УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ - КЛЮЧЕВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
статья

Аннотация: в статье рассмотрены компетенции педагога в сфере взаимодействия с родителями воспитанников. Проанализированы точки зрения ученых. Сделан анализ профессиональным компетенциям педагога в сфере педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ - КЛЮЧЕВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Аннотация: в статье рассмотрены компетенции педагога в сфере взаимодействия с родителями воспитанников. Проанализированы точки зрения ученых. Сделан анализ профессиональным компетенциям педагога в сфере педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.

Ключевые слова: педагог, профессиональная компетентность, семья, взаимодействие, родители.

В соответствии с ФГОС ДО активное вовлечение родителей в работу ДОУ является одним из приоритетов работы педагогических коллективов.

В Стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, должна быть направлена на повышение культуры педагогической грамотности семьи.

При этом основным принципом взаимодействия является сотрудничество Организации с семьей. Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагогов. Наладить эффективные отношения с родителями воспитанников  довольно сложная задача даже для опытных педагогов.

Основными задачами взаимодействия педагога ДОУ с родителями являются: объединение усилий; установление партнерских отношений; создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержание их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Начинающий педагог для создания дружелюбного партнёрства между детским садом и семьей должен обладать рядом специальных компетенций в сфере взаимодействия с родителями: владеть технологией этической защиты; владеть приемами эффективного общения; знать этапы установления доверительно-деловых отношений; иметь представление об алгоритме разрешения конфликта; продвижения к контакту и взаимопониманию; ‒ знать и уметь пользоваться приемами, которые помогут ему справляться с волнением перед беседой, добавить уверенности в своей позиции, создать готовность к диалогу и взаимопониманию.

У молодых специалистов при достаточном уровне психолого-педагогической подготовленности наблюдается низкий уровень коммуникативной культуры и неготовность к дифференцированному эффективному педагогическому общению, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.

Думаю, что при подготовке молодых специалистов развитию коммуникативных умений следует уделять особое внимание. И в заключении приведу портрет педагога, созданный нашим педагогическим коллективом, как некий образ, к которому мы стремимся во взаимодействии с родителями, который будет полезен и молодым специалистам при формировании компетенций в данной сфере.

Портрет педагога ДОО в сфере взаимодействия с родителями: обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями, умеет преодолевать барьеры в общении;  обладает развитыми коммуникативными навыками; признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»; обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями; в общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества; стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;  эмоционально уравновешен в общении с родителями, подает пример воспитанности и такта; владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей; учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними; умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.

Как показывают исследования (Я.Л. Коломенский, В.А. Кан-Калик, А.Н. Маркова, Н.В. Кузьмина), эффективность педагогической деятельности воспитателя ДОУ, тесно связаны со взаимодействием с родителями. Общение с родителями воспитанников, которые имеют различный возрастной и образовательный статус, является составляющей частью коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования.

Согласно представлениям Т.В. Кротовой, взаимодействие педагога с родителями – это профессиональное общение педагога, которое направлено на повышение педагогической культуры родителей, на обмен между родителями и воспитателями эмоциональной или познавательной информацией, знаниями, опытом, умениями и навыками [3].

В качестве показателей готовности воспитателей ДОУ к формированию коммуникативной компетентности можно выделить[4]: адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде; умение решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации; высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности; способность осваивать новые профессиональные компетенции, обновлять формы и методы педагогической деятельности; рефлексивные умения по анализу профессионально-педагогической деятельности;  способность выйти на ситуативный уровень в решении педагогических ситуаций.

Ведущим средством формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОУ во взаимодействия с родителями воспитанников является методическая работа.

В процессе методической работы педагог взаимодействует с коллегами в квалифицированной среде, может в короткие сроки перенести вновь полученные знания и умения в педагогическую практику, получить поддержку своих опытных коллег, наставников.

У руководителя методической работы, в свою очередь, имеется возможность реализовывать дифференцированный подход, проводить индивидуальную работу с педагогами, наблюдать педагогический процесс и преодолевать имеющиеся у конкретного педагога трудности, проводит коррекцию процесса формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОУ во взаимодействия с родителями.

В работах В.М. Ивановой и Е.П. Арнаутовой [1]  имеются конкретные рекомендации по организации методической работы с педагогами. В настоящее время считается, что в организации методической работы с педагогами должны использоваться как традиционные (открытые просмотры, консультации, семинары-практикумы и др), так и современные формы методической работы (коллективные деловые игры; мастер- классы; педагогические тренинги; творческие и проблемные группы [1].).

В качестве предполагаемого результата проведения методической работы выделим: изменение позиции педагога; повышение квалификации педагога в области взаимодействия с родителями воспитанников; повышение качества организации воспитательного процесса: форм, методов, подходов в работе педагога с детьми.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. Для учителя. – Москва: Политиздат, 1985. –  386 с.
  2. Бахтурина Л.И. Старший воспитатель детского сада. 3-е изд., дораб/ Л.П. Бахтурина,А.И. Васильева, И.И. Кобитина . – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.
  3. Бичева И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения: Авт. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2003. –29 с.
  4. Детский сад и семья / Под. Ред. Т.А. Марковой. 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа-проект "Семь-Я" (выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (законными представителями))

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 459»          Программа-проект"Семь-Я"(выстраивание партнерского взаимодей...

Методическая разработка "Эффективное взаимодействие педагогов,социума и родителей в повышении профессиональной компетенции посредством их социального партнерства"

Повышение уровня  профессиональной квалификации педагогов дошкольного образования признавалось и признается в качестве приоритетного направления государственной образовательной политики. В послед...

«Журнал группы» как средство партнерского взаимодействия с семьями воспитанников компетенции родителей для повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам образования, охраны и укрепления здоровья детей

laquo;Журнал группы»как средство партнерского взаимодействияс семьями воспитанников компетенции родителей для повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам обра...

Выступление на МО. Доклад на тему: "Выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников для решения образовательных задач".

В материале представлен доклад на тему: "Выстраивание партнерского взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста для решения образовательных задач. Тренинг как одна из форм развития комп...

Консультация для педагогов " «Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников»

laquo;Профессиональная компетентность педагогов ДОУ   в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников»...