Игры для развития логического мышления
картотека

Игры для развития логического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_logicheskogo_myshleniya.docx37.03 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые комплексы для развития

логического мышления дошкольников

Игра « Четвертый лишний»

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку и называет 4 предмета, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Ребенок должен определить лишний  предмет, назвать его и вернуть мяч ведущему.

Варианты слов

Стол, стул, кровать, чайник;

Лошадь, щука, собака, кошка;

Елка, береза, дуб, земляника;

Огурец, репа, морковь, заяц;

Яблоко, груша, киви, мяч;

Волк, лиса, медведь, кошка;

Фиалка, ромашка, морковь, василек;

Кукла, машинка, матрешка, книга;

Самолет, ракета, вертолет, пароход;

Воробей, орел, оса, ласточка;

Лыжи, коньки, лодка, санки;

Стул, молоток, рубанок, пила;

Снег, мороз, жара, Лед;

Вишня, виноград, картофель, слива;

Нога, рука, голова, ботинок;

Кисти, краски, полотно, чайник;

Шляпа, крыша, дверь, окно;

Муха, бабочка, комар, лиса;

Пожарник, космонавт, балерина, милиционер;

Молоко, чай, лимонад, хлеб.

Игра: « Кто кем будет?»

  Развитие внимания, воображения, мышления, речи.

Ведущий, обращаясь к ребенку по очереди, задает вопрос:

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, мальчик, семечко, искринка, гусеница, мука, ткань, ученик, почка, щенок, теленок, птенец, козленок,  котенок, кирпич ( и.т.д.)?

При обсуждении ответов детей важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может появиться птенец, крокодил, змея и даже яичница. Выиграет тот, кто назовет больше вариан.

Игра: « Кем был?»

Развитие внимания, воображения, памяти, мышления, речи

Вопросы:

Кем (чем) был раньше:

- цыпленок (яйцом)

- лошадь (жеребенком)

- корова ( теленком)

- дуб (желудем)

- рыба (икринкой)

- яблоня (семечком)

- лягушка (головастиком)

- бабочка (гусеницей)

- хлеб (мукой)

- шкаф (доской)

- велосипед (железом)

- рубашка (тканью)

- ботинки (кожей)

- дом (кирпичом)

- сильный (слабым)

- листок (почкой)

- собака (щенком)

- шуба (мехом) и.т.д.

Игра: « Много – один»

  Развитие внимания, быстроты, мышления.

Ведущий, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, - в единственном.

Варианты слов

- коты           - дома         - гномы

- грачи          - кроты       - куклы

- леса             - косы        - болты

- ряды           - глаза        - ковши

- мосты         - шкафы     -рубли

- столбы        - кусты       - полы

- холмы         - рты          - банты

- следы         - ножи        - блины

Игра: «Запомни и повтори» (для читающих детей).

Упражнение направлено на закрепление знаний букв, на развитие произвольной памяти и взаимоконтроля детей.

Детям предлагается ряды букв. Дети смотрят на первый ряд букв, называют их и запоминают порядок расположения. По очереди дети закрывают глаза и называют буквы с закрытыми глазами. Остальные дети проверяют.

1. Х, К, Ж, У, М, Я

2. С, О, Э, Ю, З, Ы

3. Ш, Щ, Е, Ц, Ё, Х

4. А, Л, Д, Н, Ч, И.

Игра:«Выложи по памяти».

Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами).

Игры-головоломки.

Направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.

Для игры необходимы счетные палочки по15-20 штук на каждого ребёнка.

Руководство педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти способ решения. Следует также учить ребенка сначала продумывать свои действия, а потом их осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом вначале «проб и ошибок», затем мысленно практического плана, дети все меньше допускают ошибки.

Игра: «Рассыпанные буквы» (игровое задание предназначено для читающих детей)

Педагог пишет несколько слов, в которых он изменяет порядок букв на обратный или меняет местами слоги.

Например: мабуга (бумага), беникуч (учебник), традеть (тетрадь), арьвосл (словарь).

Дети соревнуются, кто отгадает быстрее всех.

  Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей.

«Каких фигур не достаёт?»

Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путём их сопоставления.

   Игры на воссоздание из геометрических фигур  и специальных наборов образных и сюжетных изображений.

Игра «Колумбово яйцо»

Овал размером 15×12см разрезают по линиям, показанным ниже. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной). Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.

В начале детям предлагают сложить яйцо, затем фигуры животных (по наглядному образцу) и т.д.

Желательно также использовать игры «Танграм» («Сложи квадрат»), «Пентамино», «Пифагор», «Монгольская игра», «Куб-хамелеон», «Уголки», «Волшебный круг», «Шашки», «Шахматы» и др.Подробное описание игр можно найти в книге З. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

  Игровые упражнения на закрепление умения ориентироваться на ограниченной плоскости.

«Путешествие бабочки» Данное задание развивает ориентировку на плоскости, развивает внимание, сообразительность.

Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка-бабочка.

Педагог говорит детям, а дети выполняют задания: «Ситуация: бабочка находится в левом верхнем квадрате . Передвигаем фишки направо , вниз , вверх, налево , вниз ,направо СТОП ! Бабочка должна находиться в клетке № 4»

Занимательные вопросы, игры-шутки.Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.

Разминка на быстроту реакции.

Из чего видна улица?

Дед, который раздает подарки?

Съедобный персонаж?

Часть одежды, куда кладут деньги?

Какой день будет завтра?

Дополни фразу.

Если песок мокрый, то...

Мальчик моет руки, потому что...

Если переходить улицу на красный свет, то...

Автобус остановился, потому что...

Закончи предложение.

Музыку пишет... (композитор).

Стихи пишет... (поэт).

Белье стирает... (прачка).

Горные вершины покоряют... (альпинист).

Обед варит... (повар).

Загадки – шутки

В садике гулял павлин.

Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.

Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?

Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).

Вышла курочка гулять,  Забрала своих цыплят.  7 бежали впереди,  3 осталось позади.  Беспокоится их мать  И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята,  Сколько было всех цыплят.

На большом диване в ряд  Куклы Танины стоят:  2 матрешки, Буратино  И весёлый Чиполлино.Сколько всех игрушек?

Сколько глаз у светофора?

Сколько хвостов у четырех котов?

Сколько ног у воробья

Сколько лап у двух медвежат?

Сколько в комнате углов?

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько лап в двух ежат?

Сколько хвостов у двух коров?

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

·        Старый, дряхлый, маленький, ветхий

·        Храбрый, злой, смелый, отважный

·        Яблоко, слива, огурец, груша

·        Молоко, творог, сметана, хлеб

·        Час, минута, лето, секунда

·        Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

·        Платье, свитер, шапка, рубашка

·        Книга, телевизор, радио, магнитофон

·        Мыло, метла, зубная паста, шампунь

·        Береза, дуб, сосна, земляника

Игра  «4-лишний»

-развитие обобщения

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце – платье – костюм.

-Упражнения на развитие гибкости ума.

«Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

·        Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

·        Назови, слова, обозначающие домашних животных

·        Назови, слова, обозначающие диких животных

·        Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие водный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие овощи

·        Назови, слова, обозначающие фрукты

·        Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)

Упражнение «Назови, одним словом».

- Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

Процедура:

1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

б) Стол, диван, кресло, стул -…

в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…                                                                  

д) Январь, март, май, август -…

2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:

а) Ботинки, туфли – это…

б) Прятки, жмурки – это…

в) Зима, осень - это…

г) Пальто, куртка – это…

д) Иванов, Петров, Сидоров – это…

  Игра «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

·        Рисовать

·        Писать

·        Использовать, как палочку,

·        Указка

·        Градусник для куклы и т.д.

