"Развитие звуковысотного слуха, чистоты интонации и расширение диапазона голоса через использование песенок -распевок для детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка

Использование  песенок - распевок для развития  слуха, интотонации, диапазона голоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

« Развитие   звуковысотного   слуха,  чистоты интонации и расширение диапазона голоса через использование песенок - распевок  у детей старшего дошкольного возраста»

Одним из центральных разделов музыкального занятия является пение. В пении успешно   формируется   весь комплекс музыкальных способностей.

Пение положительно влияет на эмоциональное состояние детей,  их творческую активность, и повышает общий уровень культуры ребёнка.

Поскольку дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Возникает  вопрос, как же настроить такой хрупкий, тонкий музыкальный инструмент - детский голос? Как увлечь, заинтересовать дошколят пением?

Большое внимание важно уделять распеванию, т.е. разучиванию упражнений дли развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса. Ведь детский тембр очень неровный, особенно при пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, и это мешает пению. Грамотное пение помогает исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание слов.

Для детей любое обычное вокальное упражнение монотонно, однообразно, что снижает их интернс к этому виду деятельности. Детям легче воспринимается музыка вокальная, т. к в ней единство текста и звучание музыки связываются с каким –то конкретным образом. Для  этого  хорошо использовать   песенки – распевки. Это короткие  попевки, предназначенные для распевания в начале занятия. Несложные и занимательны тексты быстро запоминаются, поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.   .         Песенки-распевки исполняются по несколько раз, каждый раз повышая  тон голоса,( поднимаясь на ступеньку вверх), постепенно расширяя тем самым диапазон голоса.

Систематическое использование маленьких песенок-распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждая распевка имела интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка. Ведь именно интерес помогает дошкольникам осознать выразительные особенности песни. Эмоциональность и выразительность педагога при показе также необходимы, гак как они облегчают подражание  и  эмоционально заряжают детей.

Используя   распевки со словами, хорошо найти картинки на каждую распевку, или соответствующие наглядные пособия,  рассказывать детям какие-то истории на тему. Картинки и пособия надо стараться подбирать такие, где действующие герои широко раскрывают рот. В этом случае у детей возникает зрительный образ, интерес, и достичь поставленной цели (открыть рот) будет проще. А инсценирование песенок распевок еще  и  развивает творческую инициативу детей.

 Хорошо включать на занятиях песенки -распевки а так же распевки с элементами игры. С помощью   игр с пением решаются задачи музыкального воспитания: развитие музыкального слуха, чистоты интонирования, чувства ритма, памяти, достижение координации пения и движения. В  процессе  игры, которая  является основным видом деятельности дошкольников, в интересной и непренужденной форме  можно решать  многие музыкальные задачи. Игры,   даря детям радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют  развитию у них познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств личности. В работе используются как хорошо знакомые детям песенки -распевки, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которую поставил педагог перед разучиванием той или иной песнки.

Таким образом, при исполнении определенных(в зависимости от поставленных задач) распевок, создается эмоциональная творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.

Перед разучиванием  нового материала необходимо провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное эмоциональное отношение к песне. Можно подобрать пословицы, потешки, поговорки, которые более глубоко раскроют содержание и смысл изучаемого.

Большое значение в этой  работе с детьми играют индивидуальные и подгрупповые   занятия. Где более детально и досконально   можно   поработать с каждым ребенком

В задачи распевания входят:
1. Настроить детей на рабочий лад. Собрать внимание.
2. Подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению.
3. Развить звуковысотный слух, поработать над чистотой интонации и расширить диапазон голоса.
4. Проучить сложные моменты изучаемых произведений.

Работа с песенками - распевками для развития звуковысотного слуха,   чистоты интонации и расширения диапазона голоса систематически проводится на музыкальных  занятиях в разделе «Пение». А также на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Для успешного решения программных задач по обучению детей пению необходимо тщательно продумывать содержание, методы и приемы каждого занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных изобразительных технологий на тему: «Космическое путешествие»

      Занятие представляет собой итог познавательно – развивающего  цикла «Такой разный космос». Структура  занятия смоделирована таким образом, чтобы стимулировать инт...

Конспект тренинга для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в город Чистоты и Порядка".

С целью формирования у детей основ здорового образа жизни и привития основных гигиенических навыков для детей старшего дошкольного возраста был проведен тренинг "Путешествие в город Чистоты...

Перспективный план работы вокального кружка "звонкие голоса" для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы вокального кружка "Звонкие голоса" для детей старшего дошкольного возраста...

Консультация "Развитие интересов и познавательной мотивации детей через расширение представлений о многообразии окружающего миро у детей старшего дошкольного возраста"

о том, как развить познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста через ознакомлением с окружающим...

Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...

Голосо-речевой тренинг для детей старшего дошкольного возраста

Как развивать ккрасивую речь у детей дошкольного возраста? Предлагаем легкие и простые упражнения для развития выразительной речи....