Формирование элементарных математических представлений на занятиях с использованием нетрадиционных форм обучения
консультация (подготовительная группа) на тему

Симагина Светлана Александровна

         Математика, как абстрактное выражение наиболее   общих законов мировоззрения, как результат попыток человеческого разума постичь существо Гармонии и Красоты; число как сущностная характеристика объекта – такое понимание положено нами в основу программы по введению детей дошкольного возраста в этот предмет. Так осмысливали и переживали математику выдающиеся ее творцы во все времена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_podgot.gruppa.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений на занятиях с                      использованием нетрадиционных форм обучения

                              подготовительная к школе группа

                                                  Наука чисел и искусство воли – вот два ключа

                                                  Магии, которые открывают все двери

                                                  Вселенной – говорили жрецы древнего Мемфиса.

         Математика, как абстрактное выражение наиболее   общих законов мировоззрения, как результат попыток человеческого разума постичь существо Гармонии и Красоты; число как сущностная характеристика объекта – такое понимание положено нами в основу программы по введению детей дошкольного возраста в этот предмет. Так осмысливали и переживали математику выдающиеся ее творцы во все времена.

      Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок  впервые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог . А как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что – то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

      Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет, нужно нарезать ровные полоски бумаги, угощая куклу чаем, надо перед каждой поставить чашку… И многое, многое другое.

      Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

        Источником познания  дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление.

        Спонтанно наполненный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

      Обучению дошкольников началам математике должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интересным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей, людьми умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни принимать самостоятельные решения.

      Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

      Поэтому, в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников я использую нетрадиционные и разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые, музыкальные. При выборе способов и приемов работы учитываю ряд факторов: цели, задачи, содержание формируемых математических представлений на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личное отношение воспитателя, конкретные условия.

      Нетрадиционные формы обучения можно использовать во всех возрастных группах, начиная с младшей в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и др. В старших группах приобретают характер поиска , угадывания, соревнования, путешествия, КВН.

     Наиболее эффективны комплексные по характеру упражнения, дающие возможность одновременно решать несколько программных задач из разных разделов, органически сочетающих друг с другом, например: «количество, счет и величина», «количество, счет и геометрические фигуры», «геометрические фигуры, величина, количество и счет» и т. д. Такие упражнения повышают коэффициент полезного действия занятия, увеличивают ее плотность. Содержательность упражнений обеспечивает достаточно высокий уровень умственной нагрузки на дошкольников в процессе всего занятия.

        Для формирования математических представлений и для развития познавательного интереса в нетрадиционной форме очень важно использовать занимательные проблемные ситуации. Различные сказки или элементы из сказок, сказочных героев. Сказочные персонажи привлекают детей, вживаясь в события сказки, ребенок сам становится действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.

      Сказка «Необыкновенные приключения в городе Математических загадок». Слушая увлекательные истории и переживая с героями все их необыкновенные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Целесообразно по ходу занятия дать возможность ребенку практически действовать с наглядным материалом, опытным путем находить решения, обсуждать, анализировать варианты ответов, отвергать неверные способы решения.

      В сказке «В гостях у Гнома – часовщика» в занимательной форме я рассказываю детям о различных видах часов, ориентировки во времени.

       Сказка «Как Топ учился математике» знакомлю детей представлением о количественном и порядковом счете, о закономерностях построения числового ряда, пониманию, что последующее число отличается от предыдущего на единицу.

      История «Про Женькины игры» предлагаю детям различные проблемные ситуации, в которых необходимо определить и оценить величину предметов. Участия  вместе с героями дети узнают способы непосредственного и опосредовательного сравнения величины предметов.

       «Помоги Незнайке найти дорогу». Малыши вместе с персонажами учатся определять направление от себя и использовать слова направо, налево, что чаще всего вызывает у них затруднения. Занимательный сюжет и желание помочь Незнайке (объяснить, нарисовать, как идти и. т. д.) активизируют знания детей.

      Игра «Догадайся сам», ребята учатся рассуждать, они используют уже имеющие знания при решении различных заданий на сообразительность, находят правильные ответы.

      Использование нетрадиционных форм обучения на занятиях по математике я использую сказки, задачи – шутки , головоломки, загадки, считалки, сценарии математических досугов. Они помогают детям проявлять свою сообразительность, смекалку, научат вести самостоятельный поиск при решении задач.

      Проводя занятия в интересной, увлекательной форме, взрослый, с одной стороны, способствует формированию необходимых представлений и помогает «догнать» товарищей, с другой – воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Конспект занятия в первой младшей группе по формированию элементарных математических представлений Тема занятия: «Математическое путешествие»

Цель: закрепить умение находить один и много предметов в специально-созданной  обстановке, пользоваться словами один, много....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ – ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ – СКАЗКОТЕРАПИИ.

                    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕНА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИ...

Занятие по формированию элементарных математических представлений (старший возраст), с использованием деятельностного метода. Знакомство с профессией «орнитолог»

Занятие по формированию элементарных математических представлений (старший возраст), с использованием деятельностного метода.Знакомство с профессией «орнитолог»...

Конспект основной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «В гости к бабушке Федоре. Форма и цвет» (младшая группа)

Конспект основной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «В гости к бабушке Федоре. Форма и цвет» (младшая группа)...