Самостоятельная изобразительная деятельность в повседневной жизни детей 2-3 лет
статья (младшая группа)

Талова Светлана Николаевна

     Изобразительной   деятельностью   дети  могут  заниматься  не  только  во время занятий по расписанию, но и в часы игр в группе и на участке детского сада. Дети самостоятельно,  по своему выбору рисуют, лепят или выполняют аппликацию, сами подбирают необходимый материал.

     Эта деятельность  способствует  воспитанию  самостоятельности,  умения ориентироваться   в   необычных  условиях,   организовать   себя,  придумать содержание  рисунка,  лепки   и   найти  изобразительные   средства   для  его исполнения.  Благодаря    этому    происходит    развитие     художественно-творческих  способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_12.22_3.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная изобразительная деятельность в повседневной жизни детей 2-3 лет

     Изобразительной   деятельностью   дети  могут  заниматься  не  только  во время занятий по расписанию, но и в часы игр в группе и на участке детского сада. Дети самостоятельно,  по своему выбору рисуют, лепят или выполняют аппликацию, сами подбирают необходимый материал.

     Эта деятельность  способствует  воспитанию  самостоятельности,  умения ориентироваться   в   необычных  условиях,   организовать   себя,  придумать содержание  рисунка,  лепки   и   найти  изобразительные   средства   для  его исполнения.  Благодаря    этому    происходит    развитие     художественно-творческих  способностей ребенка.

     В   раннем   и   младшем    дошкольном   возрасте   наблюдаются   первые проявления  самостоятельной изобразительной деятельности. Рассмотрим  особенности, содержание самостоятельной изобразительной деятельности детей, её место в повседневной жизни.

Содержание самостоятельной деятельности.

     Для развития у детей 2-3 лет самостоятельности можно предложить порисовать цветными мелками на доске, на линолеуме. Эта  деятельность обогатит представления дошкольников и познакомит их с новыми материалами.

     Дети этого возраста по собственному желанию рисуют, лепят из пластилина, глины, составляют аппликации из готовых, вырезанных частей. Рассматривают рисунки, лепку, рассказывают друг другу, что получилось, играют с поделками. Эта деятельность может проходить и в группе и на участке во время прогулки.

     Виды самостоятельной изобразительной деятельности детей младшего возраста очень разнообразны. Дети рисуют не только на бумаге, но и на асфальте, земле, снегу, влажном песке. Лепят не только из пластилина и глины, но из песка, снега, создавая объемные формы. Собирают и делают из камушков, веточек, палочек, листьев простые узоры и изображения.

     Возможность самостоятельно использовать различные природные материалы, а так же бумагу, краски, мелки, карандаши, пластилин и глину способствует сенсорному воспитанию,  развитию  у детей любознательности, помогает ребенку свободно ориентироваться в окружающем мире.

     В некоторых детских садах младшие  дошкольники   редко   занимаются самостоятельной изобразительной деятельностью. Главное внимание обращается на специальные занятия.  Поэтому малышам почти не предоставляется возможность  самим рисовать, лепить, закрепляя то, что они узнали и чему научились на занятиях.  Однако одних занятий недостаточно для того, чтобы развить у детей склонность к изобразительной деятельности.

     Для этого необходимо создать условия.  Отсутствие разнообразных материалов для изобразительной деятельности приводит к обеднению художественного опыта ребенка. У детей не возникает потребности выбирать тот или иной  материал, так как отсутствует интерес к нему. В групповой комнате необходимо  выделить место – один-два стола, уголок для свободного творчества,  положить   материалы (карандаши, восковые мелки, краски, бумагу, коробку с пластилином, вырезанные из бумаги цветные формы для аппликации).

      Если у малышей воспитывать интерес к различным видам изобразительной деятельности (не только к рисованию карандашами), то они   преднамеренно действуют,  выбирают тот или иной материал, который им больше нравится.   Дети начинают привыкать к тому, что после занятий можно вновь порисовать, полепить из пластилина, разложить и наклеить цветные формы. Хотя у малышей отмечается неустойчивость замысла, частая смена интересов, однако можно заметить проявление преднамеренности при выборе вида изобразительной деятельности, заинтересованности материалом, содержанием изображаемого.

     Среди других видов деятельности, которые характеризуются  как художественные, можно назвать игры с мозаикой, цветными палочками и игры со строительным материалом.

     Свои постройки из строительного материала малыши стремятся украсить колоннами, деталями стены, окнами.  Стараются подобрать по цвету части построек, ритмичный повтор элементов. Вначале их увлекает процесс сооружения, затем они замечают повтор частей в цвете и далее пытаются ввести его в ту часть постройки, где цвет отсутствует.

