Тема: "Детский совет" (из опыта работы)
презентация к уроку (средняя группа)

Реброва Людмила Александровна

Что собой представляет «Детский совет»?

Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sovet.pptx1.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕТСКИЙ СОВЕТ» (из опыта работы) МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167» Воспитатель Реброва Л.А. ВОРОНЕЖ 2022г.

Слайд 2

Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами. Ш.А. Амонашвили Что собой представляет «Детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса. Главной целью в своей работе, я считаю организацию детей. Собрать всех в единое целое, заинтересовать, дать заряд на весь день. В этом мне помогает технология «Детский совет». Я тщательно изучила задачи « детского совета » Создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «Задать тон». Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Слайд 3

Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично. Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения. Выбрать тему нового проекта /подвести итоги проекта. Разработать план действий. Учить детей делать осознанный ответственный выбор. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др. « Детский совет» провожу утром – до начала образовательной деятельности и вечером – в завершении дня. Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. Структура детского совета состоит из таких частей. Приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки). Игра (инвариант: тренинг, пение, слушание). Обмен новостями.

Слайд 4

Планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности). Подведение итогов (работы в центре, проекта, дня). До начала Детского совета в группе течет обычная жизнь: дети играют, общаются. Об оповещении утреннего сбора мы с детьми выбрали сигнал: звон колокольчика. Услышав его звон, дети собираются гурьбой в кружок на «Детский совет». Их глаза уже горят от любопытства, а что же сегодня нас ждет. Волшебный колокольчик это наш символ, призывающий на сбор. И дети охотно на него реагируют. Можно выбрать свою собственную традицию: весёлую музыку, речёвку, любимую песню группы, сюрпризный момент, дидактическую игру, звуковые сигналы, подвижную игру и т.д. Местом сбора – мы определили на ковре, потому что удобное место, где могли поместиться всей группой, где не мешаем, например младшему воспитателю, можно сделать круг, посидеть на подушечках, на стульчиках и т.д. Определили правила , которые помогают осуществлять образовательный процесс без многочисленных замечаний. Правила поведения в группе независимо от их содержания всегда формулируются позитивно:

Слайд 5

1. Внимательно слушай других. 2. Если хочешь, что то сказать поднимай руку. 3. Разговаривай тихо, спокойно. 4. Кричать и бегать можно на улице 5. Не толкаться, не драться. 6. Материалы которые тебе нужны, положи так, чтобы их можно было взять другим». 1.Приветствия. Детский совет начинаем с приветствий. Всегда стараюсь разнообразить форму приветствий. Можно начать с комплементов, добрых пожеланий (с помощью клубка ниток, ладошек, игрушек), а также разных игр (в группе есть картотека игр и приветствий) или ограничиваюсь улыбкой и короткой приветливой фразой «Я рада вас видеть», «Я рада, что мы снова все вместе». Особое внимание можно уделять тому ребенку (детям), который, например, вернулся после болезни или отпуска («Как здорово, что Саша снова с нами. Мы очень ждали тебя»). Иногда приветствуем друг друга, кулачками, пальчиками, кивком головы, поклоном, ручками, пожатием рук.

Слайд 6

2. Игра . На этом этапе провожу игры, используя их для общей радости и удовольствия, а не для учебно-тренировочных действий. Это игры, не требующие большой подвижности. Например: Пальчиковые - «Дружат в нашей группе», «Семья», и т. п. Словесные - «Наоборот», «Назови ласковое имя», «Найди рифму», «Закончи предложение», «Один — много» и т. д. Игры-фантазии – «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Оживление предметов». Хороводные - « Каравай», «Карусель», «Пузырь» и т. п., Дидактические - «Лови да бросай — цвета называй», «Кто, чем занимается?», «Что бывает круглым (зеленым, сладким, холодным, острым и т.д.)?», «Назови часть суток, дни недели, месяцы, времена года», «Я знаю пять (10 или даже 3) - имен, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, птицы, овощи» и пр. Игры-цепочки - при этом из рук в руки передается мягкая игрушка или мяч, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело. Игры стараюсь использовать по теме недели (образовательным областям).

