индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
материал
выстраивание системы работы с ребенком, имеющим инвалидность ,( без статуса ОВЗ) в условиях:
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 215.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Целевой раздел АОП
I. Общие сведения
Дата поступления в образовательную организацию: 20 сентября 2023 г.
Данные о получении ребенком статуса ОВЗ внесены в комплексную информационную систему («Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (КИС ГУСОЭВ)):
внесены в АИС организации;
ИОМ обучающегося, в соответствии с федеральными и региональными требованиями, разработан в срок:
к окончанию периода адаптации, но не позднее окончания первой четверти (конца октября);
Дошкольная группа:
средняя группа;
Режим пребывания:
группа полного дня;
Сопровождение тьютора:
есть, временное;
Заключение и рекомендации ПМПК | Рекомендации для реализации права на образование: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; Образовательная программа: основная образовательная программа дошкольного образования и реализация индивидуальной АОП; Конкретизация категории ОВЗ: ПрАООП ДО для детей с ЗПР (одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17) |
Рекомендации ППК (психолого-педагогического консилиума организации) по индивидуализации специальных условий образования (в соответствии с Р-93 Министерства просвещения РФ и Приказом №666 Департамента образования и науки | Рекомендации ППк для ребенка с ОВЗ включают:
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения включают:
|
Психолого-педагогическая характеристика |
|
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком ФГОС ДО и Федеральной АОП ДО для детей с ОВЗ, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП ДО для детей с ЗПР В соответствии с Федеральной АОП ДО для детей с ОВЗ, общая цель индивидуальной АОП формулируется как обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребенка раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. |
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности, речемыслительной деятельности, познавательной деятельности, коммуникативной деятельности и компенсации нарушений в развитии. В соответствии с Федеральной АОП ДО для детей с ОВЗ, данные задачи конкретизируются следующим образом: формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития, реализация содержания адаптированной основной образовательной программы, охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе эмоционального благополучия, обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, коррекция недостатков психофизического развития, создание благоприятных условий развития в соответствии с возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья . |
Организационный раздел АОП
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута
В соответствии с Федеральной АОП ДО для детей с ОВЗ, предметно-пространственная развивающая образовательная среда Организации должна обеспечивать возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа развития, охраны и укрепления здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков развития ребенка с ОВЗ.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда Организации создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Она должна строиться на основе принципа соответствия анатомо-физиологическим особенностям детей (соответствие росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность захвата предмета и др.).
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)
Материально-технические условия:
- В помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей. Выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. В физкультурном зале и группах (частично) имеется оборудование – инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.
Архитектурная среда и учебное пространство.
Среда включает следующие диагностические и образовательные модули:
- Развитие познавательной деятельности
- Формирование высших психических функций
- Развитие коммуникативной деятельности
Специальное оборудование.
Для ребенка с задержкой психического развития необходимы различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации), схемы и алгоритмы действий, модели последовательности рассказывания, описания, модели сказок:
- Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (с электронной подпиской на портале Мерсибо)
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ |
|
Соматическое состояние |
|
Взаимодействие специалистов ОУ |
|
Деятельности и культурные практики в ДОО |
|
Воспитывающая среда и общности (сообщества) ДОО | Профессиональная общность; Профессионально-родительская общность; Детско-взрослая общность; Детская общность. |
Условия для инклюзии | Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий. На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО. На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых. |
Модуль 2.3. Интеграция с медицинским направлением индивидуальной программы абилитации (ИПРА)
ИПРА разработана впервые , на срок до: 1 января 2025 г.
