Семинар-практикум для педагогов "Учимся по сказке. Наглядное моделирование, как способ развития аналитико-синтетической деятельности у младших дошкольников"
материал

Берсекова Лариса Борисовна

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, именно на рубеже трёхлетнего возраста. Наглядное моделирование, как ничто другое, способствует развитию: процессов анализа и синтеза, воображения и целенаправленности действий. Данный семинар разбит на две части: теоретическую и практическую, а также сопровождается списком использованной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум-семинар для педагогов

«УЧИМСЯ ПО СКАЗКЕ.

НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИКО - СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ЦЕЛЬ:

Познакомить педагогов с различными приемами и методами использования наглядного моделирования, как способа развития аналитико–синтетической деятельности.

ПЛАН:

I. Теоретическая часть.

  1. Актуальность выбранной темы. Почему важно развивать аналитико–синтетическую деятельность уже в младшем дошкольном возрасте.
  2. Что такое наглядное моделирование: виды моделей, этапы овладения наглядным моделированием.
  3. Использование метода наглядного моделирования при ознакомлении детей с художественной литературой.

II. Практическая часть.

Расскажем сказку.

III. Список литературы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Актуальность выбранной темы.

Не секрет, что в возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.

Изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый "этаж", занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом "этаже" формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему "этажу", но и для всей будущей жизни. Недостроенный "нижний этаж" - плохая опора для следующего.

Таким образом, одно из целей дошкольного обучения должно быть максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив.

Для «этажа» дошкольника это прежде всего:

- развитие аналитико-синтетической деятельности.

Нарушение аналитико-синтетической деятельности наиболее распространенная причина нарушений письменной речи. У дошкольников с речевыми нарушениями процессы анализа и синтеза сформированы недостаточно не только на языковом, но и на неязыковом уровнях.

Таким детям сложно соотносить части и целое на материале конструктивной деятельности, тяжело устанавливать причинно-следственные связи, то есть правильную последовательность событий, им сложно угадать предмет по предъявленным в речевой форме признакам, то есть совершить синтез или сложно проанализировать предмет и назвать его составляюшие и т.д.

Специальные приемы коррекционного воздействия для формирования аналитико-синтетической деятельности должны применяться уже с раннего возраста. Важно подготовить таких детей к тому этапу (старший дошкольный возраст), когда начнется подготовка к обучению грамоте и работа по развитию языкового (фонематического) анализа и синтеза.

  1. Что такое наглядное моделирование: виды моделей, этапы овладения наглядным моделированием.

Если мы представим процесс письма как способ перекодирования, то увидим, что переход от одной системы символов (звукового языка) к другой (письменному языку) включает операции символизации (обозначение звуков буквами) и процедуру моделирования фонематической структуры слова с помощью графических знаков. Для овладения этими действиями особое значение приобретают процессы анализа и синтеза.

Существуют различные дидактические игры, целенаправленно развивающие аналитико-синтетическую деятельность детей.

Но мне бы хотелось остановиться только на использовании метода наглядного моделирования при ознакомлении детей с художественной литературой.

Но сначала о самом наглядном моделировании.

Наглядное моделирование позволяет ребенку зрительно представить различные понятия (любой предмет, действие, звук, слово), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, именно на рубеже трёхлетнего возраста.

Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели "в уме", решать задачи "про себя", то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин "знаковая функция сознания" для обозначения такого более высокого интеллектуального уровня детей.

Связано это название с тем, что для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который бы помог представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения.

Постепенно такие рисунки-чертежи становятся всё более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая "знаковая функция сознания". Дети оказываются в состоянии заранее "видеть" возможные результаты собственных действий. А это и есть планирование, понимание, мышление, воображение – все составляющие аналитико-синтетической деятельности.

Еще важный момент – воображение. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Основная задача воображения - представление ожидаемого результата до его осуществления. Воображение часто называют фантазией.

Фантазия малыша ещё очень неустойчива, не подчинена определённой задаче. Но, только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного, к созданию творческого произведения. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что замыслы гибнут, не находя воплощения. Поэтому очень важно развивать направленность воображения, в более широком понимании – развивать целенаправленность действий.

ИТАК:

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:

- восприятие, усвоение и анализ сенсорного материала;

- перевод этого материала на знаково-символический язык;

- построение модели путем установления между заместителями отношений, отображающих отношения замещаемых элементов;

- работа с моделью, использование модели для решения основной задачи.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

- знакомство с графическим способом представления информации;

- развитие умения дешифровки модели;

- формирование навыка самостоятельного моделирования.

