Бурятский язык
презентация

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_buryatskiy_yazyk_v_detskom_sadu.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Бурятский язык в детском саду.

Гэлэгма Цыреторовна Жамбалова воспитатель , МБДОУ «Детский сад «Малыш» Окинского  района.

E-mail: gelegmazhambalova98@gmail.com

Аннотация:    В нашей республике сложилась новая языковая ситуация. Несмотря на то, что у нас  в в последнее время  создаются все более благоприятные условия для развития бурятского  языка, нашими учеными, общественными и политическими  деятелями, представителями культуры ведется огромная работа по популяризации языка на сегодняшний день подавляющее большинство детей бурятской национальности  плохо владеет родным языком. Воспитательно-образовательный процесс во всех дошкольных учреждениях ведется на русском языке. Собственно, так и было всегда. Раньше  доминирование русского языка в образовательном процессе  никоим образом не  влияло на уровень владения родной речью детьми  тем более в нашем саду, т.к наше село чисто владеет бурятским языком в  Окинском диалекте.  Русский язык использовался детьми  пассивно, в основном на занятиях и бурятский язык был главным средством их общения со взрослыми и сверстниками. То на данный момент в силу проникновения гаджетов во все жизненные сферы, картина изменилась в противоположную сторону. Родная речь у детей уходит в пассивный словарь, основным средством общения становится русский язык.   Наши воспитанники, к сожалению, тоже не стали исключением. Что не могло  не встревожить нас, педагогов – носителей языка и  заставило искать пути решения выхода из данного положения. Опираясь на исследования, рекомендации ученых, методистов нашего Бурятского государственного  университета  мы пришли к выводу, что наиболее продуктивной формой для развития бурятского языка в детском саду  является создание активной языковой среды, взаимодействие с национальной культурой, использование краеведческого материала. Все это способствует появлению у детей интереса к окружающей их действительности, повышению познавательных способностей, обогащению словаря. Исходя из этого мы стали пользоваться бурятским языком как средством общения с детьми, стали стремиться создавать бурятоязычное пространство. Речь воспитателя выступает в качестве основного средства создания языковой среды. Она является образцом для подражания и моделью речевого поведения детей. Для того, чтобы повышать обучающее воздействие речи, нужно соблюдать некоторые условия:

 - доступность речи

- избегание сложных предложений

 - использование повторов, перефразирование речи

 - использование наглядных пособий;

 - описание ситуации;

 - применение языка жестов, символов.

 Многие научные источники доказывают, что естественная языковая среда достаточно стимулирует процессы овладения родным языком. Но так же доказано и то, что только лишь постоянный контакт с «живым» языком и его носителями – не гарантирует приобретение знаний и коммуникативных навыков.. Все методические приёмы, средства обучения, наглядный и раздаточный материал, используемые пособия и оборудование должны создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер.. С целью приобщения к культуре родного народа мы проводим праздники и развлечения, инсценируем с детьми сказки на бурятском языке, разучиваем музыкальные произведения, стихи бурятских писателей, организовываем просмотр мультфильмов на бурятском языке. Кроме того, особое внимание уделяется таким направлениям работы, как:

 - воспитание у детей любви к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;

- воспитание патриотических чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края;

 - знакомство детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками бурятского народа;

- знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями столицы - г. Улан-Удэ,  родного Хужира

Очень большое влияние на воспитание любви к родному краю, к родному языку оказывают экскурсии, прогулки.  Великолепная природа, наш уникальный край вызывает искренний интерес, способствуют возникновению незримой связи детей с малой родиной и с родным языком.

В настоящий момент мы получаем большие возможности для расширения  для развития бурятского языка. Детские сады обеспечиваются сборниками художественных произведений для детей, а также комплектами аудио - материалов, мультфильмов   на бурятском языке. В нашем  ДОУ создан этноуголоки, где дети могут поиграть в сюжетно-ролевые, дидактические, игры. В ней находятся настольные игры, лото, домино, тематические таблицы, алгоритмы, игрушки, фотографии, видовые открытки с изображением главных достопримечательностей Бурятии, Хужира, Улан-Удэ.

Изучение бурятского языка – это и знакомство с культурой, с праздниками и обычаями народа, сказками, детскими играми и фольклором. Для этого в каждой группе создан бурятский уголок, с куклами в национальных костюмах, утварью, дидактическими играми, национальными костюмами. Проводятся проекты на бурятском языке, разработаны дидактические пособия на бурятском языке. Дошкольники хорошо воспринимают потешки, песенки, народные игры с речитативом. Бурятские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и отзывчивость, сострадание к ближнему.

Художественная литература дает богатый материал для нравственного воспитания, заставляет ярче и глубже переживать нравственные поступки, чувства героев. С целью приобщения детей к национальной культуре мы проводим национальные праздники: «Сурхарбаан», «Сагаалган». Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Например, большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка, на его развитие речи позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство в изучении языка, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Для этого дети на занятиях должны чувствовать себя комфортно: не утомляться, быть раскрепощенными, сохранять заинтересованность.

В старшей  группе расширяются и углубляются знания по темам. У детей формируются умения:

  - пересказывать небольшие по объёму тексты;

 - составлять рассказ по картине и наблюдениям;

 - рассказывать стихотворение, считалки, петь песенки, сказки.

Хорошие результаты появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей. Важную роль в обучении детей бурятской разговорной речи играет семья. От отношения родителей к родному языку зависит обучаемость детей.

В нашем детском саду для родителей созданы информационные стенды, проводятся беседы, совместные проекты. Однако мы считаем, наиболее эффективными такие формы работы, которые позволяют отходить от слов к практическим действиям. Сегодня уже все родители понимают о важности изучения родного языка.

