Проект "Зимушка - зима"
проект (младшая группа)

Карабатова Нелли Владиславовна

Проект "Зимушка-зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Зимушка-зима"59.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 79»

ЭНГЕЛЬССКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Проектная деятельность

«Зимушка-зима»

во второй младшей группе

Воспитатель: Карабатова Н.В.

                               Соколова Е.В.

г. Энгельс

Проект осуществлялся в МАДОУ «Детский сад № 79» г. Энгельса Саратовской области.

Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели и родители второй младшей группы №7

Актуальность: Все дети любят зиму, но по проведённому опросу оказалось, что дети путают названия времен года, почему времена года сменяют друг друга, что было бы, если бы зимой не было снега. Зимний период дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты, Новый год и т. д., позволяет устанавливать причино – следственные связи). Исходя из потребностей, интересов детей работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед, на более высокий уровень. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Цель проекта:

Формирование элементарных представлений о зиме, о зимних явлениях в живой и неживой природе, о зимних развлечениях.

Задачи:

Способствовать формированию элементарных представлений о явлениях природы зимой: идет снег, кружатся снежинки, становится холодно, мороз, сугробы.

Закреплять представления о зимней одежде.

Расширить знания детей о зиме, как о времени года, зимних забавах, развлечениях.

Активизировать словарный запас детей по теме "Зима", "Зимние забавы";

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.

Ожидаемые результаты:

- Дети знают и называют основные признаки зимы;

- Дети принимают активное участие в обсуждениях прочитанных рассказов, стихов, сказок, потешек на зимнюю тему.

- Проявляют интерес к простейшим взаимосвязям в природе.

- Обогатился словарный запас детей;

- Родители стали участниками образовательного процесса.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

1. Этап - погружение в проект.

2. Этап – разработка проекта.

3. Этап – реализация проекта.

Познавательная деятельность.

Цель: расширять представления о характерных признаках зимы, учить устанавливать причинные связи.

НОД: «Прогулка по зимнему лесу».

Беседы: «Зимние забавы»; «Покормите птиц зимой»; «Правила поведения на зимней прогулке»

  «Как звери зимой зимуют»

Разгадывание загадок на тему: «Зима»

Дидактические игры: «Найди пару»; «Угадай, что делать»; «Разрезные картинки».

Речевая деятельность:

Цель: формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром, учить выделять главную мысль произведения. Расширять словарный запас.

НОД: «Кто такие дикие животные»

Чтение сказок: «Зимовье зверей»; «Снегурочка»

Чтение загадок по теме: «Зима»

Чтение стихотворений о зиме.

Дидактические игры: «Кто как кричит?», «Ответь правильно», «Найди пару», «Назови ласково»

Пальчиковые игры: «Бабу снежную лепили», «Снежок», «Построю из снега домок-теремок», «Снеговик»

Художественно-эстетическая деятельность:

Цель: обучать детей различным приёмам работы с изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Конструирование «Берлога для медведя»

НОД по аппликации «Волшебные снежинки»

НОД по изобразительной деятельности «Снеговик»

НОД по лепке «Снеговик ищет друзей»

Слушание музыкальных произведений о зиме.

Рассматривание картин художников.

Физкультурно-образовательная деятельность:

Цель: развивать двигательную активность, умение соревноваться в скорости, ловкости, выносливости, проявление чувства товарищества и взаимопонимания. Воспитывать желание укреплять своё здоровье.

Игровые упражнения: «Друг за другом по следам»; «Саночные соревнования»,

Игровая деятельность:

Цель: обучение основным видам движения - прыжки, бег, ходьба. Развитие координации движений, гибкости, укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища. Развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве, работать в коллективе.

Подвижные игры

«Мороз Красный Нос», «Два Мороза», «Снежинки и ветер», «Зайцы и волк», «Заморожу»,

 «У медведя во бору», «Снежная баба».

Сюжетно-ролевая игра

Цель: познакомить ребенка с куклой, вызвать интерес к ней, желание играть. Дать образец несложных игровых действий с куклой, стимулировать сопровождение их речью.

«Оденем куклу Таню на прогулку»

Приложение № 1

Познавательная деятельность

Конспект НОД по познавательному развитию «Прогулка по зимнему лесу»

Цели: способствовать углублению и обобщению знаний детей о жизни диких животных зимой;

развивать эмоциональную отзывчивость;

формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;

развивать диалогическую форму речи, словарь детей;

Оборудование: уголок в группе, имитирующий лесную поляну; письмо; корзинка с шишками; мягкие игрушки –белка, заяц, медведь.

Словарная работа: берлога, сугробы, названия зимней одежды.

Ход занятия:

Воспитатель читает письмо от медвежонка: «Здравствуйте, дети. Меня зовут медвежонок Минька. Я спал, спал, вдруг проснулся – ничего не могу понять, что это такое вокруг? Перед сном я любовался разноцветными листочками, а сейчас выглянул из берлоги, а на улице все белым – бело, да так холодно! Страшно стало, помогите мне, ребятки!»

Воспитатель: ну, что, ребятки, поможем Миньке, расскажем ему о зиме? Тогда нужно собираться в дорогу. Какая погода зимой в лесу? (ответы детей)

-Что нужно сделать, чтобы не замерзнуть? (одеться потеплее)

- Тогда давайте одеваться (имитируют одевание, проговаривая алгоритм и называя одежду).

Воспитатель: Готовы? Отправляемся в зимний лес! Какие большие сугробы, колени выше поднимайте, перешагивайте. Ветки деревьев наклонились от тяжести снега, но нам нужно пройти под ними.

Воспитатель обращает внимание на Белочку.

Воспитатель: посмотрите, дети, кто это?  Давайте поздороваемся с Белкой.

Белка: здравствуйте! Зачем к нам в лес пришли? Шуметь?

Дети: помочь медвежонку Миньке.

Воспитатель: Белочка, подскажи нам, пожалуйста, где медвежья берлога.

Белка: покажу, если скажете, как мы, белки, к зиме готовимся.

Дети отвечают: утепляют дупло, заготавливают припасы.

Белка: очень хорошо, молодцы. Идите вот по этой тропинке.

Дети: спасибо, Белочка! До свидания!

Воспитатель: идём по тропинке, смотрите в сугробы не провалитесь!

У тропинки сидит Заяц.

Дети: здравствуй, Заинька, подскажи нам, как к медвежьей берлоге пройти.

Заяц: конечно, подскажу, но сначала скажите, как зайцы к зиме готовятся.

Ответы детей: меняет шубку с серой на белую.

Заяц: правильно, но даже в теплой шубке мне бывает холодно на морозе.

Берлога совсем рядом, вон там ёлочка стоит, за нею посмотрите. До свидания!

Дети прощаются и идут дальше, подходят к ёлке, за нею берлога.

Воспитатель: Давайте позовем медвежонка Миньку. (зовут)

Из берлоги выходит медвежонок: здравствуйте, ребятки.