У ребенка, который освоил методы замещения и наглядного моделирования, будет намного быстрее сформирована полноценная речь. А это дает возможность не только преодолеть речевую патологию, но и подготовить такого ребенка к школе в полном объеме.

В дошкольном возрасте возможно формирование действий с тремя видами наглядных моделей:

а) конкретными, отображающими структуру отдельного объекта (допустим, лису можно отобразить с помощью оранжевого кружочка);

б) обобщенными, отображающими общую структуру класса объектов (допустим, диких животных мы будем отображать перечеркнутым домиком);

в) условно символическими моделями (те самые машинки-палочки, о которых уже говорилось).

  1. Использование метода наглядного моделирования при ознакомлении детей с художественной литературой.

Дети знакомятся с окружающим не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка — неизменный спутник детства — играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой — главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.

Работу по обучению детей основам наглядного моделирования рекомендуется проводить в два этапа.

На первом этапе целесообразно вводить наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить с помощью заместителей:

- выделять самые главные события, последовательность изложения;

- научить детей абстрагироваться (на сколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей;

- помочь понять принципы замещения: ЗАМЕСТИТЕЛИ ОБЛАДАЮТ ТЕМИ ЖЕ ПРИЗНАКАМИ И СВОЙСТВАМИ, ЧТО И РЕАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Здесь правомерно включать в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.

Итак, первый этап:

Работу по обучению пересказыванию русских народных сказок целесообразно начинать с трёх лет.

Разыгрывать с заместителями можно такие сказки, как: «Колобок», «Репка», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя».

Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, можно использовать разные наглядные модели.

Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. Например, чтобы разыграть сказку "Репка" нужен жёлтый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми можно обсудить, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Затем, когда эту часть работы дети успешно осваивают, уместно предложить самим раскладывать заместители в нужном порядке.

Позже, после овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: педагог рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж.

Например, к сказке "Лиса, Заяц и Петух" нужны следующие круги: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

В некоторых сказках целесообразно сочетать два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. В этом случае дети сначала вспоминают сказку и решают, какому персонажу какой круг подходит. Затем педагог рассказывает сказку, а дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребёнок понимал принцип замещения. Поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки.

Ребёнок может использовать:

- заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку);

- если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке "Теремок"), тогда заместителями будут полоски разной длины;

- возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный - тёмными (например, Баба Яга или Злой Волк могут обозначаться чёрным кругом, а Добрый Молодец - белым).

Ребёнку нужно помочь не просто играть с предметами-заместителями, но чётко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребёнок делает не то, что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи - показать основные действия и события сказки.

Например, сказка "Снегурушка и лиса". После прочтения слов о том, как Снегурушка отпрашивается у дедушки и бабушки в лес погулять, кто-то из детей выкладывает кружок, обозначающий Снегурушку возле дедушки и бабушки, педагог зарисовывает эту ситуацию на схеме. Затем последовательно зарисовываются следующие эпизоды. Каждая схема делается взрослым после того, как дети с помощью кружков изобразят соответствующую ситуацию. Потом детям предлагается по этим рисункам рассказать сказку.

Данная работа не предусматривает дословный пересказ. Она направлена на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделять основные происходящие в ней события.

Постепенно дети учатся соотносить два вида действительности (изображаемая и изображающая, моделируемая и моделирующая), рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель другой. У детей появляется возможность придумывать собственные истории, рассказы, сказки, то есть в работу включается воображение. И эта работа предусматривается на втором этапе введения моделей и схем при ознакомлении с художественной литературой.

Подготовительная работа на этом этапе заключается в формировании у детей желания творить, придумывать по заданию, направлять свое воображение, фантазию в русло, указанное педагогом. Очень важно отметить, что ребята не просто придумывают, свободно фантазируют, а решают задачу с вполне определёнными условиями.

Целесообразно проводить комплекс игр и упражнений "открытого типа", то есть имеющие не единственное верное решение, и одновременно развивающие наблюдательность.

Например, игры "Хорошо - плохо", "На что похожи(а)", "Что это может быть?" и другие.

Эта работа может проводиться следующим образом. Для того чтобы активизировать внимание детей, заинтересовать их, можно ввести сказочный персонаж, от имени которого будут даваться задания. Например, это может быть сказочница или художник. Он (или она) сообщает, что принёс (принесла) волшебный кружок. Прикатиться он только к тому, кто сам придумает, на что (на кого) этот кружок похож.

В течение года необходимо проводить целую серию подобных занятий с участием кружков самых разных цветов (синий, зелёный, белый, коричневый, чёрный), фигурки разных форм (треугольник, квадрат, круг, овал), палочки разной длины. И постепенно почти ко всем приходит свобода фантазии, ребята придумывают что-то своё, почти исчезают беспомощные повторы уже услышанных ответов.

