История возникновения шляпки
статья (старшая группа)

Тихоненко Александра Анатольевна

История возникновения шляпки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_vozniknoveniya_shlyapki.docx579.74 КБ

Предварительный просмотр:

История шляпки

Шляпа от немецкого schlappe - это головной убор, сохраняющий устойчивую форму. Женские шляпки всегда была в центре всеобщего общественного внимания: мужской взгляд сам по себе останавливался на этом сооружении.
История шляпы — это увлекательное путешествие в прошлое, ведь с ней происходило много интересного. Когда шляпа еще не появилась, дамы укрывали свои головы меховыми капюшонами, шарфами, шалями, вуалью и прочими головными уборами. Ведь он был необходим, чтобы укрыться от палящего солнца или согреться в холодную погоду. Некоторые модели головных уборов были уродливыми и странными.
История  возникновения первых шапок начинается с Древнего Египта, где в Фивах  на стене гробницы нарисован мужчина в головном уборе из соломы. Греки покрывали голову только в путешествиях, что поспособствовало созданию двух основных головных уборов: «шляп» и «шапок». В те времена головные уборы были атрибутом знатного сословия и символом могущества. В Древнем Египте большой плат из полосатой ткани был привилегией фараонов, остальные, кроме рабов, довольствовались париками из растительных материалов
В древние времена головной убор был ритуальным и был связан с обрядом погребения, так как считалось, что он осуществляет связь с потусторонним миром. Все головные уборы участников этого священного действа - умершего и жрецов - были украшены орнаментом, считавшимся языком духов   Во Времена средневековья головные уборы, которые были предметом роскоши, украшают плюмажем, мехами, лентами и драгоценными камнями. В средние века у женщин существовала мода на огромные парики необычных форм из напудренных буклей. Такие парики надевались на предварительно обритую женскую голову, потому дамы не  нуждались в каких-то головных уборах, им не нужны были шляпы,  поскольку их голову прикрывал парик. Шляпа, которая более-менее была похожа на современные модели, появилась во время Французской революции. В те времена изменялся весь мир, менялись люди, общественный строй, мораль, мода. В результате появился неподдельный интерес к такому  предмету дамского туалета, как шляпка.
Теперь ее носили все, независимо от возраста и социального  положения. Шляпа стала настолько популярной, что за нее стали бороться, всем хотелось выделиться из толпы именно при помощи своей шляпки, все искали что-то оригинальное и в то же время красивое.    
В это время были также капюшоны и генины-  высокие конусообразные уборы, придуманные и введенные в моду в 1395 году Изабеллой Баварской. Потом они приобрели двухугольную форму или полумесяца. Один из классических головных уборов - берет - появился примерно в 400 годах до н.э. у этрусков. Тогда его носили охотники и крестьяне, а к середине 1500-х годов берет стал пользоваться популярностью у представителей художественной интеллигенции: актеров, музыкантов, художников. До сих пор берет ассоциируется с богемной средой. Формы женских головных уборов в основном повторяли мужские.
Женщинам в соответствии с церковной доктриной в течение всего дня полагалось быть с покрытой головой. Эта форма сохранялась до середины XX века.  Крестьянки носили большие платки, а их благородные сестры - широкие вуали, шарфы, палантины. Если к уже перечисленным прибавить тюрбан и корону, то это будут те головные уборы, которые были созданы в греко-римскую эпоху. 
К концу Средних веков шляпы стали одной из важных составляющих великолепия, которое полагалось демонстрировать. Это был период, когда одежда людей, находившихся у власти, уверенных в своем превосходстве и считавших себя выше критики, стала откровенно сексуальной. Распространенный  в средние века в Европе был и чепец,  который сначала использовался как атрибут для купания и мужчинами и женщинами, но после его  носили только женщины до конца 19 века.
В 14 и 15 веке  моду на головные уборы диктовала Франция. Шапки в это время были длинными и конусообразными, декорированные у мужчин павлиньими перьями. Также были широко распространены войлочные шапки, изготовленными ремесленниками на Руси. Восточные славяне носили шапки, немножко расширенные к верху. Крестьянские головные уборы представляли собой высокую тулью из войлока, суженные к верху. В то время встречались и мурмолки – шапки с круглым меховым околышем и бархатной или парчовой тульей. Бояре отличались от остальных многослойных шапок. Дома они носили расшитые шапочки-тафьи, а вне дома на их головах возвышались колпаки и горлатные шапки. Замужние женщины на Руси носили кокошники, двурогие кики, однорогие сороки.  
Французская революция принесла красные фригийские колпаки, декорированные трехцветными кокардами и лентами национальных цветов. Интересно, что фригийский колпак был символом свободы еще в античные времена, когда их носили освобожденные рабы. Существовали так же береты, шляпы из фетра, кибитки, треуголки, цилиндры, шапокляк, касторовые шляпы, котелки и канотье. В начале XIX века произошло настоящее возрождение шляпного искусства. Мода на шляпу менялась настолько стремительно, что модницы не успевали приобретать новые модели. Фасон постоянно менялся, сначала актуальными были шляпки с большими, затем с маленькими полями, в стиле античных богинь, а потом в стиле французских пейзанок. Очень долгое время женщины носили мантоньерки на шляпах — это шелковые завязки под подбородком, которые не теряли своей популярности, несмотря на изменчивость самой шляпы. В России большое распространение получили мантоньерки, изготовленные из кружев ручного плетения. Эти завязки не были простыми шнурками, которые только служили в качестве поддержки шляпы, это был отдельный элемент, который придавал образу кокетливость и миловидность. Ведь завязки могли быть в виде оборок, кружева, красивых лент, они обрамляли лицо и делали девушку более женственной. Они навевали образ дамы изящной и воздушной. История, эта началась на исходе Галантного века, когда дамы брились наголо для того, чтобы носить огромные напудренные парики. А о шляпах временно забыли, т.к. парики выполняли их роль. В течение несколько лет до и после Французской революции шляпы вновь вошли в моду.