Воспитатель: Минька, мы твое письмо получили, и пришли рассказать тебе про зиму.

Минька: спасибо, я вас ждал. А что такое, зима?

Дети: Много снега, морозы, вьюги, праздник новый год и т.д.

Пальчиковая игра «Пришла зима»

Пришла зима.                        Развести руки в стороны, показывая вокруг себя

Стало холодно.                     Обхватить руками себя за плечи и поежиться

Ударили морозы.                  Стукнуть правым кулаком по левой ладони

Реки покрылись льдом.        Вытянуть руки перед грудью и развести их в   разные стороны

Пошел снег.                           Руки поднять вверх, а затем плавными   зигзагообразными   движениями, не спеша, опускать их вниз                                                                                                      

Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю,  (Изобразить сугробы)

На дома,                     (Соединить руки у себя над головой так, чтобы  получилась «крыша»)

На деревья,                (Согнуть руку в локте и поднять ее,  пальцы     растопырить, изобразив  ветви дерева).

На людей.                  (Положить руки себе на голову)

Воспитатель: а еще зимой много разных веселых развлечений!

Минька: что это еще за зимние развлечения?

Дети: катание на лыжах, санках, коньках, можно слепить снеговика, играть в снежки.

Минька: ух, ты, как весело зимой!

Воспитатель: Минька, а еще ребята знают, что должны делать медведи зимой.

Минька: и что же мне нужно делать?

Дети: Медведи всю зиму должны спать, а просыпаются весной.

Минька: спасибо вам, дети, что рассказали мне о зиме. А теперь пойду спать, я ведь не боюсь больше ничего.

Воспитатель: Тропинка лесная у нас под ногами,

                        В наш детский сад вернемся мы с вами.

- Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? С кем мы встретились на полянке?

- А какие сны сможет увидеть медвежонок Минька? (ответы детей)

- Какое настроение у вас от нашей прогулки по лесу? (ответы детей)

Беседы:

«Зимние забавы»

Цели: познакомить с понятием «Зимние забавы»;

Словарная работа: забавы, снежки, каток, горка, снеговик, санки, ватрушка, ледянка, полозья, лыжи, кататься, бросать, лепить и т.д.

Демонстрационный материал: Сюжетная картинка (катающиеся на коньках дети на катке).

Предметные картинки: зимние забавы (катание на коньках, снеговик, горка), спортивный зимний инвентарь (ватрушка, ледянка, лыжи, коньки, санки).

Ход беседы:

- Ребята, а вы любите зиму?  

- А что можно делать зимой на улице?  (ответы)

- А вам нравится лепить снеговика? Давайте слепим его:

Раз – рука, два – рука (показали ладони рук)

Лепим мы снеговика (погладили кисти рук).

Три-четыре, три-четыре (сжимаем кисти рук в кулак- разжимаем)

Нарисуем рот пошире (нарисовали в воздухе рот).

Пять – найдём морковь для носа (дотронулись до носа пальцами обеих рук),

Угольки найдём для глаз (дотронулись до глаз),

Шесть – наденем шляпу косо (погладили голову руками)

Пусть смеётся он у нас (покачали головой вправо- влево).

Семь и восемь, семь и восемь – мы его плясать попросим (покружились).

- Зимних развлечений очень много. Давайте я сейчас буду вам называть разные зимние развлечения, если я скажу правильно, то хлопайте в ладоши:

Зимой играют в снежки.

Зимой купаются в реке.

Зимой катаются на велосипеде.

Зимой собирают грибы.

Зимой собирают ягоды.

Зимой катаются на коньках по льду.

Зимой катаются на санках.

Зимой лепят снеговиков.

Зимой катаются на лыжах.

-А во что вам больше всего нравится делать зимой? (кататься на санках, коньках, лыжах, играть в снежки…)

- А где можно покататься на санках? (во дворе, в парке, с горки…)

- На чём ещё можно покататься с горки? (на ватрушке, ледянке, на лыжах)

 Показываю картинки со спортивным зимним инвентарём.

- На которой из этих картинок нарисована ватрушка? Ледянка?

- Как катаются на ватрушке и ледянке с горки? (так же, как и на санках: садятся на них и, крепко держась за них, едут вниз с горы)

- На какой из этих картинок нарисованы лыжи? На что надевают лыжи? (на ноги)

- Вы говорили, что ещё вам нравится кататься на коньках. А что такое коньки? (ботиночки с полозьями).

 Показываю картинку катающихся на коньках детей.

- А где можно покататься на коньках? (на катке)

- Что такое каток? (площадка, покрытая льдом)

- А что на этой картинке делают дети? (играют в снежки)

Давайте тоже поиграем в них:

Раз, два, три, четыре (загибать пальчики, начиная с больших)

Мы с тобой снежок лепили (изобразить, как лепят снежок).

Круглый, крепкий, очень гладкий (показать руками круг)

И совсем - совсем не сладкий (погрозить пальчиком).

Раз - подбросим (подбросить воображаемый снежок),

Два - поймаем (поймать воображаемый снежок),

Три - уроним (уронить воображаемый снежок)

И … сломаем. (Топнуть ногой).

-Ребята, о чем мы сегодня говорили? (о зимних забавах)

- Какие бывают зимние забавы? (ответы)

- Теперь мы еще больше стали знать о зимних забавах. Вы молодцы!

«Правила поведения на зимней прогулке»

Цели: формирование навыков безопасного поведения в зимний период, расширение представлений о правилах безопасности; повторить знания детей о зиме, о свойствах снега и льда; знакомить детей с характерными особенностями зимы; формировать у детей ответственное отношения к личной безопасности; учить ребенка безопасному поведению в зимний период; расширять и активизировать словарный запас по теме «зима».

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, как там красиво, много снега намело, как он сверкает на солнышке. Какое у нас сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: А давайте, ребята, вспомним, чем мы занимаемся зимой на улице?

Дети: катаемся на санках, на лыжах, с горки, на коньках, играем в снежки, строим снежные крепости, лепим снеговиков.

 Воспитатель: вот сколько зимних забав вы знаете! Какие молодцы!

(Вдруг раздается плач)

Воспитатель: ой, ребята, кто это плачет?

(В комнату входит Зайчик. У него перебинтована лапка, он прихрамывает, царапина на щеке, разбита губа, у него одна перчатка, а в другой руке сломанная ледянка.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости?

Дети: это зайчик.

Воспитатель: Ребята, давайте спросим у зайчика что с ним случилось? Зайчик, почему ты плачешь? Что с тобой случилось???

Зайчик: Я гулял на улице с братишками зайчатами. Перчатку я потерял, лапки у меня замерзли, братишки толкались на горке, и я упал, поскользнулся на льду и разбил губу, ледянку я сломал, потому что мы ее друг у друга отнимали.

Воспитатель: эх ты, Зайчик! Неужели ты не знаешь, что зимой не только много веселья, но и много опасностей! Нужно правильно себя вести!

