Проект «Путешествие по народным традициям» (старшая группа)
проект по окружающему миру (старшая группа)

Белошапкина Елена Павловна

Актуальность:

Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (п.1.6.  ФГОС ДО).

          Согласно п.2.6. ФГОС ДО содержание психолого-педагогической работы с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя решение такой задачи, как формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); восприятие музыки, художественной литературы, фольклора…

          В результате беседы и наблюдения выявлено, что у 22% детей группы «Вишенки» МБДОУ №10 недостаточно знаний о русской народной культуре, традициях и обычаях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Путешествие по народным традициям»

Вид: творческо-информационный, фронтальный.

Продолжительность: двух недельный

Участники:

Дети: старшей группы «Вишенки»

Педагоги: воспитатель группы «Вишенки» Белошапкина Е. П., Игнатьева Л. А., инструктор по физической культуре Петрова Н. Н., музыкальный руководитель Короткова И. Г.

Родители (законные представители)

Соц. Партнеры (сотрудники библиотеки, музея, ансамбль ложкарей «Радугу» Боготольского совета ветерана)

Актуальность:

Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (п.1.6.  ФГОС ДО).

        Согласно п.2.6. ФГОС ДО содержание психолого-педагогической работы с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя решение такой задачи, как формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); восприятие музыки, художественной литературы, фольклора…

        В результате беседы и наблюдения выявлено, что у 22% детей группы «Вишенки» МБДОУ №10 недостаточно знаний о русской народной культуре, традициях и обычаях.

Проблема:

В МБДОУ № 10 в старшей группе «Вишенки» у детей недостаточно знаний о культурном наследии русского народа.

Цель: Создание мини-музея «Народная игрушка» в группе «Вишенки» МБДОУ № 10 для расширения представлений о культурном наследии русского народа детей старшей группы.

Задачи:

Для воспитанников:

Образовательные: Формировать знания и представления детей о культуре русского народа; познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов; показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.

Развивающие: развивать у детей интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм.

Воспитательные: воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.

Для родителей:

Обеспечивать преемственность в воспитании ребенка в дошкольном учреждении и в семье; привлекать родителей к совместной творческой деятельности с детьми и педагогами.

Для педагогов:

Совершенствовать профессиональный уровень педагогов, рост творческой активности педагогов; создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников; укреплять связи ДОУ с семьей.

Ожидаемые результаты: 

  • у детей сформировалось представление о культуре русского народа;
  • дети познакомились с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов, с красотой русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах, с устройством русской избы, с народном фольклором;
  • у дошкольников с формулировалось чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций;
  • у детей появился интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
  • у родителей появился интерес к совместной творческой деятельности с детьми и педагогами;
  • у педагогов, повысился профессиональный рост творческой активности, укрепились связи ДОУ с семьями.

Основные этапы:

1 этап – подготовительный:

изучение методической литературы;

определение актуальности, проблемы, цели;

разработка перспективного плана работы с детьми, родителями;

составление плана реализации проекта;

подбор наглядно — дидактического, наглядно — демонстрационного материалов;
методических пособий, фотографий по тематике и т.д.
подбор музыкальных произведений, литературных произведений;

2 этап – основной:

Работа с родителями:

Образовательные ситуации, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая деятельность, дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные игры, чтение художественной литературы, драматизация сказок, беседы, просмотр альбомов по данной теме, мультфильмов, продуктивная деятельность.

Анкетирование: «Приобщение детей к истокам русской культуры».

Консультации: «Народные традиции в воспитании детей», «Знакомство детей с хохломской росписью», «Русские народные праздники», «Народные подвижные игры», «Как приобщить ребёнка к русской культуре».

Создание мини-музея «Народные игрушки своими руками».

Семинар-практикум для родителей «Сказка глазами детей и взрослых»

Работа с детьми:

Разделы работы

Основное содержание

Образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЦКМ): (Презентация)

Беседа: «Традиции о обычаи русского народа»

Художественно-эстетическое развитие (Рисование).

«Веселые матрёшки»                                  17.02. 2020

Речевое развитие. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»                                   18.02.2020

Познавательное развитие (ФЭМП). «Количество и счёт»

Художественно – эстетическое развитие. (Рисование декоративное) «Гжель-сказочная роспись»                                                       19.02.2020

Речевое развитие. «Русские народные сказки из волшебного сундучка»                                20.02.2020

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Познавательно – исследовательская деятельность.

«В гости к русским мастерам»
Художественно-эстетическое развитие (Аппликация).