Таким образом, описанные методические принципы помогают правильно организовать процесс общения на бурятском языке и создавать адекватную развивающую языковую среду для детей.

Список литературы:

1.        «Методическа заабаринʏʏд»        Д.Д.Могоева        1989

2.        «Улаан малгайхан»

«Балша Баабгай хоëр»

«hалан  hама»

«Гурбан поршоонхо»

«Репкэ»

«Минии эбтэй бʏлэ»

«Гэрхэн»        Г-Х.Ц.Гунжитова, О.А.Дареева, Б.Д.Шожоева        2014

3.        Амар мэндээ!

(рабочая тетрадь)        Г-Х.Ц.Гунжитова, О.А.Дареева, Б.Д.Шожоева        2014

4.        «Хʏʏгэдэй альманах сугтаа»    

№ 1, 2, 3                2020

5.        «Табан хушуун малай зурагламал буряад-ород тайлбари». Толи        Ц.С.Жанчипова        2014

6.        «Ахын аймагай нютаг угэнʏʏдэй буряад-ород толи»                2020

7.        «Стихи и песни»        Ц.Шойжонимаев        2021

8.        «Шагай наадан»        Ц-М.Аюшеева        2019

9.        «Обнимашки»        Н.П.Красникова        2019

10.        «Будамшуу» детские стихи на бурятском языке        Д.Жалсараев        

11.        «Зэбын дуун»        Д.Цынгуева        2011

12.        «Уран ʏгын абдарhаа»        Д.Д.Ошоров        2003

13.        «Усть-Ордагай уран ʏгэ»        В.Б. Махатов        2004

14.        «Амар сайн ʏхибʏʏд!»        Д.Д.Могоева        2019

15.        «Буряадууд тухай алтан ном»        В.Алагуева        2008

16.        «Картинный словарь сойотского языка»        В.И.Аасадин        2019

17.        «Азийский аллюр»        Б.Дугаров        2013

18.        «Бурятский язык в картинках для малышей»        Д.Папаева        

19.        Буряад алфавит. Шʏлэгʏʏдтэй ба зураггуудтай карточканууд»                

20.        «Таабаринууд», «Альгадай», Бʏʏбэйхэн»        Д.Могоева        

21.        Бурятские загадки. Таабаринууд                

22.        «Би хʏн боложо эхилээб»                2019

23.        «Тʏрэл хэлэеэ-тʏрэхэhѳѳн»        О.А.Дареева        2020

24.        «Гʏрѳѳhэнэй заншал»        Балдандоржо Рыбдылов        2004

25.        «Методическа заабаринууд»        Д.Д.Могоева        1989

26.        «Бурятские народные детские игры как средство речевого и физического развития обучающегося ДОО и НОО»        Х.Г.Цыдыпова        2020

27.        «Наран hʏниндѳѳ унтадаг гʏ?        Д.Ошоров        2004

28.        Методические рекомендации по использованию плаката «Буряад Алфавит»        О.А.Забанова        2016

29.        «ʏреэл тогтохо болтогой»        С.Д.Бабуев        1990

30.        «Бронзовая книга о бурятах»        В. и П.Алагуевы        

31.        «Этимологический словарь бурятского языка» 3 том                2018

32.        «История Бурятии»

Том-Ι «Древность и средневековье»

Том -ΙΙ «ΧVΙΙ – начало ΧΧв»

Том – ΙΙΙ «ΧΧ-ΧΧΙвв»        Б.В.Базаров        2011

33.        «Сияние севера»        Е.Д.Миронова        2008

34.        3Д Толи (бурятский язык)                2018

35.        «Манай баялиг» сборник заданий и задач для изучения бурятского языка и культуры        О.А.Дареева        2021

36.        «Шэлэгдэмэл зохëолнууд»        Эрдэни Дугаров        2011

37.        «Эдир зурааша»        Нина Лëнхобоева-Артугаева        2013

38.        Образование Бурятии: прошлое, настоящее и будущее        В.Ш.Шагдуров        2011

39.        «Сагаан далиин орон»        Октябрина Дашеева        2018

40.        «Отправляясь в дальний путь»        Э.Дугаров        2004

«Согласие на публикацию текста доклада в сборнике итоговых материалов Форума размещение презентации доклада на официальной странице Форума и на компакт-диске с материалами Форума»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Активизации методов и приемов по обучению бурятскому языку с использованием бурятского национального костюма»

Социализация детей дошкольного возраста в поликультурной среде через ознакомление с бурятским национальным костюмом....

Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр

Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми  с родным русским языком  при помощи физминуток, пальчиковых игр...

Клоунада на заключительном творческом конкурсе олимпиады по бурятскому языку среди начальных классов города «Дүрбэн тэгшэ"в МАОУ «Бурятская гимназия № 29» 22.04.2017 г.

Клоунада на заключительном творческом конкурсе олимпиады по бурятскому языку среди начальных классов города «Дүрбэн тэгшэ"в МАОУ «Бурятская гимназия № 29» 22.04.2017 г. в рамках...

Доклад на Межрегиональный научно-методический семинар «Бурятский язык в дошкольном образовании: языковое погружение в условиях билингвальной/полилингвальной/ образовательной среды "Создание в ДОУ языковой среды по изучению бурятского языка".

В нашей республике сложилась новая языковая ситуация. Несмотря на то, что у нас  в в последнее время  создаются все более благоприятные условия для развития бурятского  языка, нашими уч...

Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с русским языком с помощью физкультминуток, пальчиковых игр и гимнастики для рук

На сегодняшний день проблема не только сохранения, но и изучения  бурятского языка остается одной из важнейших и актуальных проблем. Данная разработка «Физкультурные минутки в детском саду ...