«Интеграция экологического и патриотического образования в ДОО, в современных условиях»
материал

Рассказова Валентина Евгеньевна
Доклад «Интеграция экологического и патриотического образования в ДОО, в современных условиях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_2020ch.docx821.82 КБ

Предварительный просмотр:

"Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что изумило его и заставило плакать, оттого зависит, каким будет наш воспитанник", 

- писал В.С.Сухомлинский.

Одним из принципов развития современного дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей. Авторы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова и др. считают, что «только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним».     Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса.

Экологическое воспитание предполагает формирование у дошкольников экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознанияэкологических чувств и экологической деятельности.

Патриотическое воспитание дошкольников направлено на воспитание любви к семье и городу, к природе и культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе родного края. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Задача педагога – неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы родного края, формируя начало экологической культуры; способствовать развитию осознанно-правильного отношения к планете Земля как общему дому и к человеку как части природы; создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Для интеграции экологического и патриотического воспитания в МКДОУ «Д/с № 360»  созданы необходимые условия.

В группах оборудованы центры краеведения и патриотического воспитания, центры экологии, центры экспериментирования, содержание которых пополняется и обновляется в соответствии с возрастом и детей. Имеются картотеки дидактических игр по краеведению, опытно-экспериментальной деятельности для разных возрастных групп. Разработан перспективный план работы по краеведению, включающий в себя такие виды деятельности, как НОД, беседы, дидактические игры, целевые прогулки и экскурсии и др. В центрах экологии имеются разнообразные дидактические игры, которые закладывают основы гуманного отношения к природе, учат прогнозировать последствия поступков людей, такие как «Классификация мусора»«Хорошо-плохо». Одним из средств формирования экологических знаний и умений является ведение календаря природы, где символами дети обозначают те явления, которые увидели на прогулке. Так же ведутся календари в виде рисунков: при наблюдении за луковицами, посаженными в землю для проращивания зелени, за ветками деревьев, поставленных в вазу для роста почек и листьев, проращиванием семян.

Для эффективного проведения опытно-экспериментальной деятельности и развития интереса к ней создана лаборатория «Познавай-ка». Дети средних, старших и подготовительных к школе возрастных групп занимаются проведением экспериментов, коллекционированием, наблюдением, моделированием. Имеются необходимые материалы и оборудование для проведения данных видов деятельности, такие как пробирки, лупы, микроскопы, разнообразный природный и бросовый материал, макеты, лэпбуки, коллекции и т. д., а также действует выставка литературы по темам.

В подготовительных к школе группах один раз в неделю запланированы факультативные занятия. Рабочая программа факультатива «Маленькие экологи» в целях правильного и эффективного руководства экологическим  воспитанием детей использует разнообразные педагогические методы:

-словесные (рассказ педагога, инструктаж, беседы, подведение итогов исследования);

-практические методы (непосредственно исследовательская деятельность детей);

-игровые методы и другие.

Программа предусматривает разные формы образовательной деятельности:

-на специально организуемых познавательных НОД,

-комплексных НОД,

-обычных и целевых прогулках,

-экскурсиях,

-при решении логических и экспериментальных задач,

-в играх,

-свободной самостоятельной деятельности в течение дня,

-при совместной ситуативной деятельности детей и родителей в домашних условиях.

Интерес дошкольников вызывает просмотр обучающих мультфильмов с их последующим обсуждением, экспериментальная деятельность. В программе факультатива предусмотрены экскурсии и наблюдения за сезонными изменениями на экологической тропе. С целью закрепления знаний о природе родного края была проведена экскурсия в парк школы №40, где изучали растения и птиц. Экскурсия в городской сад позволила детям сделать вывод, что растения зимой спят. Новые знания были получены в ходе НОД. С интересом дети готовятся и участвуют в акциях. Так, второй год мы поддерживаем городскую акцию «Крышечки для Шадрика». Сначала была проведена беседа, из которой дети узнали о проблемах бездомных животных, об организации приюта для помощи им, о том, зачем нужно собирать пластиковые крышечки, после этого дети рисовали Шадрика.

Так же мы участвуем в акции «Сдай макулатуру – спаси дерево!» Просмотр презентации, беседа и рисование по теме привели к тому, что сейчас дети всю ненужную бумагу складывают в специально отведённую коробку для того, чтобы сдать макулатуру и спасти деревья.

Не обошли стороной и акцию «Птичья столовая». На первом этапе мы провели беседу о зимующих птицах, выучили стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой». Затем дети принесли новые кормушки, корм, были разработаны буклеты, призывающие помочь зимующим птицам. На завершающем этапе дети рассказывали стихотворение, насыпали корм в кормушки и раздавали буклеты детям средних, старших и подготовительных к школе групп.

