Инновационный педагогический опыт Исаевой Оксаны Анатольевны
материал

Исаева Оксана Анатольевна

Инновационный педагогический опыт воспитателя

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Исаевой Оксаны Анатольевны

Введение

Тема: «Развитие любознательности дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»

Автор: Исаева Оксана Анатольевна

Год рождения: 10.09.1968

Профессиональное образование: средне-специальное. Зубово – Полянское педагогическое училище, 1992 г. Дошкольное отделение, воспитатель.

Общий педагогический стаж работы: 32 года

Стаж работы в должности: 32года

Повышение квалификации: 2021 г. ООО «Региональный центр повышения квалификации», г. Рязань

Квалификационная категория:  высшая

Дата последней аттестации: 22.03.2018 г.

Занимаемая должность: воспитатель

 

Актуальность.

                                Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".

                                                                                                 Сухомлинский В.А. 

Дошкольный возраст – это возраст почемучек. Именно в этом возрасте  активно формируются все физические и интеллектуальные качества ребенка, происходит развитие его познавательной сферы, любознательности.

Однако, это происходит лишь в том случае, если для этого созданы соответствующие условия, а если их нет, то  природные возможности могут  нейтрализоваться: ребёнок может стать пассивным наблюдателем  окружающего мира, может потерять интерес к процессу познания всего, что его окружает.

Ведь окружающий мир  открывается и раскрывается перед ребенком через его личные ощущения, действия, переживания. Лишь тогда ребенок приобретает бесценный опыт, когда задает вопросы,  получает ответы на свои вопросы. Это и есть – двигатель детского развития.

Из этого следует, что  необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является поисково-исследовательская деятельность, которая несет познавательную функцию.

 Основная идея опыта.

Развитие любознательности дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность осуществляется в процессе умственного воспитания в непосредственно образовательной деятельности, в процессе общения, игры, совместного детского труда. Основные же условия развития любознательности – это ознакомление дошкольников с явлениями окружающей среды, социума и развитие активной заинтересованности к ним.

Я считаю, что для формирования познавательного интереса и любознательности детей необходимо  соблюдать три обязательных момента:

- наличие положительных эмоций или отношений к деятельности;

- наличие познавательного момента в этих эмоциях;

- наличие мотива идущего от выполняемой деятельности.

Для формирования познавательно-исследовательской активности и развития любознательности дошкольников я стараюсь: 

а) чтобы у ребенка в ходе деятельности возникали недоумения и вопросы;

б) чтобы ребенок ставил задачи для самостоятельного решения (либо их решения совместно с воспитателем);

в) чтобы решение одной задачи, вызывало новые вопросы и ставило новые задачи для их решений, а это, в свою очередь, способствует становлению интереса, который становится бесконечным и более стойким;

г) чтобы поиск решения задач проходил через определенные трудности и приводил к положительному результату.

Мои наблюдения и анализ педагогического процесса показали, что  метод познавательно-исследовательской деятельности для развития любознательности  используется  в практической работе с детьми недостаточно. Поэтому я приняла решение: применять метод познавательно-исследовательской деятельности для успешного развития любознательности детей и ввести его в свою практику.

Мой опыт показывает, что организация систематической познавательно-исследовательской деятельности, которые сопровождаются  переживаниями радости познания и подтверждаются достижениями детей,  формируют у них стойкий познавательный интерес, который постепенно превращается в такое личностное качество, как любознательность. И чем активнее нами используется познавательно-исследовательская деятельность, тем устойчивее  становится интерес, тем больше у детей  радости и желания познать окружающий его мир.

Теоретическая база.

Современному обществу необходимы люди высокообразованные, имеющие высокий профессиональный уровень, готовые к решению экономических, политических, социальных, научно-технических вопросов.

На мой взгляд,  познавательная активность играет важную роль в любом познавательном процессе и является решающим условием успешной деятельности ребёнка, его развития в целом.

Поэтому феноменом познавательно-исследовательской активности занимались и занимаются многие исследователи.

Теоретической базой опыта стали исследования таких педагогов как  Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо. Они определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию.

Другая группа учёных понимает познавательную активность как качество личности,  где стремление личности к познанию выражается в интеллектуальном отклике (например, в любознательности) на процесс познания.

