Встречи с психологом ДОО. Гармония в жизни педагога ДОО.
методическая разработка по психологии

Терентьева Мария Александровна

Цель: создание условий для поддержания и стабилизации эмоционального  состояния членов коллектива ДОО.

Задачи:

- способствовать снятию усталости и эмоционального напряжения;

- помочь участникам встречи найти внутренние ресурсы для гармонизации собственной жизни;

- формировать чувство внутренней уверенности, устойчивости и доверия к себе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 200» Г. ОРЕНБУРГА

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОАУ № 200

____________И.П. Данилова

 приказ от __________ № ___

ВСТРЕЧА С ПСИХОЛОГОМ НА ТЕМУ:

ГАРМОНИЯ В ЖИЗНИ ПЕДАГОГА ДОО.

Выполнил:

Терентьева Мария Александровна –

педагог-психолог МДОАУ № 200

г. Оренбурга

Оренбург, 2022

Цель: создание условий для поддержания и стабилизации эмоционального  состояния членов коллектива ДОО.

Задачи:

- способствовать снятию усталости и эмоционального напряжения;

- помочь участникам встречи найти внутренние ресурсы для гармонизации собственной жизни;

- формировать чувство внутренней уверенности, устойчивости и доверия к себе.

Продолжительность: 30 минут.

Ход встречи:

Упражнение «Улыбки» (под песню «Улыбка» из м/ф «Крошка енот»)

Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Посмотрите направо- улыбнитесь, посмотрите налево - улыбнитесь. Посмотрите на себя - и тоже улыбнитесь. Я надеюсь, что этот положительный настрой сохранится на протяжении всего  занятия.

Упражнение «Общее время»

Перед вами обычный лист бумаги. Представьте, что это ваше общее время, это ВСЕ ваше время. Оторвите от вашего общего времени время, затраченное на:

Работу;

Общение с семьей, родными, близкими;

Любимое занятие, хобби;

Мечту, фантазии;

Здоровье;

Остаток времени – себе.

Поднимите вверх те кусочки времени, которые вы уделяете себе любимому или любимой. На ваш взгляд - это правильно? Это нормально?

Один из основных принципов общей психологии гласит - «сначала я, сначала – себе, потом – остальные, потом -остальным».

Обсуждение: Помним ли мы о себе, придерживаемся ли этого принципа в жизни, в работе? Все ли и всегда ли по достоинству оценивают ваше самопожертвование (работе, семье, друзьям, родным и т.д.). Любите ли вы себя любимого, любимую!?

Упражнение “Только хорошее”: Участникам предлагается вспомнить, что хорошего произошло с ними в это утро. Обсуждение. 

Минутка самопознания «Колесо жизненного баланса»

 Наступает время, когда каждый задается вопросами:

«Насколько моя жизнь гармонична? На что я трачу свою жизнь? Насколько эффективно я вообще живу? Не пора ли что-то изменить в своей жизни?».

Гармоничное сочетание всех сфер жизни – вот секрет счастья и жизненного успеха.

Существует самый простой способ узнать насколько сейчас сбалансирована ваша жизнь. С помощью этой простой техники можно увидеть свою жизнь как бы сверху, целиком, в результате чего появится понимание, куда двигаться в первую очередь для достижения личных целей.

Классическое колесо делится на 8 сегментов: Карьера, Финансы, Здоровье, Друзья, Семья, Рост, Отдых, Условия жизни. Восемь секторов Колеса Жизни представляют собой, так называемый, жизненный баланс.

Выполняется техника очень просто.

1. Возьмите  диаграмму.

2. Представьте, что диаграмма отражает вашу идеальную жизнь. Заполните сектора важными сферами вашей жизни. Это могут быть Вещи, Внешность, Деньги, Творчество и т.д., т.е. все то, что важно именно для вас в данный момент времени.

3. Оцените по 10-бальной шкале уровень удовлетворенности каждой сферой, где 0, 1, 2, 3 – это полное отсутствие или минимальная удовлетворенность в жизненной сфере; 4, 5, 6, 7 – средняя степень, что-то уже достигнуто, но до идеала еще далеко; 8, 9, 10 – это максимальная эффективность данной сферы в Вашей жизни.  