Игра «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь - …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь - …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь  ты - …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай - … (КОНЕЦ)

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

·        Веселый – грустный

·        Быстрый – медленный

·        Красивый – безобразный

·       Пустой – полный

·        Худой – толстый

·        Умный – глупый

·        Тяжелый – легкий

·        Твердый – мягкий

·        Шершавый – гладкий

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

       Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

Упражнение на развитие словесно-логического мышления:

«Определи понятия»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

·        Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

·        Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

·        Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

-Упражнения на развитие мыслительной операции:

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1.    муха и бабочка

2.    дом и избушка

3.    стол и стулья

4.    книга и тетрадь

5.    вода и молоко

6.    топор и молоток

7.    город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:

«Закончи слово»

  Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру.

Предлагаются слоги:

·        по…        

·        до…

·        на…        

·        че…

·        за…        

·        пры…

·        ми…        

·        ку…

·        му…        

·        зо…

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Упражнение «Подбери признаки»

-развитие логического мышления и смысловой памяти.

-Подобрать -слова признаки по каждому слову

Игра (какая?)- интересная;

Снег (какой)- пушистый;

Вода (какая?) -холодная;

Луна (какая?)- круглая;

Дым (какой?) - густой)

День (какой)- солнечный;

Трава –

Крик-…

Стол -..

Окно -..

Дом -…

Игра «Предмет-действие»

-Развитие мышления и речи

Ведущий говорит: «я буду говорить слово , обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата -копать».Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить),  забор (огораживать территорию), книга (читать),  градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).

Упражнение «Смысловые ряды»

- развитие мышления.

-детям  предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.

Волк – заяц, кошка - …

Быстро – быстрее, медленно - …

Лиса – лисенок, волк -…

Белка – орешки, медведь - …

Человек – дом, крот - …

Лес – деревья, поляна - …

Пальто – зима, шорты - …

Море – вода, суша - …

Вода – кран, свет - …

Учитель – школа, воспитатель - …

«Вопрос-ответ».

активизация логического мышления и речи.

  Вопросы детям:

 Чем похожи стул и табуретка?

 Какие слова начинаются с буквы В?

 Какие вежливые слова вы знаете?

 Как вы думаете чему учат в школе?

 Какой день следует за вторником?

 На какой свет светофора надо переходить улицу?

 Чем отличается бабочка от стрекозы?

 У коровы телёнок, а у лошади…

 Назовите  детёныша у овцы?

 Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?

 Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.

 Что бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)

 Какой день надели последний?

 Что делают из муки?

 Кто работает в магазине?

 Мышь маленькая, а муравей…

 Певец поёт, а балерина…

 Где работает клоун?

Отгадай предмет по описанию.

 Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.

1.Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

2.Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

3.Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

4.Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.

5.Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.

6.Сладкая, маленькая, в красивой бумажке

 Выдели существенное

Учитель предлагает ряд слов: пять слов даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок ( то есть выделить) два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Достаточно предложить из данного перечня по 5 заданий.

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);

Растение, земля.

Река ( берег, рыба, тина, рыболов, вода);

Берег, вода.

Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания);

Игроки, правила.

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник);

Дерево, кустарник.

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);

Здание, улица.

Найди  сходства  и  различия названных предметов, понятий.

Книга – тетрадь солнце – луна

Лошадь – корова сани - телега

Озеро – река дождь - снег

Линейка – треугольник автобус – троллейбус

Определить, что между словами  общего:

Дождь – град жидкость - газ

Нос – глаз предательство-трусость

Сумма – произведение водохранилище - канал

Сказка – былина школа - учитель

История – природоведение доброта – справедливость

Найди лишнее слово

1) Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.

2) Дождь, снег, осадки, иней, град.

3) Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.

4) Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён.

5) Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваш

6) Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.

7) Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

8) Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

По данным анаграммам найти исходные слова.

а) к, о, с                а) е, р, о, м           а) л, а, н, е, п

б) у, д, б               б) ш, а, к, а           б) к, ч, а, р, у

в) м, р, и               в) а, к, у, р            в) ч, а, к, о, с

г) т, о, р                 г) б, о, н, е            г) п, о, г, и, р

д) ы, с, р               д) а, с, о, к            д) р, о, д, о, г

е) д, м, ы              е) д, а, в, о            е) к, к, о, а, ш"

Найдите признаки предметов. Расскажите о форме, цвете, вкусе .