Условиями развития познавательной активности в самостоятельных  практических исследовательских действиях самого ребёнка занимались  Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и другие. Инициатива ребёнка может быть направлена на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определять необходимость в решении  заданий конкретных жизненных ситуаций.

Мои наблюдения доказывают, что источником познавательной активности является познавательная потребность. А удовлетворение этой потребности осуществляется в поиске неизвестного, в их выявлении, открытии.

В начале XXI века появились публикации А.И. Савенкова об организации детской исследовательской деятельности. А.И. Савенков утверждает, что детские исследования – это  процесс саморазвития. Его позиция близка к теории Д.Б.Эльконина о системе развивающего обучения дошкольников и младших школьников.

Также интересны исследования Л. Н. Прохоровой. Они касаются особенностей  организации исследовательской деятельности дошкольников и её влияния на социализацию ребёнка.

Новизна.

     Новизна моего педагогического опыта заключается в комплексном использовании ранее известных современных методов познавательно-исследовательской деятельности, выявлении и внедрении их в педагогическую практику с целью формирования такого психологического качества, как любознательность.  А также создание диагностического материала  для  детей. 

Технология опыта

Я считаю, что на развитие любознательности, познавательных интересов оказывают влияние  не только накопление личного опыта, но и знание  жизненного опыта сверстников, жизни коллектива.

К.Д. Ушинский интерес к образованию называл «интересом, полным мысли». Ребенка занимает и увлекает только то, что вызывает интерес. Самое трудное и скучное занятие интерес делает увлекательным, а также он  повышает работоспособность ребенка.

Любознательность, познание и исследование тесно взаимосвязаны между собой: любознательность развивает интерес, а интерес, в свою очередь,  может возбудить любовь к познанию. А интерес вместе с любознательностью проявляются в познавательной потребности человека  в разнообразных формах деятельности: в игре дети глубже познают различные явления жизни, устанавливают связи ситуаций, подтверждают или опровергают правильность своих представлений.

Итак, потребность в поиске знаний, пытливость ума наиболее полно проявляется тогда, когда предложенный ребенку предмет или  явление возбуждает его интерес, питает его чувства, а знаний необходимых для выражения этих чувств ещё нет.

Поэтому целю моего инновационного опыта стали:

а) в создании условий, способствующих получению достаточных впечатлений в разных областях;

б) способствующих накоплению положительных эмоций;

в) в активизации познавательной деятельности и обеспечении предпосылок интереса (детской любознательности).

В процессе реализации опыта, использовала такие методы как:

 - Игровой метод (использование компонентов игровой деятельности, с использованием вопросов, указаний, объяснений, пояснений, показа;

 - Элементарный метод (метод преобразования жизненных ситуаций, предметов или явлений с целью установления связей между ними)

- Метод наблюдения (наблюдение - один из основных методов в дошкольном возрасте);

 - Словесные методы  (рассказы, пересказы, беседы).

Также я использую инновационные технологии воспитания и  образования. Например,  применяю компьютерные и мультимедийные средства образования, которые стимулируют познавательный интерес детей. Ведь гораздо интереснее не просто послушать об объектах и явлениях, а лучше на них посмотреть собственными глазами.

В работе с детьми использую разные формы организации:

 – индивидуальные;

– групповые;

– фронтальные.

     Работу по теме инновационной деятельности проводила поэтапно:

     1. Подготовительный этап.

На первом этапе я изучила педагогическую и теоретическую литературу по выбранной проблеме «Развитие любознательности дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность», познакомилась с работами ведущих исследователей по данной проблеме.

      Так для развития познавательно-исследовательской активности и поддержания познавательного интереса в группе центр «Мини-лаборатория» для детского экспериментирования и исследовательской.

В центре имеются:  разные емкости,  увеличительные стекла, лупы, шприцы, трубочки,  компас, бинокль,  маленькие зеркала, измерительные приборы,  микроскоп, губка, пенопласт, магниты, пипетки, краски разной густоты и насыщенности, стекла разного цвета, бумага, фольга, различные соломинки, трубочки для пускания мыльных пузырей и т. д.

На этом этапе я     также создала картотеку игр, наблюдений, опытов, которые способствуют развитию у ребенка умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения. Далее я  разработала перспективный  план, создала карточки, разработала конспекты занятий,  ориентированные на интересы и потребности детей. Содержание конспектов составлено с учетом   индивидуальных особенностей детей и связано с жизненным опытом ребенка. Содержание включает (предполагает) также активную  деятельность детей и мотивацию к  деятельности, проблему,  которую нужно выявить и решить.

