Встречи с психологом ДОО. Профилактика «постотпускного» синдрома педагогов ДОО
материал по психологии

Терентьева Мария Александровна

Цель: профилактика  постотпускного синдрома у педагогов

Задачи:

- формировать благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе;

- способствовать формированию позитивного образа профессиональных достижений, развить уверенность в своих силах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_s_psihologom_profilaktika_postopusknogo_sindroma.docx367.83 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий МДОАУ №200

___________Данилова И.П.

«___» ___________    2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 200» Г. ОРЕНБУРГА

        

Встреча с психологом на тему

«Профилактика «постотпускного» синдрома

 педагогов ДОО»

 

Выполнил:

Терентьева Мария Александровна

педагог-психолог

МДОАУ № 200 г. Оренбурга

Согласовано:

Рулева Светлана Владимировна

заместитель зав. ДОУ по ВО и МР

МДОАУ № 200 г. Оренбурга

Оренбург, 2022

Цель: профилактика  постотпускного синдрома у педагогов

Задачи:

- формировать благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе;

- способствовать формированию позитивного образа профессиональных достижений, развить уверенность в своих силах

Продолжительность: 30 минут.

Ход встречи:

Приветствие «Яркие воспоминания»

Педагог-психолог: Здравствуйте, дорогие коллеги! Рада приветствовать вас на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о начале нового года. У каждого из нас сейчас в голове много мыслей – с чего начать? Заполнить бумаги или составить планы? Или, возможно, кому-то знаком постотпускной синдром, нет настроя на работу. Давайте попробуем настроиться вместе.

Для начала предлагаю вам поделиться, как вы провели эти зимние «каникулы»– по кругу, в одно предложение. Наверняка у многих остались яркие воспоминания.

Упражнение-разминка «Встать по…»

После ответов педагогов психолог предлагает им подвигаться. Выстроиться в ряд по росту, следом – перестроиться по месяцу рождения от января до декабря, потом по длине волос, размеру ноги, цвету глаз – от темных до светло-голубых.

Минутка самопознания «Тест на темперамент»

Самопознание является неотъемлемой частью жизни педагога. Сегодня я предлагаю вам пройти экспресс-тест на темперамент. Четыре базовых типа темперамента представил в своих иллюстрациях датский художник Херлуф Бидструп. Попробуйте представить себя на месте человека, шляпа которого «пострадала» и выберите соответствующий вариант. Вам предлагается выбрать картинку из карикатур, поэтому ситуация немного утрированна. В тоже время и в жизни мы не всегда показываем свой темперамент и чаще всего свои реакции подавляем, чтобы «не пугать» окружающих. Поэтому в данный момент при тестировании будьте честны с самим собой.

У педагогов, которые вернулись из отпуска, часто наблюдается постотпускной синдром. Он выражается в субъективном ощущении общего недомогания. На чувственно-эмоциональном уровне педагог с постотпускным синдромом переживает грусть, безразличие к работе, раздражительность. На физическом уровне у него снижается концентрация внимания, ему трудно включиться в рабочий ритм, он чувствует упадок сил.

 В зависимости от типа темперамента и особенностей личности это состояние проходит быстрее или медленнее. Меланхоликам и флегматикам труднее настроиться на работу, чем холерикам и сангвиникам, а женщины включаются в рабочий ритм быстрее мужчин.

Беседа «Как вернуться к работе».

Сейчас я предлагаю поговорить о том, как возвращаться к работе после перерыва. Это простые советы, но иногда следует напоминать себе о них, ведь они действительно работают. Воспользуйтесь ими, чтобы снизить стресс от смены обстановки. Как работать в стрессовые  периоды:

  • Высыпайтесь. Старайтесь спать не менее восьми часов. Если ночь была бессонной,  найдите  возможность  поспать  днем  или  вечером  ложитесь  спать раньше обычного.
  • Не перегружайте себя. Старайтесь  выполнять  всю  работу  на  работе.  Пока  вы  не  почувствуете себя комфортно, не беритесь за большие объемы работы и ограничьте амбициозность планов - ведь вы справитесь с ними  гораздо лучше, когда будете полны сил.
  • Не вините себя. Когда что- то идет не так, дайте себе возможность исправить ошибку,  не  вгоняя  себя  в  чувство  вины.  Помните:  чувство  вины  не  поможет ничего решить, а только ухудшит ваше эмоциональное состояние. С холодной головой вы быстрее закончите дело, а значит  почувствуете себя лучше.
  • Восполняйте ресурс. Восполняйте собственный ресурс - он не безграничен. Занимайтесь  в свободное время тем, что вам нравится, а не только работой и домашними обязанностями.
  • Займитесь собой. Старайтесь  давать  себе  небольшую  физическую  нагрузку  –  она  позволит  вам  выплеснуть  негативные  эмоции. Питайтесь  более  или менее здоровой едой, но не изнуряйте себя диетами.
  • Посетите психолога.  Когда возникают непредвиденные сложности и вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, обратитесь за помощью к специалисту. Не затягивайте визит, чтобы не усугубить ситуацию.
  • Попросите помощи.  Учитесь просить близких о помощи и не бойтесь вежливо напоминать  им  об  обещаниях.  Если вы  сильно  устаете,  делегируйте  домашние дела родным.

Упражнение «Хорошие новости»

Педагог-психолог: Сейчас мы находимся в начале пути, и нас ожидает непростой труд. Хочется увидеть, что же станет итогом года. Предлагаю вам настроить себя на успех. Сформулируйте свою профессиональную мечту, и пусть это будет конкретное достижение в этом учебном году: например, стать специалистом в конкретном вопросе, выступить на определенной конференции. Только вы сами решаете, что для вас будет считаться достижением.