1.Есть один такой цветок,                2.У занесённых снегом кочек,

Не вплетёшь его в венок                  Под белой шапкой снеговой,

На него подуй слегка,                       Нашли мы маленький цветочек,

Был цветок - и нет цветка.                 Полузамёрзший, чуть живой.

3.Кто любит меня,

Тот рад поклониться

А имя дала мне,

Родная землица.

Логические вопросы

1. Меня зовут Лена. У моего брата только одна сестра. Как зовут сестру моего брата?

2. Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра?

3. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, а Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?

4. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

5. Толя поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других? Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше, Вася или Серёжа?

Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч                         мебель

тополь                     цветок

шкаф                       насекомые

тарелка                    дерево

пальто                     одежда

муравей                  посуда

щука                       игрушка

роза                        рыба

Слова-близнецы

родник и то, чем открывают дверь

 прическу у девочки и инструмент для срезания травы;

3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.

Формирование умения отделять форму понятия от его содержания

- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

- Кот или кит? Какое больше? Почему?

- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

- Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?"

Логические задачи для детей 5-7лет

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

2. Саша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Саша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил?

5. Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?

6. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна — листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина — не листочки?

7. Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Один — яблони, второй — груши, третий — сливы, четвертый — вишни. Кто что сажал, если Дима — не сливы, яблони и груши, Петя — не груши и яблони, а Слава — не яблоки?

8. Две девочки сажали деревья, а одна — цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Марина с Таней сажали разные растения?

9. Три девочки нарисовали двух кошек и зайца. Что рисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей рисовали разное?

10. Два мальчика купили марки, один — значок и один — открытку. Что купил Коля, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разное, а Миша — значок?

11. Два мальчика жили на одной улице, а два — на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах?

12.Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.

Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?

13.Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.

Ане не зеленую и не красную. Юле - не зеленую и не желтую.

Оле - не желтое и не красное. Какая ткань для какой из девочек?

14. Под елкой цветок не растет, под березой не растет грибок. Что растет под елкой, а что под березой?

15.Антон и Денис решили поиграть. Один с кубиками, а другой машинками. Антон машинку не взял. Чем играли Антон и Денис?

16.Вика и Катя решили рисовать. Одна девочка рисовала красками, а другая карандашами. Чем стала рисовать Катя?

17.Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром. Рыжий клоун выступал не с мячиком, а черный клоун выступал не с шариком. С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?

18.Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.

Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?

19. Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.

Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая?

  Задачи на смекалку

Что легче: 1 кг ваты или 1 кг меда?

С наседкой идут несколько цыплят. Один цыпленок впереди, а два позади, один позади, а два впереди. Один между двумя и три в ряду. Сколько всего цыплят у наседки?

Костя поставил на пост 7 солдатиков на расстоянии 4 см друг от друга. Чему равно расстояние от первого солдатика до последнего?

У брата и сестры вместе 8 конфет. Когда сестра отдала брату 3 конфеты, то конфет у них стало поровну. Сколько конфет было сначала у брата и сестры в отдельности?

Мама купила по полкилограмма сахара, конфет, печенья, пряников. Каков общий вес покупки?

Сколько лет Вове, если к числу его лет прибавить 7 лет и еще один год, то ему будет 20 лет.

У Вити в 2 раза меньше орехов, чем у Васи. У обоих мальчиков 6 орехов. Сколько орехов у каждого мальчика?

«Сколько лет отцу, если к моим годам прибавить полсотни и еще 5 лет, то мне будет 100 лет», - сказал отец.

Длина бревна 5 метров. Бревно распилили на поленья длиной 1 метр. Сколько сделали распилов?

У матери 5 сыновей. У каждого по одной сестре. Сколько всего детей?

  Два мальчика нашли в лесу 6 белых грибов. Сколько белых грибов найдут в лесу 3 мальчика?

  Вова и Дима решили по одной задачке за 10 минут. Сколько времени затратил на решение задачи каждый мальчик?

  Над рекой летели птицы:

 Голубь, щука, две синицы,

 Два стрижа и пять угрей.

