Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников
статья

Дорофеева Наталия Александровна

 

Развитие речи дошкольников – одна из основных задач образовательной деятельности.  Для развития связной и выразительной речи детей, педагогу необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Дети очень любят играть в театральные игры, с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаются в полюбившиеся образы.

Я считаю, что в театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи.

Свою работу по театральной деятельности начала с младшей группы. В группе я оборудовала театральный уголок, где ребёнок может прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. В уголке разместила различный театр: кукольный, настольный, пальчиковый, а так же маски, куклы, декорации. Для работы по развитию речи я подобрала картотеки дидактических игр и упражнений:

  1. Упражнения на снятия мышечного напряжения.
  2. Пальчиковые игры и логоритмика.
  3. В своей театральной деятельности я использую упражнения для развития выразительной мимики, жестов: ем лимон; тепло-холодно; горькая ягода; злая кошка; мне грустно и тд.
  4. Для развития дикции мы с детьми используем различные чистоговорки. Так же предлагаю детям произносить слова или словосочетания с разной интонацией.

Подобрала настольные игры по возрасту: «Сказка за сказкой», «Составь сказку» и тд.

С младшими детьми отрабатываем небольшие театральные этюды.

С детьми старшего дошкольного возраста часто использую игры с разными видами театра, игры-пантомимы.

Виды театра:

  • Пальчиковый театр
  • Маски-шапочки
  • Конусный театр
  • Театр мягкой игрушки
  • Театр-экспром
  • Театр с переодеванием

 

Для театрализации различных сказок, в своей работе я использую следующий план:

  1. Чтение сказки, беседа с детьми по содержанию.
  2. Обсуждение того, кто из детей будет персонажем сказки, рассказывание сказки по ролям
  3. Индивидуальная работа с детьми: игровые движения, мимика, выразительное чтение.
  4. Репетиция спектакля.
  5. Премьера спектакля.

Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается  постоянно  в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогической деятельности театрализованных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                        Приложение 3

                                                                                       к положению о проведении XV

                                                                                       рождественских педагогических чтений

                                                                                       образовательных организаций Усть-

                                                                                       Абаканского района «Повышение

                                                                                       качества образования: от традиций к

                                                                                       инновациям», посвященных Году

                                                                                       педагога и наставника

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дорофеева Наталия Александровна,

воспитатель МБДОУ «ДС «Звездочка»

Развитие речи дошкольников – одна из основных задач образовательной деятельности.  Для развития связной и выразительной речи детей, педагогу необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Дети очень любят играть в театральные игры, с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаются в полюбившиеся образы.

Я считаю, что в театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи.

Свою работу по театральной деятельности начала с младшей группы. В группе я оборудовала театральный уголок, где ребёнок может прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. В уголке разместила различный театр: кукольный, настольный, пальчиковый, а так же маски, куклы, декорации. Для работы по развитию речи я подобрала картотеки дидактических игр и упражнений:

  1. Упражнения на снятия мышечного напряжения.
  2. Пальчиковые игры и логоритмика.
  3. В своей театральной деятельности я использую упражнения для развития выразительной мимики, жестов: ем лимон; тепло-холодно; горькая ягода; злая кошка; мне грустно и тд.
  4. Для развития дикции мы с детьми используем различные чистоговорки. Так же предлагаю детям произносить слова или словосочетания с разной интонацией.

Подобрала настольные игры по возрасту: «Сказка за сказкой», «Составь сказку» и тд.

С младшими детьми отрабатываем небольшие театральные этюды.

С детьми старшего дошкольного возраста часто использую игры с разными видами театра, игры-пантомимы.

Виды театра:

  • Пальчиковый театр
  • Маски-шапочки
  • Конусный театр
  • Театр мягкой игрушки
  • Театр-экспром
  • Театр с переодеванием

Для театрализации различных сказок, в своей работе я использую следующий план:

  1. Чтение сказки, беседа с детьми по содержанию.
  2. Обсуждение того, кто из детей будет персонажем сказки, рассказывание сказки по ролям
  3. Индивидуальная работа с детьми: игровые движения, мимика, выразительное чтение.
  4. Репетиция спектакля.
  5. Премьера спектакля.

Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается  постоянно  в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогической деятельности театрализованных игр.

Библиографический список

  1. https://uchitelya.com/pedagogika/158698-teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-doshkolnikov.html
  2. https://dohcolonoc.ru/master-klasy/12793-razvitie-rechi-doshkolnikov.html
  3. https://infourok.ru/master-klass-dlya-pedagogov-po-teme-teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-doshkolnikov-5283630.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Влияние театральной деятельности на развитие коммуникативных умений детей и повышение эффективности коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях....

Консультация для воспитателей «Театральная деятельность как средство развития речи дошкольника»

Как театрализованная деятельность влияе на развитие речи дошкольников....

Театральная деятельность, как средство развития речи дошкольников

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный а...

Конссультация "Театральная деятельность- как средство развитие речи"

Консультация "Театральная деятельность - как средство развитие речи"...

Презентация "Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Презентация " Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников"...

Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь развивалась правильн...