      2. Основной этап.  

      На втором этапе  были проведены  работы с детьми,  совместная  деятельность детей с воспитателем; проведены консультации  с педагогами и родителями.  

Для поддержания интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности постоянно обновляю наглядную информацию для родителей воспитанников по организации исследовательской деятельности в домашних условиях.

      Совместная работа с родителями воспитанников позволило мне увеличить их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотно стали  обращаться за помощью к воспитателям, стали чаще делится своим опытом.

      Процесс развития любознательности дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность формируется  не только на занятиях, но и в свободной деятельности, которые включают упражнения и проблемные ситуации разных объектов  природы.

      Причем, в ходе деятельности я учу  детей задавать вопросы;  стимулирую их к самостоятельному анализу результатов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном; определять последовательность действий. Учу отвечать  на вопросы: Почему? Как? Что изменилось? И т.д.

Обсуждая проблемные ситуации, учу детей обращать  внимание на мнение других, более активным детям предлагаю  помогать более застенчивым, учу слушать друг друга.

      3. Заключительный этап.

      На заключительном этапе я провела анализ результатов работы и пришла к выводу, что в процессе экспериментирования развивается познавательная активность детей и появляется интерес к исследовательской деятельности.  Дети начинают активнее принимать участие в предложенных экспериментах, охотнее самостоятельно действуют с предметами, выявляют их особенности. Дети начинают исследовать и экспериментировать дома с родителями: различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми. А это ведет к расширению кругозора детей, умению устанавливать  взаимосвязи между предметами живой и неживой природы и их свойствами; о применении их человеком в своей жизнедеятельности.

На заключительном этапе я сделала вывод о том, что   необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса является активная работа по познавательно-исследовательской деятельности детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок  получает возможность почувствовать себя исследователем,  ученым, первооткрывателем, удовлетворяет  присущую детскому разуму  любознательность.

 

Результативность опыта

 

         Результаты мониторинга инновационной деятельности позволяют говорить о позитивной динамике развития любознательности детей при организации активной познавательно-исследовательской работы с детьми.

 

 

Начальный этап инновационной деятельности

Критерии

низкий

средний

высокий

Знает, что такое эмоции, умеет их определить

69

26

5

Имеет представления  о живой и неживой природе

68

27

6

Умеет ставить проблемы и решать их

79

18

3

Делает умозаключения, определяет взаимосвязи

82

15

3

Задает вопросы и внимательно выслушивает ответы

75

18

7

 

 

 

Заключительный этап инновационной деятельности

Критерии

низкий

средний

высокий

Знает, что такое эмоции, умеет их определить

2

63

35

Имеет представления  о живой и неживой природе

0

41

59

Умеет ставить проблемы и решать их

7

67

26

Делает умозаключения, определяет взаимосвязи

7

60

33

Задает вопросы и внимательно выслушивает ответы

5

58

37

 

 

 

Перспективы применения опыта в практике.

Свой педагогический опыт «Развитие любознательности дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность» я распространяю на Интернет-сайтах, педагогических форумах, родительских сообществах, среди своих коллег и единомышленников. Для этого мной разработаны конспекты занятий, мастер-классов, созданы альбомы и брошюры, подобран богатый информационный и дидактический материал для работы с детьми и взрослыми по теме.  

Я считаю, что каждый педагогический опыт должен быть доступен для ознакомления и достоин, быть изученным, а лучшие из них должны внедряться в  массовую  практику.  

Литература.

1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005

2. Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации.  / Вопросы психологии. М.: 2006.

3. Басько, Е.Ф. Любознательность детей 6 – 7 лет как ценностное

свойство личности / Исследовательская работа школьников. М.: 2007

4. Добрынин, Н.Ф. Интерес и внимание .  М.: Просвещение, 1991

5. Ерофеева, Т.И. Где живут 140 почему, или вопросах, дающих

интересные ответы  / Дошкольное воспитание. 2001. № 2

6. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду / Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004

7. Исакова, Н. В. Развитие познавательных процессов у старших

дошкольников через экспериментальную деятельность /

СП: Детство – Пресс, 2013.