Зайчик: но на улице так весело! Так интересно!

Воспитатель: Какой непослушный у нас гость! Никогда нельзя забывать о правилах поведения! Даже когда весело и интересно! Ребята, давайте мы с вами расскажем Зайчику как надо себя вести на улице?!

Дети: Давайте!

Воспитатель: Давайте вспомним, какая у нас погода зимой?

Дети: холодно, идет снег, дует сильный ветер, мороз кусает!

Воспитатель: Правильно, ребята! А покажем нашему гостю как мы играем? Как мы греем наши ручки?

Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик, прячься».

Пальчик прячется в ладошку

(Дети поколачивают сжатыми кулачками)

Вот так, вот так.

Ты его согрей немножко

(Дуют в сложенные ладошки)

Вот так, вот так.

Если пальчики замерзли 

(Сжимают и разжимаю пальцы)

Вот так, вот так

Отогреть всегда их можно

(Хлопают в ладоши)

Вот так, вот так.

Воспитатель: ну как ты, зайчик, согрелся??

Зайчик: да, жарко стало!

Тут зайчишка начинает кашлять, чихать.

Зайчик: Кх – кх –кх!! Ох, что-то горлышко болит у меня! Жаль, теперь вкусный «ледяной леденец» не съешь!   Ребята, вы такие леденцы знаете?

Снега первого я ждал,

Бегал, прыгал и играл.

А теперь я пью микстуру,

Потому что съел … (сосульку) (Ответ детей).

Воспитатель: Ребята, Зайчик съел сосульку!!! Эх ты, Зайчишка, разве ты не знаешь, что сосулька не леденец!  Что это ребята?

Дети: это лед.

Воспитатель: Ребята, скажите зайчику разве можно кушать сосульку, снег или лед?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: они холодные, можно заболеть! Может заболеть животик, потому что они грязные! И тогда придется идти к доктору!

Воспитатель: Зайчишка, теперь ты понимаешь, что надо очень аккуратно вести себя на улице зимой! Ребята, а давайте с вами поиграем в игру и напомним зайчику правила поведения!

Игра «Верно/ неверно».

1 картинка – Дети, соблюдая очередность катаются с горки;

2 картинка – Дети толкают друг друга, обгоняют на горке.

Воспитатель: Какая карточка правильная? Конечно, ребята, на горке нельзя друг друга толкать, потому что можно упасть и сильно удариться или ударить своего друга. И придется обращаться к врачу.

1 картинка – Дети, сидя съезжают с горки;

2 картинка – Дети сбегают с горки по льду.

Воспитатель: Какая карточка правильная?  Мы с вами тоже в этом году построили красивую горку, катаемся на ней! Давайте вспомним как мы на ней катаемся?

Дети: По очереди мы заходим на горку, не толкаемся, аккуратно садимся на ледянки и съезжаем.

Воспитатель: правильно! А когда мы скатились с горки, мы что делаем?

Дети: быстро отходим, чтобы не мешать другим!

1 картинка – Дети бросаются снегом;

2 картинка – Дети капают лопатками снег.

Воспитатель: Какая карточка правильная? Мы с вами, ребята, молодцы, свой участок держим в чистоте! Убираем снежок, кормим птиц, всегда собираем игрушки. А почему мы не бросаемся снегом?

Дети: Снег может попасть в лицо, будет холодно!

1 картинка – Мальчик лизнул железо на морозе и прилип;

2 картинка – Мальчик строит снежную крепость.

Воспитатель: Какая карточка правильная?  Девочки и мальчики, запомните. Никогда на морозе нельзя прислоняться языком к железным предметам, потому что вы сразу же прилипните! Потом язык будет очень болеть!

1 картинка – Дети прыгают с санок;

2 картинка – Дети съезжают с горки на санках.

Воспитатель: Какая карточка правильная?  Когда вы катаетесь на санках, нужно быть очень осторожными, потому что на санках есть железные детали. К тому же они еще и острые. Можно пораниться.

1 картинка – Дети гуляют без шапки, без рукавичек;

2 картинка – Дети тепло одеты.

Воспитатель: Какая карточка правильная? Ребята, давайте еще раз вспомним, почему нельзя гулять зимой без шапки и без рукавичек?

1 картинка – Дети гуляют рядом с родителями

2 картинка – Дети убежали и не слушаются родителей.

Воспитатель: Какая карточка правильная?  Ой, ребятки, а кто из вас не слушается родителей? Нет таких? Какие вы молодцы! И правильно, родителей всегда надо слушаться!

Воспитатель: вот так-то, зайчик! Теперь ты тоже знаешь как нужно себя вести на улице зимой! Будь всегда внимательным, слушайся маму и папу, будь аккуратным, вежливым! И с тобой никогда не случатся неприятности!

Зайчик: спасибо вам, ребята! Теперь я буду хорошо себя вести! До свидания!

«Покормите птиц зимой»

Цели: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой; познакомить детей с жизнью зимующих птиц и их трудностями зимой; развивать умения внимательно слушать и отвечать воспитателю; воспитывать любовь к природе, желание заботиться о птицах.

Словарная работа: зимующие, перелётные, воробей, синица, снегирь, кормушка.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята к нам прилетела ворона и принесла в клювике письмо, давайте его прочитаем: «Здравствуйте! Пишет Вам кукушка! Шлю Вам привет. У нас тут лето и жарко. Все цветет и зеленеет, бабочек-гусениц полным-полно. Так что сыты мы и довольны, чего и вам желаем! Многих наших птиц я повидала здесь – встретила и ласточек, и скворцов, и иволг, и соловьев. Всем им живется хорошо, но вот никому не удается на чужбине гнезд свить. Весной встретимся. Передаю привет от всех наших перелетных птиц. До свидания! Кукушка Куку».

Воспитатель: Я предлагаю вам, дорогие ребята начать увлекательное путешествие в мир птиц. (Показать плакат с изображением птиц)

Назовите птиц, которых вы знаете?

Дети: Синица, воробей, ворона, сорока, ласточка, соловей.

Воспитатель: как называются птицы, которые улетают в теплые края на зимовку?

Дети: перелётные.

Воспитатель: А как называются птицы, которые остаются на зиму вместе с нами?

Дети: зимующие.

Воспитатель: почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края, как это сделали перелетные птицы? (ответы детей)

Воспитатель: что нужно и людям, и птицам чтобы выжить?

Дети: это еда.

Воспитатель: что едят птицы, которые от нас улетели?

Дети: Насекомых.

Воспитатель: есть ли насекомые зимой? Куда они делись? (показать картинку)

Дети: спрятались под землю, а земля под глубоким снегом.

Воспитатель: что случилось бы с перелетными птицами, если бы они не улетели на юг?

Дети: они погибли бы от голода, потому что не нашли бы насекомых.