Определите время, когда задуманное сбудется – месяц и примерное число. А теперь представьте ситуацию, в которой оно уже сбылось. И более того, об этом сообщили в СМИ. Теперь напишите текст этой новости, как будто ее написали журналисты. Укажите дату и название СМИ.

Участник передает текст коллеге слева. Тот превращается в диктора, который зачитывает текст.

Педагог-психолог: Какие переживания вызвало у вас это упражнение? Удалось ли поверить в реальность своей мечты и благодаря чему? Какая новость произвела на вас впечатление?

Релаксация под музыку

Педагог-психолог: Сядьте удобнее. Закройте глаза и полностью расслабьтесь. Мягкой кисточкой внимания пройдитесь по каждой частичке вашего тела и позаботьтесь, чтобы ей было удобно. Вашим рукам, кистям, ногам, ступням, шее, позвоночнику… Вашему телу легко и приятно.

Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Соленый ветер приятно освежает лицо, а теплые лучи солнца нежно согревают его. Вы лежите на мягком теплом песке, и ваше тело наполнено блаженством. Вам хорошо, приятно, комфортно, шум волн успокаивает вас. Теплый песок греет расслабленное тело. Вы слышите звуки чаек, дельфинов… Где-то вдали проплывает пароход, с которого доносятся звуки фортепиано, саксофона…

Но тут налетел ветер, небо затянули тучи и начался ливень. Но он такой теплый, приятный, что вы решили остаться на берегу и отдыхаете, наслаждаясь свежестью замечательного дня. Крупные капли текут по вашему лицу, шее, рукам, по груди, животу, ногам и стекают на землю. Вместе с каплями ливень забирает вашу усталость, плохое настроение, негативные мысли, оставляя только самое хорошее, что есть в вас.

Вот тучи рассеялись, и ливень закончился. Вновь засияло яркое солнце. Проговорите про себя все то, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Включите в список благодарностей и это море, на берегу которого вы лежите, и этот солнечный день, ваше здоровье, здоровье близких, красоту, любовь, мир. Как только вы завершите эту работу, откройте глаза. Каждый откроет глаза тогда, когда захочет.

Педагог-психолог: Что вы чувствовали при релаксации? Какие у вас были впечатления?

Раскраски-антистресс.

Педагог-психолог: Одним из эффективных способов борьбы со стрессом является рисование. Как один из видов художественного творчества, я предлагаю вам раскраски-антистресс. Возьмите с собой этот листочек спокойствия. И в нужных момент с помощью цветных карандашей вы сможете справится со стрессовой ситуацией и наполниться умиротворением.

До новых встреч!

Список литературы:

        

  1. Сценарий тренинга по профилактике постотпускного синдрома у педагогов. Т. Бельская. – Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 8 Август, 2019 г. – Электронный ресурс: https://e.psihologsad.ru/742962 
  2. Тренинг, на котором педагоги научатся справляться со стрессом.  Е.Дубинская. - Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 4 Апрель, 2018 г. – Электронный ресурс: https://e.psihologsad.ru/628423
  3. Семинар-практикум, чтобы настроить педагогов на работу после карантина и отпусков. Я. Акинкина. - Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 8 Август, 2020г. – Электронный ресурс: https://e.psihologsad.ru/828867
  4. Экспресс-тест на определение темперамента https://germes-tests.ru/tests.php?id=12

Тест на определение типа темперамента

«Реакция на того, кто сел на мою шляпу»

Какая реакция более характеризует тебя?

1 – холерик

2 – флегматик

3 – меланхолик

4 - сангвиник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой встречи педагога-психолога с детьми и родителями адаптационной группы на тему "Что ты, Ёж, такой колючий?"

Данная игровая встреча входит в составленную мною программу "Доброе начало", предназначенную для работы в детско-родительской группе кратковременного пребывания. Цель программы - помочь детям от 1,5 д...

Конспект развивающей игровой встречи педагога – психолога с элементами психогимнастики, использованием психотехнических игр, здоровьесберегающих технологий: «Путешествие в сказочный лес».

Цель:  укреплять положительные эмоции и взаимоотношения детей в группе, способствовать снятию психо-эмоционального напряжения, способствовать формированию стратегии достижения успеха, доброго отн...

Конспект игровой встречи педагога-психолога с детьми и родителями адаптационной группы на тему "Репка"

Данная игровая встреча входит в составленную мною программу "Доброе начало", предназначенную для работы в детско-родительской группе кратковременного пребывания. Цель программы - помочь детям от 1,5 д...

мини-тренинг "Профилактика постотпускного синдрома у педагогов ДОУ"

Существует определенная взаимосвязь между самочувствием педагога, его эмоциональным состянием и эффективностью педагогической деятельности. Проведнный тренинг способствует более быстрому вхождению в р...

Тренинг для педагогов по профилактике постотпускного синдрома

После отпуска тяжело влиться в работу. Именно этот тренинг поможет коллегам активизировать свои творческие силы и настроиться на работу....

Тренинг "Профилактика постотпускного синдрома"

Тренинг по профилактике постотпускного синдрома воспитателей детского сада...

Психологический практикум для педагогов ДОУ «Золотая рыбка» Тема: « Профилактика постотпускного синдрома педагогов ».

Цель: провести профилактику постотпускного синдрома у педагогов,снятие напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия....