Диагностика адаптации к ДОУ
тест (младшая группа)

Швачко Елизавета Дмитриевна

Адаптация — от лат.«приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уров­нях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального су­ществования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в началь­ный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограниче­ны, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоцио­нальным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физио­логических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное тече­ние адаптации, необходим постепенный переход ребенка из се­мьи в дошкольное учреждение. Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bl.adapt_._gruppa.docx17.79 КБ
Microsoft Office document icon blank_dlya_25-3_let.doc68 КБ
Microsoft Office document icon dlya_2_let.doc77.5 КБ
Microsoft Office document icon otchet_psihologa_po_dou.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Дата обследования: __ год_ Группа: ____________

Фамилия, имя ребенка, дата рождения и дата поступления в ДОО

Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Реакция на изменение привычной ситуации

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотношения с детьми

Положительный

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Активен при поддержке взрослого

Пассивен/реакция протеста

Инициативен

Принимает инициативу взрослого

Уход от взаимоотношений.

Реакция протеста

Инициативен

Вступает в контакт при поддержке взрослого

Пассивен/реакция протеста

Принятие

Тревожность

Непринятие

Баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18



Предварительный просмотр:

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.

Фамилия, имя ребенка ____________________________________ Группа ______________________

Учебный год _____________ Воспитатели ________________________________________________

Дата

Психологические критерии адаптированности ребенка к ДОУ

Итого

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Реакция на изменение привычной ситуации

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения с взрослыми

Взаимоотношения с детьми

Положительный

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Активен при поддержке взрослого

Пассивен/ Реакция протеста

Инициативен

Принимает

инициативу взрослого

Уходит от взаимоотношений, реакция протеста

Инициативен

Вступает в контакт при поддержке взрослого

Пассивен/ Реакция протеста

Принятие

Тревожность

Непринятие

Баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

Итого



Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ФИО ребенка ___________________________________Возраст ____ Группа___________

Дата ____________________ Воспитатели ________________________________________

Параметры поведения

Дни наблюдения

Аппетит

Завтрак

Обед

Полдник

Сон

Засыпание

Сон

Активность

Игровая

На занятиях

Взаимоотношения

С взрослыми

С детьми

Речь

Воспоминания

Ответная

Инициативная

Эмоциональные состояния

Бодрость

Спокойствие

Уравновешенность

Тревожность

Раздражительность

Гневливость

Агрессивность

Плаксивость

Страхи

Резкая смена настроения

Склонность к уединению

Примечания: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Адаптация:___________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО ДИАГНОСТИЧЕСГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования: диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Педагог-психолог

Образовательное учреждение: МБДОУ №

Группа: 1 младшая (вновь прибывшие дети)

Сроки проведения исследования: за отчетный период (учебный год)

Применение методики:

Название шкалы

Автор

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

1

2

3

4

Легкая степень адаптации

Средняя степень адаптации

Тяжелая степень адаптации

Р.Р.Калинина «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду

Адаптация ребенка в ДОУ

  • отсутствие в семье режима;
  • наличие у ребенка отрицательных привычек;
  • неумение занять себя игрушкой;
  • несформированность необходимых культурно гигиенических – навыков;
  • несформированность навыков самообслуживания.
  • отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и сверстниками.

2,6 – 3 балла – высокий уровень адаптированности.

1,6 – 2,5 баллов – средний уровень адаптированности

1 – 1,5 баллов – низкий уровень адаптированности

А. Остроухова. Как измерить адаптацию.// Обруч, №3, 2000 г

Таблица по определению уровня адаптации

Адаптация

Сроки (А)

Поведенческие реакции (П)

Уровни адаптации

Легкая

До 5 дней – 1 недели

+12…+8

А – 1 и П – 1

Высокий

А – 1 и П – 2

Средняя

До 15 дней – 3 недели

+7…0

А – 1 и П – 3

Средний

А – 2 и П – 2

Усложненная

До 25 дней – 5 недель

-1…-7

А – 2 и П – 4

Сложный

А – 3 и П – 3

Дезадаптация

Более 5 недель

-8…-12

А – 3 и П – 4

Дезадаптация

А – 4 и П – 4

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ АДАПТИРОВАННОСТИ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

В ________________________ ГОД (А. Остроухова. Как измерить адаптацию.// Обруч, №3, 2000 г).

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Дата прибытия

Психологические критерии адаптированности ребенка к ДОУ

Итого

Среднее арифметическое (Х среднее)

Наблюдение за ребенком

Общий эмоциональный фон поведения

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения с взрослыми

Взаимоотношения с детьми

Реакция на изменение привычной ситуации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Итого

Среднее арифметическое (Х среднее)


СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ АДАПТИРОВАННОСТИ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

В __________________ ГОД (Р.Р.Калинина «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду).

Фамилия, имя ребенка

Эмоциональное состояние ребенка

Социальные контакты ребенка

Сон ребенка

Аппетит ребенка

Результат

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

ИТОГО

Среднее арифметическое (Х среднее)

Выводы по результатам адаптации детей. В первую группу прибыло ______ детей.

Адаптация

Сроки (А)

Результат (всего детей)

Уровни адаптации

Легкая

До 5 дней – 1 недели

Высокий

Средняя

До 15 дней – 3 недели

Средний

Усложненная

До 25 дней – 5 недель

Сложный

Дезадаптация

Более 5 недель

отсутствует

Дезадаптация

Высокий уровень адаптированности. Устойчиво-спокойное эмоциональное состоянием у детей. Они активно контактирует с взрослыми, детьми, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние таких детей нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого такие дети проявляют познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

Сложный уровень адаптированности. У таких детей наблюдалось активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, подавленность, напряженность).

Диаграмма по результатам адаптации  детей в двух возрастных группах.

Рекомендации:

  1. Педагогу – психологу провести индивидуальные консультации с родителями.
  2. Оформить стендовую информацию для родителей.
  3. Провести игровые занятия с детьми.

Педагог – психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством сказкотерапии. Мастер-класс.

Игровые упражнения №18. Ганс Христиан Андерсен. Дикие лебеди. Цель: Формировать положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой есть. Задачи:1.Преодоление барьеров общения в системе «ребе...

Диагностика адаптации к ДОУ ребёнка раннего возраста с нормой и нарушениями развития

Диагностика  адаптации к ДОУ ребенка раннего возраста с нормой и нарушениями развития.Дидактические материалы к спецкурсу «Современные аспекты адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ»для пе...

Диагностика адаптации к ДОО

Предложенный материал поможет специалисту в подведении итогов адаптационного периода детей...

Диагностика адаптации ребёнка к условиям детского сада (лист адаптации)

Определение уровня адаптации ребёнка к детскому саду через наблюдение эмоционального состояния, деятельности, общения ребёнка со взрослым и со сверстниками...