Показания к проведению абилитационных мероприятий, интегрируемых в ИОМ и ИОП образовательной организации
Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности | Степень ограничения (1,2,3) |
Способность к общению | 1 |
Способность к обучению | 1 |
Способность к контролю за своим поведением | 1 |
Содержательный раздел АОП
III. Индивидуальная образовательная программа
Модуль 3.1 Комплексирование программ
3.1.1. Выбор среди Вариативных (Примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:
ПрАООП ДО для детей с ЗПР
3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; под. ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей
Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо
3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Ребенок адаптируется в условиях группы. | А ты так можешь? Волшебник | 2 | 3 | 4 |
Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. | Отважный Фридрих Слоновья западня | 2 | 3 | 4 |
Эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми. | Пять китайских братьев Близкие родственники | 2 | 3 | 4 |
Сам вступает в общение, использует вербальные средства. | Бабушкины запасы | 2 | 3 | 4 |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. | Кто прав? | 2 | 3 | 4 |
В игре соблюдает элементарные правила, выполняет ролевые действия, носящие условный характер. | Такси вызывали? Угадай профессию | 2 | 3 | 4 |
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. | Рюкзак туриста | 2 | 3 | 4 |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы. | Сладкоежка 5 хороших дел | 2 | 3 | 4 |
Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. | 5 хороших дел Жадные пылесосы | 2 | 3 | 4 |
3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. | Дикие животные Домашние животные | 2 | 3 | 3 |
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. | Маша ест кашу Рабочий инструмент | 2 | 3 | 3 |
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. | Артикуляционная гимнастика Болтушки-хохотушки Вернисаж | 2 | 2 | 3 |
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. | Крутись, колесо! Сочиняю на ходу | 2 | 2 | 3 |
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. | Приключения Колобка - 1 Ну, заяц, убеги! - 1 | 2 | 3 | 3 |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). | На рынке Новогодние прятки | 2 | 2 | 3 |
Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. | Бабушкины запасы | 3 | 3 | 3 |
Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. | Бабушкины запасы | 2 | 3 | 3 |
Повторяет двустишья и простые потешки. | Машки-Матрёшки Мечта поэта | 2 | 2 | 3 |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. | Несчастный случай | 2 | 2 | 3 |
Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. | Бабушкины запасы | 2 | 2 | 3 |
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. | Бюро находок | 2 | 2 | 3 |
Демонстрирует навыки фонематического восприятия. | Правильный банан Пожужжим! Сладкий дом | 2 | 2 | 3 |
Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. | Волк и овцы Паровозики Две Принцессы Будильник для бабочки | 2 | 2 | 2 |
3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут. | Переменка | 2 | 2 | 3 |
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя». | Железный Дровосек Ловкая Л Умный трактор | 2 | 2 | 3 |
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. | Пингвины-невидимки Фокус-покус | 2 | 2 | 3 |
Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд. | Машки-Матрёшки | 2 | 3 | 4 |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры. | Жадные пылесосы Стройка-перестройка | 2 | 2 | 3 |
Учится считать до 5 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. | Тир-выбивалка Хот-дог Бабушкины запасы Цифры с дракончиком | 3 | 3 | 3 |
Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора. | Ромбик Отпадный пряник | 2 | 3 | 3 |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер. | Гномик и часы Поезд-неделька | 2 | 2 | 3 |
Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). | Что сначала? Не будить до весны | 2 | 3 | 3 |
Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. | Дикие животные Домашние животные 5 хороших дел | 2 | 3 | 4 |
Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. | Кто за кем? В гостях у жучков | 2 | 2 | 3 |
3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. | В гостях у сказки | 2 | 3 | 4 |
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. | Машки-Матрёшки Вернисаж | 2 | 2 | 3 |
Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. | Новосёл | 2 | 3 | 3 |
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. | Загадки лесовичка Болтушки-хохотушки | 2 | 3 | 4 |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. | Загадки звуков Привет планетам | 2 | 3 | 3 |
Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. | Морские сердца | 2 | 3 | 3 |
Появляется элементарный предметный рисунок. | Потерянный хвост Лалабама | 2 | 3 | 3 |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). | Сладкий дом Модный удав | 3 | 3 | 4 |
С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. | Перед концертом Музыкальная школа | 2 | 3 | 3 |
