Консультационный пункт в ДОУ
статья

Вязникова Наталья Александровна

В материале освещается работа ДОУ № 373 по работе с родителями, чьи дети не посещают дошкольное учреждение либо только один ребенок из семьи охвачен дошкольным образованием. Раскрыт функционал специалистов, оказывающих консультационную помощь родителям по всем интересующим их вопросам. Отмечены некоторые мероприятия, проводимые в рамках консультационного пункта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultativnyy_punkt_soobshchenie.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультационный пункт в ДОУ

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка

за руку в детские годы, что вошло в его разум и

сердце из окружающего мира – от этого в

решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

        Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители — образцы для подражания. Не существует другого такого института, где так точно определяются закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений стоят взрослые — их взгляд на мир, позиция, поведенческие стереотипы. Проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что он зависим от ситуации и окружения, в которых находится. Искренняя заинтересованность взрослых — родителей, педагогов создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.

     Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная помощь специалистов.

         В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация Консультативного  пункта на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями.

      Консультационный пункт предполагает взаимодействие между участниками, взаимный обмен опытом и знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствует углублению понимания и изменению их жизненных представлений. Основная категория родителей, которых ждут в консультативном пункте – это родители, дети которых не посещают ДОУ. 

        С этой целью в 2019 году на базе нашего МАДОУ д/с № 373 создан консультативный пункт, обеспечивающий оказание психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.

      Основные задачи Пункта:

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей 0-7 лет, не посещающих образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные дошкольные учреждения;
- оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада.

      Нормативная правовая база Консультативного пункта создана в полном объеме, отвечает требованиям ч.1 ст.8, ч.3 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенции о правах ребенка;

- Конституции Российской Федерации, статья 43;

- Семейному кодексу Российской Федерации от 29.12.1995 № 223- ФЗ (ред. от 02.07.2013);

- Федеральному закону N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» в Российской Федерации" от 24.07.98;

- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»;

-  Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155

(ФГОС ДО) уделяет большое внимание вопросу взаимодействия ДОУ с семьей.

        Организация работы нашего Консультативного пункта опирается на основные принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи:

• принцип комплексности;

  • принцип индивидуального подхода;

• принцип конфиденциальности;

• принцип уважения личности ребёнка и взрослого;

  • принцип профессиональной ответственности.

        Для организации и работы Консультативного пункта был оформлен перечень документов:

1.Приказ руководителя об открытии консультативного пункта.

2.Положение о консультативном пункте МАДОУ д/с № 373.

3. План проведения образовательной деятельности с детьми и родителями (законными представителями), который разрабатывается специалистами ДОУ на учебный год и утверждается его руководителем. В течение учебного года по требованию родителей (законных представителей) в документ могут вноситься изменения.

4. Журнал учёта работы консультативного пункта

5. Журнал посещаемости консультаций, мастер-классов, тренингов.

6. Утвержденный график работы консультативного пункта.

7. Заявления родителей на разрешение посещать консультативный пункт

8.Договор между родителем (законным представителем) и заведующей МАДОУ.

9. Годовой отчет о результативности работы пункта.

     Для привлечения родителей сотрудники МАДОУ д/с № 373 размещали объявления в СОШ № 7, СОШ № 177, лицее № 113, расположенных близко к детскому саду, на микрорайоне, на сайте и на стендах МАДОУ.

Определен порядок первичной записи по телефону:

1.Родители звонят по указанному номеру телефона и сообщают цель своего обращения в детский сад ("Запись к специалисту Консультативного пункта"), что фиксируются в журнале регистрации.

 2. По просьбе дежурного специалиста Консультативного пункта называют свою фамилию, имя, отчество, номер телефона для обратной связи, фамилию, имя, отчество своего ребенка, его дату рождения, кратко формулируют свою проблему, вопрос.

3. После регистрации обращения, дежурный специалист Консультативного пункта передает заведующей информацию и исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полней мере, согласует дату и время консультации с родителем.

 Родители могут получить помощь специалистов в дистанционной форме (через электронную почту заявителя). Но по опыту работы практически все желают очного общения, при посещении посмотреть условия образовательной среды в детском саду. Помощь оказывается бесплатно.

       График работы Консультативного пункта – первый и третий вторник с 13.00 до 15.00. Это удобное время для сотрудников дошкольного учреждения. Воспитанники в это время спят и специалисты относительно свободны. Во вторую половину дня в МАДОУ д/с № 373 проводятся платные дополнительные услуги и помещения заняты.

 При первичном обращении родители (законные представители) пишут:

- заявление о предоставлении услуги по их запросу,

- заявление об обработке персональных данных.