«Русская красавица»                                    21.02.2020

Познавательное развитие (ФЦКМ): (Презентация)

Беседа: «В гости к русским мастерам»

Художественно-эстетическое развитие (Рисование).

«Укрась народный костюм»                      24.02. 2020

Речевое развитие. Пересказ сказки «Ай, да Маслиница».                                                 25.02.2020

Познавательное развитие (ФЭМП). «Число 9. Цифра 9.»

Художественно – эстетическое развитие. (Рисование декоративное) «Городец на кухонной доске»                                                      26.02.2020

Речевое развитие. «Русская изба»                 27.02.2020

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Познавательно – исследовательская деятельность.

«Кукла-оберег»
Художественно-эстетическое развитие (Лепка).

«Дымковский конь»                                    28.02.2020

Совместная деятельность

Беседы

 «Из чего делали русские игрушки?»;

 «Куклы – обереги»;

 «История русской матрёшки»;

 «Лапти»;

 «Русская изба»;

 «Русские народные музыкальные инструменты»;

 «О русском народном костюме».

Игровая деятельность

 Дидактические игры:

 «Одень куклу в национальный костюм», «Обведи и раскрась», «Герои русских былин», «Расположи картинки в нужном порядке», «Скажи ласково», «Бывает не бывает», «Верни героя в сказку», «Собери сказку».

Народные подвижные игры:

«Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «Карусель», «Каравай», «Горелки», «Золотые ворота», «Гори-гори ясно», «Это я», «Пирог».

 Сюжетно ролевые игры:

«Мы встречаем гостей – угощаем их блинами»

«Ждём гостей»

«На праздничной ярмарке»

 Пальчиковые игры:

 «Сказки», «Пальчики», «Солнышко», «Петушок»,  «Матрёшка».

Инсценировка:

«Курочка ряба», «Репка», «Пых».

Художественное творчество

Конструирование:

«Русская изба» (конструктор)

 «Народная кукла» (шерстяные нитки)

 «Птица» (оригами)

Чтение художественной литературы

Русский фольклор: ««Ранним-рано поутру...»

 «Грачи-киричи»

 «Ласточка-ласточка...»

 «Дождик, дождик, веселей...»

 «По дубочку постучишь»

 Русские народные сказки: «Царевна-лягушка» «Сивка-бурка»

 «Каша из топора»

 «Иван царевич и серый волк»

 «Хаврошечка»

 «Жихарка»

Взаимодействие с семьей

Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».

Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме

«Народная культура и традиции».

Приобщение детей к семейным традициям

3 этап – заключительный:

Выставка творческих работ.

Создание тематических папок.

Создание мини- музея «Народная игрушка».

Итоговое мероприятие: Викторина в библиотеке «Русские народные сказки».

Анализ проведенной работы:

Создан мини-музей «Народная игрушка» в группе «Вишенки» МБДОУ № 10 для расширения представлений о культурном наследии русского народа детей старшей группы.

У детей с формулировалось представление о культуре русского народа, познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов. Дети познакомились с традициями русских народных праздников через устное народное творчество, стали интересоваться русским народным фольклором, обогатили свой словарь поговорками и пословицами. У детей повысился интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к декоративной росписи, к русским народным подвижным играм. Работа над проектом заинтересовала и родителей. Они воодушевленно участвовали в проекте; изучали народные традиции через наглядную информацию. Изготавливали народную игрушку, пекли пироги, блины. У педагогов, повысился профессиональный рост творческой активности, укрепились связи ДОУ с семьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый практико-значимый проект "Путешествие по России" в старшей группе

Конспект итогового-значимого проекта в форме занятия был разработан и проведен, как заключительное занятие в конце учебного года....

проект" Путешествие в сказку" в старшей группе

Задачи проекта: образовательные1. Дать знания о том, какие бывают сказки: народные/авторские, бытовые/волшебные;2. Познакомить детей с русскими народными сказками и со сказками русских писателей ...

Проект "Моя семья. Семейные традиции" старшая группа

Проект для детей 5-6 лет, групповой, познавательно-образовательный, краткосрочный....

Педагогический проект «Инструменты русского народного оркестра» (старшая группа)

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФОТООТЧЁТ Проект «История русского народного костюма». старшая группа

Проблема :Знакомы ли наши дети и родители с особенностями и традициями русского народного костюма ?Многие люди  забывают  о своих русских ценностях.Проектная деятельность позволяет...

Презентация к образовательному проекту "Путешествие по народным традициям"

     Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «Создание благоприятных условий развити...

Образовательный проект "Путешествие по народным традиция"

АктуальностьОдной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «Создание благоприятных условий развития детей в соотв...