Подпевает при хоровом исполнении песен. | Слогодэнс | 2 | 3 | 3 |
3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). | А ты так можешь? Дорожные работы | 2 | 3 | 3 |
Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. | Бежит-лежит Новосёл | 2 | 2 | 3 |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Практически ориентируется и перемещается в пространстве. | В гостях у жучков | 2 | 3 | 4 |
Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. | Ручные привидения | 2 | 3 | 3 |
Достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений. | Бежит-лежит Настольные пальчики | 2 | 3 | 3 |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма. | Омар в иллюминаторе Болтушки-хохотушки | 3 | 3 | 3 |
Осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором «Лего», крупной мозаикой, предметами одежды и обуви. | Бегом за жуком | 3 | 3 | 4 |
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях средней дошкольной группы.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» |
|
|
Быстрая истощаемость | Все образовательные области |
|
|
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» |
|
|
Нарушения памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
|
|
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления | ОО «Познавательное развитие» |
|
|
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
|
|
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь |
|
|
| Воспитатели: Белолюбская Анисия Афанасьевна Охлопкова Айталина Сергеевна |
Коррекционно-педагогическая помощь |
|
| Тьютор: Кондакова Мария Анатольевна | |
Психологическая помощь |
|
|
| Психолог: Барахсанова Дария Васильевна |
Логопедическая помощь |
|
|
| Логопед: Романова Федора Егоровна |
Планирование работы с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми |
| В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников |
| |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми |
| В течение года Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе |
| В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля |
V. Мониторинг индивидуального развития
Мониторинг включает промежуточный и итоговый мониторинг, связанный с освоением Федеральной АОП ДО для детей с ОВЗ.
5.1. Результаты промежуточного мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» | 2 | 2.8 | |
ОО «Познавательное развитие» | 3 | 2.6 | |
ОО «Речевое развитие» | 3 | 2.5 | |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | 4 | 3 | |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | 2 | 2.8 | |
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования | 3 |
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим инвалидность ,( без статуса ОВЗ) в условиях:
- общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);
Целевой раздел АОП
I. Общие сведения
Дата поступления в образовательную организацию: 4 сентября 2022 г.
Дошкольная группа:
- старшая группа;
Режим пребывания:
- группа полного дня;
Сопровождение тьютора:
- есть, временное;
Заключение и рекомендации ПМПК | Рекомендации для реализации права на образование:
Образовательная программа:
Конкретизация категории ОВЗ:
|
Психолого-педагогическая характеристика |
|
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП для детей с ТНР |
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности, речемыслительной деятельности, познавательной деятельности и компенсации нарушений в развитии. |
Организационный раздел АОП
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)
Материально-технические условия:
- Для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.
Архитектурная среда и учебное пространство
- компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
- интерактивная доска;
Специальное оборудование
Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.
- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ |
|
Соматическое состояние |
|
Взаимодействие специалистов ОУ |
|
Модуль 2.3. Интеграция с медицинским направлением индивидуальной программы абилитации (ИПРА)
ИПРА разработана впервые , на срок до: 1 января 2025 г.
Заключение и рекомендации врача | Врач-специалист: Нуждается в медицинской реабилитации , в санаторно-курортном лечении | |
Рекомендации для организации обучения и воспитания | Нуждается в психолого-педагогической реабилитации и абилитации |
Содержательный раздел АОП
III. Индивидуальная образовательная программа
Модуль 3.1 Комплексирование программ
3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:
- ПрАООП для детей с ТНР
3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
- Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : програм.-метод. рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - 2-е изд., стер. - М. : Дрофа , 2010.
Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ:
Использование интерактивных программ:
- На даче [Прикладная программа] : Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». Программа третья / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская. - М.: Полиграф сервис, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM) : (65 Мб) : текстовые, граф., зв. данные.
