Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ " Использование подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте в процессе реализации образовательной области «Физическая культура»
консультация

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ  "Использование подвижных игр,  направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте  в процессе реализации образовательной области  «Физическая культура»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_spetsialistov_i_vospitateley_dou.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

     

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 37 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Использование подвижных игр,

направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте

в процессе реализации образовательной области

«Физическая культура»

        Автор:

                                                                                                  Инструктор по физической

                                                                                                  культуре ГБДОУ №37

                                                                                                  Юлия Викторовна

                                                                                                  Кузнецова

Использование подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте

в процессе реализации образовательной области

«Физическая культура»

Воспитание здоровой личности в самом широком смысле – основное требование модернизации системы образования. В соответствии с запросами общества и государства меняется качество образования, возрастает роль личной активности и творчества ребенка, в каждом направлении развития включая физическое. Уходя в прошлое узкоспециализированные разделы в комплексных программах, все чаще говорят о совокупности образовательных областей. Двигательная активность находится в органическом единстве с интеллектуальной, духовной и эстетической.

Формирование коммуникативно-речевых навыков ребенка приобретает все большее значение в современной жизни.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. В качестве параметров коммуникативной успешности выделяют эмоциональный компонент, включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому человеку, способность к сопереживанию; когнитивный, связанный с познанием другого человека, со способностью встать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы; поведенческий, отражающий способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении со сверстниками и взрослыми.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника (социальных, культурных, гигиенических и др.), одно из важных мест занимает физическая культура. Роль ее уникальна в плане комплексного развития всех аспектов целостной личности: психологического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного. Развивая двигательное воображение на физкультуре, мы одновременно решаем и другие психолого-педагогические задачи. Если раньше мы обучали основным видам движения, формировали двигательные навыки, то сейчас мы рассматриваем приобщение к физической культуре как творческий процесс. Физическая культура перестает восприниматься как узкая дисциплина, она становится естественной составляющей общечеловеческой культуры, что также актуально, так как формирование знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры ребенка. Физическая культура постепенно подготавливает ребенка к включению во все усложняющие системы социальных отношений. Результативность достигается с помощью всей системы средств – упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов.

Особенное значение в становлении системы коммуникативного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте приобретает игра как ведущая деятельность этого периода детства. Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игры дети учатся объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий. В практике работы дошкольного учреждения подвижные игры используются в непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию, во время прогулок, спортивно-развлекательных мероприятиях.

Основная их направленность-удовлетворение потребностей дошкольников в двигательной активности и закрепление техники двигательных навыков. Бывает так, что дети, испытывающие затруднения в повседневном общении, преображаются в двигательной деятельности. Этот важный момент следует учитывать в своей работе. Особое внимание уделяется агрессивным и застенчивым детям, так как именно они испытывают наибольшие трудности в коммуникации.

Следует гибко подходить к распределению ролей в играх, учитывая типологические особенности нервной системы, применять упражнения психопрофилактического характера. Образно-ролевая игра помогает нам в этом. Допустим, сегодня мы изображаем трусливых мышек, нужно обязательно похвалить застенчивых детей за то, как они артистично показывают мышек, вселяя в них уверенность в себе. Шумные, гиперактивные дети в этом упражнении учатся приемам самообладания. Завтра мы попробуем примерить образ рычащего тигра. Агрессивные дети таким социально приемлемым способом избавляются от излишней агрессии, а застенчивые – учатся смелости. Двигательное воображение позволяет скорректировать самооценку, примерить разные роли, что повышает коммуникативную компетентность детей.

Лесгафт назвал подвижную игру «упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни» К проявлению любой игры следует подходить творчески. Придерживаясь принципа максимальной вариативности, можно решать множество психолого-педагогических задач. Грамотно организованная игровая деятельность оказывают внимание на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил, принятых в обществе. Игра есть упражнение, с которым ребенок готовится к жизни. Игра - это самостоятельная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. При этом игры приобретают подлинно воспитательно-образовательное значение лишь тогда, когда они специально отбираются, уточняются по содержанию в соответствии с педагогическими целями.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений и реакцию нервных центров, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры:

Социальная функция. Игра является средством социализации ребенка. Играя, он обретает пространство -  физическое, эмоциональное, социальное. У ребенка формируется комплекс - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.

Диагностическая функция. Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?

Игротерапевтическая и коррекционная функции. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.

Развлекательная функция. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. И чем больше положительных эмоций получает, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает себя в жизни.

Коммуникативная функция. Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа – между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды.

