является уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их в жизнь дошкольного образовательного учреждения (организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды).

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

Необходимо привлекать родителей к работе над проектом, так формируются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. А родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Подводя итоги можно сказать, что использование метода проектов  эффективен в развитии творческих способностей детей, так как дает воспитанникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить. Дошкольники учатся сравнивать, анализировать и делать выводы. Преимущество метода проектов для повышения качества дополнительного образования в cвязи с его возможностями: высокой степенью самостоятельности, инициативности обучающихся, развитием у них социальных навыков в процессе групповых взаимоотношений, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности неоспоримо.

И конечно применяя метод проектов для активизации творческой активности детей, для формирования у них различных качеств личности, необходимо опираться на особенности физического, психического и социального развития ребёнка.

В любом проекте  происходит развитие творческих способностей  детей. ТСЭто способность удивляться и познавать, умение находить и решать. Выбрав какой- нибудь проект мы проводим работу с детьми

Определение темы проекта.1. Беседа 2. Занятия:

3. Игры:4. Рассматривание иллюстраций 5. Чтение художественной литературы.6. Разучивание стихотворений.7. Выставка рисунков.8. Загадывание загадок.9. Развлечение

Это все приводит к развитию творческих способностей детей –развивается  воображение, словотворчество, мышление, учатся сравнивать, анализировать и делать выводы. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод танцетерапии как развитие творческих способностей детей

Доклад по теме "Метод танцетерапии как развитие творческих способностей детей"....

Арттерапевтические методы как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Арт-терапия – это здравоохранительная инновационная технология, (дословно) лечение искусством, т. е. метод изменения мироощущения человека через творческую деятельность. Актуальность данной технологии...

«Использование нетрадиционных методов рисования в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

    Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать,...

Педагогический проект «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого ...

Педагогический проект «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет»

Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в изобразительной деятельности....