Программа саморазвития воспитателя детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Бобыкина Тамара Вячеславовна

Представляю вашему вниманию программу саморазвития воспитателя: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам нетрадиционной техники изобразительного творчества – «пластилинографии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_starshaya_gruppa.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №   »

План саморазвития воспитателя старшей группы

 Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам нетрадиционной техники изобразительного творчества – «пластилинографии»

2020г

Тема программы профессионального саморазвития:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам нетрадиционной техники изобразительного творчества – «пластилинографии»

Цель:

Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Систематизирование работы по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей через занятия пластилинографией.

Задачи:

-Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и технологий по теме.

-Выявить особенности развития творческих способностей детей.

-Способствовать развитию интереса к пластилинографии.

-Побуждать к проявлению индивидуальности, своих способностей в изобразительной деятельности.

-Освоить разные способы и приемы работы с пластилином.

Актуальность выбранной темы:

Проблемы развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. В соответствии с новыми требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении явления - развитие детского творчества.

Творчество - это универсальное средство развития индивидуальности, которое обеспечивает устойчивую адаптацию к новым условиям жизни. Все больше внимания уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Опыт показывает, что в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание нетрадиционной изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения.

Для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем.

В нашей группе рисование пластилином-именно то, что позволит полностью раскрыться потенциал ребенка. Более ясному, точному выражению своих внутренних переживаний, проблем с одной стороны, а также творческому самовыражению - с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя. Это особенно важно для детей, которые не могут выговориться потому, что выразить свои чувства, фантазии в рисунке легче, чем о них рассказать.

Пластилинография- это один из относительно «свежих» видов изобразительной деятельности. Основной материал- пластилин, а основным инструментом является рука, вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г.Н. Давыдова).

Работу по формированию навыков пластилинографии проводила в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставила определенные задачи.

1. Подготовительный:

Освоить приемы надавливания, размазывания пластилина пальцами, выработать правильную постановку пальца, овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика, жгутика, косички; освоить навыки работы на ограниченном пространстве.

2. Основной:

Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов, задействовать вспомогательные предметы для придания выразительности работам.

3. Итоговый:

Самостоятельно решать творческие задачи, выбирать эскиз для работы, самостоятельно выполнять задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому.

Запланированные мероприятия по работе над темой:

- Изучение литературы по теме.

-Уточнение основных моментов при разработке рабочей программы в соответствии с ФГОС.

-Посещение ООД воспитателей, специалистов ДОУ.

-Посещение педсоветов, семинаров, конференций.

-Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег.

-Обобщение результатов на заседании педагогического совета.

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования

Этапы

Пути реализации и формы работы.

Содержание работы

Сроки

Способы оформления материала для использования в практической работе.

Практическая деятельность.

 Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких для получения прогнозирующих результатов).

Оценка имеющихся условий для формирования и развития творческих способностей детей.

Анкетирование родителей «Как вы развиваете творчество детей дома?»

Подбор игр и материалов для оснащения центра художественного творчества.

Познакомится с интернет - ресурсами, пособиям Г.Н. Давыдовой.

Создание копилки занятий в электронной форме.

Изучить ФГОС (раздел инклюзивное образование и целевые ориентиры ребенка - дошкольника).

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Прогнозирование результатов.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы).

Разработка перспективного плана на учебный год по нетрадиционной технике рисования

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

Исследовательская работа

(применение выбранной технологии для работы с детьми).

Оформление информационного наглядного материала в родительском уголке.

Результаты анкетирования родителей.

Консультация для родителей «Волшебный пластилин».

Информационный стенд: «Развитие творческих способностей детей при помощи пластилинографии».

Выставка совместных работ (дети + родители) «Мастерская пластилина».

Выставка детских работ для родителей конспекты занятий (разработка).

Картотека развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином для родителей.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы.

Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах.

Выступление с докладом на педсовете по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию».

Показ открытого занятия.

Перспективный план по самообразованию

Тема

Месяц

Задачи

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами различных видов пластилинографии.

«Букет из листьев»

Сентябрь

Познакомить детей с одним из видов изобразительной техники - прямой многослойной пластилинографией, развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

«Осенний натюрморт»

«Ваза для мамы»

Октябрь

Ноябрь

Закрепить знания о натюрморте, как о жанре живописи. Формировать умение детей создавать образы в нетрадиционной изобразительной технике   пластилинографии (прямой, многослойной, модульной). Продолжать развивать способность использовать возможности стеки для придания объекту завершенности и выразительности.

Познакомить детей с контурной пластилинографией. Формировать умение сочетать ее с другми видами пластилинографии. Развивать чувства цвета, композиции. Способствовать развитию стремления радовать своих близких.

«Снегурочка»

Декабрь

Добиваться реализации выразительного яркого образа с опорой на жизненный опыт детей, развивать образное мышление, умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения-прямую, контурную, модельную пластилинографию.

«Снегири на ветке»

Январь

Расширить представления детей о зимующих птицах, развивать умение передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности.

Закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания соединяя прямую и многослойную пластилинографию, воспитывать бережное отношение к природе.

«Папин кораблик»

Февраль

Закреплять умения и навыки в работе с пластилином побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картинки. Воспитывать самостоятельность, инициативу.

«Матрешки»

Март

Развивать умение отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике обратной пластилинографии. Воспитывать интерес к народной игрушке.

«Ракета»

Апрель

Заинтересовать детей рисованием ко Дню космонавтики в технике пластилинография. Формировать умение использовать знакомые виды пластилинографии, сочетать их в своей работе. Побуждать дополнять свою работу звездами, планетами, кометами и т.д. по выбору детей.

«Открытка к Дню победы»

Май

Продлжать знакомить детей с различными видами пластилинографии, как видом изобразительной деятельности. Закрепить приемы примазывания, разглаживания, работа с накладными деталями. Воспитывать патриотические чувства и чувство уважения к ветеранам ВОВ.

Список используемой литературы:

1.Богоявленская Д.Б «Психология творческих способностей» 2002 г.

2.Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем» Москва Творческий центр «Сфера» 2001 г.

3.Головчиц Л.А. «Воспитание детей» 2004г.

4.Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Москва 2000 г.

5.Давыдова Г. Н. «Пластилинография» Москва 2008 г.

6.Заика Е.В. «Комплекс игр для развития воображения.» 1993 г. №2.

7.Комарова Т. С. «Детское художественное творчество ФГОС»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по физкультурно-оздоровительному кружку «Крепыш» (программа разработана для детей старшего дошкольного возраста)

Программа «Крепыш» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Данная программа ориентирована на закон РФ «Об образовании», санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Ми...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

«Развитие четкой дикции у ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» /методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста/

     Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова. Неправильная дикция- следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижн...

Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...

КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)

Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...