Проект "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и, если, он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста, проживающие в районах Крайнего севера, в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_okne.docx804.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ярсалинский детский сад Солнышко»

Познавательно-исследовательский проект

в средней группе детского сада

«Огород на подоконнике»

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-343105-1458910276.jpg

                                                                               

                                                                                Воспитатель Киселёва Г.Н.

Яр-Сале,

2022г.


Введение

 «Общение с природой, забота о ней,  необходимы для воспитания

          добрых чувств обязательных для каждого человека».

В. А. Сухомлинский

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, создаются условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

Общение с природой — прекрасная школа воспитания у детей доброты, чуткости и отзывчивости. Бережное отношение ко всему красивому воспитывается лучше всего тогда, когда дети сами ухаживают за растениями. В детском саду это может быть «огород на подоконнике». Огород в детском саду – это не только возможность видеть детям результаты своей работы, но и одно из условий необходимых для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.

Тип проекта

• Исследовательский, творческий

• Групповой, с привлечением родителей

• Краткосрочный

Участники проекта

Дети средней группы, воспитатели группы, родители.

Срок реализации проекта

 (01.03.2022 – 30.05.2022 г.)

Актуальность проекта

Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и, если, он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста, проживающие в районах Крайнего севера, в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель проекта:

Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно  – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Задачи проекта:

• Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).

• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

•Формировать партнёрские взаимоотношения между  педагогом, детьми и родителями.

Этапы проекта

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Предполагаемый результат проекта

• Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.

• Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.

• Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.

• Дети научаться вести наблюдения.

Дети научатся быть более уважительными к труду.

• Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Формы реализации проекта

1.Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.

2.Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

• определение темы;

• выявить цели и определить задачи;

• подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей; семена для посадки);

• беседы с детьми: «Что такое огород и что там растёт», «Что такое «Огород на подоконнике»«Какие растения можно вырастить на подоконнике».

• подготовка семян.

2. Основной

Содержание деятельности воспитателя и детей:

• рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, огурец, перец, горох, петрушка, укроп, редис );

посадка: лук - коллективно; (помидор, морковь, огурец, перец, горох, петрушка, укроп, редис  - индивидуально;

исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

- подготовка почвы;

- отбор хороших семян от плохих;

- знакомство с моделью трудового процесса;

- посадка;

- установка на светлое место;

- полив;

- рыхление;

- оформление огорода на подоконнике;

- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

- знакомство с моделью строения растения;

- рассада всходов;

- отражение результата в художественно - творческой деятельности;

- чтение детской литературы про овощи;

- отгадывание загадок про овощи;

- пальчиковые игры;

 - подвижные игры;

- дидактические игры«Что сначала, а что потом?»«Собери из частей целое»«Дать описание предмету» и др.

Работа с родителями

беседы с родителями«О полезных свойствах свежих овощей»;

• памятка для родителей «Лук от всех недуг»;

• подборка литературы про овощи с участием родителей;

помощь родителей в оформлении огорода на подоконнике.

Ответственные за выполнение: воспитатели, дети, родители.

3. Заключительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:

- анализ полученных результатов;

- презентация проекта «Огород на подоконнике».

Работа с родителями

Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август.

Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.

Работа с детьми

  • Опытно-экспериментальная деятельность:
  1. Наблюдение за ростом лука в земле и воде.
  2. Наблюдение «что вырастет из зёрнышка?»
  3. Строение растений
  4. Рост и развитие растений.
  5. Условия необходимые для жизни растений:

  - «Земля – какая она».

Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)«Семена растений отличаются друг от друга»

«Вода и растения»

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.

         - Солнце и растения

Цель: определить роль солнца в жизни растений.

        - Человек и растения

Цель: выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.

  • Практическая деятельность:
  1. Посадка овощных культур.
  2. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление.
  • Чтение художественной литературы
  1. Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке?»
  2. Чтение и заучивание стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»
  3. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»
  4. Заучивание: А. Прокофьева «Огород»
  5. Загадки про овощи и фрукты
  • Дидактические игры
  1.  «Что растет на огороде»

Цель: выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека.

