Инновационная воспитательная работа в рамках дошкольного дистанционного образования
статья

Медведева Татьяна Аркадьевна

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дистанционное обучение; воспитательная работа; дошкольное образование; нравственные установки; инновации.

АННОТАЦИЯ. В статье автор размышляет на тему организации воспитательной работы в ДОУ посредством дистанционного обучения, обозначает основные трудности, с которыми может столкнуться педагог, дошкольник, родители (законные представители). А так же положительные аспекты удаленной работы и уникальные возможности для всех участников образовательных отношений. Помимо этого, автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия педагога и дошкольников между собой на расстоянии с помощью веб-технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medvedeva_statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2

Медведева Татьяна Аркадьевна,

Магистрант ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Россия, г. Екатеринбург, 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: mta140@mail.ru

ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дистанционное обучение; воспитательная работа; дошкольное образование; нравственные установки; инновации.

АННОТАЦИЯ. В статье автор размышляет на тему организации воспитательной работы в ДОУ посредством дистанционного обучения, обозначает основные трудности, с которыми может столкнуться педагог, дошкольник, родители (законные представители). А так же положительные аспекты удаленной работы и уникальные возможности для всех участников образовательных отношений. Помимо этого, автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия педагога и дошкольников между собой на расстоянии с помощью веб-технологий.

Medvedeva Tatiana Arkadevna,

Undergraduate FGBOU VO «Ural State Pedagogical University», Russia, Yekaterinburg, e-mail: mta140@mail.ru

INNOVATIVE EDUCATIONAL WORK IN THE FRAMEWORK OF PRESCHOOL DISTANCE EDUCATION 

KEYWORDS: distance learning; educational work; preschool education; moral attitudes; innovations.

ANNOTATION. In the article, the author reflects on the organization of educational work in  preschool institutions through distance learning, identifies the main difficulties that a teacher, preschool child, and parents (legal representatives) may face. As well as the positive aspects of remote work and unique opportunities for all participants in educational relationships. In addition, the author suggests a number of forms and methods of interaction between teachers and preschoolers at a distance using web technologies.

Дистанционное обучение уже актуальная форма работы для преподавателей высшего и среднего образования, для большинства педагогов дошкольного образования, данная форма работы явилась инновационной.

Пандемия 2020 года внесла свои коррективы, и многим образовательным организациям  пришлось осуществить временный переход на нее и проводить занятия на расстоянии, естественно, что и дошкольное образование невольно вынужденно было осуществлять воспитательно-образовательную деятельность дистанционно. Дошкольное образование отвечает современным запросам общества, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая в том числе, в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников.

Основная цель дистанционного образования дошкольников заключается в предоставление детям возможности качественного усвоения образовательной программы дошкольной организации. Кажется, что воспитательный процесс идет параллельно с дистанционным обучением, ведь в ходе занятия, педагог определяет направленность, формируя тем самым нравственные установки. Подласый И. П. утверждал, что: «В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем» [2, 20] . Но, воспитательная работа ДОУ не может решаться только в привязке к определенным темам.

Трудности, возникающие при организации воспитательной работы дистанционно, с помощью веб-сервисов влекут за собой не только технические проблемы (тут и отсутствие необходимых устройств, неполадки со средствами связи, отсутствие навыков использования, и низкий уровень цифровой грамотности среди воспитателей и родителей), но и  низкую мотивацию к участию в воспитательных мероприятиях (у родителей не всегда находится время сесть и позаниматься совместно с ребенком, а дошкольное дистанционное обучение не возможно иначе). Отсутствие общения со сверстниками (особенно, если это единственный ребенок в семье). Нет авторитета воспитателя. Минимальный набор форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении, препятствует активной деятельности педагогов. Тем не менее, преодолеть эти трудности, при желании, возможно. [3].

Многие недооценивают дистанционные формы воспитательной работы в ДОУ. Которые, предоставляют возможность включения в деятельность дошкольников с ОВЗ, не посещающих ДОУ по иным причинам не связанных со здоровьем, а так же оперативное получение родителями (законными представителями) информации по итогам диагностик, гибкий график и привычная обстановка и мн.др. Не стоит забывать и о индивидуализации дистанционной воспитательной работы с учетом личных особенностей и способностей, потребностей и интересов дошкольника, обеспечение более личного контакта педагога с воспитанником и родителями. Вовлечением родителей (законных представителей) в общую с детьми деятельность, выбор времени, места и темпа работы.

Дистанционный формат работы предоставляет и воспитателям уникальные возможности по повышению собственной квалификации. Возможность обмениваться опытом со своими коллегами, участвовать в онлайн мероприятиях (вебинары, видео-конференции), пройти дистанционное обучение на курсах повышения квалификации, участие в различных методических объединениях.

Дистанционные образовательные технологии позволяют родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей становится более интересным и насыщенным. Что в свою очередь позволяет родителям (законным представителям) лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности, а дошкольникам провести время с пользой, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей.

Внедряя инновационные дистанционные образовательные технологии в воспитательно-образовательную деятельность дошкольников педагоги, тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника.

На личном примере с использованием цифровых возможностей современного образования, педагоги и родители (законные представители) показывают дошкольникам эталоны поведения в сети, грамотные образцы действий. Тем самым создавая условия для формирования практической реализации навыков и умений дошкольников в цифровой среде, что немаловажно для будущей социализации в современном интерактивном обществе.

Воспитательно-образовательные мероприятия дистанционно можно организовать в виде вебинаров и статей для родителей по актуальным проблемам дошкольного детства. Рекомендации о создании в домашних условиях среды, способствующей развитию ребенка, укреплению его здоровья. Советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам. Ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет. Информация о изучаемом содержании дошкольного образования. Новости и анонсы предстоящих видео- семинаров для родителей, архивные материалы прошедших мероприятий.

Для детей дошкольного возраста, такие инновационные формы работы как, конференц-связь, где дети могут пообщаться не только с педагогом , но и со сверстниками. Веб-квесты (педагог формирует интерактивную поисковую деятельность детей, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы) [4]. Создание общего творческого продукта (например: рисунки детей на единую тему монтируются воспитателем в единый ролик). Возможен дистант и для профориентационной работы (интервью с родителями-представителями разных профессий, виртуальные экскурсии на рабочие места). Экскурсии в мировые музеи не выходя из дома (разглядеть скелет птеродактиля, посмотреть прямую трансляцию из космоса или наблюдать, чем занимается слон в зоопарке на другом краю света). Дистанционные экскурсии дают возможность выбрать тему, которая интересует вашего ребенка и, не выходя из дома, отправится в музей или театр за новыми впечатлениями.

Важно помнить, что воспитательный процесс нуждается в обратной связи, не стоит забывать о рефлексии. Доступ к эффективной и значимой обратной связи имеет много преимуществ, как для дошкольников, так и для педагогов, достаточно сложно и порой времязатратно, поэтому желательно организовать ее таким образом, чтобы она была эффективной и адекватной обстановке. Педагогу необходимо продумать, как будет организованна рефлексия (либо это будет мини отчет рисунок, поделка, либо общая конференц-связь).

 Социальные сети, изобилующие неформальным общением между детьми, взрослыми, могут и должны присутствовать в жизни дошкольника, дозированно не причиняя вреда здоровью. Возможность оградить дошкольников от негативной и вредной для них информации полностью ложится на плечи родителей (законных представителей). Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки. В то же время интернет предлагает безграничные возможности для творческого развития. Огромное количество развивающих игр, обучающих программ, с помощью которых можно научиться рисовать, снимать и монтировать кино, выучить иностранный язык, прочитать любую книгу, послушать музыку посетить любой музей, в интернете можно получить ответы практически на все вопросы. Можно общаться с друзьями из других городов и стран и находить новых по интересам. Социальные сети помогают знакомиться, находить друзей, обсуждать новости и события. Уехав далеко друг от друга, люди в любой момент могут поговорить или спросить совета. Ребенок с детства приучается легко находить нужную информацию, в будущем эти навыки помогут ему легко находить занятия по интересам, учебные заведения, работу и место отдыха. [1].

Подводя итог, следует сказать, Что дистанционные формы дошкольной воспитательной работы следует использовать регулярно, дабы позволить воспитанникам и их родителям (законным представителям) знакомится с сетевым этикетом, самостоятельно и при помощи педагога повышать свой уровень цифровой грамотности. Дистанционные образовательные технологии стали инновационными средствами обучения детей дошкольного возраста, произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса.

Библиографический список

1.Каждый третий подросток проводит онлайн треть своей жизни // RG Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/02/13/kazhdyj-tretij-podrostok-provodit-onlajn-tret-svoej-zhizni.html (дата обращения: 20.04.2020).

2.Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 365с.

3. Хромцова, Ю. Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении / Ю. Н. Хромцова. - Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). - Краснодар : Новация, 2020. - С. 27-31. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15818/ (дата обращения: 29.09.2020).

4.Щербина А. Н. Веб-квест - как инновационная технология в системе реализации ФГОС // Наука и перспективы. - 2016. - № 4. - С. 25-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетное направление воспитательной работы в рамках программы ФГОС

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и...

«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»

Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов на тему «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»

laquo;Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»...

Современные технологии работы с семьей в дистанционном образовании.

Аннотация:  В статье описаны результаты внедрения в образовательный процесс детского сада дистанционных технологий, направленных на реализацию образовательной деятельности. Особое внимание уделен...

Методическое пособие: Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий.

Методическое пособие по физической культуре в ДОУ: Ритмопластика - оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под определенн...

Мастер класс «Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»

laquo;Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»...