Слайд 7

3. Обмен новостями. Это одно из любимых частей утреннего сбора, обмен новостями, так как детям предоставляется возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Обмен новостями начинаю с таких вопросов: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями? В младшей группе обмен новостями проводила в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, были короткими. Примеры вопросов : - Куда ходили, ездили в выходной? - Что за погода на улице? - Какое сейчас время года? - Сколько дней осталось до ближайшего праздника? Что это будет за мероприятие? - Кого вы встретили, подходя к садику? (Дворника , кошечку, собачку …). - Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик? - Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?

Слайд 8

Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не»: не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения); не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит ); не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Вовы, Димы» недопустимы); не запрещаем (запретных тем нет). Новости принимаются как факт. В средних и старших группах рассказать новость хочется многим. Это самая сложная часть обмена новостями и философствования с детьми. Для решения этой непростой задачи мы с детьми придумали правила: говорим по одному, не перебиваем друг друга, говорит только тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, игрушка и т. д.). А также я придумываю разные хитрости помогающие определить, кто будет говорить первым (те, у кого прикреплен какой-либо знак, чье имя начинается со звука «А», девочки, мальчики, кто сегодня в красном, у кого две косички, именинник и т.д.).

Слайд 9

Так же можно перед началом детского совета собрать у детей фанты и предоставлять слово тому, чей фант вытянули. Или до начала положить за стульчик какой-либо знак (бант, медальку) нескольким детям. Именно у них будет право рассказать о своих новостях первыми. Если вы знаете, что у кого-то из детей есть значимая для всех новость (день рождения, рождение брата и т.д.), предоставьте право ему высказаться первым. В старших группах, позволяла детям играть роль воспитателя и самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях. Как реагировать на высказывание детей . Для того чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на высказывания детей. От ответа воспитателя будет зависеть, куда повернет разговор и как отразится он на ребенке. Универсальная форма прекращения обсуждения какой-либо «опасной» темы –спокойно, уверенно сказать: «Так бывает». Учитесь управлять своим взглядом. Если вы хотите показать ребёнку, что не склонны поддерживать его дальнейшие высказывания, коротко ответьте и переведите внимательный взгляд дальше. Не следует всеми силами «побуждать» молчащих детей к «публичным выступлениям»? Таким детям требуется время, терпение и индивидуальный подход.

Слайд 10

Как подвести детей на изучение темы . Это можно сделать по - разному. Например: «Саша, мне понравилась твоя история о белочке , напомни нам ее», (рассказ об игрушке?»). Это может быть случай из жизни педагога: «Я услышала, как удивительно поют птицы», «Я сегодня шла на работу, встретила зайчика, он сидел и плакал..», может быть, сюрприз: шкатулка (волшебный мешочек, письмо, посылка и т.п.), картинки, отгадывание загадки и т.п., связанные с темой недели. Тема выбрана. 4 . Следующий этап - планирование. Планирование – одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета. В своей деятельности по вовлечению детей в проектирование я применяю технологию Л. В. Свирской модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Откуда мы это узнаем?».

Слайд 11

«Модель трех вопросов.» Этапы планирования Роль педагога Что мы знаем? Помогает детям обсуждать, договариваться, делать выбор и принимать решения Что мы хотим узнать? Поддерживает детскую инициативу, Помогает детям сделать совместный выбор самостоятельно Что сделать, чтобы узнать? Опрашивает желающих поделиться своими соображениями о том, что хотят узнать по выбранной теме, что предполагают сделать, чтобы узнать. Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых. Реализуем проект Планирует вместе с детьми свою деятельность как образец. Помогает детям планировать свою деятельность, помня, что у ребенка есть право свободно действовать, двигаться, общаться, включаться в группы и выходить из них, играть (фиксирует выборы детей). Презентация результатов проекта Подводит итоги и намечает перспективы вместе с детьми. Поддерживает стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами.

