Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
статья

Татьяна Александровна Тайбарей

 Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально - личностного развития, которое наразрывно связано с общими процессами интелектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx258.42 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка

(важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут,  каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития.

         Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Индивидуальная работа с детьми является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада.

         Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашённых Федеральным государственным образовательным стандартом — индивидуализацию, то есть построение процесса образования с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей. Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

         Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Методы, используемые  в работе:

беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

 Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

 Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

 Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

Этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап (мониторинг)

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики (мониторинг).

Остановимся подробнее на каждом этапе

Первый этап: наблюдения (включает в себя адаптационный период с сентября по октябрь)

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные).

По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины».

Второй этап - диагностический (мониторинг)- первая неделя ноября

Цель педагогического мониторинга — обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно — развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом-логопедом и педагогом-психологом, музыкальным руководителем ДОУ и инструктором по физической культуре. К составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника необходимо подключать и родителей. В семье должны придерживаться тому же критерию образования ребенка, что и в детском саду. Только последовательность и единство могут привести к желаемому результату. Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов по образовательным областям и включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

По результатам мониторинга планируется необходимая коррекционная работа на срок, определенный индивидуальными временными отрезками.

Третий этап конструирования ИОМ.

Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

Индивидуальный образовательный маршрут строится на основании следующей информации:

1. Характеристики воспитанника ДОУ.

2. Характеристики семьи ребенка.

3. Внешнего вида ребенка (походка, мимика, осанка и т.д.)

4. Группы здоровья. Есть ли у него хронические заболевания.

5. Необходимо также записать развитие общей и ручной моторики.

6. Характеристики внимания, памяти и мышления ребенка.

7. Описаний знаний ребенка по различным разделам дошкольной программы. Отношение к образовательному процессу.

8. Характеристики речи дошкольника

Также воспитатель должен постараться выявить склонность к определенному виду деятельности (выявление способностей ребенка происходят во время беседы, игры, чтения и т. д.)

Четвертый этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра, педагогу в реализации индивидуальных маршрутов можно использовать педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

На пятом этапе проводится завершающая диагностика (мониторинг).

(Вторая неделя апреля)

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась, наметить дальнейшие методы работы).

Вся коррекционная работа должна вестись с ведома и согласия родителей или законных представителей ребёнка.

         О её ходе, прогрессе, проблемах ребенка родителям или представителям специалист сообщает наедине, в отсутствие других родителей, в наиболее мягкой и доброжелательной форме.

Психолог: чрезмерно возбудимыми или слишком застенчивыми, неспособными сконцентрировать внимание на выполнении игровой задачи, выполнить поручение, просьбу.

         Логопед: занимается постановкой правильной речи

         Инструктор по физической культуре: занимается с детьми со сложностями с выполнении некоторых движений, физических упражнений (ходьба по скамье, наклонной доске, лазанье по гимнастической стенке и пр.).

         

         Далее, для примера,  представлен индивидуальный подход к  одному  из моих воспитанников.

Антон пришел к нам в старшую группу, точнее был переведён к нам в 5 лет из параллельной возрастной группы. Причиной послужило: постоянные конфликтные ситуации со сверстниками, агрессивное поведение, что стало приводить к недовольству родителей других детей.        

В это время в нашей группе уже был сформирован дружный, сплочённый, весёлый коллектив. Дети приняли его очень хорошо. Перед нами стояла задача: адаптировать ребёнка в нашем коллективе, раскрыть его как личность, показать ему его же возможности, сдружить с ребятами. Для это был разработан индивидуальный маршрут развития для него.

ИОМ был разработан на основании следующей информации:

Имя ребёнка

Антон В.

Характеристика ребёнка

*отдельное приложение

Внешний вид

Телосложение нормальное, пропорциональное

Рост, вес- соответствует возрастным нормам

Двигательные навыки

Физически развит, подвижен, спешит, стремится всегда быть первым, не достаточно скоординирован в пространстве. Вынослив.

Моторика

Мелкая моторика значительно уступает развитию крупной

Предметные действия

В игре использует предметы-заместители, может анализировать, выделив признаки предмета, пространственное расположение, подобрать схожие по признакам подобные предметы

Познавательная деятельность

Устойчивый познавательный интерес

Общий запас знаний

Запас знаний достаточен для возраста

Эмоционально - волевая сфера

Эмоционально неуравновешен, невыдержан в общении со сверстниками и взрослыми, плаксив, бывает агрессивен

Упорен в достижении цели, упрям. Завышенная самооценка, перебивает сверстников, стремиться дать первым ответ на любой вопрос.

Игра

Предпочитает спортивные игры, соревновательного характера, нацелен на успех

Продуктивные виды деятельности

Добивается совершенствования упорным повторением игровых действий, симпатизирует определенным детям (таким же подвижным и упорным) игры с другими игнорирует. Может уступить, любое поражение- ведет за собой новые тренировки.

Карандаш держит неуверенно, недостаточно развито воображение и нет желания прорисовывать детали, изображения не чёткие, смазанные, в рисунках мало цвета. Ножницами владеет слабо.