Задолго до этой шляпной волны дамы в Европе носили всевозможные головные уборы – от тончайших, сильно накрахмаленных, закрепленных в соответствующую форму вуалей и кружев до широкополых шляп с пером или соломенных плоских шляпок во время увлечения всем китайским в середине 18 века. Носили и сооружения из собственных и накладных волос, тканей и драгоценностей.
Но эти головные уборы оказались всего лишь увертюрой перед настоящей шляпной симфонией: в 19 веке ни пожилая дама, ни барышня, ни ребенок без шляпы не выходили из дома.
Чепец или кокошник? Не успели пожелтеть в сундуках платья из светлых вуалей в стиле ампир, а шляпная мода, весьма скорая на перемены, уже провозгласила нового кумира. Им стал головной убор, называемый «чепец». В конце 18 века он уже успел покрасоваться на вершинах дамских париков, но с 1820-х годов чепец обретает новое значение в костюме, обозначая семейное положение женщины – носили его только замужние. Форма чепца, прилегающая к голове и обрамляющая лицо, оказалась необычно уместной для множества кружев, лент и искусственных цветов из шелка. Чепец носили только днем, до выезда на бал или во французскую драму, но в конце 1830-х годов вкусы переменились. Императорский двор ввел моду на русский стиль. Дамы появлялись на великосветских раутах в роскошных кокошниках, украшенных крупным жемчугом и вуалями. Это относилось только к дворцовой знати. кокошник
Неизменный берет. Малиновый берет Татьяны Лариной, в котором она блистала на балу, можно причислить к достоянию русской культуры. В начале 19 века в России дамы носили берет как деталь бального туалета. Береты шили из дорогих материалов – бархата, парчи, лионского шелка. Их украшали пером и аграфом – драгоценной застежкой. Слово «берет» произошло из итальянского, его носили мужчины и женщины в Европе с 15 века.  Декоративная избыточность второй половины 19 века, насыщенность всевозможными подражаниями стилям прошедших эпох, объясняется не только щедростью моды, но и набравшим ускорение техническим прогрессом в области обработки и производства текстиля. Кружево, вышивка и иные украшения костюма, стоившие раньше огромных денег и труда, теперь делали с помощью машин. Индустрия шляпного дела из привилегированного ремесла, обслуживающего аристократию, превратилась в хорошо отлаженное производство для широких слоев городского населения. Однако особенность шляпного ремесла такова, что сам процесс изготовления шляпы механизировать нельзя. Это всегда не просто ручная работа, а искусное мастерство.
В середине XIX века произошла революция головных уборов, можно было выбрать на свой вкус. Шляпки так же подверглись преобразованию, и теперь очень модным стало изобилие на них различных рюшек, кружавчиков, искусственных цветочков и т.д. Однако, такие шляпы позволялось носить только замужним женщинам, которые выезжали в свет – на бал или в театр.  Конец XIX начало XX века ознаменовался научно-техническим  прогрессом, который перевернул весь мир. Появление новых  технологий позволило упростить процесс изготовления шляп, они  становятся более качественными и доступными. Теперь имелась возможность воплотить свои фантазии и  идеи, целью которых является улучшение внешнего облика шляпки.  Дамы в возрасте предпочитали носить классические шляпки, на  которых имелось не более одного-двух украшений. Смелые и  раскрепощенные дамы с легкостью могли надеть любую шляпку,  какая только пришлась им по вкусу.     
Ритм жизни становится быстрее, а потому шляпу носили в тех случаях, когда не требовалось спешки, и не было суеты. Например, надевали ее, чтобы сходить в театр или кино, посетить выставку или совершить вечернюю прогулку. Однако, именно в это время создавались самые настоящие произведения искусства — оригинальные шляпки руками истинных мастеров. По утрам, пока длинные волосы дам не были уложены в прическу, надевали чепец. Вот как описывается модель чепца для утреннего туалета в журнале «Парижские моды» за 1887 год:
«
Круглый фон из вышитого кремового тюля гарнирован кругом сборчатым, кружевным воланом, пришитым под тюлевую головку «бульоне». Посредине бант из узких бледно-розовых лент и высокий кружевной туф, перемешанный с петлями розовых лент».
Общность стилистических деталей охватила не только костюм, но и всю бытовую среду. В эпоху стиля «историзм», когда в убранстве дома, в одежде, в бесчисленных мелочах смешивались или повторялись великие стили прошлых эпох, не была забыта и драгоценность 17 и 18 веков – кружево. Пожилые дамы, а таковыми считались женщины за сорок, ходили дома и выезжали на балы в кауфюрах – сооружения из схожего с ручным кружевами французского или немецкого производства. Кружево спускалось на затылок фалдами и крепилось на голове с помощью репсовых или бархатных лент и искусственных цветов, преимущественно роз, близких по тону к натуральному. шляпка начало 20века Шляпа, как туфли и сумка, когда-то возведенные нашими предками в ранг священнодействия и ритуала, постепенно утратили понимание ее глубинной сути, но шифр священнодействия продолжает в них жить, независимо от того, понимаем мы его или нет.