Позже, когда достигаются такие результаты, можно усложнить задания. Например, после прочтения сказки "Смоляной бычок" предложить оранжевый кружок и попросить детей придумать, кто такой, похожий на этот кружок мог бы прийти к бычку и потом что-то принести девочке Тане. Такое же задание целесообразно давать к сказке "Лисичка со скалочкой", "Колобок", "Теремок" и др.

На этом этапе работы дети научились представлять предметы, отталкиваясь только от одного видимого признака. Теперь уже можно дать задание, представить, придумать некоторую целостную ситуацию, ввести её в несложный сюжет, включить её в свою выдумку. Но, рано переводить детей к сочинениям только по собственным представлениям, надо сохранить направленный характер воображения, необходимость следовать определённой задаче.

Целесообразно вновь вернуться к цветным кружкам. Но теперь они даются детям не по одному кружку, а для начала по два - три разных цветов. И уже недостаточно просто назвать, на кого или на что они могут быть похожи, а надо придумать, кто это такие и что с ними однажды случилось.

И конечно, новое задание вызывает новые трудности. Одно дело, когда придумывали все вместе, когда перед глазами была довольно полная картина, и совсем другое, когда надо фантазировать, глядя на кружки. И уже не просто придумать, на что они могут быть похожи, но и составить историю.

Таким образом, дети учатся придумывать собственные истории и сказки, у многих отмечается оригинальность, развёрнутость сюжета, последовательность изложения. Собственные творения получаются эмоционально окрашенными, дети избегают повторений, каждый старается сам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Расскажем сказку. Примеры заданий для педагогов

Каждому педагогу предлагается набор заместителей, например цветных кружков разного размера, с помощью которых необходимо рассказать сказку "Бычок - смоляной бочок". Цвета и размер кружков подбирается в соответствии с сюжетом сказки.

Как вариант, педагогов можно разделить на команды, раздать одинаковый набор символов-заместителей и попросить рассказать сказку (придуманную или известную) с помощью наглядного моделирования.

Можно придумать и другие задания. Основной смысл практической части состоит в том, чтобы педагоги самостоятельно попробовали использовать данный метод при рассказывании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в области развития аналитико-синтетической деятельности важным, как уже отмечалось, в дошкольном возрасте является овладение действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Но понимание отдельных обозначений ещё не достаточно для решения задач. Любая задача требует анализа условий, выявления отношений между предметами. Эти отношения могут быть представлены в виде наглядных моделей. В процессе игр-занятий при использовании заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей.

Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.

Таким образом, у ребенка, который освоил методы замещения и наглядного моделирования, будет намного быстрее сформирована полноценная речь. А это дает возможность не только преодолеть речевую патологию, но и подготовить такого ребенка к школе в полном объеме.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ю.Ф. Гаркуша «Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» М., 2001 г.
  2. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи» М., 1990 г.
  3. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М., 1991 г.
  4. Т.А. Ткаченко «В первый класс без дефектов речи» С.- Петербург, 1999 г.
  5. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева «Чтение и письмо» М., 1995 г.
  6. Л.А. Венгер «Восприятие и обучение. Дошкольный возраст» М. 1969 г.
  7. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева «Содержание программы «развитие» (основные положения)» М., 1994 г.
  8. П.Я. Гальперин «О психологических основах программированного обучения» М., 1965 г.
  9. Т.В. Большева «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» С.- Петербург, 2001 г.
  10. О.М. Дьяченко "Чего на свете не бывает?", Москва, "Знание", 1994.
  11. В.А. Милашевич, В.И. Дубрович, "Воспитатель: в чём секрет успеха", Витебск, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач дошкольного логопеда. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвяз...

Аналитико-синтетический метод при обучении грамоте дошкольников

Обучение грамоте в русском языке осуществляется по аналитико-синтетическому методу....

ИНновационные технологии в развитии аналитико-синтетической деятельности детей

Материал подготовлен к 5 Международной конференции "Информационные технологии для Новой школы"...

Статья "Развитие аналитико-синтетической деятельности у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР с использованием ментальной арифметики"

У младших школьников с ЗПР недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность, просматривается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. В связи с этим возникла необходимость в со...

Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО

  Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Аннотация: в данной статье анализируется проблема развития аналитико-синтетической деятельности у детей с задержкой психического развития. Подчеркивается, что в случае задержки в развитии отмечаются м...

плоскостное конструирование - как способ формирования связной речи и развития аналитико-синтетической деятельности разных категорий детей в условиях логопедического пункта.

В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию плоскостного конструирования в формировании и развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, которые педагог использует в...