Воспитатель: оказывается, перелетным птицам нечего есть зимой, вот они и улетают в жаркие страны.

Воспитатель: чем питаются зимующие птицы (показать картинку)

Дети: питаются шишками, ягодами, семенами

Воспитатель: как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме?

Дети: они переодеваются в зимнюю одежду.

Воспитатель: Птицы меняют оперение на более теплое и густое. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они! (Рассматривание комочка перьев и пуха).

Воспитатель: наверное, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись.

Покажите, как сидят нахохлившиеся птички на веточках. Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (ответы детей)

Воспитатель: птицы не летают в мороз, потому что они берегут тепло.

Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге.

Давайте покажем, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся в дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла.

Покажите, как птички друг друга греют. (Пусть прижмутся друг к другу и погреются, скажут слова поддержки, похвалят друг друга и успокоят: «Не бойся, чик-чирик! Завтра мороза не будет! Завтра мы зернышек много найдем»)

Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше, чем летом.

С раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как вы думаете, каким? (пусть дети вспомнят, что делали птички, которых видели на прогулке? Они искали корм или клевали его). Покажите, как птички летают и ищут себе корм.

Воспитатель: да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот целый день ищут себе еду. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.

-Послушайте, как об этом пишет Г. Ладонщиков.

Каждый день, когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек

На крыльцо бежим скорей-

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей.

На окошке сидя, птицы

Чистят пёрышки свои.

Здесь щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

И красавцы снегири.

Все привыкли, не пугливы

Хоть руками их бери.

Воспитатель: скажите, а что же делают каждое утро братья?

Ответы детей.

Воспитатель: они доброе дело делают?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие птицы прилетают к ним?

Ответы детей

Воспитатель предлагает вместе прочесть стихотворение:

Мерзнут лапки у синички.

Трудно им без рукавичек

Да и холодно в мороз.

Я им семечек принес.

Посмотрите – ка сюда

— Это вкусная еда!

На ладонь мою садятся,

Греют лапки, не боятся.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру (опора на картинки)

• Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)

• Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)

• Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)

• У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? (маленький и тонкий)

• У снегиря грудка красная, а у синички — ?

• Снегирь подлетел к лесу, а воробей — ?

Итог:

Воспитатель: о каких птицах мы сегодня с вами говорили?

Дети: синица, воробьи, снегирь, сорока, ворона, соловей.

-Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

Дети: повесить кормушки, насыпать в них корм.

Воспитатель: молодцы, вы очень хорошо отвечали на вопросы. А сейчас мы пойдем на прогулку и покормим птичек. Дадим им семечек, хлебных крошек.

«Жизнь зверей зимой»

Цель: расширить представления детей об образе жизни лесных зверей зимой;

развивать навыки познавательно-речевой деятельности;

закрепить умение действовать по сигналу и навыки выразительных движений;

Ход беседы:

Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель показывает детям игрушечного зайчика, одетого в вязанную шапку, шарф, жилетку и носки.

Ребята, посмотрите к нам пришел сказочный, игрушечный зайчик.

-А почему зайка так одет? (потому что холодно, зима)

- А в лесу у настоящих зайцев есть шапка, шарф и т. д. (нет)

— Вот сейчас мы с вами отправимся в лес и посмотрим, как заяц и другие звери готовятся к зиме.

-А на чем можно в лес добраться? (на машине, на автобусе и т. д.)

Мы сегодня будем добираться в лес необычным способом. Мы полетим на воздушном шарике. Но сначала нужно каждому надуть свой шарик. Дети надувают воображаемый шарик.

- Я буду ветер, а вы-шарики. Я дую – а вы летите.

- Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.

— Вот мы и в лесу. Чтобы угадать кого мы сейчас встретим, отгадайте загадку:

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по веткам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет

Сушит на зиму грибы? (белка)

Показывает изображение белки 

Где живет белка? (в дупле)

-Зачем белке пушистый хвост? (защищаться от холода)

- Чем питается белка? (орехи, грибы, шишки)

- Угадайте, кого мы сейчас встретим.

- На спинке иголки

Длинные и колкие

А свернется он в клубок

Нет ни головы, ни ног (Ежик)

Воспитатель показывает изображение ежика 

-Какие лапки у ежика? (короткие)

-Что на спинке у него? (иголки)

-Зачем они ему? (ответы детей)

-А чем они питаются? (жуками, червяками)

-А зимой? Ведь жуки залезли глубоко в землю?

 Зимой ежик спит.

-Ежик на зиму роет ямку и выкладывает ее листьями, чтоб теплее было.

Еще один лесной житель впадает в спячку. Отгадайте ….

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь)

Воспитатель показывает изображение медведя.

Набивает Мишка брюхо травой и спит до самой весны в берлоге.

Отгадайте, какой еще лесной житель готовится к зиме?

Летом серый, зимой белый (заяц)

Воспитатель показывает изображение зайца 

А почему заяц зимой белый, а летом серый? (ответы детей)

— Значит зачем зайцы меняют шубку на белую? (ответы детей)

-А кого боится зайка (ответы)

-А чем питается зайка зимой? (ответы детей)

Д/и «Найди ошибку»

Дети садятся в кружок и хлопают в ладоши, когда воспитатель скажет неправильно:

-Осенью звери делают запасы на зиму: ежик собирает мед, белка-орешки, медведь-капусту, а зайка-яблоки.

Молодцы!

- Ребята нам пора возвращаться из леса. Еще раз представим, что вы воздушные шарики, а я ветер. Сейчас я подую, а вы улетите (воспитатель дует, а дети под музыку кружатся как шарики).

Дидактические игры:

«Угадай, что делать»

Цель: учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитывать у детей умение переключать слуховое внимание.

Оборудование: на каждого играющего по 2 флажка.

Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Воспитатель начинает звенеть бубном. Если бубен звенит громко, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

«Найди пару»

Цель: учить детей подбирать предметы разных по пропорции по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать память и внимание.

Оборудование: Изображения варежек и шарфов синего, зеленого красного и желтого цветов.

Ход игры: Воспитатель показывает кукол в шапочках (синего, зеленого, красного и желтого цвета) и просит детей подобрать им одинаковые по цвету варежки и шарфы. Изображения шарфов и варежек раскладываются на столе врассыпную. Кукол рассаживают на стулья вокруг стола. Воспитатель показывает детям, как подбирать теплые вещи для кукол. Затем просит выполнить задание самостоятельно одеть свою куклу. В игре могут принять участие несколько человек. Тогда задание выполняется на скорость, кто первым соберет комплект для своей куклы.

«Разрезные картинки»

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.

Оборудование: Разрезные картинки из 4-х частей. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.

Ход игры: перед детьми лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (снежинка, елка, кукла, т. п.). Воспитатель просит детей сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета. Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку.

Приложение №2

Речевая деятельность.

Конспект НОД по речевому развитию «Кто такие дикие животные»

 

Цели: расширить знания детей о диких животных.