 Предоставляют  ксерокопии:

- свидетельство о рождении ребёнка;

- паспорт родителя (законного представителя) (лицевая сторона и прописка);

- медицинские документы, свидетельствующие о наличии у ребенка проблемы в развитии (по желанию родителя),

- заключение и рекомендации (в случае установления статуса ребёнок с ОВЗ);

- данные, подтверждающие законность представления прав ребёнка, в случае если заявитель является опекуном ребенка, оставшегося без попечения родителей (акт органа опеки и попечительства о назначении лица опекуном.

      Организация психолого-педагогической помощи родителям и детям в Консультативном пункте строится на основе интеграции деятельности разнопрофильных специалистов:  

  • Заведующая,
  • Педагог-психолог,
  • Учитель-логопед,
  • Старшая медицинская сестра.

Общее руководство Консультативным пунктом осуществляет заведующая учреждением.

Заведующая обеспечивает создание условий для проведения с детьми и родителями консультативной работы. Координирует работу всех специалистов Консультативного пункта.

    У каждого специалиста определен свой функционал:

Педагог-психолог определяет степень отклонений в развитии дошкольника, а также различного рода нарушений социального развития, проводит их психолого-педагогическую коррекцию; контролирует, диагностирует психическое развитие ребенка, оказывает консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста; оказывает родителям (законным представителям) помощь в решении задач психологической готовности детей к обучению в школе;  составляет индивидуальные программы развития ребенка с подбором игровых упражнений для использования их в условиях семьи.

Учитель-логопед   оказывает консультативную помощь с целью своевременного выявления и профилактики речевых нарушений; обучает применять в домашних условиях специальные приёмы по исправлению звукопроизношения; по запросу родителей проводит логопедическое обследование ребёнка для определения уровня нарушения речевого развития. Родители при проведении обследования пишут согласие на проведение такой процедуры. Обследование учитель-логопед проводит в присутствии родителя (законного представителя) ребенка. По итогам обследования даются рекомендации.

Учитель-дефектолог консультирует по вопросам адаптации ребенка в социальной, бытовой, учебной сферах жизни; максимально компенсирует отклоняющееся развитие; развивает психические процессы; предупреждает вторичные отклонения; проводит подготовку детей к школьному обучению в соответствии от диагноза ребенка.

Старшая медицинская сестра консультирует родителей по вопросам правильного питания ребёнка, помогает составить для него режим дня. Кроме того, она даёт рекомендации по профилактике различных заболеваний, обучает родителей проводить закаливающие процедуры, консультирует по вопросу прививочных процедур.

Медицинский работник в целях повышения уровня здоровья и снижения заболеваемости среди воспитанников, проведения лечебно-профилактических мероприятий, соблюдения санитарно-гигиенических норм. «О совместной деятельности по медицинскому обслуживанию осуществляет свою деятельность на основе договора № 5 от 02.09.2017 по обслуживанию воспитанников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад «Скворушка» и МГБУЗ «Поликлиника № 17 (детское отделение)». 

Старший воспитатель оказывает консультативную поддержку родителям (законным представителям) по вопросам развития и воспитания ребенка; разрабатывает методические рекомендации и проводит консультации для родителей (законных представителей) детей, не посещающих дошкольное учреждение; организует педагогическое просвещение родителей (законных представителей), направленное на обучение по организации воспитательного процесса в условиях семьи; определяет задачи, формы, методы педагогической работы с воспитанниками, используя современные образовательные технологии, в том числе по мотивационной готовности к школьному обучению.

Формы работы консультативного пункта МАДОУ д/с № 373:

- Индивидуальное консультирование родителей в отсутствие ребенка;
- Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей у специалиста;
- Групповое/подгрупповое  консультирование семей с одинаковыми проблемами;
- Ответы на обращения родителей, заданные по телефону, по электронной почте детского сада
         Консультирование родителей (законных представителей) проводим как отдельно, так и общими усилиями — одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребёнка.

       Инфраструктура консультативного пункта обеспечивает комфортное пребывание потребителей услуги и рациональное использование помещений. Консультации проводятся в функционирующих кабинетах, которые соответствуют все санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.           Материально-техническая база оснащена всеми необходимыми игровыми пособиями, диагностическими материалами.

В каждом кабинете имеется портативный компьютер (ноутбук) с подключением к сети Интернет;

-МФУ (принтер-сканер-копир).

Специалисты консультативного пункта соответствует квалификационным характеристикам, 100% педагогов имеют высшее педагогическое образование, прошли обучение и переобучение на курсах повышения квалификации, обладают необходимыми компетенциями.

      Практика общения с родителями позволила выявить наиболее часто встречающие проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью:

- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания. Данная проблема связана, прежде всего, с необходимостью комплексной помощи всех специалистов родителям в вопросах воспитания, обучения и развития особого ребёнка. В данном случае, если наш Консультативный пункт не обладает компетентностями в отношении конкретного ребенка, то специалисты пункта информируют родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования и медицины, где могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями;

- преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада. Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых, имеющим детей от года до 3 лет) и которая представлена разным составом: родители, бабушки, дедушки, опекуны.

