Программа саморазвития воспитателя детей дошкольного возраста
рабочая программа

Боброва Галина Ивановна

здесь представлен вариант программы саморазвития воспитателя детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_samorazvitiya_vospitatelya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа саморазвития воспитателя                                        

Тема: Развитие интереса к художественной литературе детей среднего дошкольного возраста

 

   В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной. В современном мире книги уступают место телевизору, Интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе. Мало внимания уделяется чтению книг из - за загруженности детей другими видами деятельности. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения. Большинство из них не помнят названия прочитанных книг, не могут назвать автора. А процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.    

    Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. Различные аспекты этой проблемы изучали Е. А. Флерина, М. М. Конина, Н. С. Карпинская, Н. А. Ветлугина, Е. И. Тихеева, Р. М. Жуковская. Их исследования помогают определить основные черты талантливого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней. Подлинного читателя привлекают не только движение сюжета произведения, но и концепция, идея, заложенная в нём, авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам.

   Как показал анализ психолого-педагогических трудов таких авторов, как Д. Б. Эльконин, А. К. Запорожец, Л. В. Обухова, дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы.

   Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л. С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства». Это значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.  

    С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: «Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы — вот в чём задача педагогов».        

   Осознав важность вопроса о развитии интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала  работать по данной теме.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; развитие интереса детей к художественной литературе, воспитание желания и умения слушать художественные произведения; развитие литературной речи.

 

Задачи:

  • Познакомить детей с книжной культурой, детской литературой, с разнообразными жанрами литературы, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;
  • Формировать у дошкольников литературный вкус;
  • Воспитывать будущего читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
  • Воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
  • Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения);
  • Обогатить лексику, помочь сформировать грамотную речь: развить литературную, диалогическую и объяснительную речь, формировать способности рассуждать, находить аргументы, строить собственное высказывание.

 

Этапы работы по данной теме

 1 Подготовительный 

Анализ научно – методической литературы, постановка цели, подбор технологий

Сентябрь 2019г.

Разработать перспективное планирование работы по приобщению детей к художественной литературе.

Сентябрь 2019

Составление картотеки игр, направленных на формирование интереса к книге.

Октябрь 2019

Создание РППС: приобретение детских книг, создание в группе библиотеки, изготовление игр, пособий для развития у детей интереса к художественной литературе, изготовление атрибутов для игр инсценировок.

Ноябрь – декабрь 2019

Изготовление стенда «Книга  - наш друг помощник»

Январь 2020

Разработка консультации для родителей «Роль книги в жизни ребенка»

Февраль – март 2020

Участие в конкурсе «Вместе с книгой я расту»

Апрель 2020

Разработка анкет для родителей

Апрель-  май 2020

Разработка родительского собрания «Роль чтения художественной литературы для детей дошкольного возраста»

Сентябрь –Октябрь 2019

Разработка конспектов занятий по чтению художественной литературы.

Ноябрь – декабрь 2020

 Участие в конкурсе «Лучший конспект занятия»

Январь 2020

Создание «Мини музея книги»

Февраль – май 2020

2 Основной этап

Работа с детьми

Проведение диагностики по выявлению интереса к чтению произведений

Сентябрь 2019г

Опросы детей по теме. Экскурсия в библиотеку.

Октябрь 2019

Беседы « О разнообразии жанров литературы», «О литературных произведениях»

Литературные развлечения «В стране сказок», «Книга - наш помощник и друг»

Ноябрь-декабрь 2019

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Волк и семеро козлят», «Репка» Настольно печатные игры «Лиса заяц и петух», «Лисичка – сестричка и волк»

Январь 2020

Игры-размышления: «Какой герой сказки?», «Какие поступки совершают персонажи произведений?»

Февраль 2020

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Магазин книг»

Чтение стихов, пословиц, художественных произведений, сказок с обсуждением поведения героев.

Инсценирование сказок: «Колобок», «Теремок», «Рукавичка» и др.

Март-апрель 2020

Проведение диагностики по выявлению интереса к чтению художественной литературе

Май 2020

Работа с родителями

Анкетирование родителей

Оформление информационного материала для родителей

Сентябрь 2019

Памятка для родителей

«Роль книги в воспитании ребенка»

Советы родителям по приобщению детей к чтению

Предложение родителям вместе с детьми нарисовать рисунок «Мой любимый герой из сказки»

Октябрь - ноябрь 2019

Консультации для родителей:

«Роль книги в жизни ребенка»

«Воспитываем сказкой»

Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы для детей дошкольного возраста»

-февраль 2020

Информационные стенды «Книга – наш друг и помощник»

Предложение родителям изготовить вместе с детьми «Книжки малышки»

Предложить родителям принять участие в изготовлении атрибутов для инсценировки литературных произведений.

Март-апрель 2020

Ознакомление с результатами диагностики

Май 2020

4 Итогово – обобщающий

Открытый показ НОД по чтению художественной литературы

 

Педагогические наблюдения, проведение итоговой диагностики.

Выводы, обобщения, определение перспективы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь экологического воспитания и программы "Основы безопасности детей дошкольного возраста".

Ценность методической разработки заключается в формировании бережного отношения к природе родного края, которое мы воспитываем в детях с самого раннего возраста....

ПЛАН РАБОТЫ На тему: «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.Авдеева) ( старшая группа) Воспитатель : Горюнова М.В.

ПЛАН РАБОТЫНа тему:  «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» , разработанный с учетом программы  « Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Р.Б.Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.А...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...

Программа саморазвития воспитателя детей старшего дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию программу саморазвития воспитателя: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам нетрадиционной техники изобразительного творчес...

Программа саморазвития «Воспитание детей дошкольного возраста посредством речевой самостоятельности через приобщение их к художественной литературе».

2.Пояснительная записка В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Саморазвитие...