Задачи: обогащать представления детей о диких животных;

учить выделять характерные признаки представителей диких животных;

активизировать употребление имен прилагательных в речи детей;

учить правильно образовывать окончания;

развивать связную речь детей, мышление, обогащать словарный запас.

Оборудование: Мягкие игрушки - зайка, лиса, волк, еж, белка, коробка. Плакат с изображением домиков животных, картинки с изображением диких животных. Макеты овощей, фруктов, ягод.

Ход занятия:

Воспитатель: ой, ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости!

Дети: Зайка!

Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся, предложим ему сесть на стульчик.

Дети здороваются с медвежонком.

Зайка: здравствуйте, дети! Вы знаете, где я живу?

Дети: В лесу!

Зайка: Я шел к вам в гости со своими друзьями, но они отстали от меня, и я очень за них переживаю. Ребята, вы случайно не видели моих друзей?

Дети: нет!

Воспитатель: ой, я, кажется, слышу какие-то звуки. Они доносятся из коробки. Что же это? Или кто?

Проводится Д/и: «Угадай животное».

Воспитатель достает из коробки игрушки животных, но не целиком. Сначала показывает одну часть, например хвостик или ушки и загадывается загадка, а дети должны угадать кто это.

Он всю зиму долго спал,

Лапу правую сосал,

А проснулся — стал реветь.

Этот зверь лесной...(медведь)

Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла. (лиса)

Серый, страшный и зубастый 
Произвел переполох. 
Все зверята разбежались. 
Напугал зверят тех…(волк)

Он по полю ловко скачет, 
Как пушистый белый мячик. 
Летом бел, зимою сер. 
И немножко окосел. 
Кто он? Угадай — ка!
Ну, конечно, -…(зайка)

Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит. (ёжик)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)

Воспитатель сажает зверей на стульчики к медведю.

Воспитатель: Ребята а где живут эти животные?

Дети: В лесу

Воспитатель: как назвать всех этих животных одним словом?

Дети: дикие

Физкультминутка:

Зайка по лесу скакал (руки перед грудью,

Зайка корм себе искал (небольшие подскоки).

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

(изображаем ушки на макушке)

Шорох тихий раздается:

Кто - то по лесу крадется (пугливо оглядываются).

Зайка путает следы, убегает от беды (бегут по кругу).

Прыгнул в бок и обернулся, и под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок, чтоб найти никто не смог.

(приседают, голову прижимают к коленям, замирают).

Д. игра «Закончи предложение»

Воспитатель. Мы с вами немного передохнули, давайте продолжим.

- «неуклюжий, как … »

- «быстроногий, как … »

- «хитрая, как … »

- «голодный, как … »

- «колючий, как … »

- «запасливая, как … »

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Только наши гости опять загрустили. Наверно, они проголодались. Давайте их угостим.

Далее проводится игра "Кто что ест". Дети угощают гостей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чем можно угостить наших гостей (на тарелочке лежат макеты овощей, фруктов, ягод). Перечислите что лежит на тарелочке?

(Дети отвечают)

Воспитатель задаёт вопросы:

Что любит кушать зайчик? Чем можно его угостить? (морковкой, капустой).

А что кушает Мишка в лесу? (Ягоды, мед)

Воспитатель: Правильно. давайте, угостим мишку. (так дети угощают всех животных)

Мы помогли зайчику найти его друзей. А теперь им пора отправляться в лес.

Загадки:

Он всё время занят делом,                
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)

Что за звёздочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмёшь — вода в руке? (Снежинка)

Посмотри-ка: это кто
На морозе без пальто?
Нос оранжевый замёрз,
А ему смешно до слёз! (Снеговик)

Два стальных блестящих братца
По ледку кругами мчатся, 
Оставляя за собой
След из крошки ледяной. (Коньки)

По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Катят всадника шутя, 
Кверху загнуты носа. (Лыжи)

Стихотворения:

На санках

Покатились санки вниз.
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади –
Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно!
А не то разбиться можно!

О. Высотская.

Санки

Съезжают санки сами вниз,
Но есть у них один каприз.
Чтоб с горки мчались сани,
Мы вверх их тащим сами.

С. Островский

Холодно

Кто мяукнул у дверей?
— Открывайте поскорей! —
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.

О. Высотская.

Пальчиковые игры:

 «Построю из снега домок-теремок»
Копаю, копаю лопаткой снежок

(имитируем движения),
Построю из снега домок-теремок

(над головой из ладошек делаем крышу).
И окна, и двери я вырублю в нем,
Почищу дорожки, посыплю песком.
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили,

(«Лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий,

(Чертим руками круг)

Очень гладкий,

(Одной рукой гладим другую) 

И совсем, совсем несладкий.

(Грозим пальчиком)

«Бабу снежную лепили»

Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

 Загибаем пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять.

 «Идём» по столу указательным и средним пальчиками
Бабу снежную лепили,

«Лепим» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами
С горки мы потом катались,

Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А ещё в снегу валялись.

Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой
Все в снегу домой пришли.

Отряхиваем ладошки
Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

«Снеговик»

Мы слепили снежный ком

(Лепим двумя руками комок,)

Шляпу сделали на нем

(Соединяем руки в кольцо и кладем на голову,)

Нос приделали и вмиг

(Приставляем кулачки к носу,)

Получился снеговик

(Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.)

Словесные игры:

«Кто как кричит?»

Цель: развивать речевое внимание детей.

Ход: у мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

«Ответь правильно»

Цель: Активизация словаря детей по теме. Развитие мышления, памяти.

Игровое действие. Ответы на вопрос педагога.

Оборудование: Мяч.

Ход: Педагог бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос, ребёнок отвечает на вопрос и бросает мяч обратно педагогу.

Снег белый или чёрный? (Снег белый).

Зимой на улице холодно или тепло? (На улице холодно).

Зимой чаще идет снег или дождь? (Чаще идёт снег).

Зимой дует холодный или тёплый ветер? (Дует холодный ветер)

«Найди пару»

Цель: Активизация словаря детей по теме. Развитие мышления, памяти, внимания.

Игровое действие. Найди такой же предмет.

Материал: Парные картинки с изображением лыж, коньков, снеговиков.

Ход: Педагог приглашает детям узнать, какие они внимательные. Раздаёт детям по одной картинке. Дети должны найти пару и ответить на вопросы педагога.

Что у вас изображено на картинке? (Это лыжи). 

Какого цвета? (Лыжи красного цвета). 

Зачем нужны лыжи? (На лыжах катаются по снегу). 

В какое время года можно кататься на лыжах? (Зимой).

Что у вас изображено на картинке? (Это снеговик). 

Из чего слеплены снеговики? (Снеговики слеплены из снега). 

Кто слепил снеговиков? (Дети).

В какое время года можно кататься на лыжах? (Зимой).

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: Мяч.

Ход: Педагог кидает мяч ребёнку и называет слово, ребёнок бросает мяч обратно и называет слово ласково:

Снег, а ласково… (Снежок).