Речь

Словарь сформирован выше возрастных норм, в связной речи присутствует нарушение смысловых связей, хорошо развит фонематический слух. способен сделать звуковой анализ и синтез, есть слоговое чтение.

Внимание

Внимание устойчивое формируется произвольное внимание, объем и концентрация соответствует возрастным нормам

Пространственные и временные

представления

Свободно ориентируется во временах года, частях суток, на листе бумаги может определить верх, низ, середину, затрудняется в определении право-левого положения, не знает последовательность дней недели.

Память

Хорошо запоминает стихи, объем памяти хороший, память долгосрочная

Мышление

Логическое мышление развито на уровне личного опыта, начинает устанавливать причинно-следственные связи, умеет выделять общие признаки предметов, классифицировать их по общим признакам

         Исходя из полученных сведений была разработана:

Карта индивидуального образовательного маршрута Антона В. (5 лет) Социально-коммуникативное развитие

проблема

1.ДОУ посещает без удовольствия, не редко утро начинается со слез

2.Не сформированы навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками ( бывает агрессивен, щипается, толкается, бывает плаксив и обидчив)

3.Не сформирована способность саморегуляции эмоциональной сферы собственных действий.

задачи

1.Создать условия для позитивной адаптации ребенка в ДОУ

2.Помочь установке доброжелательных отношений со сверстниками

3. Учить регулировать свои эмоции

взаимодействие с семьёй

1.Привлечь родителей к совместным мероприятиям в группе по созданию благоприятной обстановки пребывания ребенка в ДОУ: оформление фотовыставки «Моя семья», «Знакомьтесь, это я! И др., участие в вечерах досуга

2.Консультация «Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка».

3.Рекомендовать записать ребенка на  плавание

Используемые педагогические технологии и методики, методы и приемы

Проведение ситуативных бесед на различные темы (о добре и зле, о хороших и плохих поступках и т. д.), чтение и обсуждении рассказов В. Осеевой и др.

Создание фотоальбома «Моя семья»

Игра на повышение собственной самооценки «Король»

Дыхательная гимнастика

Игры направленные на доброжелательное отношение к сверстникам "Комплименты", "самый лучший", "Вежливые слова"

Игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояния других "Зеркало"

Игры направленные на внимание к другим детям "Испорченный телефон", "Кто спрятался?", "Чей предмет?,  "Что изменилось?". Театрализованные игры и упражнения в мимике и пантомимике. Разыгрывание знакомых сказочных сюжетов, предложение исполнить различные по амплуа роли разучивание народных игр, игры-приветствия, телесных и контактных игр.

работа со специалистами

Педагог-психолог: сказкотерапия, аутотренинг

Музыкальный руководитель: вовлечение в совместное пение, музыкальные игры, инсценировки песен. Игра на музыкальном инструменте «Озвучь героя», игра в оркестре, народные хороводные игры

Предполагаемый результат:

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ;

• развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

         Вот некоторые игры, которые были использованы, при работе с данным воспитанником.

 Игра «Я радуюсь, когда…»

Воспитатель: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Кирилл, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» .Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

 

Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

Игра Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

C:\Users\Денис\Desktop\срочно\фото детей театр\UnkGUDoaSNk.jpgИгра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игра «Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

В эту игру я играла с Кириллом сначала вдвоем, потом он играл с ребятами.

Игра «Здравствуй друг».

G:\флеха Тани\DCIM\Camera\IMG_20190422_162406.jpgВоспитатель предлагает детям найти себе пару и построить внутренний и внешний круг, каждая пара держится за руки. Со словами: «Здравствуй друг, как я рад хорошо, что ты пришел» дети стоят на месте и здороваются со своею парою. По окончанию четверостишия внутренний круг стоит на месте, а внешний по часовой стрелке делает шаг в сторону и меняет себе партнера. Так ребёнок должен поздороваться со всеми ребятами, которые стоят во внутреннем круге.

Хочется отметить что, ребята, активно помогали ему адаптироваться, с удовольствием брали в игру. По прошествии времени у него появились друзья, которые приглашали его на праздники и дни рождения (родители также сдружились) C:\Users\Денис\Desktop\срочно\фоточки\ГРУППА МАЛ.СТРАНА\IMG_20170928_090153.jpg

Ребенок быстро адаптировался в группе и коллективе, стал более спокойным, приветливым, дружелюбным, детский сад посещал с удовольствием, показывал хорошие результаты во всех видах деятельности, принимал участие в конкурсах разного уровня и занимал призовые места. Вместе с мамой он участвовал в одном из районных  конкурсов, где они заняли первое место. Сейчас ребенок ходит в первый класс, где показывает отличные результаты и достижения. С полной уверенностью могу сказать, что своевременная совместная работа воспитателей, педагогов и родителей дала хорошие результаты. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа

1. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа для ребенка-инвалида с ЗПР на 2017-2018 учебный год2. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образов...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа...

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный образовательный маршрути индивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развитиядля ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)   Цель: выстраивание системы работы...