ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
статья (старшая группа)

 Мединцева Наталья Дмитриевна

Аннотация: в данной статье анализируется проблема развития аналитико-синтетической деятельности у детей с задержкой психического развития. Подчеркивается, что в случае задержки в развитии отмечаются многочисленные сложности, связанные с осуществлением интеллектуальной деятельности, с формированием мыслительных операций, что ярко проявляется в старший дошкольный и младший школьный период, когда идет постепенный переход к систематической учебной деятельности. Одним из средств развития мышления у детей с ЗПР является дидактическая игра, поскольку она позволяет в интересной форме ставить и решать задачи как игрового, так и обучающего характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stat_95_zpr.doc108.18 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Аннотация: в данной статье анализируется проблема развития аналитико-синтетической деятельности у детей с задержкой психического развития. Подчеркивается, что в случае задержки в развитии отмечаются многочисленные сложности, связанные с осуществлением интеллектуальной деятельности, с формированием мыслительных операций, что ярко проявляется в старший дошкольный и младший школьный период, когда идет постепенный переход к систематической учебной деятельности. Одним из средств развития мышления у детей с ЗПР является дидактическая игра, поскольку она позволяет в интересной форме ставить и решать задачи как игрового, так и обучающего характера.

Ключевые слова: задержка психического развития, аналитико-синтетическая деятельность, мыслительные операции, познавательная деятельность, дидактическая игра.

В настоящее время проблемы, связанные с нерезко выраженными отклонениями в развитии у детей, рассматривают достаточно глубоко как в зарубежной, так и в отечественной специальной педагогике и психологии. У нас в стране еще в 50 60-х гг. под руководством М.С. Певзнер, началось многостороннее исследование данного явления. Исследователь говорила о том, что существуют отдельные проявления психической недостаточности, которые выявляются на фоне внезапного увеличения неуспеваемости из-за усложнения программ обучения [2]. Так было положено начало изучению детей с задержкой психического развития, которые отличаются от детей с умственной отсталостью тем, что при соответствующей систематической коррекционной работе трудности в развитии и обучении у них могут быть нивелированы.

Разнообразные комплексные психолого-педагогические исследования детей с задержкой психического развития позволили составить достаточно полное описание данного нарушения. Большинство исследователей определяли данную категорию детей как: «отстающие в педагогическом отношении», дети «пограничной черты» и т.д.

Сейчас дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют большую часть контингента учащихся с трудностями в обучении, по сформированности ряда психических функций они находятся как бы на более ранней возрастной стадии (В.И. Лубовский, Т. А. Власова и др.) [3].

Как отмечают Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и другие, исключительно с педагогической позиции рассматриваются дети с ЗПР в зарубежной литературе, в которой зачастую описываются как дети, имеющие сложности в процессе учебной деятельности, в том числе связанные с резидуальными (остаточными) органическими повреждениями мозга.

В психологических исследованиях подчеркивается «пограничность» интеллектуальной недостаточности этих детей; которая в первую очередь сказывается в специфике и недоразвитии аналитико-синтетической деятельности, что наиболее ярко проявляется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, когда эти процессе начинают выполнять важное значение в связи с переходом к систематическому обучению. Синонимом ЗПР является термин «специфические расстройства развития школьных навыков» (согласно МКБ 10) [4].

Задержка развития детей часто бывает вызвана замедленностью созревания лобных долей больших полушарий и ее связей с прочими областями коры и подкорковой части. В данном нарушении фиксируется более медленное развитие операций мышления (анализ, синтез, умозаключение, обобщение и др.), отмечаются проблемы истощаемости в деятельности, сложности запоминания и произвольного сосредоточения внимания. Если требуется хорошее произвольное сосредоточение при выполнении сложного задания, оказывается, что дети не способны справиться с заданием. Нет желания заниматься сложной интеллектуальной, познавательной деятельностью. Ребята с ЗПР часто затрудняются при понимании и выполнении сложных инструкций, состоящих из нескольких частей [1]. В исследованиях Н.Ю. Боряковой отмечается, что характерной особенностью структуры и механизма задержки психического развития выступает недоразвитие или более медленное развитие познавательной деятельности [4]. К.С. Лебединская отдельно выделяла задержку психического развития церебрально- органического генеза, которая обусловлена взаимосвязью между нарушением в области нервной системы и трудностями интеллектуального развития, и выраженными проблемами развития мозговых структур, что негативно влияет на формирование аналитико-синтетических операций [2].

Г.Н. Меженцева и Ю.И. Яковлева выявили, что при ЗПР отмечаются сложности речевого развития, которые возникают именно по причине интеллектуального отставания. В качестве примера авторы приводят особенности освоения детьми лексико-грамматические операций речи: они являются довольно сложными и предполагают хорошую сформированность аналитико-синтетической деятельности. Нарушения в формировании мыслительных операций при задержке психического развития могут приводить к проблемам, связанным с большим количеством аграмматизмов у данной категории детей [3].

Сложности, характерные для познавательной деятельности детей с ЗПР, связаны как с проблемами в развитии ее операционального компонента (низкие показатели познавательных процессов, моторное недоразвитие, повышенная утомляемость), так и с проблемами в ее регуляции (низкая устойчивость и продуктивность внимания, замедленное формирование мотивационно-волевой сферы, пассивность в процессе познания, недостаточность планирования и контроля и т.д.).

Необходимо отметить, что в отличие от детей с умственно отсталостью, аналитико-синтетическая деятельность детей с ЗПР в целом поддается корректировке. Но дети с задержкой психического развития сами спонтанно не могут встать на нормотипичный онтогенетический путь развития - им требуется своевременная комплексная коррекционно-педагогическая помощь. Деятельность в направлении коррекции мыслительных операций детей с ЗПР желательно организовывать при условии наличия ярких стимулов, продумывать предметное оснащение и наполнение. Надо учитывать, что эти дети быстро устают, их внимание может резко упасть. Именно поэтому наилучшим образом работа будет строиться на основе игровых форм и методов работы. А на основании исследований о сензитивных периодах развития ребенка [5], заметим, что подобную работу следует начинать уже в старшем дошкольном возрасте.

Еще Н.Н. Поддьяков говорил о том, для развития познавательной, интеллектуальной деятельности и мыслительных операций наиболее важным возрастным периодом является старший дошкольный возраст [5]. Примерно в конце дошкольного - в начале школьного возраста идет формирование в психике детей важнейших новообразований, которые заключаются в том, что существенно изменяется структура интеллектуальных процессов и появляются первые основы теоретического мышления. В данный возрастной период начинает активно развиваться анализ, синтез и прочие мыслительные операции.

На развитие аналитико-синтетической деятельности детей с ЗПР, дидактические игры, или игры с правилами оказывают большое положительное влияние В педагогике описывается довольно много типов дидактических игр: лото, домино, лабиринты, разрезные картинки и т.д. С точки зрения отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., обучение и деятельность выступают как основные движущие силы развития психики ребенка- дошкольника. Игра в дошкольный период является ведущим видом деятельности, поскольку именно посредством игры в психике ребенка могут происходить качественные изменения[1].

Через замысел игры, игровые действия и правила воплощается уникальное воспитательное и обучающее содержание игры. При этом дети воспринимают поставленную перед ними задачу именно как игровую, что позволяет поддерживать интерес к ней и добиваться нужного результата [2]. Об огромных возможностях дидактической игры в работе с дошкольниками говорили еще А.К. Бондаренко. Л.П. Григорьева и др.. Исследователи говорили о том, что игра привлекательна и ценна тем, что способна удовлетворить как биологические, так и духовные, и социальные потребности детей. Дидактические игры можно использовать не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и включать их в повседневную жизнь, развивая мыслительные операций старших дошкольников с ЗПР в эмоционально- привлекательной форме.

Эффективность использования дидактических игр для развития аналитико-синтетической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР определяется тем, что в таких играх в основе может находиться выполнение логических операций и действий, мыслительная задача, которую необходимо решить (можно предлагать самые разнообразные головоломки, лабиринты, логические картинки, логические игры с карточками, ребусы и др.). По мнению Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой и других, дидактические игры возможно использовать в обучении и воспитании детей с задержанным психическим развитием если принимаются во внимание следующие обстоятельства: в качестве способа выполнения игровых действий у детей должна возникать объективная необходимость в практическом применении навыков; игра должна быть интересной и дети должны проявлять самостоятельность и инициативу; в связи с преобладанием конкретного, образного мышления старших дошкольников с задержкой в развитии в играх целесообразно использовать наглядность [6].

В процессе использования различных видов несложных дидактических игр и упражнений у детей дошкольного возраста с ЗПР можно формировать последовательность умственных действий, умение анализировать, сравнивать.

Литература и примечания:

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский // Собрание сочинений в 5 тт. Т.5. - М.: Медиа, 2012.
  • 369 с.
  1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский. - М.: Академия, 2003. - 144 с.
  2. Власова Т.А. Дети с временной задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер.
  • М.: Педагогика, 2013. - 251 с.
  1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н. Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64
  2. Лубовский В.И. Психологические проблемы задержки психического развития // Психология детей с задержкой психического развития/ Хрестоматия / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова; сост. О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2011. - 432 с.
  3. Стребелевой Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, ЕА. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Академия, 2001. - 312 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...

Дидактические игры как средство развития интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время взрослые не уделяют должного  внимания знакомству со спортом детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких средств являются дидактические игры....

Доклад для воспитателей на тему: "Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста "

Для того чтобы ребёнок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, необходимо создавать такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки. ...

Методические рекомендации Дидактические игры, как средство успешной автоматизации звуков речи у детей старшего дошкольного возраста

Составитель: Ознобихина Айбениз Алииса-гызы, учитель-логопед первой  категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Ёлочка» Д...

Дидактическая игра как средство формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Представлены вашему вниманию дидактические игры, по пособию Павловой, для старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры. Игры можно использовать как предварительную работу...

план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

план  по самообразованию " Дидактические игры  как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)  детей старшего дошкольного возраста»...