Ветер, а ласково… (Ветерок).

Гора, а ласково… (Горка, горочка).

Лопата, а ласково… (Лопатка).

Ведро, а ласково… (Ведёрко).

Приложение №3

Художественно-эстетическая деятельность

Конспект НОД по рисованию «Снеговик»

Цели: продолжать вызывать у детей интерес к созданию изображения красками;

закреплять у детей представление о снеговике, полученные в результате собственных наблюдений и на занятиях лепкой и аппликацией;

упражнять детей в закрашивании округлых форм;

помогать детям изображать снеговика с использованием доступных им средств выразительности (цвета, величины);

закреплять умение правильно держать кисть;

воспитывать чувство сопереживания, желание помочь персонажу.

Оборудование: игрушка «Снеговик»; поднос со снежинками для медалей; 4 листа синего картона; гуашь; тряпочки; банки с водой на каждый стол; кисточки; подставки для кисточек.

Ход занятия:

Звучит музыка «К нам гости пришли...»

Дети! К нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Покажем нашим гостям, как мы умеем играть и заниматься.

К нам ещё один гость пришел, а кто он нам поможет отгадать волшебная снежинка. Слушайте внимательно загадку:

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза - угольки,

Губы - сучки,

Холодный, большой.

Кто я такой?

Кто же он такой? (Снеговик).

Чтоб не растаял снеговик, я положу рядом с ним на дорожку снежинку.

(Рассматривание снеговика).

Чтобы вылепить снеговика, надо вначале скатать большой ком снега. (Воспитатель показывает жестом руки круговые движения).

Какой он формы? (Круглый, большой «ком снега»). Дети показывают руками величину «комка снега».

Потом поменьше «ком снега». (Показ воспитателя жестом руки круговые движения рукой «кома снега», а потом детьми).

А сверху какой «ком снега»? (Маленький). (Показ «кома снега» жестом руки воспитателем, а потом с детьми).

Какой формы голова у снеговика? (Круглая, маленькая).

На голове натянута красивая шапочка.

Что у него на лице? (глаза, нос, рот).

А рядом с ним стоит метла.

(Рисование кругов в воздухе).

Давайте нарисуем указательным пальцем в воздухе «большой ком снега», потом поменьше и самый маленький. Дети садятся за столы.

(Звучит магнитофонная запись).

Послушайте, что снеговик вам расскажет о себе.

Я был грустный снеговик,

И имел печальный вид,

Всё друзей не находил,

И поэтому грустил.

Но однажды я пошел,

В гости в детский сад зашел.

Ребята! Какой вид у Снеговика? (грустный, печальный).

Почему он грустит? (нет у него друзей).

Ребята! Что вы сделаете, если Снеговик предлагает вам свою дружбу? (дети высказывают свое мнение).

(Воспитатель предлагает детям нарисовать много друзей для Снеговика).

На прошлом занятии вы рисовали пирамидку из шаров (показ пирамидки на картоне).

А сегодня мы закрасим круги белой краской, превращая в друзей Снеговика. Сначала вы закрасите белой краской большой круг, потом поменьше и самый маленький.

Сначала разомнем наши ручки для рисования.

Физкультминутка: «Погреем руки».

У меня замерзли руки. Как их можно согреть? Дети: подуть на них, потереть друг о друга, надеть варежки. (Сильно потираем руки).

Воспитатель спрашивает 2-3 детей: «С чего начнем выполнение работы?»

Расскажи нам, какой кружок закрасим вначале, а потом?

Взяли кисточку в правую руку выше металлического наконечника тремя пальцами. Наберите на ворс кисточки белую краску, лишнюю отожмите о край баночки.

Какой кружок вначале закрашиваем? (Большой). Закрашивая, не заходите за контур. И так все кружочки. (Звучит тихо музыка).

Когда закрасят все круги белой краской, дети, стоя в кругу, играют в игру «Снеговик».

Какого цвета нарисуете шапочку Снеговику?

А глаза? Что ещё надо дорисовать? (нос, рот, метлу).

Руководство выполнением задания и последующей игрой.

Какого цвета шапочка у Снеговика?

Какого цвета глазки у Снеговика?

Что делает Снеговик? (Смеётся или грустит?) Почему?

Сколько стало друзей у снеговика?

Итог работы.

Воспитатель: «Пусть Снеговик с друзьями посмотрит на наши игрушки!»

Конспект НОД по аппликации «Волшебные снежинки»

Цели: расширять представления детей о явлениях природы - снежинках, помочь установить причинно- следственные связи между природными явлениями;

закрепить знание детьми цветов (голубой, белый, синий);

развивать умение слышать и понимать заданный вопрос;

развивать крупную и мелкую моторику;

развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции;

воспитывать интерес к изучению природы и бережное отношение к ней;

воспитывать аккуратность.

Предварительная работа: наблюдение за первым снегом, рассматривание снежинок на ладошке (во время прогулок),

рассматривание снежинок на картинках и иллюстрациях книг, раскрашивание снежинок нетрадиционным способом- «тычком» (ватными палочкам), разучивание стихотворения «Снег идёт…», беседа «Наступила зима».

Оборудование: круги затонированные голубой краской; по 3 белые полоски на ребенка; клей; кисточки; салфетки; клеёнки; магнитофон; диск с песней «Белые снежинки».

Ход занятия:

(Воспитатель заходит в группу, неся в руках бумажные снежинки. Затем «случайно» рассыпает их со словами: «Ой- ой- ой!». Таким образом привлекая внимание детей к себе).

Дети подходят к воспитателю и задают вопросы: «Что это?», «Откуда они?».

Воспитатель: Ребята, к нам в приёмную залетели снежинки. Я хотела вам их показать, но случайно выронила их из рук. Давайте их рассмотрим!

(Дети садятся на ковёр около снежинок и рассматривают их).

Воспитатель: ребята, расскажите, какие снежинки?

Ответы детей: Белые, пушистые, лёгкие, большие, маленькие, красивые и т. д.

Воспитатель: да, очень красивые наши гостьи. Они разные, непохожие друг на друга. Посмотрите, каждая из них имеет свой рисунок, свой узор. Про них можно сказать, что они узорчатые. Дети, как можно сказать о снежинках?

Дети: узорчатые.

Воспитатель: правильно. Молодцы! А скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: зима.

Воспитатель: какие признаки зимы вы знаете?

Ответы детей: стало холодно, люди надевают теплую одежду, идёт снег.

Воспитатель: правильно, ребята! Самые главные признаки зимы — это мороз и снег. Только зимой с неба падают снежинки. А сейчас я вам загадаю загадку про них: «Белые красавицы, кружатся, летают. А в руке растают». Ребята, а вы когда ни будь ловили снежинку себе на ладошку?

Дети: да.

Воспитатель: что с ней происходит?

Дети: она тает.