      2.  ««Собери из частей целое»

Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей.

      3. «Вершки и корешки»

Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки.

      4. «Что сначала, что потом».

Цель: Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Формировать умение строить предложения при помощи слов «Сначала, потом, в конце».

      5. «Мой любимый овощ»

Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.

  1.  «Найди по описанию»

Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

  1.  «Четвертый лишний»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку

  • Подвижные игры
  1.  «Огуречик»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

  1. «Овощи — фрукты»

Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

  1. «Вершки и корешки»

Цель: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

  1.  «Огород у нас в порядке»

Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

  1. «Зайка и капуста»

Цель: развивать внимание, учить сочетать движения в соответствии с текстом, бегать не наталкиваясь друг на друга.

  • Сюжетно-ролевые игры
  1. «Овощной магазин»

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

  1. «Приготовим щи для кукол»

Цель: Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление.

  1. «Варит бабушка компот»

Цель: Закрепить знания детей о понятии «компот», знания о фруктах.

  • Беседы
  1.  «Овощи, фрукты, полезные продукты»

Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию.

  1. «Лук – здоровью друг»

Цель: обобщить знания детей о луке и его полезных свойствах для жизни и здоровья человека.

  • НОД по плану проекта
  1. Лепка «Овощи: огурцы и помидоры»

Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь.

     2. Аппликация «Лучок на подоконнике»

Цель:  учить создавать композицию, гармонично размещать детали аппликации.

закреплять умение сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции, применяя полученные ранее знания.

     3. Рисование с использованием нетрадиционного рисования (оттиск печатками половинок овощей и фруктов)  «Тарелочка с овощами»

Цель:  Познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования с использованием оттиска, печатка половинок овощей и фруктов.

  •  Изготовление фотоальбома «Огород на подоконнике»

Ожидаемые результаты:

По реализации проекта «Огород на окне» будут получены следующие результаты:

1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян.

2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.

3. В группе был создан огород на окне.

4. Дети вели наблюдения за растениями на окне.

5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на окне.

6. Дети научились, и стали более уважительно относиться к труду.

7. Все участники проекта (дети, воспитатель, и родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Выводы:

На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Приложения

Стихотворение С. Михалкова «Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох.

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше,вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох.

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох.

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели,кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох.

И суп овощной оказался не плох!

Загадки

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репка)                  

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

В земле сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук) 

Запеканки, драники,

Оладьи и пюре,

Зразы и вареники,

Печёнки в кожуре,

И отличную окрошку

Можно сделать из… (Картошки)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.  (Помидоры)

 

Дидактическая игра «Что растёт в огороде?»

Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.

Используется метод беседы.

Материал.

Карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря,

природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям.

-Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь?

-Какие не любишь, почему?

-Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему?

-Хочешь ли ты сам вырастить овощи?

-Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки.

-Какой водой и как нужно поливать овощи?

-Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку?

-Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами, яблоко.

Ход игры

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос«Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схему.

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

Пальчиковые игры

П/и «Огуречик… огуречик…»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах

.Воспитатель говорит:

«Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет».

После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать

наиболее активным детям.

П/и «Овощи»

У Лариски — (По очереди разгибают пальчики из

Две редиски. кулачка, начиная с большого, на одной

У Алешки — или обеих руках.)

Две картошки.

У Сережки-сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

C:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\огород1.jpgФОТОАЛЬБОМ

C:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\огород3.jpg

C:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\огород2.jpg

C:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\огород4.jpg        

C:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\огород5.jpg

C:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\20220428_140140.jpgC:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\огород6.jpg

C:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\20220428_140207.jpgC:\Users\Мария\OneDrive\Рабочий стол\20220428_140125.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...

Исследовательский проект "Огород на подоконнике"

Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей та...

Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...

Огород на подоконнике.

Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»

Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...

Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).

Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....