Сколько птиц? Ответь скорей?

  Какое наименьшее количество отрезков нужно провести в прямоугольнике, чтобы получилось три различных прямоугольника?

Петя и Миша имеют фамилии Чернов и Белов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на два года старше Белова?

У мальчика в коробке было 7 мух. На две мухи он поймал двух рыбок. Сколько рыбок он поймает, используя остальных мух?

Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько птиц осталось на грядке?

Как поставить 2 стула у стен комнаты, чтобы у каждой из четырех ее стен стояло по одному стулу? А как поставить 3 стула, чтобы у каждой из четырех стен стояло по одному стулу?

Коля и Петя живут в одном доме: Коля — на шестом этаже, а Петя — на третьем. Возвращаясь из школы домой, Коля проходит 60 ступенек. Сколько ступенек проходит Петя, поднимаясь по лестнице на свой этаж?

В двух ящиках для уроков труда хранились ножницы, по 20 штук в каждом. Перед уроком труда учительница взяла несколько ножниц из одного ящика, а затем из второго взяла столько, сколько осталось в первом ящике. Сколько ножниц осталось в обоих ящиках?

Приглашая к себе Таню, подруга сказала:

— Ты легко найдешь нашу квартиру. Когда войдешь в наш дом, то увидишь коридор, а в нем — три одинаковые двери, ведущие в квартиры Кольцовых, Огурцовых и нашу. Наша дверь не самая левая, но левее двери Огурцовых. Вечером Таня пришла в дом, где жила ее подруга. В коридоре она остановилась перед тремя дверями и задумалась:

— Которая же дверь ведет к подруге? А к Кольцовым? К Огурцовым? Не ошибиться бы. Помогите ей ребята.

Три брата — Ваня, Саша и Коля — учились в разных классах одной школы. Ваня был не старше Коли, а Саша — не старше Вани. Назови имя самого старшего из братьев, среднего и младшего.

На столе лежали кофеты в кучке. Две матери, лве дочери да бабушка с внучкой взяли конфеты по одной штучке и не стало этой кучки. Сколько конфет было в кучке?

Два мальчика нашли на дороге 10 копеек. Сколько денег найдут  5 таких же мальчиков?

Летела стая гусей: один впереди, а два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?

Бегемот заболел. Доктор Айболит велел ему принимать лекарство три дня: в первый день - одну таблетку, во второй - две, в третий - четыре. Сколько таблеток примет бегемот за три дня?

Представьте, что у Вас 5 палочек. Сколько станет палочек, если разломать две из них на половинки?

Нюша, Бараш, Копатыч и Лосяш играли с мячами синим, зелёным, жёлтым и красным.. Каким из мячей играл каждый из них, если мяч Бараша не синий, у Нюши не синий и не красный, а у Копатыча жёлтый мяч?

Маша, Катя и Лена отправились в лес за грибами. Маша нашла 10 грибов, Катя столько сколько Маша и половину от Лениных. А Лена столько сколько Маша и  Катя вместе.   Сколько всего грибов собрали девочки?

Если Витя купит 3 пачки чипсов, то у него останется 4 рубля. А если бы он захотел купить 5 пачек, ему бы не хватило 20 рублей. Сколько денег у Вити?

Валя любит молочные ириски и не любит шоколадные. В вазе 7 молочных и 4 шоколадных ириски. Сколько нужно достать конфет не глядя, чтобы среди них точно попала хоть одна молочная?

Сидя на уроке Дима мечтал: «Если бы к моим деньгам добавить ещё половину да ещё 20 рублей, мне бы хватило денег на комиксы. Сколько денег у Димы, если комиксы стоят 110 рублей?

Фрекен Бок испекла 30 плюшек. Малыш съел несколько штук, Карлсон  на 17штук больше. Домомучительнице досталось всего три плюшки. Кто сколько плюшек съел?

Дядя Федор, Шарик, кот Матроскин и Печкин решили пойти  зимой на охоту. Там они потревожили медведя и убегали из леса, обгоняя друг друга. Шарик бежал быстрее Матроскина, но медленнее Печкина, Матроскин прибежал домой позже, чем Дядя Федор, который бежал медленнее Шарика. У кого больше всех шансов попасть в лапы к медведю- шатуну?

Саша, Степа  и Коля играли в мяч. Один из мальчиков попал в окно и разбил стекло. Саша сказал: «Окно разбил не я». Коля сказал: «Окно разбил Степа». Спустя некоторое время выяснилось, что один из мальчиков говорит правду, а другой врет. Кто разбил окно?

Ваня, Петя, Саша и Коля носят фамилии, начинающиеся на буквы В, П, С и К. Известно, что Ваня и С. – отличники, Петя и В. – троечники,  В. ростом выше П., Коля ростом ниже П., Саша и Петя имеют одинаковый рост. На какую букву начинается фамилия каждого мальчика?

В трёхэтажном доме жили три щенка: бульдог, такса и пудель. Щенки с первого и второго этажей не были таксами. Бульдог не жил на первом этаже. Определите место проживания каждого щенка?

Роман и Федор - два брата. У них вместе 100 марок. В день рождения Федора Роман подарил ему 20 марок,  и у них стало одинаковое количество марок. Сколько марок было у Романа и Федора до этого?

В библиотеке на двух полках было 19 книг. Купили новые книги и на каждую полку поставили еще столько книг, сколько было на ней. Сколько теперь книг стоит на двух полках?  

Костя задумал число, прибавил к нему 1, отнял 2, умножил результат на 3 и разделил на 4. Получилось 6.  Какое число задумал Костя?

Задание 1.

А. Раскрась рисунок, если известно, что: красная фигура находится между голубой и жёлтой, розовая рядом с жёлтой, а солнышко раскрашено жёлтым цветом.

Б. По небу летели: воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело?

Ответ:

Птиц летело ______________________________________________________________

Задание 2.

А. Найди общий признак для всех слов:

1. Арбуз, мяч, колесо, кольцо.

2. Крокодил, трава, лягушка, зелёнка, огурец.

3. Ёжик, кактус, иголка, шип.

Ответ:

Для арбуза, мяча, колеса, кольца общий признак __________________________________

Для крокодила, травы, лягушки, зелёнки, огурца общий признак ____________________

Для ёжика, кактуса, иголки, шипа общий признак _________________________________

Б. Переставьте буквы так, чтобы получились новые слова: садок, среда, замок.

Придумайте два слова, которые состоят из одинаковых букв.

Ответ:

Если в слове садок переставить буквы, то получится _______________________________

Если в слове среда переставить буквы, то получится _______________________________

Если в слове замок переставить буквы, то получится _______________________________

Я придумал слово _____________, если в нем переставить буквы, то получится _________

Я придумал слово _____________, если в нем переставить буквы, то получится _________

Задание 3.

А. Вставь подходящие по смыслу слова.

Нем, как … . Хитёр, как … . Упрям, как … . Труслив, как … . Силён, как … . Голоден, как … . Что объединяет все эти выражения?

Ответ:

Нем, как _______________________ .

Хитёр, как ______________________ .

Упрям, как ______________________ .

Труслив, как _____________________ .

Силён, как _______________________ .

Голоден, как _____________________ .

Все эти выражения объединяет то, что ___________________________________________

____________________________________________________________________________ .

Б. Какие качества проявляют в сказках эти животные: волк, лиса, заяц?

Ответ:

Волк в сказках

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Лиса в сказках

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Заяц в сказках

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 4.

А. Нарисуй  животное с помощью заданных фигур.

 Ответ:

Б. Нарисуй транспортное средство с помощью заданных фигур.

 Ответ:

Задание 1.

А. Катя, Миша, Лена и Таня сидят за столом: Миша - между Таней и Катей, а Лена - справа от Кати. Запиши буквы К, М, Л, Т в кружочки так, как дети сидят за столом.

Б. На тарелке лежало 6 пирожных. Два из них разрезали пополам.   Сколько  пирожных стало на тарелке?

Ответ:

Пирожных стало на тарелке - ____________________________________________________

Задание 2.