Воспитатель: почему? (Подводит детей к установлению причинно-следственных связей).

Дети: ладошка тёплая, а снежинка холодная.

Воспитатель: молодцы, наблюдательные ребята! А во что превращается снежинка?

Дети: в воду.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, как кружатся снежинки?

(Дети показывают).

Физкультминутка «Снежинки».

«На полянку, на лужок, тихо падает снежок.

Кружатся снежинки- лёгкие пушинки.

Полетели, понеслись и под ёлкой улеглись,

Тихо спят снежинки- лёгкие пушинки.

Но подул тут ветерок, закружился наш снежок.

Кружатся снежинки- белые пушинки».

Воспитатель: ребята, а наши снежинки волшебные. Почему, как вы думаете?

Ответы детей: потому что не тают, потому что прилетели к нам в гости и т.д.

Воспитатель: правильно. А ещё и потому, что они не просто прилетели. А принесли с собой вот эту коробочку. Давайте посмотрим, что в ней!?

(Дети и воспитатель проходят на стульчики, расставленные полукругом).

Воспитатель: ребята, здесь конверт от Королевы Снегов - королевы той страны, из которой к нам прилетели волшебные снежинки. Оказывается, её самые любимые снежинки сломались. Сможем ли мы помочь королеве Снегов?

Дети: да.

Воспитатель: а каким образом? Что же нам делать? Как нам быть? (Ставит перед детьми проблемную ситуацию).

Дети: склеить!

Воспитатель: правильно! Как же я не догадалась? Какие вы молодцы! Проходите за столы.

Воспитатель: я предлагаю вам наклеить их на «небо» (круг диаметром 10 см синего цвета). Проходите за стол. Какого цвета наше небо? (голубое, синее) Какое оно? (большое). Какие по цвету снежинки? (белые) Какие они по величине? (большие и маленькие).

(Воспитатель напоминает детям о том, какой материал они видят перед собой на столе, правила работы с клеем, о необходимости быть аккуратными, помогать друг другу. Дети наклеивают из полосок белой бумаги снежинки. Воспитатель включает запись песни "Белые снежинки")

Воспитатель: как же красиво получилось! Молодцы! Теперь эти снежинки мы повесим в приёмной, чтобы они нам напоминали о сегодняшней игре и радовала нас.

Рефлексия.

Воспитатель: дети, вам было интересно сегодня играть? Что вам понравилось? Что вы узнали нового? (Ответы детей).

Конспект НОД по лепке «Снеговик ищет друзей»

Цели: формировать навыки детей называть основные приметы зимнего периода;

лепить снеговика из пластилина;

делить пластилин на три разные части, скатывать три шара (большой, средний и маленький, соединить части, назвать цвет пластилина;

доводить задуманное до конца;

развивать самостоятельность.

применять в работе знакомые способы лепки: согревать пластилин в ладошках, скатывать, сплющивать и др.

Оборудование: игрушка снеговик; белый и красный пластилин, гречневая крупа, маленькие сухие веточки, маленькие картонные квадратики.

Ход занятия:

Воспитатель собирает детей в кружок на ковре: «Здравствуйте ребята! (Ответ детей). А теперь возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом. Здороваться – это значит желать доброго здоровья друг другу. Давайте сядем на стульчики и послушаем загадку:

Меня растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза - угольки, губы – сучки,

Холодный большой,

Кто я такой?

(Ответ детей)

Воспитатель: правильно, это Снеговик. Ребята, а в какое время года мы летим снеговиков?

Ответы детей: (Зимой)

Воспитатель: молодцы! Правильно! А какое сейчас время года?

Дети: зима.

Воспитатель: как вы догадались, что зима?

Дети: зимой бывает снег, мороз, лед.

Воспитатель: что можно делать зимой?

Дети: кататься на лыжах, коньках, санках, лепить снеговика.

Воспитатель: вы хотите слепить снеговика? Хорошо, если он сам придет к нам в детский сад (незаметно стучит пальцем).

Физкультминутка: 

Воспитатель: ребята, вы слышите, кто-то стучит. Наверное, это снеговик. А вот и он (заносит снеговика)

Воспитатель рассматривает с детьми игрушку снеговика, который состоит из трёх шаров: большой, чуть поменьше и маленький.

Воспитатель: как называется эта игрушка? Из чего и как делают снеговика? (Ответы детей.) Ребята давайте лепить снеговика из пластилина, а когда выйдем на прогулку, тогда все дружно попробуем из снега слепить большого снеговика. С чего начнём? Нужно разделить пластилин на три разные части. Дети повторяют за воспитателем. Как скатать большой шар? (Дети имитируют движение скатывание.) Так же нужно скатать средний и маленький шарики. Когда все три шара будут готовы, их следует соединить.

Воспитатель. У нашего снеговика нет глазок, чтобы смотреть; нет ручек. Чтобы здороваться, нет шапки, чтобы согреться, нет носика, чтобы дышать, нет ротика чтобы пить.

На столах, уже в коробке лежит красный пластилин, гречневая крупа, маленькие сухие веточки, маленькие картонные квадратики.

Воспитатель показывает для чего нужны все эти предметы, помогает детям, которые испытывают затруднения.

Мы из снега ком слепили,

Даже куклу мастерили.

Снег, снег, белый снег –

Вышла кукла лучше всех!

Рефлексия.

Как мы лепили снеговика?

Сколько шаров мы накатали?

Воспитатель: ребята, вы смогли слепить снеговика из пластилина, а на прогулке мы сможем слепить снеговика из снега!

 Молодцы!

Конспект по конструированию «Берлога для медведя»

Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста социально значимых моральных качеств.

Задачи: повторить материал о подготовке к зиме диких животных, развивать речь детей, повторить стихотворение о снежинках, формировать у детей отзывчивость, развивать умение работать с конструктором, повторить знание основных цветов и деталей конструктора, развивать умение находить деталь по описанию.

Оборудование: Игрушечный медведь, конверт с письмом, большой конструктор, платок, аудиозаписи Железновых «Автобус» и «Мишка пляшет».

Ход занятия

Ребята, я сегодня очень рано пришла на работу, и сторож мне передал вот это письмо. Я прочитала его и поняла, что без вашей помощи мне не справиться. Хотите я вам его прочитаю?

«Дорогие ребята. Пишет вам Мишка-Топтыжка. Я еще очень маленький и не понимаю, что вокруг меня происходит. На улице стало очень холодно. Белочка говорит, что скоро наступит зима. Она насушила грибов, ягод, запасла орехов. Зайчик поменял свою серенькую шубку на беленькую.  А я не знаю, как мне к зиме готовиться, мне почему-то все время хочется спать. Помогите мне, пожалуйста!»

Ребята, от кого это письмо? О чем нам пишет Мишка – Топтыжка? Как вы думаете, почему ему сейчас все время хочется спать? Что делают медведи зимой? Где они спят? А Мишки -Топтыжки нет берлоги! Я думаю, что надо быстрее садиться в наш волшебный автобус и ехать помогать Мишке строить берлогу. Вы согласны?