8 Комарова Т.Б. Исследовательская деятельность и познавательная активность дошкольников . М.: 2016

9 Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Ребенок в детском саду. 2003.№3

10. Купарадзе, Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего

дошкольного возраста / М.: Сфера, 2001

11. Лобова, Т.Н. Диагностика и стимулирование развития

любознательности как профессионально значимого свойства личности

будущего учителя / М.: , 2000.

12. Проколиенко, Л.Н. Формирование любознательности у детей

дошкольного возраста. Киев: Рад. школа, 1979.

13.  Щетинина В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности. М.:2006

14. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1979.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isaeva_opyt.docx70.78 КБ
Файл prilozhenie_1_den_rozhdeniya_myshonka.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт воспитателя

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Исаевой Оксаны Анатольевны

Введение

Тема: «Развитие любознательности дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»

Автор: Исаева Оксана Анатольевна

Год рождения: 10.09.1968

Профессиональное образование: средне-специальное. Зубово – Полянское педагогическое училище, 1992 г. Дошкольное отделение, воспитатель.

Общий педагогический стаж работы: 32 года

Стаж работы в должности: 32года

Повышение квалификации: 2021 г. ООО «Региональный центр повышения квалификации», г. Рязань

Квалификационная категория:  высшая

Дата последней аттестации: 22.03.2018 г.

Занимаемая должность: воспитатель

Актуальность.

                                Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".

                                                                                                 Сухомлинский В.А. 

Дошкольный возраст – это возраст почемучек. Именно в этом возрасте  активно формируются все физические и интеллектуальные качества ребенка, происходит развитие его познавательной сферы, любознательности.

Однако, это происходит лишь в том случае, если для этого созданы соответствующие условия, а если их нет, то  природные возможности могут  нейтрализоваться: ребёнок может стать пассивным наблюдателем  окружающего мира, может потерять интерес к процессу познания всего, что его окружает.

Ведь окружающий мир  открывается и раскрывается перед ребенком через его личные ощущения, действия, переживания. Лишь тогда ребенок приобретает бесценный опыт, когда задает вопросы,  получает ответы на свои вопросы. Это и есть – двигатель детского развития.

Из этого следует, что  необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является поисково-исследовательская деятельность, которая несет познавательную функцию.

 Основная идея опыта.

Развитие любознательности дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность осуществляется в процессе умственного воспитания в непосредственно образовательной деятельности, в процессе общения, игры, совместного детского труда. Основные же условия развития любознательности – это ознакомление дошкольников с явлениями окружающей среды, социума и развитие активной заинтересованности к ним.

Я считаю, что для формирования познавательного интереса и любознательности детей необходимо  соблюдать три обязательных момента:

- наличие положительных эмоций или отношений к деятельности;

- наличие познавательного момента в этих эмоциях;

- наличие мотива идущего от выполняемой деятельности.

Для формирования познавательно-исследовательской активности и развития любознательности дошкольников я стараюсь:  

а) чтобы у ребенка в ходе деятельности возникали недоумения и вопросы;

б) чтобы ребенок ставил задачи для самостоятельного решения (либо их решения совместно с воспитателем);

в) чтобы решение одной задачи, вызывало новые вопросы и ставило новые задачи для их решений, а это, в свою очередь, способствует становлению интереса, который становится бесконечным и более стойким;

г) чтобы поиск решения задач проходил через определенные трудности и приводил к положительному результату.

Мои наблюдения и анализ педагогического процесса показали, что  метод познавательно-исследовательской деятельности для развития любознательности  используется  в практической работе с детьми недостаточно. Поэтому я приняла решение: применять метод познавательно-исследовательской деятельности для успешного развития любознательности детей и ввести его в свою практику.

Мой опыт показывает, что организация систематической познавательно-исследовательской деятельности, которые сопровождаются  переживаниями радости познания и подтверждаются достижениями детей,  формируют у них стойкий познавательный интерес, который постепенно превращается в такое личностное качество, как любознательность. И чем активнее нами используется познавательно-исследовательская деятельность, тем устойчивее  становится интерес, тем больше у детей  радости и желания познать окружающий его мир.

Теоретическая база. 

Современному обществу необходимы люди высокообразованные, имеющие высокий профессиональный уровень, готовые к решению экономических, политических, социальных, научно-технических вопросов.