3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей
Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо
3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Ребенок адаптируется в условиях группы. | 4 | 4 | 5 | |
Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. | 4 | 4 | 4 | |
Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми. | 4 | 4 | 5 | |
Сам вступает в общение, использует вербальные средства. | 4 | 4 | 4 | |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. | 4 | 4 | 5 | |
Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки. | 4 | 4 | 5 | |
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. | 4 | 4 | 4 | |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы. | 4 | 5 | 5 | |
Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. | 4 | 5 | 5 | |
Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого. | 4 | 5 | 5 | |
3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. | 4 | 4 | 5 | |
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. | 4 | 4 | 5 | |
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. | 3 | 4 | 5 | |
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. | 4 | 4 | 5 | |
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. | 4 | 5 | 5 | |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. | 3 | 4 | 4 | |
Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей. | 3 | 3 | 4 | |
Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности. | 3 | 4 | 4 | |
Повторяет двустишья и простые потешки. Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого). | 3 | 4 | 4 | |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. | 4 | 4 | 4 | |
Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры. | 3 | 4 | 4 | |
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы. | 3 | 3 | 3 | |
Демонстрирует навыки фонематического восприятия (осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам). | 3 | 4 | 4 | |
Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой. | 3 | 3 | 3 | |
3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут. | 4 | 4 | 4 | |
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя». | 3 | 4 | 4 | |
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. | 4 | 4 | 4 | |
Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд. | 4 | 4 | 5 | |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры. | 4 | 4 | 4 | |
Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. | 4 | 4 | 4 | |
Моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств. | 3 | 4 | 4 | |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер. | 4 | 4 | 4 | |
Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). | 4 | 4 | 5 | |
Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования. | 4 | 4 | 4 | |
Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. | 3 | 4 | 4 | |
3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. | 4 | 4 | 4 | |
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. | 4 | 4 | 4 | |
Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. | 4 | 4 | 4 | |
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. | 4 | 4 | 4 | |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. | 3 | 4 | 4 | |
Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. | 3 | 4 | 4 | |
Владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах художественно-эстетической деятельности. | 4 | 4 | 4 | |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). | 3 | 4 | 4 | |
С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. | 3 | 4 | 4 | |
Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством и т.д. | 3 | 4 | 4 | |
3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). | 3 | 4 | 4 | |
Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. | 3 | 4 | 4 | |
2 этап организации образовательной деятельности | ||||
Практически ориентируется и перемещается в пространстве. | 4 | 4 | 4 | |
Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта. | 4 | 4 | 4 | |
Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения. | 3 | 4 | 4 | |
3 этап организации образовательной деятельности | ||||
Развита способность к пространственной организации движений. Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений. | 3 | 4 | 4 | |
Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | 4 | 4 | 4 | |
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях старшей дошкольной группы.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» |
|
|
Быстрая истощаемость | Все образовательные области |
|
|
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» |
|
|
Нарушения памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
|
|
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления | ОО «Познавательное развитие» |
|
|
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
|
|
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь |
|
|
| Воспитатели: Анисия Афанасьевна Белолюбская |
Коррекционно-педагогическая помощь |
|
|
| Тьютор: Кондакова Мария Анатольевна |
Психологическая помощь |
|
|
| Психолог: Барахсанова Дария Васильевна |
Логопедическая помощь |
|
|
| Логопед: Федора Егоровна Романова |
IV. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми |
| В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников |
| |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми |
| В течение года Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе |
| В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля |
V. Мониторинг индивидуального развития
5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» | 3.8 | ||
ОО «Познавательное развитие» | 4 | ||
ОО «Речевое развитие» | 3.8 | ||
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | 4.3 | ||
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | 3.8 | ||
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида
Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...

Индивидуальная образовательная программа педагога «Речевое развитие детей средней группы посредством ознакомления с фольклором»
Индивидуальная образовательная программа педагога«Речевое развитие детей средней группы посредством ознакомления с фольклором»...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальная образовательная программа по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования»
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисованияЦель – развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрад...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...


