Конспект мастер-класса для педагогов "Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников". Вторая младшая группа.
опыты и эксперименты (младшая группа)

Киселева Ольга Александровна

Цель: представление опыта работы с детьми по развитию познавательной активности через экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность.

2. Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста.

Ход мастер-класса.

- Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности.

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование  в развитии ребёнка-дошкольника? (Опыты и эксперименты, способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности).

- Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

- Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а также как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.

-Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребенок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам.

- Вы, наверное, помните утёнка из произведения Андерсена «Гадкий утенок». Сегодня мы с вами составим похожую сказку, по мотивам всем известной, но с таким же прекрасным концом.  Приглашаю вас в сказку-действие.

- Жила-была во одном из дворе мама-утка со своими утятами.
Все утята, послушные, а один из них был очень любопытным и захотел узнать, что же находится за пределами двора. Он дождался, пока все уснут и пошел за ворота. За двором он увидел озеро. Там была лодка. Утенку стало интересно, почему же она не тонет.

Опыт № 1.

Оборудование: кусок пластилина, вода, глубокая тарелка.

Воспитатель: отпустите кусок пластилина в воду. Что с ним произошло? (утонул). А теперь слепите из этого же пластилина лодку и пустите её на воду. Что с ней произошло? Плавает. Почему? Потому что лодка наполнилась воздухом и стала легче.

- Утенок сел в лодку и поплыл на ней. По пути ему попадались какие-то растения. Это были цветы – кувшинки. Так как время уже было ближе к рассвету, кувшинки стали понемногу «открываться».

Опыт №2.

Оборудование: заготовки цветов из бумаги, вода, тарелка.

Воспитатель: - С помощью карандаша закрутите лепестки цветка. Получился нераспущенный закрытый бутон. Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?

Вывод. - Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».

Воспитатель: - Вдруг утенок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 3.

Оборудование: стаканы с газированной водой, мелкие кусочки пластилина.

Воспитатель: - Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.

- Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).

- Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?

Вывод. - В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Утенок продолжил свое путешествие. Поднялся сильный ветер и с деревьев полетели ветки. На поверхности воды утенок заметил, что ветки двигаются, принимая разные незатейливые положения.

Опыт № 4.

Оборудование: блюдце, зубочистки, пипетка, вода.

Воспитатель: Поломайте зубочистки пополам таким образом, чтобы они не распались между собой и сложите в форме цветка на блюдце. Затем возьмите пипетку и налейте немного воды в середину вашего цветка из зубочисток.

- Что происходит?  Зубочистки впитывать влагу и начинают «двигаться», формируя звезду.

- Когда утенок вновь поднял голову вверх, то увидел те самые звезды в небе. Звезды освещали всё вокруг и благодаря их свету утенку удалось найти путь домой.

 Вывод: - Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

- Спасибо за внимание!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментальной деятельности во второй младшей группе

Экспериментальная деятельность с младшим возрастом...

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Игры с Капитошкой»

Цель:  Учить детей понимать цель эксперимента, представляющего взрослым в игровой форме.Задачи:- развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности;- активизировать и обогащать сл...

МАСТЕР –КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность дошкольников»

Мастер – класс для педагогов МДОУ.Тема. Экспериментальная деятельность дошкольников.Цель:  дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей д...

Мастер – класс по экологии для педагогов «Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду – «Радуга в стакане».

Мастер – класс по экологии для педагогов«Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду –   «Радуга в стакане»....

Конспект НОД познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Удивительные камни» с использованием ИКТ

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, конструктивная.Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речев...