На мой взгляд,  познавательная активность играет важную роль в любом познавательном процессе и является решающим условием успешной деятельности ребёнка, его развития в целом.

Поэтому феноменом познавательно-исследовательской активности занимались и занимаются многие исследователи.

Теоретической базой опыта стали исследования таких педагогов как  Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо. Они определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию.

Другая группа учёных понимает познавательную активность как качество личности,  где стремление личности к познанию выражается в интеллектуальном отклике (например, в любознательности) на процесс познания.

Условиями развития познавательной активности в самостоятельных  практических исследовательских действиях самого ребёнка занимались  Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и другие. Инициатива ребёнка может быть направлена на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определять необходимость в решении  заданий конкретных жизненных ситуаций.

Мои наблюдения доказывают, что источником познавательной активности является познавательная потребность. А удовлетворение этой потребности осуществляется в поиске неизвестного, в их выявлении, открытии.

В начале XXI века появились публикации А.И. Савенкова об организации детской исследовательской деятельности. А.И. Савенков утверждает, что детские исследования – это  процесс саморазвития. Его позиция близка к теории Д.Б.Эльконина о системе развивающего обучения дошкольников и младших школьников.

Также интересны исследования Л. Н. Прохоровой. Они касаются особенностей  организации исследовательской деятельности дошкольников и её влияния на социализацию ребёнка.

Новизна. 

     Новизна моего педагогического опыта заключается в комплексном использовании ранее известных современных методов познавательно-исследовательской деятельности, выявлении и внедрении их в педагогическую практику с целью формирования такого психологического качества, как любознательность.  А также создание диагностического материала  для  детей.  

Технология опыта

Я считаю, что на развитие любознательности, познавательных интересов оказывают влияние  не только накопление личного опыта, но и знание  жизненного опыта сверстников, жизни коллектива.

К.Д. Ушинский интерес к образованию называл «интересом, полным мысли». Ребенка занимает и увлекает только то, что вызывает интерес. Самое трудное и скучное занятие интерес делает увлекательным, а также он  повышает работоспособность ребенка.

Любознательность, познание и исследование тесно взаимосвязаны между собой: любознательность развивает интерес, а интерес, в свою очередь,  может возбудить любовь к познанию. А интерес вместе с любознательностью проявляются в познавательной потребности человека  в разнообразных формах деятельности: в игре дети глубже познают различные явления жизни, устанавливают связи ситуаций, подтверждают или опровергают правильность своих представлений.

Итак, потребность в поиске знаний, пытливость ума наиболее полно проявляется тогда, когда предложенный ребенку предмет или  явление возбуждает его интерес, питает его чувства, а знаний необходимых для выражения этих чувств ещё нет.

Поэтому целю моего инновационного опыта стали:

а) в создании условий, способствующих получению достаточных впечатлений в разных областях;

б) способствующих накоплению положительных эмоций;

в) в активизации познавательной деятельности и обеспечении предпосылок интереса (детской любознательности).

В процессе реализации опыта, использовала такие методы как:

 - Игровой метод (использование компонентов игровой деятельности, с использованием вопросов, указаний, объяснений, пояснений, показа;

 - Элементарный метод (метод преобразования жизненных ситуаций, предметов или явлений с целью установления связей между ними)

- Метод наблюдения (наблюдение - один из основных методов в дошкольном возрасте);

 - Словесные методы  (рассказы, пересказы, беседы).

Также я использую инновационные технологии воспитания и  образования. Например,  применяю компьютерные и мультимедийные средства образования, которые стимулируют познавательный интерес детей. Ведь гораздо интереснее не просто послушать об объектах и явлениях, а лучше на них посмотреть собственными глазами.

В работе с детьми использую разные формы организации:

 – индивидуальные;

– групповые;

– фронтальные.

     Работу по теме инновационной деятельности проводила поэтапно:

     1. Подготовительный этап.

На первом этапе я изучила педагогическую и теоретическую литературу по выбранной проблеме «Развитие любознательности дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность», познакомилась с работами ведущих исследователей по данной проблеме.

      Так для развития познавательно-исследовательской активности и поддержания познавательного интереса в группе центр «Мини-лаборатория» для детского экспериментирования и исследовательской.