Экологическая тропа позволяет использовать обычные прогулки для экологических НОД, объекты экологической тропы дают возможность проведения наблюдений. На экологической тропе представлены типичные для данной местности деревья и кустарники, такие как клён, рябина, берёза, сирень. На каждом участке есть кормушки для птиц, скворечники. В тёплое время года дети имеют возможность наблюдать жизнедеятельность объектов животного мира (насекомых, червей и т. д.)

Цветники и огород способствуют контакту с объектами природы, знакомят их с сезонными изменениями. Дети имеют возможность наблюдать за развитием растений, запоминать их названия и характерные признаки, приобрести навыки полива и ухода. Посильный совместный труд даёт возможность научиться ответственности и способствует сплочению детского коллектива. Благодаря цветникам и огороду дошкольники имеют возможность увидеть результат своего труда и результат помощи живому.

Экологическое и патриотическое воспитание дошкольников невозможно без взаимодействия с семьёй. Именно родители помогают закреплять знания о взаимодействии человека и природы, учат её беречь.

Взаимодействие с родителями осуществляется через:

• консультации, такие как «Экологическое воспитание в семье»;

• привлечение к участию в акциях«Сдай макулатуру – спаси дерево!»«Крышечки для Шадрика»«Птичья столовая»;

• посещение в рамках Дня открытых дверей;

• помощь при участии в ежегодном конкурсе «Лучший цветник».

Таким образом, созданные в ДОУ условия для интеграции экологического и патриотического воспитания способствуют разностороннему и полному развитию дошкольников.

Только мы, воспитатели, прививая любовь к родному краю, можем вырастить патриотов страны.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить и преумножить богатство Родины.

В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Она требует большего такта и терпения, потому что во многих семьях вопросы патриотизма вызывают недоумение. Мне небезразлично, какими станут мои воспитанники в будущем. От того, как они ведут себя, такими они и будут, когда вырастут. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать законы природы, страны.

Поэтому я решила работать над проблемой: "Патриотическое воспитание через экологическое образование"

Поставила перед собой несколько задач:

  1. Научить ребенка любить свою Родину, беречь, и заботится о ней;
  2. Вызвать доброе и заботливое отношение к окружающему миру, людям, городу, любовь и привязанность к семье.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать нравственные чувства.
  4. Способствовать физическому развитию в процессе пребывания на воздухе.

Воспитание патриота - сложный процесс. Для решения этих задач использовала благоприятные условия: интересный и доступный материал, последовательная ориентация на образование, обеспечивающая формирование духовного мира ребенка, тесную связь с семьей.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу я провожу через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, я отбираю, систематизирую знания о ней, продумываю и рассказываю то, что характерно для нашего города, республики, показываю связь родного края со всей страной.

В целях желания детей больше узнать о природе родного края, составила и использую в работе конспекты занятий по временам года:

  • "Золотая осень"
  • "Путешествие в зиму"
  • "Прогулка с весной"
  • "Весна"

Во всех видах деятельности учу детей, не причинять зла и страдания живым существам, которые слабее их, рассказываю, как правильно о них заботиться. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе. Для этого оформила альбомы:

  • "Сохрани природу",
  • Экологический проект "Дерево",
  • "Лекарственные растения Татарстана",
  • "Птицы Красной книги",
  • "Экология и ты",
  • "Что мы заем о веществах".

Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных ситуаций.

У меня есть свой девиз: " Каждый день начинать с любовью, а заканчивать с миром".

Самым важным воздействием на детей являются наблюдение и целевая прогулка, впечатление от которых вызывает изумление и восхищение, проходят через детские сердца. Каждой прогулке придумываю своё название:

  • "В гости к старичку Лесовичку";
  • "Помощь рябинке";
  • "Путешествие с картой";
  • "Телеграмма от Домовенка Кузи";
  • "Встреча с Квакушей";
  • "Осень золотая в гости к нам пришла";
  • "Прогулка с лупой";
  • "Помоги природе";
  • "Найди сокровище";
  • "В лаборатории Капитоши";
  • "Мир вокруг сада";
  • "Загадки на грядке";
  • "Юные огородники";
  • "Весна пришла";
  • "Зимний денек";
  • "Встреча с удивительным";
  • "Собери приметы в лукошко";
  • "Жалобы растений";
  • "Компас - помощник";
  • "Растения - доктора детей";
  • "Волшебная клумба";

Вместе с нами гуляют сказочные герои: Квакуша, Каркуша, Баба-Ёжка, Домовенок Кузя, Мороз Иванович, Водяная капелька Капитоша, Девочка Почемучка.

