"Формирование элементарного экономического мышления у дошкольников при использовании разных способов обучения"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Ушакова Ольга Александровна

В настоящее время одной из наиболее важных задач современного образования является воспитание личности, которая сможет в будущем ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Одним из аспектов, характеризующих настоящую личность, выступает экономическое мышление, которое приближает дошкольника  к реальной жизни. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо организовать такие условия, которые бы обеспечивали формирование финансовой грамотности у детей в целом, и в частности экономического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ

Ушакова Ольга Александровна,

воспитатель МБДОУ д/с № 39 г. Белгород

В настоящее время одной из наиболее важных задач современного образования является воспитание личности, которая сможет в будущем ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подтверждается необходимость развития личности  каждого ребенка [5]. Одним из аспектов, характеризующих настоящую личность, выступает экономическое мышление, которое приближает дошкольника  к реальной жизни [1]. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо организовать такие условия, которые бы обеспечивали формирование финансовой грамотности у детей в целом, и в частности экономического мышления.

Л.С. Бляхман, В.Д. Попов и др. экономическое мышление рассматривают как совокупность мыслительных операций при действиях, которые  связаны с хозяйственной деятельностью [3]. В.Д. Попов экономическое мышление считает интеллектуальным свойством человека, которое связывается с тем, что человек осмысливает экономические понятия и категории с реальностью, и ориентируется в экономической жизни [3].

Формирование экономического мышления должно начинаться как можно раньше. Мы привыкли, что какие-либо экономические вопросы решают взрослые, это никак не касается детей. Однако современная ситуация совсем иная, поэтому приобщать к финансовому миру следует с дошкольного возраста.

Если говорить о понятии «экономическое мышление у детей», то следует отметить трактовку А.В. Медведевой, согласно которой такое мышление является процессом формирования экономических знаний у детей, с помощью которых они  способны правильно ориентироваться в современной экономической                ситуации [4].

Формирование элементарного экономического мышления у детей дошкольного возраста предполагает наличие определенных интеллектуальных умений:

- анализ и обобщение усвоенных экономических знаний;

- сравнение, классификация, систематизация понятий и явлений, с которыми дошкольники знакомятся в ходе обучения;

- нахождение причинно-следственных связей фактов, явлений, разных процессов экономической жизни;

- выделение общего, особенного и единичного в усвоенных знаниях;

- выделение сущности экономической проблемы и нахождение способов ее решения;

- применение простейшего математического аппарата в ходе решения задач с экономическим содержанием [2].

Формирование элементарного экономического мышления у дошкольников является таким процессом, который предполагает переход от конкретного к абстрактному, от простого к сложному, от известного к неизвестному, формирование умения обобщать, сравнивать, морально значимые представления о том, что нужно уважать работников труда, понимать значимость трудовой деятельности, помощи друг другу, добросовестного отношения к труду. Кроме этого у детей формируются нравственно-ценностные качества, связанные с бережливым отношением, расчетливостью, а также отрицательным отношением к жадности, неряшливости, расточительности и пр. Дети учатся понимать все эти качества, определять их значение для жизни в социуме [3].

Чтобы сформировать у детей элементарное экономическое мышление, необходимо использовать разные способы: обучать детей решать арифметические задачи с экономическим содержанием, экономические проблемные ситуации, анализировать литературные тексты, пословицы и поговорки.

При решении задач с экономическим содержанием происходит развитие понимания у детей сути покупательской силы денежных знаков, ознакомление с образованием цены, формирование умения анализировать условие и вопрос задачи, используя формулировки: Сколько стоит баночка меда? Какой доход получила белочка от продажи орешков? Сколько денег прибыли получит лиса от продажи рыбы? и т.д. Также большое внимание уделяется тому, чтобы научить дошкольников решать задачи с помощью построения модели «часть», «целое». Например, Заяц посадил морковку, пошел к другу и взял в долг 10 монет, потратил их на семена. Морковка выросла, и заяц пошел продавать на рынок, после продажи получил 9 монет. Получилось, что у него долг другу. Не понимает, почему так получилось. После прослушивания текста задачи, воспитатель беседует с детьми: Как нужно назначать цену, чтобы торговаться с прибылью? Почему заяц остался с убытком? Что он упустил? Более сложными для детей являются задачи на разностное сравнение чисел, например, Матроскин купил на базаре 5 щук на 5 монет и сома за 1 монету. На сколько монет больше Матроскин заплатил за щук, чем за сома?

Интересными для детей являются проблемные ситуации с экономическим содержанием. Например, придумывание рекламы для необычного товара – старых башмаков, дырявой шляпы, грязных шнурков; у Матроскина есть корова, она дает молоко, сметану, творог, масло, что нужно сделать, чтобы было не только потребление, но и накопление?; Муха-Цокотуха продавала на базаре цветы по 4 денежки за один букет, к концу дня цветы потеряли товарный вид, потому что стали увядать, что нужно сделать Мухе, чтобы не потерпеть убытки?

Также рекомендуем читать и анализировать художественные произведения,  пословицы, поговорки с экономическим содержанием. Используем такие произведения и книги как «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского, «Экономика в сказках, играх и задачках» О. Смирновой, «Чудеса в кошельке» А. Максимовой, Л. Усовой и др. Дошкольники знакомятся со следующими пословицами и поговорками: Хорошо – дешево не бывает, Маленькая добыча лучше большого наклада, Дорожиться – товар залежится, продешевить – барышей не нажить.

Таким образом, в целом суть экономического воспитания детей заключается в приобретении навыков элементарного экономического мышления. Экономическое мышление связано, прежде всего, с умением принимать рациональные решения, т.е. действовать в ситуации выбора при осознании собственной ответственности за него. Сформированное экономическое мышление предполагает то, что дети способны к определению целей своих действий, оцениванию выявленных альтернатив, выбору и оценке результата своего выбора. Процесс формирования элементарного экономического мышления у дошкольников необходимо организовывать в ДОУ целенаправленно, применяя разнообразные способы: обучение детей решению арифметических задач с экономическим содержанием, экономических проблемных ситуаций анализ литературных текстов, пословиц и поговорок. Которые способствуют проявлению у детей нестандартности, самостоятельности мышления, понимания проблемности и занимательности, возникновению напряжения ума и радости одновременно, развитию воображения и логики рассуждений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксенова, С.А. Роль экономического воспитания ребенка в дошкольном возрасте // Молодой ученый. – 2020. – № 50 (340). – С. 451-453.
  2. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с.
  3. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2021. – 89 с.
  4. Медведева, А.В. Формирование экономического мышления школьников// Инновационная наука. – 2016. – С. 156-158.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием развивающих игр

Главное научить - мыслить ,логически рассуждать, находить скрытые взаимосвязи и взаимозависимости в этом помогают развивающие игры....

Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием сказочного материала"

В статье описывается работа по использоваванию материала сказок, оказывающего положительное влияние на формирование элементарных математических представлений....

Формирование элементарных математических представлений на занятиях с использованием нетрадиционных форм обучения

       Математика, как абстрактное выражение наиболее   общих законов мировоззрения, как результат попыток человеческого разума постичь существо Гармонии и Кр...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Сычева 2-й год обучения

Сычёва Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (2й год обучения): Конспекты занятий....