В центре имеются:  разные емкости,  увеличительные стекла, лупы, шприцы, трубочки,  компас, бинокль,  маленькие зеркала, измерительные приборы,  микроскоп, губка, пенопласт, магниты, пипетки, краски разной густоты и насыщенности, стекла разного цвета, бумага, фольга, различные соломинки, трубочки для пускания мыльных пузырей и т. д.

На этом этапе я     также создала картотеку игр, наблюдений, опытов, которые способствуют развитию у ребенка умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения. Далее я  разработала перспективный  план, создала карточки, разработала конспекты занятий,  ориентированные на интересы и потребности детей. Содержание конспектов составлено с учетом   индивидуальных особенностей детей и связано с жизненным опытом ребенка. Содержание включает (предполагает) также активную  деятельность детей и мотивацию к  деятельности, проблему,  которую нужно выявить и решить.

      2. Основной этап.  

      На втором этапе  были проведены  работы с детьми,  совместная  деятельность детей с воспитателем; проведены консультации  с педагогами и родителями.  

Для поддержания интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности постоянно обновляю наглядную информацию для родителей воспитанников по организации исследовательской деятельности в домашних условиях.

      Совместная работа с родителями воспитанников позволило мне увеличить их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотно стали  обращаться за помощью к воспитателям, стали чаще делится своим опытом.

      Процесс развития любознательности дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность формируется  не только на занятиях, но и в свободной деятельности, которые включают упражнения и проблемные ситуации разных объектов  природы.

      Причем, в ходе деятельности я учу  детей задавать вопросы;  стимулирую их к самостоятельному анализу результатов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном; определять последовательность действий. Учу отвечать  на вопросы: Почему? Как? Что изменилось? И т.д.

Обсуждая проблемные ситуации, учу детей обращать  внимание на мнение других, более активным детям предлагаю  помогать более застенчивым, учу слушать друг друга.

      3. Заключительный этап.

      На заключительном этапе я провела анализ результатов работы и пришла к выводу, что в процессе экспериментирования развивается познавательная активность детей и появляется интерес к исследовательской деятельности.  Дети начинают активнее принимать участие в предложенных экспериментах, охотнее самостоятельно действуют с предметами, выявляют их особенности. Дети начинают исследовать и экспериментировать дома с родителями: различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми. А это ведет к расширению кругозора детей, умению устанавливать  взаимосвязи между предметами живой и неживой природы и их свойствами; о применении их человеком в своей жизнедеятельности.

На заключительном этапе я сделала вывод о том, что   необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса является активная работа по познавательно-исследовательской деятельности детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок  получает возможность почувствовать себя исследователем,  ученым, первооткрывателем, удовлетворяет  присущую детскому разуму  любознательность.

Результативность опыта

        Результаты мониторинга инновационной деятельности позволяют говорить о позитивной динамике развития любознательности детей при организации активной познавательно-исследовательской работы с детьми.

Начальный этап инновационной деятельности

Критерии

низкий

средний

высокий

Знает, что такое эмоции, умеет их определить

69

26

5

Имеет представления  о живой и неживой природе

68

27

6

Умеет ставить проблемы и решать их

79

18

3

Делает умозаключения, определяет взаимосвязи

82

15

3

Задает вопросы и внимательно выслушивает ответы

75

18

7

Заключительный этап инновационной деятельности

Критерии

низкий

средний

высокий

Знает, что такое эмоции, умеет их определить

2

63

35

Имеет представления  о живой и неживой природе

0

41

59

Умеет ставить проблемы и решать их

7

67

26

Делает умозаключения, определяет взаимосвязи

7

60

33

Задает вопросы и внимательно выслушивает ответы

5

58

37

Перспективы применения опыта в практике.

Свой педагогический опыт «Развитие любознательности дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность» я распространяю на Интернет-сайтах, педагогических форумах, родительских сообществах, среди своих коллег и единомышленников. Для этого мной разработаны конспекты занятий, мастер-классов, созданы альбомы и брошюры, подобран богатый информационный и дидактический материал для работы с детьми и взрослыми по теме.  

Я считаю, что каждый педагогический опыт должен быть доступен для ознакомления и достоин, быть изученным, а лучшие из них должны внедряться в  массовую  практику.  

Литература.

1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005

2. Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации.  / Вопросы психологии. М.: 2006.