Слайд 12

Планирование осуществляю совместно с детьми. Все идеи детей вношу в общий план наравне с идеями взрослых. Записи делаю печатными буквами, чтобы дети видели, изучали буквы и в дальнейшем могли их прочитать, использую два цвета: один – идеи детей, второй – идеи взрослых, обязательно помечаю автора того или иного предложения. Предложения детей не подвергаю литературной обработке, что позволяет сохранить логику мышления автора. Дети понимают, что я записываю их идеи, их мысли, т.е. придаю им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства. Размещаю заполненный план, в доступном месте для детей, на входной двери группы. Этот план доступен для детей в течение всего времени работы по проекту и дополнятся ежедневно в течение недели. Совместное составление плана работы над проектом. При составлении плана учитываю идеи и вопросы детей. Помогаю сформулировать в плане, что хотят сделать дети. План совместно составляем, где отмечаются, в каких центрах дети хотят работать (Центр творчества, Центр книги, Центр науки и экспериментов и т. д.). С целью решения педагогических задач, предлагаю детям свои мероприятия: Хотите организовать выставку: (рисунков, поделок, иллюстраций?), «А может сделать альбом или книгу с загадками, макет зоопарка?» или создадим мини-музей и пр.

Слайд 13

В конце «Детского совета» предлагаю детям выбрать, в каких центрах они хотят поработать (Центр творчества, Центр книги, Центр науки и экспериментов и т. д.). Предварительно я предполагаю, чем будут заниматься сегодня дети, и в соответствии с педагогическими задачами наполняю центры наглядным материалом, играми и игрушками. Как можно это начать? Кто сегодня хочет стать волшебником (мореплавателем, космонавтом, исследователем и т.д.)? Мы сейчас будем с Настей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех желающих присоединиться к нам (звенит колокольчик) Кто любит мультфильм….. (название популярного или любимого в данной группе детей мультфильма) подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня для вас есть интересное предложение! Очень хочу с вами посекретничать… (можно открывать большой зонт) Интересно, кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?... Педагог вносит предмет (микроскоп, мяч, гимнастическая палка и т.д.) как сюрпризный момент. Кто знаком с эти предметом? Ого! Нас много (мало)! Интересно, кто знает, для чего он нужен? Спасибо!

Слайд 14

В одном из центров я организовываю совместную деятельность, как правило, с желающими: Кто желает мне помочь в центре науки (измерить, сравнить и т.п.), но и дети должны понимать и слово «надо», поэтому, распределяя детей, можно сказать: «Маша, Саша и Коля пойдут сегодня со мной в центр науки» Так заканчивается наш утренний «Детский совет». Также для группового сбора необходима доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в рисунках, надписях; место для обозначения собственного выбора детьми — коробочка для карточек, которыми дети обозначают свой выбор.

Слайд 15

5. Итоговый сбор. Итоговый сбор выполняется ежедневно после того, как дети выполнят задуманное. На сбор детей собирает все тот же колокольчик. Место проведения – ковер. Дети приносят из центров все то, что они успели сделать, - рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. Они делятся своей проделанной работой, что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. На итоговом сборе каждый ребенок может испытать чувство глубокого удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Выступление на педагогическом совете (из опыта работы) "Пальчиковые игры как средство профилактики нарушения речи у детей"

В течение дошкольного детства  ребенок  практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много п...

Выступление на педагогическом совете с опытом работы по теме: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст-  важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества....

Доклад. Выступление на педагогическом совете из опыта работы по теме «Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности детей»

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Мастер - класс на семинар для педагогов дошкольного образования на тему: "Детский тимбилдинг как инновационная технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ"

Мастер – класс на семинар для педагогов дошкольного образования на тему: «Детский тимбилдинг как инновационная технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ»....