Дети разворачивают стульчики, воспитатель-водитель, выполняют движения под музыку Железновых «Автобус».

Вот мы с вами и в лесу, выходите из автобуса. Ребята, а я что-то не вижу Мишку. Посмотрите направо, посмотрите налево. Вы видите? А как же нам его найти в лесу? (Дети предлагают варианты).  Давайте станцуем его любимый танец, он услышит и сам к нам придет!

Железновы «Мишка пляшет»

А вот и Мишка.

«Здравствуйте, ребята! Спасибо, что вы приехали! Вы мне сейчас поможете и все расскажете! Зачем белочка насушила грибов и ягод? А зачем зайчик шубку поменял? А мне как к зиме готовиться? Тоже шубку менять? (Нет, медведи зимой спят!) А где же мне спать? А у меня нет берлоги…»

Ребята, давайте построим для Мишки берлогу! Из чего мы ее можем сделать?

Какой конструктор нам удобнее взять, чтобы быстрее построить: большой или маленький?

Воспитатель каждому ребенку дает задание, какую деталь конструктора принести. Например: «Женя, принеси большой красный кубик». Дети под руководством воспитателя вместе строят «берлогу». Воспитатель просит выстраивать детали в определенном порядке, сортируя по форме, цвету, спрашивает, из чего можно сделать крышу (платок). Укладывают Мишку в берлогу и накрывают сверху берлогу платком. Ребята, чтобы Мишке было теплее, надо теперь берлогу снегом запорошить. Мы начали с вами учить стихотворение про снежинки, давайте расскажем его, вставайте вокруг берлоги, повторяйте за мной!

Физкультминутка

На полянку, на лужок тихо падает снежок,

Кружатся снежинки белые пушинки,

Полетели, понеслись и под ёлкой улеглись,

Тихо спят снежинки, белые пушинки.

Дети рассказывают хором стихотворение и выполняют соответствующие тексту движения.

Наши снежинки всю землю укрыли снежным покрывалом. Тепло и уютно будет Мишке в берлоге, не страшны ему никакие морозы. А нам пора возвращаться в садик. Тихонечко занимайте места в автобусе, чтобы Мишку не разбудить. Я музыку тоже тихо включу. Готовы? Поехали!

Вот мы снова в садике! Куда мы ездили? Что мы делали в лесу? Чем мы запорошили берлогу? А у меня для вас есть небольшой сюрприз! Пока вы садились в автобус, я сделала фотографию Мишки, как он спит в нашей берлоге. И хочу подарить вам каждому на память. Вы можете рассказать дома, как помогали Мишке к зиме подготовиться и раскрасить его фотографию (рисунок черно-белый).

Воспитатель выдает каждому ребенку рисунок спящего в берлоге медвежонка, читая стихотворение И. Токмаковой:

«Как на горке – снег, и под горкой – снег,

И на ёлке – снег, и под ёлкой – снег.

А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не шуметь!»

 

Приложение №4

Игровая деятельность.

Подвижные игры:                      

«Два Мороза»

Цель: учить детей играть по правилам, развивать быстроту, ловкость, выносливость.

Ход игры: на противоположной стороне площадки обозначены два дома, играющие располагаются

В одном из домов. Водящие – Мороз Красный нос и Мороз синий нос встают посередине площадки лицом к играющим и произносит:

Мы морозы молодые, мы два брата удалые

Я Мороз Красный нос! Я Мороз Синий нос!

Кто из вас решится, в путь – дороженьку пуститься?

Играющие отвечают хором:

Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз.

После слова «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящие догоняют их и старается коснуться рукой, «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Воспитатель вместе с «Морозами» подсчитывают количество «замороженных».

«Снежная баба» (русская народная)

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры: выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая,

Баба Снежная стоит. Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет. Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

«Снежинки и ветер»

Цель: развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе; упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании.

Воспитатель произносит слова: А сейчас я посмотрю:

Кто умеет веселиться, кто мороза не боится.

Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра, а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок. Дети прячутся (присаживаются), когда воспитатель прекращает дуть.

«Мороз Красный Нос»

Цельразвитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.

Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:

Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!  (Дети идут навстречу воспитателю.)

- Заморожу! Заморожу!

Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.

«Зайцы и волк»

Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Описание. Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают, не идёт ли волк?

Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк» и начинает ловить «зайцев». Первое время роль «волка» выполняет воспитатель.

«У медведя во бору»

Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.

Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору.   Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит и на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».

Сюжетно-ролевая игра: «Оденем куклу Таню на прогулку»

Цели: развивать умение детей переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре 2-3 последовательных действия. Закрепить у детей умение последовательно одеваться.

Оборудование:2-3 комплекта верхней одежды для кукол (шапка, колготки, обувь, шуба, шарф, кофта, носки).

Предварительная работа: Д/и «Оденем куклу на прогулку; чтение стихотворения «Новая одежда».

Ход игры: Воспитатель показывает новую одежду для кукол и говорит: «Кукла Катя уже позавтракала. Сейчас я ее буду одевать на прогулку». Спрашивает детей: а у ваших дочек есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку. Что будем сначала одевать? (возьмем колготки). Моя дочка маленькая, ей нужны маленькие колготки. А у тебя Настя, какая дочка? Уже большая? Ей надо большие (длинные) колготки. Моя дочка маленькая и ей нужны маленькие колготки. Чтобы Катя не замерзла, одену ей теплую кофту. Чтобы ножки не замерзли надо одеть куклам носочки. У твоей дочки, каким цветом носочки? (синие). А у моей дочки, розовые. Какая у твоей дочки кофта, Настя? Что теперь будем одевать? (шапку). У моей дочки маленькая, синяя. А у твоей какая шапка, Настя? Затем, мы оденем шубу. Теперь обуем сапожки. У моей дочки сапожки маленькие, красные. А у твоей дочки, какие сапожки? Можно уже идти гулять? Или еще что-то надо одеть куклам?

«Моя Катя маленькая, на ней шубка аленька.

На дворе большой мороз, отморозит кукле нос,

Теплый шарфик нужен ей, чтоб укутаться скорей.

Совместная работа с родителями:

Папки – передвижка «Зимушка-зима»

Консультации: «Наблюдения за природой», «Прогулка зимой».

Беседы с родителями на тему «Чем занять детей на прогулке зимой?» «Одежда детей зимой»

Оформление лепбука «Зимушка –зима»

Изготовление кормушек для птиц.

Результат проектной деятельности

У детей расширились представления о признаках зимнего времени года, об особенностях живой и неживой природы, о связи между   явлениями в природе. Ребята получили знания о том, как весело можно провести время зимней порой. У детей появились творческие и познавательные способности, наблюдательность и любознательность. У родителей появилась возможность разнообразить совместное с детьми времяпрепровождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....