3. Басько, Е.Ф. Любознательность детей 6 – 7 лет как ценностное

свойство личности / Исследовательская работа школьников. М.: 2007

4. Добрынин, Н.Ф. Интерес и внимание .  М.: Просвещение, 1991

5. Ерофеева, Т.И. Где живут 140 почему, или вопросах, дающих

интересные ответы  / Дошкольное воспитание. 2001. № 2

6. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду / Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004

7. Исакова, Н. В. Развитие познавательных процессов у старших

дошкольников через экспериментальную деятельность /

СП: Детство – Пресс, 2013.

8 Комарова Т.Б. Исследовательская деятельность и познавательная активность дошкольников . М.: 2016

9 Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Ребенок в детском саду. 2003.№3

10. Купарадзе, Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего

дошкольного возраста / М.: Сфера, 2001

11. Лобова, Т.Н. Диагностика и стимулирование развития

любознательности как профессионально значимого свойства личности

будущего учителя / М.: , 2000.

12. Проколиенко, Л.Н. Формирование любознательности у детей

дошкольного возраста. Киев: Рад. школа, 1979.

13.  Щетинина В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности. М.:2006

14. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1979.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД «День рождения Мышонка»

для детей

Автор-составитель: Исаева О.А.

Цель:

Формирование интереса детей к художественно-эстетическому творчеству. Развитие  эмоционального настроя посредством музыкотерапии.

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие.

Формировать конструктивные способности детей, навыки работы с природным материалом.

Развивать интерес к музыке, умение её слушать и различать характер.

Социально-коммуникативное развитие.

Укреплять здоровье детей. Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям, через восприятие музыки.

Познавательное развитие.

Закреплять знания детей о диких животных , среде их обитания. Развивать умение узнавать и называть их правильно.

Речевое развитие.

Развивать речедвигательную функцию, активную речь детей, мелкую моторику пальцев.

Побуждать участвовать в беседе, отвечать на вопросы воспитателя.

Физическое развитие.

Обогащать двигательный опыт детей. Способствовать развитию навыков выразительной передачи игровых образов.

Предварительная работа.

Знакомство с дикими животными.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Подсолнушек».

Лепка из пластилина и природного материала «Ёжики», «Ёлочки».

Разучивание песни М.Ю. Картушиной  «Здравствуйте».

Прослушивание классической музыки, детских песенок.

Материалы. Мультимедийное оборудование, презентация, заготовки в виде цветов подсолнухов, дощечки, тарелочки с семечками, салфетки ,поднос ,игрушки: медведь, заяц, лиса.

Ход НОД.

Дети, входят в группу и встают полукругом, лицом к гостям.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Слайд. Заставка. Звучит музыка.

Дети под музыку исполняют «Здравствуйте» (М.Ю. Картушина)

Здравствуйте ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

(хлопают в ладоши)

Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ!

(топают ногами)

Здравствуйте щёчки! Плох, плох, плох!

(гладят щёчки)

Пухленькие щёчки! Плох, плох, плох!

(гладят щёчки)

Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок!

(чмокают губами)

Здравствуйте зубки! Щёлк, щёлк, щёлк!

(щёлкают зубами)

Здравствуй мой носик! Биб, биб, биб!

(дотрагиваются пальцем до носика)

Здравствуйте гости! Всем привет!

(машут вверху правой рукой)

Воспитатель: Молодцы, ребятки, садитесь.

А вы любите сказки?

(ответы детей)

Воспитатель: Хотите, я вам расскажу ещё одну?

(ответы детей)

Воспитатель: Тогда слушайте!

Слайд. Лес. Домик и Мышонок.

Воспитатель:

На опушке, на лесной,

Виден домик расписной.

Он не Белкин и не Мишкин,

Этот славный домик, Мышкин.

У Мышонка, день рожденья,

Будут танцы, угощенье.

На крылечке, у дверей

Мышка ждет своих гостей.

И позвал Мышонок в гости всех лесных зверей.

Слайд. Лес.

Воспитатель: Ребята, кто живёт в лесу? (ответы детей)

Слайд. Медведь, Лиса, Заяц, идут по лесу.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, Медведь, Лиса, и Зайчик уже идут в гости к Мышонку.

Давайте покажем, как идёт Мишка.

(дети имитируют движения медведя)

Слайд. Звучит музыка. Идёт медведь.

Воспитатель: Теперь покажите, как ходит Лиса.

(дети имитируют движения лисы)

Слайд. Звучит музыка. Идёт лиса.

