«Истоки и смысл духовно-нравственного воспитания»
статья

Негуляева Марина Викторовна

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров.

В российском обществе стал ощущаться недостаток  сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также дало о себе знать отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ребёнок дошкольного и школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»

Сообщение на тему:

 «Истоки и смысл духовно-нравственного воспитания

Подготовила воспитатель

Ранней группы  №12

Негуляева Марина Викторовна

г. Москва, г. Троицк

2022 года

«Истоки и смысл духовно-нравственного воспитания»

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров.

В российском обществе стал ощущаться недостаток  сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также дало о себе знать отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ребёнок дошкольного и школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

В средневековой Руси для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха – императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90-е гг. ХХ в. в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

  • преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
  • духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;
  • внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

Важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание духовной культуры у детей предусматривает особые требования к профессиональной компетентности всех участников педагогического процесса, в первую очередь воспитателя.  Педагог, имеет дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом «человечности» для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: истины, добра, красоты. Мы, педагоги должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей взрослого человека.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач мы выделили следующие:

  • формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро и др.);
  • обогащение социального опыта; побуждение ребенка к положительным поступкам;
  • воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям желание поступать в соответствии с ними;
  • формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми и др.);
  • формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.

Работу по воспитанию духовной культуры мы строим на основе приобщения, как родителей, так и детей к пониманию главных святынь и духовных ценностей России, подвигов героев своей земли. Россия родина для большинства. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Однако национальная гордость не должна вырождаться в самомнение и самодовольство. Именно поэтому коллектив нашего детского сада начинает прививать духовный творческий патриотизм с раннего детства.

Уже в младших группах дети приобщаются к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке – забаве и д.р.), мы знакомим детей с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками.

Кроме того, в программе, по которой работает наше дошкольное отделение, присутствуют задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, Дымковской, Каргопольской, Филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложняются задачи по знакомству по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

Мы воспитываем первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, своего народа, эстетическое отношение к природе, природным богатствам Родины, уважение к другим народам.

При ознакомлении ребят с правилами поведения в обществе и в природе мы строим обсуждение так, чтобы дети могли сформулировать правила сами. Когда это удается, нормы поведения для них становятся более понятными, и они стараются следовать им. Детям старшего дошкольного возраста воспитатели дают практические задания: сделать рисунки к правилам поведения, помочь воспитателю в изготовлении кормушки для птиц, полить цветы, подклеить книгу; назначает дежурных в различных режимных моментах.

Таким образом, воспитать духовную личность можно только благодаря совместным усилиям семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе обучения не соблюдается историческая  преемственность поколений.

Министерство просвещения разработало проект приказа «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»

В федеральную образовательную программу дошкольного образования предложили включить воспитание патриотических и интернациональных чувств, любви и уважения к Родине, следует из проекта приказа «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». Документ размещен на портале проектов нормативных правовых актов.

Проект разработан во исполнение закона о «примерных программах», которые в Законе об образовании будут заменены на обязательные. Такой документ подписал 24 сентября президент Владимир Путин.

В настоящее время мы продолжаем накапливать материал по духовно-нравственному воспитанию детей и применять его в своей практической деятельности. Надеемся, что мы сможем содействовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; сформировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; помочь детям найти гармонию во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, с честью пройти трудности и испытания, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Сообщение «Истоки и смысл духовно-нравственного воспитания»

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров.В российском обществе стал ощущаться недостаток  сознательно принимаемых большинством граждан принц...

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...