Основными формами работы по физическому воспитанию, в которые включаются подвижные игры с направленным воздействием на развитие коммуникативных способностей, являются непосредственно образовательная деятельность по укреплению здоровья, утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулке, физкультурные досуги. Последовательность их внедрения в педагогический процесс в детском саду осуществляется с поэтапного формирования компонентов коммуникативных способностей, при соблюдении принципов физического воспитания, с учетом сочетания общепедагогических и специфических методов физического воспитания и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Компонентный состав коммуникативных

способностей

Характер взаимодействия игроков

Направленность подвижных игр

Эмоциональный компонент

Индивидуальные подвижные игры

Развивают эмоциональную отзывчивость, эмпатию, сопереживание  

Когнитивный компонент

Парные подвижные игры

Предвидеть его действия. эффективно решать совместные задачи

Поведенческий компонент

Командные подвижные игры

Развивать способность продуктивной совместной деятельности (командах)

Методика направленного воздействия подвижных игр на развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

        

Средства:

- подвижные игры по сюжету с несложными правилами, с преобладанием индивидуального характера действия игроков;

- парные подвижные игры без сюжета;

-парные подвижные игры с различным количеством водящих:

а)водящий противостоит остальным участникам игры;

б)группа водящих противостоит остальным участникам игры;

-подвижные игры соревновательного характера:

а) игры. в которых дети действуют одновременно в составе команды;

б) игры. в которых дети действуют одновременно в эстафетном порядке;

        

Методы:

- словесные рассказ, описание, объяснение, образное проговаривание, жесты, мимика, пантомимика);

- наглядные (показ упражнения, показ игровых действий);

- практические: методы строго регламентированного упражнения- целостно-конструктивного упражнения, стандартно-непрерывного упражнения;

- методы частично регламентированного упражнения- игровой и соревновательный методы

Формы организации педагогического процесса:

- непосредственно образования

деятельность по укреплению здоровья;

- подвижные игры на прогулке;

-физкультурные досуги и праздники.

Последовательность включения подвижных игр в педагогический процесс

детского сада

Сентябрь-октябрь

(подготовительный этап)

Ноябрь-февраль

(обучающий этап)

Март-май

(формирующий этап)

Цель- формирование мотивации, создание условий для получения радости и удовольствия от самого процесса подвижной игры, стимулирование желания детей участвовать в игре.

Цель- формирование навыка совместных игровых действий, умения ориентироваться на систему требований и правил, развитие и совершенствование двигательных навыков, физических качеств.

Цель- развитие интереса к играм, соревнованиям; формирование у детей чувства коллективизма, ответственности и умения установить межличностные отношения в игре.

Классификация подвижных игр по степени формирования основных компонентов

коммуникативных способностей

Компонентный состав

коммуникативных способностей

Характер взаимодействия

игроков

Направленность

подвижных игр

Название игры

Эмоциональный компонент

Индивидуальные

подвижные игры

Развивают

эмоциональную

отзывчивость, эмпатию,

сопереживание

«Менялки», «Травинка»,

«Цепочка слов», «Взаимное

цитирование», «Водяной»,

«Белочка с орехами»,

«Каракатица», «Городки» и др.

Когнитивный компонент

Парные

подвижные игры

Развивают способность

понять партнера по

команде, предвидеть его

действия, эффективно

решать совместные

задачи

«Поводырь», «Отражение

чувств», «Плохое

настроение», «Гуси-лебеди»,

«Хитрая лиса», «Мы веселые

ребята», «Карусель», «Караси

и щука», «Медведь и пчела»,

«Ловля обезьян» и др.

Поведенческий компонент

Командные

подвижные игры

Развивают способность к

продуктивной совместной

деятельности в малых

группах (команде)

«Перебежки»,

«Водяной», «Водонос»,

«Водяной», «Белочка с

орехами», «Городки»,

«Каракатица», «Черепаха-

путешественница»,

«Переправа», «Эстафета по

кругу», «Кто быстрее» и др.

Физическая и психическая составляющие в подвижных играх тесно связаны: в них дети не только совершенствуют двигательную сферу путем расширения запаса базовых двигательных умений, но и учатся владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других.

Способность понимать задачи в процессе общения и решать возникающие спорные ситуации. Дети становятся более эмоциональными и раскованными.

Духовно-нравственное содержание подвижной игровой деятельности и общения дошкольников не только оказывает позитивное влияние на развитие коммуникативных способностей, но и содействует укреплению здоровья.

Занятия физической культурой являются наиболее эффективным средством способствующим оптимизации меж индивидуальных связей детей, укреплению взаимопонимания и сотрудничества во время пребывания в детском коллективе.

То есть общение в данной сфере выступает как необходимый и существенный фактор, опосредующий не только двигательную деятельность, но и функцию обмена информацией и эмоциями в коллективе. Благодаря такому взаимодействию достигается понимание и развитие сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайдовая презентация «Реализация элементов технологии проблемного обучения в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

  «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.В проблеме имеются неизвестные,...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Морское путешествие» Образовательная область: Физическая культура, познание , художественно эстетическое.

Форма проведения: игра-путешествие Цель:  • Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему з...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младшей группе. Тем

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младш...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательной области физическое развитие "Весеннее солнышко".

Конспект не тему "Весеннее солнышко" по реализации образовательной области физическое развитие с использованием здоровьесберегающих и мнематических технологий....

Сборник музыкальных игр , направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста /сост. Составитель Якимова М.С. /МБДОУ ПГО «Черемышский детский сад»,2019...

музыкальные игры, направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

В связи с вступлением ФГОС на дошкольное образование возлагаются особые надежды. Работа, отвечающая современным требованиям ФГОС, требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, ...