     Игры с мозаикой имеют характер манипуляций – малыши просто  перекладывают формы, располагают их без определенной композиции. Но эти действия важны для развития у детей сенсорных представлений (сравнение, установления различий по цвету, форме). Игры с мозаикой способствуют развитию образного восприятия, так как из отдельных частей, элементов дети 2-3 лет могут составлять изображение предмета.

     Малыши с интересом занимаются и выкладыванием из цветных палочек. Рассматривают их и выкладывают на листе или столе. Новый материал не вызывает у малышей ассоциативных образов, поэтому нужно показать, как действовать с ним, как выкладывать контурные изображения предметов. Постепенно дети начинают уверенно действовать и самостоятельно выкладывают изображение домика, поезда, ракеты, снежинки.

     Этим малыши занимаются в группе. Чем же занять детей на прогулке?

     Во время прогулки дети с большим интересом собирают различные камешки, раскладывают их на земле, песке, асфальте; осенью собирают яркие разноцветные листья, выкладывают из них узор или составляют букет.      

     Любимым занятием малышей на участке являются игры с песком. Часто носят однообразный характер: дети, как правило, лепят из песка одни и те же формы.  Необходимо руководить и этим видом деятельности.

     Дети могут не только лепить из песка, но и рисовать палочками на влажной земле, на снегу. Они  узнают изобразительные  возможности природных материалов:  из влажного песка лучше лепить, чем из сухого, рисовать интересней и удобней на расчищенной поверхности.

     Источники возникновения самостоятельной художественной деятельности детей младшего возраста различны. Прежде всего это стремление освоить новые виды деятельности, новые материалы.

     Приобретенный на занятиях художественный опыт  обогащает содержание рисунков, лепки, выполненных по желанию.   Подражая усвоенным на занятиях способам графической, пластической деятельности, дети утверждаются в своих знаниях. Повторение знакомого содержания сопровождается в рисунке и лепке новыми деталями.

     Другим источником развития самостоятельной деятельности могут быть впечатления,  полученные малышом от просмотра мультфильмов, иллюстраций, картин. Дети  изображают различный транспорт, животных, птиц. Характерно, что при изображении этих предметов  дети опускают детали, нарушают пропорции, хаотично располагают предметы на листе бумаги.

     Интерес к этой теме объясняется интересом ребенка к движению предметов. Малыш хочет, чтобы и при лепке и в рисунке предметы были показаны в движении. В процессе работы ребенок активно проявляет себя: гудит, если рисует паровоз, машину, стреляет, когда изображает танк, машет руками когда  рисует или лепит  самолет, передвигает по столу вылепленный танк, машину.

     Дети рассматривают картинки и напевают знакомые песенки, рисуют, лепят и тут же поют, жестикулируют. Это помогает им ярче проявлять своё отношение к изображаемому на рисунке, в лепке, способствует возникновению образного начала.

     Выбор  материала для самостоятельной изобразительной деятельности часто носит  случайный  характер, ребенок третьего года жизни им просто манипулирует: мнет кусочек пластилина, проводит карандашом линии. Потом только замечает очертания, которые возникают на листе бумаги. У детей четвертого года жизни уже накоплен некоторый графический опыт. Они увереннее начинают рисовать, лепить, строить по своему желанию. Замысел часто возникает в процессе деятельности. Малыш мнет некоторое время кусок пластилина. Получается круглая пластинка. Он объявляет, что это танк и начинает «стрелять» и двигать его по столу. Такое эмоциональное проявление отношения ребенка к изображаемому объясняется тем, что он еще не умеет сдерживать себя. И хотя на занятиях воспитатель приучает детей работать тихо, в самостоятельной деятельности ребенок чувствует себя свободным – поет, изображает звуки, размахивает руками.

     

     Итак, самостоятельная  изобразительная деятельность детей начинает развиваться уже в младшем дошкольном возрасте и должна обязательно иметь место в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация двигательной деятельности в повседневной жизни детей"

Консультация для родителей, которая поможет организовать двигательную деятельность детей в повседневной жизни....

"Организация двигательной деятельности в повседневной жизни детей"

Консультация для родителей, которая поможет организовать двигательную деятельность детей в повседневной жизни....

«Приобщение детей к самостоятельности, через упражнения в повседневной жизни по системе Марии Монтессори»

«Приобщение детей к самостоятельности,через упражнения в повседневной жизнипо системе Марии Монтессори»...

Конспект проведения изобразительной деятельности в повседневной жизни детей с использованием нетрадиционных техник изображения в старшей группе. «Загадочный мир – подводное царство»

Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу, передавать композицию в сюжетном рисунке.Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, вооб...

«Процесс организации различных видов музыкальной деятельности в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста»

Традиционно музыка в повседневной жизни детского сада объединяет все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне организованной образовательной деятельности, и служит важным средством орга...

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в повседневной жизни детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок живет в мире чудес и воспринимает их как радостное и совершенно естественное явление.Театрализованная деятельность остаётся важным компонентом педаг...