История шляпки Шляпа от немецкого schlappe - это головной убор, сохраняющий устойчивую форму
Шляпа от немецкого schlappe - это головной убор, сохраняющий устойчивую форму

История шляпки Женские шляпки всегда была в центре всеобщего общественного внимания: мужской взгляд сам по себе останавливался на этом сооружении
Женские шляпки всегда была в центре всеобщего общественного внимания: мужской взгляд сам по себе останавливался на этом сооружении

История шляпки История шляпы — это увлекательное путешествие в прошлое, ведь с ней происходило много интересного
История шляпы — это увлекательное путешествие в прошлое, ведь с ней происходило много интересного

История шляпки Когда шляпа еще не появилась, дамы укрывали свои головы меховыми капюшонами, шарфами, шалями, вуалью и прочими головными уборами
Когда шляпа еще не появилась, дамы укрывали свои головы меховыми капюшонами, шарфами, шалями, вуалью и прочими головными уборами

История шляпки История  возникновения первых шапок начинается с Древнего Египта, где в Фивах  на стене гробницы нарисован мужчина в головном уборе из соломы
История возникновения первых шапок начинается с Древнего Египта, где в Фивах на стене гробницы нарисован мужчина в головном уборе из соломы

История шляпки Современная шляпка
Современная шляпка

История шляпки В древние времена головной убор был ритуальным и был связан с обрядом погребения, так как считалось, что он осуществляет связь с потусторонним миром
В древние времена головной убор был ритуальным и был связан с обрядом погребения, так как считалось, что он осуществляет связь с потусторонним миром

