Статья "Музей в чемодане"
статья (старшая группа)

Юлия Анатольевна Филатова

Детство – период, когда ребенок активно осваивает социально – культурные, нравственные правила и закономерности жизни общества, приобретает навык давать оценку собственным поступкам через призму усвоенных правил поведения, обучается эффективно взаимодействовать со средой. Это становится возможным за счет приобретения широко социального опыта, накопления разнообразных впечатлений от включения в активное освоение социальной среды развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzey_v_chemodane.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников с помощью интерактивной технологии «Музей в чемодане»

Стремительные перемены, связанные с гуманизацией и демократизацией отношений, меняют приоритеты в дошкольном образовании.  Сегодня каждый дошкольник – субъект собственного развития, обладатель неповторимой индивидуальности, уникальная личность. Данные факты приводят к необходимости обновления практик дошкольного образования, внедрения современных образовательных технологий, направленных на развитие ключевых компетентностей детей дошкольного возраста.

Детство – период, когда ребенок активно осваивает социально – культурные, нравственные правила и закономерности жизни общества, приобретает навык давать оценку собственным поступкам через призму усвоенных правил поведения, обучается эффективно взаимодействовать со средой. Это становится возможным за счет приобретения широко социального опыта, накопления разнообразных впечатлений от включения в активное освоение социальной среды развития.

Социальный заказ современного общества диктует свои требования к личности выпускника, обладающей ключевыми компетентностями, реализующей их в поведении при решении реальных жизненных задач. Таким образом, идея компетентностно – ориентированного образования является ответом системы образования на заказ, исходящий из потребностей и задач общества. Компетентность ребенка дошкольного возраста – одна из базовых характеристик личности. Она включает в себя социальную, коммуникативную и интеллектуальную характеристики.

Формирование и развитие социальной компетентности ребенка – важный этап социализации, усвоения опыта общественных отношений. Процесс формирования социальной компетентности будет эффективным и управляемым в случае, если [2]:

  • Создается интегрированный образовательный процесс, построенный на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • Образовательная среда мобильна и провоцирует ребенка на взаимодействие;
  • Используемые технологии работы способствуют приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, составляющим основу социальной компетентности.

На наш взгляд развитие социальной компетентности возможно в едином образовательном пространстве, основанном на региональном компоненте во взаимосвязи с потенциалом музейной педагогики.  Музей способен стать образовательной средой, где формируются представления о многообразии мира, развивается наблюдательность, способность классифицировать, систематизировать приобретенную информацию, оценивать ее в соответствии с выработанными представлениями о нормах и правилах. Культурные ценности музея оказывают влияние на расширение социально – культурного опыта дошкольников.

Март 2020 года внес существенные коррективы в жизнь общества, период самоизоляции и разобщения имел как отрицательные, так и положительные эффекты, заставил пересмотреть сложившиеся отношения между сферой культуры и образования, стирая границы между ними. В практику работы детского сада была внедрена интерактивная технология «Музей в чемодане». Суть которой заключается в интерактивном взаимодействии участников экскурсии с выставочным пространством, за счет которого они получают реальное представление о назначении предмета, расширяют свой социальный опыт. У каждого ребенка есть возможность включиться в продуктивный диалог, позволяющей активизировать каналы восприятия информации, получить особые впечатления, научить бережному обращению с предметами, а иногда и привлечь к организации выставки. Музей в чемодане – способ особой коммуникации с семьями воспитанников детского сада, когда они становятся полноценными разработчиками будущей выставки, внося в нее предметы, отражающие семейную историю.

Экспозиция такого музея умещается в одном чемодане, наполненном различными экспонатами, отражающими суть выставки, а также рисунками, фотографиями, письменными источниками. Экскурсия сопровождается творческими заданиями, для выполнения которых предполагается взаимодействие с предметами. В подобные экскурсии мы внедрили технологию чек – лист. Чек-лист предполагает выполнение последовательных действий, которые ребенок может отмечать самостоятельно. Отмечая пункты из списка, формируется наглядность процесса выполнения задания, можно увидеть прогресс выполнения работы. Особое внимание стоит обратить на то, что пункты чек – листа можно формулировать через серию картинок, глядя на которые ребенку становится понятен алгоритм выполнения заданий. В подобной деятельности у ребенка появляется самостоятельно получать информацию о предметах, делать выводы, формулировать суждения, обращаться к общечеловеческим ценностям, изменять и расширять собственную картину мира [3].

Интерактивная технология «Музей в чемодане» может быть использована совместно с ТРИЗ. В ходе экскурсии детям предлагаются приемы «Охота за подробностями», «Найди ошибку», «Составь рассказ от имени музейного экспоната», «Личная аналогия» и многие другие, суть такой работы заключается в обращении к чувственному опыту самого ребенка.

В процессе организации экскурсий можно использовать следующие уровни интерактивности [1]:

Метод одного экспоната – внимание акцентируется на наиболее значимом, особенном, оригинальном экспонате;

Метод двух экспонатов – основывается на сравнении и проведении параллелей между двумя экспонатами;

Метод трех экспонатов – позволяет сделать акцент на истории процесса, изменениях;

Метод четырех экспонатов -  позволяет запустить процесс поиска сходств, различий, общих тенденций изучаемого явления;

Множественный метод – обеспечивает быстрое погружение в музейную среду, позволяет увидеть индивидуальные интересы детей.

Узнать историю пуговиц или ёлочных игрушек, побывать «В мире ПДД», заглянуть в прошлое и узнать, как жили новосибирцы в годы Великой Отечественной войны наши воспитанники могут в стенах родного детского сада. Организация творческих экскурсий, элементов театрализации дает возможность приобщиться к культурным и историческим ценностям своей малой родины.

Интерактивная технология «Музей в чемодане» обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми. Она помогает воспитанникам понять суть вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится проводником к освоению культурных ценностей, воспитывает патриотические чувства и творчество.

Литература

  1. Карманов А.В. Организация интерактивной музейной среды: от методов к моделям, Вопросы музеологии №2, 2012
  2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова, А.И. Мини-музей в детском саду. — М., «Линнка-Пресс», 2008 – 256 с.
  3. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие – М., Высш. шк., 2004 – 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникация младшая группа "Волшебный чемодан"

Задачи:      учить детей эмоционально воспринимать содержание потешек;     способствовать развитию речи детей через театрализованную деятельность;  закрепл...

музыкальное развлечение "Чемодан игрушек"

Дети входят в зал под музыку, обращают внимание на старый потертый чемодан, стоящий рядом с пианино.Дети. Что в чемодане? Кто приехал? Чей чемодан?Муз. рук. Я и сама была очень удивлена, обнаружив чем...

«Лето: чемодан ярких впечатлений!!!»

-Что ты мне подаришь ,лето?-Много солнечного света!В небе радугу  – дугу!И ромашки на лугу!...

"Ириска и ее волшебный чемодан"

Конспект совместной комбинированной деятельности детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям "познавательное развитие", "речевое развитие", "социально-коммуникативное развитие"....

Опыт вариативности центра детской активности "Волшебный чемодан"

Данный опыт был представлен в рамках Краевого конкурса вариативности предметной среды в группах детского сада "Как мы меняемся". Материал будет полезен воспитателям ДОУ, заинтересованных в преобразова...