«Экспериментирование дошкольников как специально организованная деятельность детей»
методическая разработка

Ефремова Лидия Александровна

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяют ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. С целью повышения познавательного интереса мы предлагаем виды экспериментирования, которые будут интересны детям старшего дошкольного возраста.

Демонстрационный  - это эксперимент, который  проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность. Детей привлекают яркие и точные представления о событиях или явлениях. Дети, конечно, чаще интересуются, очень оживлённо наблюдают. Демонстрация эксперимента воздействует на чувства и воображение детей,  побуждает их к обмену впечатлениями.

Фронтальный  - в данном виде эксперимента ребенок уже является субъектом. Сильные стороны фронтальных наблюдений выражаются в том, что дети могут хорошо увидеть мелкие детали; рассмотреть объект со всех сторон; использовать для обследования все анализаторы.Этот вид экспериментирования больше подходит для активизации детей, вызывает интерес, любопытство.

Краткосрочный – это эксперимент, возникший как ответ на детские вопросы. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в со­ответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.

Длительный - предлагается как серия опытов и наблюдений. Для проведения длительного наблюдения как правило подбираются объекты, которые находятся в стадии изменения и преобразования, например  цветы, выращиваемые в уголке природы или в цветнике.

 

Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника.

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее - и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, отношением детей к данному виду деятельности. Мы предлагаем место экспериментированию в образовательные культурные практики, 2 раза в неделю. В процессе культурных практик воспитателем создается атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель действует от вопросов и интересов детей. На первом этапе, если дети не инициативны, возможно  предложить детям несколько тем на выбор.  Вместе с детьми ставит задачу, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред - ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место - почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они могут постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: "Давайте сделаем так…", "Давайте посмотрим, что будет, если". Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.

В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

· действие показывает педагог;

· действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

· иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

· действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

· действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

· действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: "Не навреди". При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, мы рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Для этого мы предлагаем методическую помощь в данном вопросе - картотеку  с опытами «Волшебный сундучок экспериментов». Опыты были подобраны нами из интернет ресурсов на международном образовательном портале МААМ. В картотеку вошли  следующие опыты: «Облако в банке», «Стакан-непроливайка», «Впущу и не выпущу», «Окраска воды», «Выращиваем кристалл», «Плавающая виноградинка», «Лава-лампа», «Проворное яичко», «Кто куда», «Зубная паста для динозавра» и т.д., пример карточек в   Приложении №3. Дети с родителями могут взять такую карточку домой и следуя предложенной инструкции провести опыт в домашних условиях. Проведенный опыт поможет не только способствовать развитию познавательных способностей воспитанников, обогатить память ребенка, активизировать мыслительные процессы и речь, позволят интересно организовать совместный досуг детей и родителей, положительно повлиять на эмоциональную сферу ребенка, сблизить родителя и ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяют ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. С целью повышения познавательного интереса мы предлагаем виды экспериментирования, которые будут интересны детям старшего дошкольного возраста.

Демонстрационный  - это эксперимент, который  проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность. Детей привлекают яркие и точные представления о событиях или явлениях. Дети, конечно, чаще интересуются, очень оживлённо наблюдают. Демонстрация эксперимента воздействует на чувства и воображение детей,  побуждает их к обмену впечатлениями.

Фронтальный  - в данном виде эксперимента ребенок уже является субъектом. Сильные стороны фронтальных наблюдений выражаются в том, что дети могут хорошо увидеть мелкие детали; рассмотреть объект со всех сторон; использовать для обследования все анализаторы.Этот вид экспериментирования больше подходит для активизации детей, вызывает интерес, любопытство.

Краткосрочный – это эксперимент, возникший как ответ на детские вопросы. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.

Длительный - предлагается как серия опытов и наблюдений. Для проведения длительного наблюдения как правило подбираются объекты, которые находятся в стадии изменения и преобразования, например  цветы, выращиваемые в уголке природы или в цветнике.

Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника.

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее - и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, отношением детей к данному виду деятельности. Мы предлагаем место экспериментированию в образовательные культурные практики, 2 раза в неделю. В процессе культурных практик воспитателем создается атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель действует от вопросов и интересов детей. На первом этапе, если дети не инициативны, возможно  предложить детям несколько тем на выбор.  Вместе с детьми ставит задачу, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред - ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место - почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они могут постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: "Давайте сделаем так…", "Давайте посмотрим, что будет, если". Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.

В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

· действие показывает педагог;

· действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

· иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

· действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

· действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

· действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: "Не навреди". При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, мы рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Для этого мы предлагаем методическую помощь в данном вопросе - картотеку  с опытами «Волшебный сундучок экспериментов». Опыты были подобраны нами из интернет ресурсов на международном образовательном портале МААМ. В картотеку вошли  следующие опыты: «Облако в банке», «Стакан-непроливайка», «Впущу и не выпущу», «Окраска воды», «Выращиваем кристалл», «Плавающая виноградинка», «Лава-лампа», «Проворное яичко», «Кто куда», «Зубная паста для динозавра» и т.д., пример карточек в   Приложении №3. Дети с родителями могут взять такую карточку домой и следуя предложенной инструкции провести опыт в домашних условиях. Проведенный опыт поможет не только способствовать развитию познавательных способностей воспитанников, обогатить память ребенка, активизировать мыслительные процессы и речь, позволят интересно организовать совместный досуг детей и родителей, положительно повлиять на эмоциональную сферу ребенка, сблизить родителя и ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»

«Формирование основ безопасности жизнедеятельностидетей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострил...

презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»

Презентация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне занятий»...

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности вне занятий»

Дошкольный возраст, как период детства характеризуется повышенной двигательной активностью ребенка, а как следствие и нарастанием его физических возможностей, которые, сочетаясь с его повышенной любоз...

Сценарий специально организованной деятельности "Путешествие к динозаврам" для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: 1. закреплять знания детей о животных, живших в древности; 2. развивать познавательный интерес, любознательность детей; 3. формировать понятия «настоящее», «прошлое&raqu...

рисование перспективно-тематическое планирование специально организованной деятельности детей дошкольного возраста

методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений по разделу "Ознакомление с изобразительным исскуством и изобразительная деятельность программы "Пралеска"...

Конспект специально организованной деятельности по безопасности жизнедеятельности детей в младшей группе «Учимся действовать в чрезвычайных ситуациях: во время пожара»

Занятие направлено на формирование понятий у младших дошкольников о пользе и вреде огня; элементарных знаний о пожаре, его последствиях, действиях;о профессии пожарного...