История шляпки Греки покрывали голову  только в путешествиях, что поспособствовало созданию двух основных головных уборов: «шляп» и «шапок»
Греки покрывали голову только в путешествиях, что поспособствовало созданию двух основных головных уборов: «шляп» и «шапок»

История шляпки Во Времена средневековья головные уборы, которые были предметом роскоши, украшают плюмажем, мехами, лентами и драгоценными камнями
Во Времена средневековья головные уборы, которые были предметом роскоши, украшают плюмажем, мехами, лентами и драгоценными камнями

История шляпки К концу Средних веков шляпы стали одной из важных составляющих великолепия, которое полагалось демонстрировать
К концу Средних веков шляпы стали одной из важных составляющих великолепия, которое полагалось демонстрировать

История шляпки Шляпа была настолько популярной, что за нее стали  бороться, всем хотелось выделиться из толпы именно при помощи  своей шляпки, все искали что-то оригинальное и в то же время  красивое
Шляпа была настолько популярной, что за нее стали бороться, всем хотелось выделиться из толпы именно при помощи своей шляпки, все искали что-то оригинальное и в то же время красивое

История шляпки В 14 и 15 веке  моду на головные уборы диктовала Франция
В 14 и 15 веке моду на головные уборы диктовала Франция

История шляпки Принцессе Диана в шляпке
Принцессе Диана в шляпке

История шляпки К концу Средних веков шляпы стали одной из важных составляющих великолепия, которое полагалось демонстрировать
К концу Средних веков шляпы стали одной из важных составляющих великолепия, которое полагалось демонстрировать

История шляпки Французская революция принесла красные фригийские колпаки, декорированные трехцветными кокардами  и лентами национальных цветов
Французская революция принесла красные фригийские колпаки, декорированные трехцветными кокардами и лентами национальных цветов

История шляпки Современные шляпки
Современные шляпки

История шляпки Мода на шляпу менялась настолько стремительно, что модницы не успевали приобретать новые модели
Мода на шляпу менялась настолько стремительно, что модницы не успевали приобретать новые модели

История шляпки Фасон постоянно менялся, сначала актуальными были шляпки с большими, затем с маленькими полями, в стиле античных богинь, а потом в стиле французских пейзанок
Фасон постоянно менялся, сначала актуальными были шляпки с большими, затем с маленькими полями, в стиле античных богинь, а потом в стиле французских пейзанок

История шляпки В середине XIX века произошла революция головных уборов, можно было выбрать на свой вку
В середине XIX века произошла революция головных уборов, можно было выбрать на свой вку

История шляпки Дамы в возрасте предпочитали носить классические шляпки, на  которых имелось не более одного-двух украшений
Дамы в возрасте предпочитали носить классические шляпки, на которых имелось не более одного-двух украшений

История шляпки Смелые и  раскрепощенные дамы с легкостью могли надеть любую шляпку,  какая только пришлась им по вкусу
Смелые и раскрепощенные дамы с легкостью могли надеть любую шляпку, какая только пришлась им по вкусу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по окружающему миру в старшей группе "История возникновения Москвы".

Закрепить знания детей об истории возникновения родного города. Познакомить с основателем родного города....

История возникновения зеркала

Занятие в подготовительной к школе группе по детскому экспериментированию. Оно состоит из эксперименто, проводимых детьми, и рассказа воспитателя об истории создании зеркала, сопровождаемый презентаци...

Краткая история возникновения города Новокузнецка

Краткое описания возникновения и развития Кузнецкой земли, начиная со времён господствования мамонтов и до наших дней....

Проектная работа по теме "История возникновения ложки

В данной презентации рассказывается об истории возникновения ложки и материалах, используемых при ее изготовлении...

Презентация для детей подготовительной группы "История возникновения Олимпийских игр"

Презентация подготовлена для воспитанников подготовительных групп ДОУ и   для учащихся начальных классов. В ней содержатся текстовые и фотоматериалы о возникновении Олимпийских игр, о Кубертене -...

Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)

Конспект ООД по теме:  (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)...

Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...