Воспитатель: Покажите, ребята, как прыгает Зайчик.

(дети имитируют движения зайца)

Слайд. Звучит музыка. Прыгает Зайчик.

Воспитатель:

Ребята, на день рождения без подарков не ходят.

Вот и стали звери думать, что можно подарить Мышонку на день рождения.

Что  бы вы подарили?

(ответы детей)

Правильно, можно подарить сыр, семечки, зёрнышки , хлебные  крошки, потому, что Мышонок всё это любит.

Слайд. Колоски, сыр, семечки, хлеб и хлебные крошки.

Воспитатель: По секрету, звери узнали, что Мышонку очень нравятся семечки в подсолнухах и решили их подарить.

Слайд. Звери держат в лапах подсолнухи.

Слайд. Лес, качаются деревья. Звучит тревожная музыка.

Воспитатель: Ребята, звучит музыка. Какая она?

(ответы детей: страшная, пугающая, тревожная)

Воспитатель: Правильно, музыка тревожная.

Что бы это могло означать?

Слайд. Лес. Звучит печальная музыка.

Слышен шум за дверью. Воспитатель подходит и открывает дверь.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, это звери из леса пришли к нам.

(сажает их на стульчики)

По-моему, они чем-то расстроены? Как вы думаете, что могло случиться? Почему они грустят?

(ответы детей: кто-то обидел, потерялись и т. п.)

Воспитатель: Вы знаете, в лесу поднялся сильный ветер.

Покажите, как дует ветер.

(дети имитируют)

Слайд. Лес, качаются деревья, звук ветра.

Воспитатель: Закачались деревья. Покажите, как качаются деревья.

( дети имитируют)

Воспитатель: Ветер вырвал из лап зверей подсолнухи, и звери расстроенные пришли к нам за помощью.

Теперь им нечего подарить Мышонку. Как же мы сможем помочь им?

(ответы детей: нарисовать, купить, сделать самим)

Воспитатель: Ребята, давайте мы сами сделаем подарки для Мышонка.

Слайд. Подсолнухи. Семечки.

У меня есть подсолнухи, но они ещё не созрели, их нужно наполнить семечками .Вы согласны помочь?

(ответы детей)

Тогда проходите, садитесь за столы, а я расскажу вам, как мы будем это делать.

(дети садятся за столы)

Воспитатель: Нужно взять пальчиками семечку и острым концом вставить ее в середину подсолнуха, затем еще одну, и еще одну, и так пока не заполнится вся середина цветка.

(показывает заполненный семечками подсолнух)

Пальчиковая гимнастика «Подсолнушек»

Самостоятельная работа.

Слайд. Звучит спокойная музыка. Дети на подготовленных заранее макетах подсолнухов проявляют свои конструктивные способности, навыки работы с природным материалом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые подсолнухи у вас получились, все заполненные семечками. Спасибо, вам, за то, что вы такие добрые и отзывчивые ребята. Давайте, отдадим подсолнухи зверушкам и проводим их к Мышонку.

Слайд. Лес.

Воспитатель вместе с детьми «провожает» зверушек за дверь, где их «ждёт» машина.

Воспитатель: Ребята, скажите, кто помнит, куда пошли звери? Зачем они туда пошли?

Что они взяли с собой в подарок?

(ответы детей)

Слайд. Звери в гостях у Мышонка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наши лесные гости уже дошли, празднуют день рождения Мышонка, веселятся. Чтобы и у вас тоже было хорошее настроение, я хочу подарить вам эти разноцветные шарики.

(воспитатель даёт детям шарики, с которыми дети веселятся, танцуют под музыку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Боярчук Ларисы Анатольевны на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Боярчук Ларисы Анатольевны на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»...

Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя Матвеевой Светланы Анатольевны "Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР в дидактических играх"

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать  новые жизненные...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"

Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...

Педагогический опыт музыкального руководителя Давыдовой Ирины Анатольевны

Использование  здоровьесберегающих  технологийв  процессе  реализации  образовательной  областиМУЗЫКА     МДОБУ «Кемлянский  детский...

Педагогический опыт музыкального руководителя МБДОУ "Кемлянский детский сад "Радуга" комбинированного вида" Давыдовой Ирины Анатольевны

РЕСПУБЛИКА      МОРДОВИЯМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение« Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида »Ича...