Вопросы: организация питания, навыки самообслуживания, щадящий режим и как облегчить ребенку привыкание к условиям детского сада.      

- готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка. Ведь дети, не посещающие ДОУ, не всегда не готовы войти в новую школьную жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы. У них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость. Круг общения многих неорганизованных детей ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. И песочница во дворе не решит проблему общения ребенка со сверстниками. Адаптация к школьной жизни у них проходит сложно.

      Интересовали родителей и вопросы послушания ребёнка, организация его досуга и многое другое. На нашем пункте родители получали ответы на свои вопросы, и специалисты пункта старались развеять тревоги и сомнения или, по необходимости, скорректировать воспитательные воздействия.

       Во время индивидуальных встреч родители получали рекомендации по вопросам воспитания и обучения. Оказываем помощь в создании в семье коррекционно-развивающею среды: советовали, какие игрушки и предметы можно использовать в играх с ребенком; что можно сделать своими руками для развития познавательных процессов. Оказалось, что современные родители очень затрудняются в выборе игр и игрушек для своих детей, не знают какие игрушки надо приобретать в соответствии с возрастом ребенка и какую педагогическую ценность будет нести игрушка, каким полезным игровым действиям научит. Знакомили с детской литературой; обучали родителей несложным приемам и упражнениям на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционной гимнастики.

      Самыми востребованными мероприятиями стали:

- мастер-классы учителя –логопеда «Артикуляционная гимнастика», «Развиваем пальчики, улучшаем речь», консультации учителя-дефектологам «Как воспитать внимание и усидчивость у ребенка», «Учимся играя»

 -Коммуникативные игры для больших и маленьких педагога-психолога,

- Тесты, тренинги на управление эмоциями, проводимые также педагогом-психологом,

-Консультация старшего воспитателя «Адаптация ребенка к детскому саду», «Игры и игрушки для малышей», «Особенности развития ребенка дошкольника»,

- Консультация старшей медицинской сестры «Прививка ребенку- путь сохранения и улучшения здоровья малыша».

     Также мы обратились к семьям, посещавшим Консультативный пункт с просьбой, чтобы их дети поучаствовали в городском конкурсе, организованного Планетарием на тему «Космос». Двенадцать семей принесли свои поделки, которые мы вместе с поделками воспитанников наших групп отвезли в планетарий. Ежегодно принимают участие в выставке «Овощная сказка».

    По состоянию с сентября 2019 года по сентябрь 2022 года зарегистрировано 235 обращений от родителей (законных представителей) детей за психолого-педагогической и консультативной помощью.

     Консультирование родителей (законных представителей) осуществлялось непосредственно в консультативном пункте в форме индивидуальных, подгрупповых консультаций по запросу родителей (законных представителей), через заочное консультирование по письменному обращению (12 человек), телефонному звонку (24 человека).

      Всем семьям, обратившимся в консультативный центр, была оказана квалифицированная помощь учителями – логопедами, педагогом – психологом, учителем-дефектологом, старшим воспитателем и старшей медсестрой.

       В заключении хочется отметить, что первая встреча каждого специалиста нашего центра с семьёй не всегда бывала последней. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникала потребность во второй и третьей встрече. Поэтому наша основная задача заключалась не только в предоставлении родителям готовых советов и действий по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома. Таких неодноразовых встреч было шесть.    

     Проблем в работе Консультативного пункта не было.

     Таким образом, работа Консультативного пункта в течение 2019-2022 гг. прошла на достаточном уровне. Основными проблемами, с которыми обращались родители, являлись речевые нарушения, адаптация ребѐнка к ДОУ, что говорит о заинтересованности родителей в облегчении протекания процесса адаптации, развитии игровой деятельности с детьми, укрепления здоровья своих детей. Родители продолжают интересоваться вопросами воспитания и развития детей.

Но практически всем родителям хотелось бы получить направление в дошкольное учреждение.


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей в рамках консультационного пункта"Пальчиковая гимнастика и самомассаж".

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влия...

Консультационный пункт

Материалы для организации работы консультативного пункта и непосредственной работы с семьей не посещающих дошкольные образовательные учреждения...

Результаты работы консультационного пункта по проведению природоохранных акций за 2012 -2013учебный год.

В процессе плодотворной совместной работы в течение всего года мы обменивались опытом, делились впечатлениями по проведению мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели (корректировка мер...

Консультационный пункт

Как  показывают  исследования, сегодня  наблюдается  неэффективное  использование   воспитательного  потенциала  семьи. У  родителей  отсутствует...

" Тучка" Конспект НОД, консультационный пункт. Рисование пальчиками.

Конспект НОД,  Консультационный пункт. Рисование пальчиками....

Консультационный пункт в детском саду

Статья о работе консультационного пункта для родителей, воспитывающих детей в форме семейного воспитания...