Оценки субъективны и индивидуальны. Правильных или неправильных оценок не существует. Постарайтесь быть максимально честной, оцените каждую область исходя из собственных ощущений. Если вам сложно оценить, вы можете задавать себе вопросы, например,:

  •    Доволен ли я своей работой? Нравится ли мне то, чем я занимаюсь или на самом деле я хочу заниматься чем-то другим?
  • Меня устраивает мое финансовое положение? Или нужно все кардинально менять и как можно скорее?
  • Я чувствую себя здоровым? У меня есть вредные привычки, которые мне мешают? Я хорошо выгляжу?
  • Все ли в порядке в моих отношениях с близкими людьми?

4. Отобразите полученные результаты на диаграмме и проанализируйте. В идеале колесо должно получиться круглым. А на практике такое случается редко. Катится ли колесо вашей жизни? 

Сферы жизни колеса баланса

Если тест колесо жизненного баланса делается впервые, стоит использовать канонические варианты сфер. А уже впоследствии откорректировать методику под себя. Восемь сфер баланса жизни:

  • Физическое состояние. Это спорт, поддержание здоровья, хорошее питание, достаточный сон – все то, что формирует наше физическое тело и способствует его полноценной активности.
  • Личные отношения. Сюда относят все моменты, касающиеся семьи или просто близких отношений – родители, дети, любимые.
  • Личностное развитие. Разное у всех, но способствующее формированию личности и ее особенностей. Оценивать можно ум, характер, наличие знание, качество привычек, уровень владения языками.
  • Карьера и доходы. Эта сфера жизни колеса баланса в первую очередь отражает уровень финансового достатка. А также перспективы в профессии и правильность сделанного выбора.
  • Друзья. Нас формирует окружение, поэтому очень важно уметь непредвзято оценивать своих близких. Правильный баланс в этой сфере: треть друзей ниже вас по уровню жизни, треть выше, треть имеет схожие показатели.
  • Яркость жизни. Все, что дает энергию и наполняет позитивом. Чаще всего сюда относят эмоциональные события – путешествия, развлечения, приобретение какого-то нового опыта.
  • Хобби. Второй источник жизненной энергии – развитие в том, что приносит удовольствие. Нередки здесь и приятные бонусы – новые источники дохода, интересные знакомства, творческие открытия.
  • Духовная сфера. У каждого она своя. Кто религиозен, тот может продолжать развитие в этом направлении. Для других интерес может представлять знакомство с неизвестными религиозными догмам, философия, чтение трудов великих людей, изучение смысла жизни или принципов шаманизма. То есть это все что выходит за сферы материального и способствует укреплению духа.

5. Теперь вы знаете, где находитесь, и какому из аспектов вашей жизни нужно уделить больше внимания, для того, чтобы колесо «покатилось».

Обратите внимание на области, в которых меньше всего баллов.

·        Какие первые шаги необходимо сделать, чтобы повысить уровень удовлетворенности этими сферами хотя бы на 1 балл?

·        Определите, в каких сферах жизни изменения зависят только от вас?

·        Выделите сферы, изменения в которых требуют содействия других людей.

·        Подумайте, в какой сфере вы хотели бы начать изменения в ближайшее время?

·        Запишите три шага, которые вы можете совершить для исправления ситуации в тех сегментах, где получился наиболее сильный перекос.

 Сделать первые шаги для изменений в жизни - это очень важно. Именно так, небольшими шажками, вы постепенно выровняете все сферы жизни, и ваше колесо баланса приобретет идеально круглую форму на отметке 10 баллов.

Делая срез и оценку своего колеса с периодичностью в полгода, вы обязательно увидите динамику изменения в своей жизни.

«Колесо жизненного баланса» – хороший помощник для людей, которые хотят жить полноценной, сбалансированной и счастливой жизнью.

