Конссультация "Театральная деятельность- как средство развитие речи"
консультация по развитию речи на тему

Хакимова Наталья Николаевна

Консультация "Театральная деятельность - как средство развитие речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx129.97 КБ

Предварительный просмотр:

http://xn----8sbckwmuet2af4dwe.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/23.jpg

Консультация

«Театральная деятельность - как средство развития речи дошкольника»

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

          Можно успешно использовать упражнения, направленные на развитие речи. С маленькими детьми хорошо использовать такой прием как совмещение  действий с проговариванием слов. Дети легко усваивают речевой материал, в котором много глаголов. При помощи этих слов детям легче показать разнообразные движения персонажей, например, «Гномы», «Самолеты загудели», «Помогите», «Сенокос», выполнять эти игровые упражнения детям легко и интересно.

Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи целесообразно подбирать тексты на активизацию словаря. Очень нравятся малышам, когда на занятие приходят куклы театра би-ба-бо (Петрушка, Принцесса, дед, бабка). Дети с удовольствием вступают с ними в беседу, отгадывают загадки, описывают предметы, которые им предлагают рассмотреть. Хороший эффект дают потешки, прибаутки, короткие стихи и обыгрывание их, используя жесты, движения, мимику.

             Связная устная речь существует в двух формах: диалогическая и монологическая. Текст должен быть последовательным, логичным, точным, выразительным в языковом оформлении. Одним из эффективных средств развития связной речи является театрализация. Театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием развития речевой активности детей. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

- словаря;

- грамматического строя;

- диалогической и монологической речи;

- совершенствованию звуковой стороны речи.

       Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевую деятельность:

- выбор темы;

- передача знакомого содержания;

- сочинение;

- исполнение от лица персонажей.

             Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания и взгляды, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, напев, движения). Поэтому работу в этом направлении проводят начиная с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (игра «Кто мы такие?», «Назови мне свое имя», сказка-потешка «Кисонька-Мурысонька», А.Барто «Лошадка», «Прогулка по лесу»). Учат детей находить выразительные средства в интонации логики речи (показ сказки «Теремок», где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки («Прогулка в лесу», где давали понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами). Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра «Ворон и воронята» (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают). Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно, Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.). В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровые упражнения «Сеня в лесу встретил лису», «Веселый оркестр» и др.), закрепляются умения сочетать движения с речью (пальчиковые игры, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр), закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией. Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью. В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка театрализованные игры). Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля, инсценировка.

           Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования связной речи, эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий: - единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития; - насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; - постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; - наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; - совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Театр – удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмысливать окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как выглядят гуси – лебеди, разводя руки в стороны и помахивая ими; косо...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

«Художественно – эстетическое развитие и театрализованная деятельность как средство развития речи детей»

laquo;Художественно – эстетическое развитие и театрализованная деятельность как средство развития речи детей»АктуальностьДетство–это совсем немаленькая страна, а огромная планета, г...

Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Цели:  раскрытие значения театрализованная деятельность  как средство развития речи детей. Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, нап...