Обычно перед прогулкой получаем письма, телеграммы, пользуемся схемами - путешествий, записками и т.п. Свою работу по знакомству с природными явлениями мы организуем на территории детского сада. Чтобы заинтересовать детей, я составила карту экологической тропинки, хозяином которой является кот Кеша. Проходя по тропинке, мы знакомимся с уголками сада, леса, огорода. Радует, что дети могут называть и показывать разные деревья, кустарники. Во время путешествий предлагаю детям прислониться к дереву спиной, щекой, обхватить его руками, потрогать, понюхать, погладить, спрашиваю, что они чувствуют, обращаю внимание на ствол, ветки, листья, почки, корни, выделяю время, чтобы с закрытыми глазами послушать тишину природы, пение птиц. Прошу рассказать о том, что они услышали: ветер, шум и шорох листьев, стук веточек, скрип деревьев, шагов, писк и пение птиц. У детей возникает много разных вопросов:

  • Как залечить ранку берёзке?
  • Как помочь букашке?
  • Почему нельзя трогать гнезда?
  • Зачем нужно убирать старые листья?

Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, я тем самым ненавязчиво учу любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.

Систематически подчеркиваю, что человек - хозяин природы, что от его отношения к ней зависит, каким будет мир вокруг нас. Напоминаю детям, что в природе все взаимосвязано, поэтому надо сохранять все живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных. Закрепляю правила поведения в природе, чего нельзя делать, а что можно и нужно:

  • Не рвать много цветов, а любоваться ими, и сажать новые;
  • Не трогать муравейники, огородить забором;
  • Не разорять гнезда птиц,
  • Не бросать мусор, а убирать за собой;
  • Не расходовать зря воду, а беречь ее;
  • Оберегать животных, подкармливать их;
  • Беречь лекарственные растения, собирать их и сдавать в аптеку;
  • Не шуметь в лесу, а заботиться о тишине лесных жителей;

Особую роль отвожу опытнической работе. Наблюдаем, как вырастают ростки на картофеле, корешки отростков герани, прорастают семена огурцов, фасоли, пшеницы, как растёт рассада, как появляются всходы моркови, укропа, фасоли, тыквы, бобов. С интересом следим за жизнью цветков в темноте и на солнце, что случается с листьями, если их закрыть бумагой, с какой стороны проникает воздух в лист, смазанный вазелином, как рыхлят землю черви и др. А сколько радости и изумления доставляют длительные наблюдения за ростом лука, овса, гороха и т. д. Вот один из примеров. Я принесла в группу землю в овальной баночке, сверху насыпала опилки, положила проросшие зёрна пшеницы и завязала капроновой тряпочкой, придав форму ёжика, и оставила в природном уголке. Серёжа Б. первым заметил зелёную травку и закричал: "Смотрите, к нам ёжик приполз!". В другой раз дети наблюдали за жизнью пиявки, которая жила в банке с водой, завязанной марлей вместо крышки. Когда было тепло, она лежала на дне, свернувшись клубочком, а когда шёл дождь, всплывала наверх. Впечатления от своих наблюдений дети передавали в своих зарисовках.

На пути экологической тропы знакомимся с лекарственными растениями: мятой, мелиссой, ромашкой, встречаемся с альпийской горкой, где расположены большие камни и растут разные виды цветов, где дети наблюдают за жизнью насекомых. Особое внимание дети обращают на цветочную клумбу, которая радует многообразием цветов: ландышей, тюльпанов, пионов, гладиолусов, ирисов, ромашек, нарциссов, весёлых ребяток, и т. д.

С помощью дидактических игр у детей развиваю у детей наблюдательность, речь, внимание, и память, формирую мыслительную деятельность.

  1. Большое место в жизни занимают такие игры как:
  2. Вершки и корешки (что едят);
  3. Где что зреет (на огороде - овощи, на дереве - фрукты);
  4. Хорошо - плохо (идет дождь, на улице грязь, но хорошо, что можно по лужам побегать);
  5. Живая - неживая (живая - растения, насекомые: вода, воздух, камни, солнце, почва);
  6. Кто - где живет (место обитания);
  7. Узнай, какой зверь (знания животных, внешний вид, повадки);
  8. С какого дерева лист (назвать дерево);
  9. Детки с ветки (Назвать дерево);
  10. Назови травы (закрепить название мать-и-мачеха, ландыш, подорожник, крапива, ромашка);
  11. Посели животное (Место обитания лес, луг, вода, почва);
  12. Что было бы: (всегда была зима);
  13. Посади птичку на ветку (зимующие, перелетные);
  14. Собери грибы (съедобные в лукошко);
  15. Кем я стал (Прикрепить картинку на спину, дети описывают отгадывают);
  16. Чей, чья, чьи? (назвать части тела животных);
  17. Знаток комнатных растений (находить описанное растение и называть его);
  18. Наши дети постигли истину: "Где побывал человек, должна оставаться чистота". Для закрепления этих знаний оформила такие игры как:
  19. "Учим классифицировать"
  20. "Мир и человек"
  21. "Значение растений"
  22. "Что такое природа"

Закладывая основы гуманного отношения к природе, учу прогнозировать последствия своих поступков к природе и людям.

