статья
статья (старшая группа)

 «Педагогическая модель духовно –нравственного воспитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_model_duhovno.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическая модель духовно –нравственного воспитания»

(выступление на III Епархиальных Рождественских чтений. Традиции и новации: культура, общество, личность)

Воспитатели: Карташова Н.И.

Панютчева М.Г.

Духовность — это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. И, прежде всего, духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Воспитание у ребёнка чувства уважения к Родине начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Коллектив нашей группы - это большая семья, которая интересно живет в совместной деятельности педагогов, детей и родителей и в тесном сотрудничестве между взрослыми и детьми. Мы используем в работе с педагогами, детьми и их родителями заповедь А.С. Макаренко: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям". Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. В нашем группе при решении задач духовно-нравственного воспитания особое внимание уделено социально-педагогическим проектам, разработанным творческими коллективами ДОУ.
Главные участники реализации социально-педагогических проектов - это педагоги, дети и их родители. В реализации социально-педагогических проектов мы задействовали неисчерпаемый потенциал семьи, ее широкие воспитательные возможности. Большое внимание в рамках духовного воспитания нами уделяется просвещению родителей, передаче им необходимой информации, организации общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
Одним из первых проектов, который был нами успешно реализован и востребован родителями в области восстановления духовно-нравственной культуры семьи, ее воспитательного потенциала стал социально – педагогический проект «Год добрых дел в «Росинке»». Много интересных мероприятий под знаком родительской любви и добрых дел было проведено в этот год. Говорили о семейных отношениях и родственных связях, о значимости отца и матери в семье, о роли бабушек и дедушек, знакомились с семейными традициями, листали страницы семейных историй, пытались понять и переосмыслить мудрость народных пословиц и принять их в жизнь, чтобы избежать ошибок в воспитании.
Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с его отношения к матери. Праздник День Матери в нашей группе проходит очень ярко и интересно, реализуется ряд мероприятий, приуроченных к праздничному событию. Нами организована выставка детских рисунков «Портрет милой мамочки». В этот день семейная гостиная «Материнской души красота…» распахнула свои двери для наших воспитанников и их мам. Забыв на время о своих делах и хлопотах, мамы говорили о важности семьи, о роли женщины, о своих любимых детях. С теплыми ласковыми словами обращались дети к своим мамам, невольно вызывая у них слезы. Праздничные поздравительные открытки, сделанные своими руками, дети с любовью вручали всем мамочкам.
Завершилось празднование семейным вечером «Посиделки с мамами», в рамках которого был проведен конкурс «А ну-ка, мамы…», в котором наши мамы соревновались в умении быстро одеть своего ребенка, пении колыбельных песен и удивляли своими кулинарными способностями. Праздник День матери никого не оставил равнодушным, и мы надеемся, что он станет доброй семейной традицией.
Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Именно поэтому в систему традиционных мероприятий нами были включены праздники с народными традициями. Заметное место отводится организации и проведению православных общенародных праздников, каких как «Покров», «Посиделки на Масленицу», «Вербное воскресенье», «Пасха», «День Ивана Купалы». Целью таких праздников, является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада. Совсем недавно в нашей группе прошел семейный спортивно-развлекательный праздник «Иван Купала». В гости к детям пришли Лето и Водяной. Детьми вместе с родителями играли в подвижные игры, стреляли из водяных пистолетов в мишень, а закончилось развлечение обливанием и пусканием мыльных пузырей.
Ко всем проводимым в группе праздникам были организованы выставки работ педагогов, детей и их родителей: «Пасхальное чудо», «Широкая Масленица», «Ночь на Ивана Купалу» и др.
Родители – первый воспитатели ребенка и мы прилагаем все усилия, чтобы каждый родитель нашел ответы на все свои вопросы по воспитанию и развитию своих малышей, чтобы деятельность детей и их родителей приносила только радость общения, удовольствие от совместного творчества, жизнерадостное мировосприятие. Подводя итоги реализации наших проектов, мы отметили, что родители стали больше проявлять интерес к вопросам нравственного воспитания, чаще стали обращаться к нам с вопросами, прислушиваться к нашим советам, стали более требовательными к себе, возрождаются семейные традиции. Родители стали активными участниками в жизни детского сада.
Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.
Список использованной литературы:
1. Микляева, Н.В., Духовно-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. М.: Айрис-Пресс, 2009. 208 с.
2. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 2007. 180с.
3. Ривина, Е.К. Семья как институт воспитания – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014. 328с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...