Мастер-класс "Развитие речи детей дошкольного возраста"
материал (старшая группа)

Акиньшина Наталья Анатольевна

«Актуальность темы мастер-класса».

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass._razvite_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «детский сад №138»

Мастер-класс для воспитателей на тему:

«Развитие речи детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

                                                                                                                                                        Акиньшина Н. А

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста. 

Задачи.

1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Развитие речи детей дошкольного возраста».

- Я надеюсь, что процесс будет двусторонним, и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

 «Актуальность темы мастер-класса».

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы).

- Конечно же — это игра. Т. к у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является игра, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.

1. - И начнем мы с метода совместных рассказываний, где используют такие игровые приемы как: «Я начну, а ты продолжи»«Закончи предложение». Попробуем?

Практическая часть:

- Пошел первый….  (придумать несколько вариантов ответов)

- Утром мама … (придумать несколько вариантов ответов)

- Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

2. Игровые упражнения «Рифмы».

К названным словам, подобрать рифмы:

ребята - котята;

пол - стол;

вскачь - мяч,

3. «Доскажи словечко».

- Посмотрите-ка, ребята, ведь играют тут. (котята).

— Вот пустилось что-то вскачь. Рассмотрели — это. (мяч).

- Очень чисто вымыт пол, на него поставим. (стол).

4. Следующее игровое упражнений «Почемучки».

- Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что».

- И так, начнем.

Игра «Почемучки».

Почему улетают птицы?

• Почему зимой нельзя купаться?

• Почему засыхают цветы?

• Почему весной тает снег?

• Почему летом не носят шубы?

• Почему люди берут зонты?

• Почему пришел врач?

• Почему деревья мокрые?

• Почему мяч катится?

• Почему ребята не едят яблоки?

Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя.

Мнемоника, или мнемотехника — это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, которая выражается в мнемотаблицах.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, направлены на обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматических средств языка.

Мнемотаблицы можно составлять самим. Изображения на мнемотаблице можно располагать:

на одной полосе бумаги, на отдельных листах или карточках, на одном листе, поделив его на несколько частей (таблица)

5. А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы попробуете сами составить к нему мнемотаблицу.

Итак:

«Елка» К. Чуковский

Были бы у ёлочки

Ножки,

Побежала бы она

По дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она

Каблучками.

Закружились бы на ёлочке

Игрушки –

Разноцветные фонарики,

Хлопушки.

 

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

Так, с целью развития связной речи, можно использовать такой игровой приём, как рассказывание сказки от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.

Всем вам известна сказка колобок. Я сейчас дам образец сказки от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит«Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. д. таким образом, рассказываем сказку до конца.

- Я предлагаю вам разделиться на группы, собрав картинку из сказки.

- Из какой сказки у вас картинка?

-Надеюсь, данные сказки вы знаете. Даю вам 2 минуты на выполнение задания.

6. Задание. (рассказать отрывок)

«Рукавичка» от лица рукавички

«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

«Цветик-семицветик» от лица цветика-семицветика.

 В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста я использую метод «синквейн», это – один из эффективных методов развития речи дошкольника

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Многие из вас с ним знакомы.

И я сейчас хочу вам предложить выразить свое отношение к проведенному мастер- классу через синквейн. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Порядок написания синквейна:

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

• Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

• Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.

• Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

• Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Например

Скворец

Поющий, черный

Прыгает, летает, вьет гнезда

Без него не наступит весна

Птица

В нашем случае ключевым словом будет словосочетание – «мастер-класс»

   

Итог

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило мне не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.

Памятка написания синквейна

Порядок написания синквейна:

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

• Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

• Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.

• Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

• Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Например

Скворец

Поющий, черный

Прыгает, летает, вьет гнезда

Без него не наступит весна

Птица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...