Упражнение «Визуализация «Место покоя»

Цель: Инструкция: «Сядьте удобно, закройте глаза.. Пусть каждый сосредоточит свое внимание только на том, что слышит, сконцентрируется на себе, своих ощущениях, создавайте внутренние образы. Почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движутся грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе (1 минута)… А теперь представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая спокойна и счастлива (пауза). Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, она пребывает там в полнейшем мире, в силе и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде образа- язычка пламени, драгоценного камня, спокойного озера и т. д. Преисполненная глубоким умиротворением и радостью, спокойствием, эта драгоценная частица находится в полной безопасности. Она там – глубоко в нас. Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или озеро, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, - вы сами (пауза 20 сек.)Запомните это ощущение. Что бы ни происходило, внутри вас живет спокойствие. Вы можете черпать в нем силы, помня, что эти силы мы даем себе сами…

Откройте глаза, запомнив свой образ. К нему можно обращаться тогда, когда нужно».

Рефлексия. «Чему я научилась». Цель: рефлексия (обратная связь). 
Задание: закончи предложения:

Я научилась…

Мне понравилось…Я узнала, что…

Я была удивлена тем, что…

Я была разочарована тем, что…

Самым важным для меня было…

Обсуждение по кругу

Ритуал прощания. Упражнение Импульс

Участники сидят в общем кругу. Ведущий просит всех взяться за руки, затем пожимает руку соседа справа и просит его передать импульс рукопожатий по кругу. После того как волна рукопожатий возвращается в начало круга, тренер спрашивает, может ли группа передать импульс быстрее. После того как это будет сделано, тренер просит группу передать импульс еще быстрее и так далее, пока импульс не начнет передаваться практически мгновенно.

Спасибо, уважаемые коллеги! Наша встреча подходит к концу, доброго всем дня!

Список литературы:

  1.  Пак Е. Е. Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе». Электронный источник: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2021/11/25/psihologicheskiy-trening-s-pedagogami 
  2. Рыбалкина С. В. Психологический тренинг "Личностный рост педагога". Электронный источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/07/06/psikhologicheskiy-trening-lichnostnyy-rost-pedagoga 
  3. Соловьева Н. А. Тренинг личностного роста для педагогов "Мое психологическое благополучие". Электронный источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2019/10/30/trening-lichnostnogo-rosta-dlya-pedagogov 

 

1-3 — критические значения, т.е. вы совсем не удовлетворены

4-7 — частично удовлетворены

8-9 — удовлетворенность

10 — характеризует достижение полного удовлетворения на сегодняшний день, в настоящий момент жизни.

1-3 — критические значения, т.е. вы совсем не удовлетворены

4-7 — частично удовлетворены

8-9 — удовлетворенность

10 — характеризует достижение полного удовлетворения на сегодняшний день, в настоящий момент жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....

Встречи с психологом ДОО. Профилактика «постотпускного» синдрома педагогов ДОО

Цель: профилактика  постотпускного синдрома у педагоговЗадачи: - формировать благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе;- способствовать формированию позитивного образа профес...

Встречи с психологом ДОО. Преодоление эмоционального напряжения педагогов ДОО.

Цель: создание условий для поддержания и стабилизации эмоционального  состояния членов коллектива ДОО.Задачи: - способствовать снятию усталости и эмоционального напряжения;- помочь участникам вст...

Встречи с психологом ДОО. Преодоление эмоционального напряжения, связанного с профессиональной деятельностью педагога ДОО.

Цель: создание условий для поддержания и стабилизации эмоционального  состояния членов коллектива ДОО.Задачи: - развивать личностные качества, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию;- способст...

Встречи с психологом ДОО. Тайм-менеджмент в работе педагога ДОО

Одной из главных ценностей человека является время: с каждой минутой его остановится все меньше, и если неправильно им пользоваться, то время пройдет впустую, и вернуть его будет нельзя.Рабочий день п...

Педагог-психолог: профессия, призвание, стиль жизни

Горжусь профессией своейЗа то, что душу человека согреваю,За то, что я могу понять детей.И вместе с ними детство...