А. В каждом из этих слов спряталось другое слово. Найди его. Запиши.

Хлев, коса, укол, уточка.

Придумайте два слова, в которых спрятались другие слова.

Ответ:

В слове хлев спряталось слово __________________________________

В слове коса спряталось слово __________________________________

В слове укол спряталось слово __________________________________

В слове уточка спряталось слово __________________________________

Я придумал слово_______________, если в нем убрать одну букву, то получится_________

Я придумал слово_______________, если в нем убрать одну букву, то получится_________

Б. Какое слово в каждом ряду «лишнее» по смыслу?

1) Смола, молотый, смоляной.

2) Чеснок, честный, чесночный

3) Ловить, улов, слово

Ответ:

Лишним по смыслу является слово _______________________________.

Лишним по смыслу является слово _______________________________.

Лишним по смыслу является слово _______________________________.

Задание 3.

А. Почему животные оказываются в зоопарке?

Ответ:

Потому что ___________________________________________________________________

Потому что ___________________________________________________________________

Потому что ___________________________________________________________________

Потому что ___________________________________________________________________

Потому что ___________________________________________________________________

Б. Какие правила надо соблюдать в зоопарке?

В зоопарке нельзя _____________________________________________________________

В зоопарке нельзя _____________________________________________________________

В зоопарке нельзя _____________________________________________________________

В зоопарке нельзя _____________________________________________________________

В зоопарке нельзя _____________________________________________________________

Задание 4.

А.

Начерти фигуру, изменив:

 Для А. цвет и размер;                                                Для  Б. размер и форму.

Задание 1.

А. Раскрась звёздочки так, чтобы желтая была  между синей и зеленой, белая между красной и синей.

Б. Моего отца зовут Сергей Петрович, а моего сына – Алексей Дмитриевич. Как зовут меня?

Ответ:

Меня зовут - ______________________________________________________________

Задание 2.

А. Образуйте из слов первого столбика слова, которыми  называют людей. Запиши их во второй столбик.

Какой?                                              Кто?

1. Храбрый.

2. Весёлый.

3. Хитрый.

4. Крепкий.

Подбери слово, которое отвечает на вопрос Какой? , которое характеризует свойства человеческого характера, выраженные в пословицей.

Какой?                                                        Пословицы.

5.                                                                     Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

6.                                                                     Ел, да устал, спал, да намаялся.

Ответ:

Храбрый - это __________________________________

Весёлый – это __________________________________

Хитрый – это ___________________________________

Крепкий – это ___________________________________

Какой? - ________________________________________

Какой? - ________________________________________

Б. Вставьте пропущенные гласные так, чтобы получились слова:

Млк, врбй, рсскй, крндш.

Придумайте три слова, которые состоят из согласных кшк

Ответ:

Если вставить пропущенные гласные между буквами млк, то получится ______________.

Если вставить пропущенные гласные между буквами врбй, то получится ______________.

Если вставить пропущенные гласные между буквами рсскй, то получится _____________.

Если вставить пропущенные гласные между буквами крндш, то получится ____________.

Из букв кшк я придумал слово _____________.

Из букв кшк я придумал слово _____________.

Из букв кшк я придумал слово _____________.

Как называют жителей этих стран?

Ответ:

Франция - № _________, жителей этой страны называют _____________________.

Япония - № _________, жителей этой страны называют _____________________.

Россия -  № _________, жителей этой страны называют _____________________.

Англия - № _________, жителей этой страны называют _____________________.

Индия - № _________, жителей этой страны называют _____________________.

Дания - № _________, жителей этой страны называют _____________________.

Б. Каким способом смогут договориться между собой эти люди, если они не знают языков других стран?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры на развитие логического мышления"

Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в ...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОЧНОГО ДОМИКА

"Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир".Игра является естественным состоянием, потребностю ребенка, средством общения и совместной де...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...

развитие речи через игры на развитие логического мышления

В презентации кратко указаны тезисы по развитию речи у детей дошкольного возраста через игры с логическим содержанием...

Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...