Интерес вызывает и создание газет:

  • "Экологический вестник";
  • "Природа и мы";
  • "Оглянись вокруг";
  • "Остановись, мгновение".

Дети нашей группы играют в "Экологическую полицию", которая формирует у них навыки экологического грамотного и безопасного поведения. Дети сами проверяют отношение друг друга к природе по следующим параметрам:

  • Как работают дежурные?
  • Выключен ли свет?
  • Закрыт ли кран?
  • Есть ли пищевые отходы?
  • Как сегодня ухаживали за цветами?
  • Чистый ли воздух в группе?
  • Как убирали участок?

Итоги подводятся в "Экологическом экране", где дети становятся не просто девочками и мальчиками, белочками или зайчиками.

Немаловажную роль в воспитании патриотизма играет и привитие трудолюбия. Дети выполняют роль дежурных по уголку природы, по занятию. Я обращаю внимание, чтобы трудовые поручения доводились до конца, чтобы дети несли ответственность за их выполнение. Это подтягивает детей, они испытывают гордость за то, что кому - то помогли.

Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективно, потому что мы работаем в тесном контакте с семьей. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. Родители приносят нам из дома животных, дети, рассматривая их, прикасаясь к ним, испытывают чувства радости, любопытства, переживания. Когда Никита Ш. принёс в группу черепаху, он рассказал, откуда она появилась, чем её кормит, как ухаживает. Он разрешил детям потрогать, погладить, покормить свою любимицу. Родители приносили для наблюдения ящерицу, морскую свинку, волнистого попугайчика. Такая связь с миром животных помогает расширить знания, получить множество впечатлений, формирует личность. Изучая природу вместе с детьми, учу понимать условия жизни на земле. Став взрослыми, они смогут влиять на тех, кто принимает решения для всей страны. Участвуя в жизни семьи, детского сада, города дети приобретают чувства собственного достоинства, понимают, что они тоже являются частичкой своей страны.

Мамы и папы понимают важность этого вопроса и стремятся помочь нам. Родители окапывают деревья, кустарники, приносят семена и корни цветов для посадки, ежегодно строят горки и снежные фигуры, позволяющие детям физически развиваться, а дети оказывают посильную помощь (подвозят снег, утрамбовывают его и т.д.) Дети совместно с родителями мастерят разнообразные кормушки, приносят в детский сад, развешивают их, подкармливают птичек зернышками, крупой, принесёнными из дома. Мы поощряем такие начинания, ведь так рождается гражданская ответственность защищать природу. Помощь родителей отражается в фотовыставках, в копилке добрых дел, в посылке благодарственных писем.

Воспитывая уважительных и любознательных детей, я воспитываю будущих патриотов Родины, народа, природы. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Для меня важно, чтобы детство каждого моего воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы продолжала развиваться детская любознательность, чтобы каждый дошкольник стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Я считаю, что благодаря такой целенаправленной работе, наши дети уже в дошкольном возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеC:\Users\Валя\Desktop\imgh1294917.png

города Новосибирска "Детский сад № 360" комбинированного вида"

630034 г. Новосибирск 2-й пер. Крашенинникова 12\1, тел (факс) 343-53-80

Доклад на тему:

«Интеграция экологического и патриотического образования в ДОО, в современных условиях»

Выполнила:

0Воспитатель высшей кв. категории

Рассказова В. Е.

Новосибирск 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: « Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня  и здравоохранения и образования, гигиенической культуры , социально-экономичес...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»

Педагогический проект  на тему: "Развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения праздника "Масленица"....

Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях

Экологическая культура и  сохранение здоровья ребенка в современных условиях  - это материал, который можно использовать как практимум для родителей. в данной   консультации предла...

Проект Художница природа интеграция экологического и художественного образования детей дошкольного возраста

Интегрированная образовательная деятельность экологического и художественного образования детей среднего дошкольного возраста способствует развитию творчества и экологической воспитанности, формирует ...

Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях.

С развитием химической прoмышленности в биoсферу стало поступать бoлee тысячи различных ксeнобиотиков. Ксенобиотики – это вредные вещества, пoпадающие в организм человека из загрязненн...

Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях современной дошкольной образовательной организации

   Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в наше...