методические рекомендации по волонтерскому движению в ДОУ
методическая разработка (старшая группа)

Ивченко Ольга Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3 «Журавленок», ул. Строителей 19

Ужурского района, Красноярского края

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по формированию морально- нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

Авторы: Бондаренко Е.А.

Дудина И.А.

Ивченко О.И.

 

 

Ужур, 2023

 

Введение:

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них – волонтерство.

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения

Детские дошкольные образовательные учреждения - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Анкеты для родителей
  2. Беседы с детьми , родителями, педагогами
  3. Конспекты НОД по формированию морально- нравственных качеств и ценностей дошкольников
  4. Акции по волонтерскому движению

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsii.docx68.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3 «Журавленок», ул. Строителей 19

Ужурского района, Красноярского края

Методические рекомендации по формированию морально- нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Авторы: Бондаренко Е.А.

Дудина И.А.

Ивченко О.И.

Ужур, 2023

Введение:

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них – волонтерство.

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения

Детские дошкольные образовательные учреждения - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.

Содержание:

  1. Анкеты для родителей
  2. Беседы с детьми , родителями, педагогами
  3. Конспекты НОД по формированию морально- нравственных качеств и ценностей дошкольников
  4. Акции по волонтерскому движению

Анкета для родителей

Как Вы себе представляете содержание волонтерской деятельности?

1 это безвозмездный труд во благо других людей

2 это частично оплачиваемый труд во благо других;

3 это оплачиваемый труд как любой другой;

4 другое

Волонтерский труд для Вас – это… (возможно несколько вариантов ответа)

1 проявление альтруизма, т.е. желание бескорыстно делать добро;

2 желание улучшить качество жизни других;

3 достойная цель жизни;

4 общественный статус;

5 способ реализации;

6 возможность бороться с определенной проблемой;

7 другое

Занимались ли Вы волонтерской деятельностью?

1 да;

2 нет.

Почему Вы решили стать волонтером?

1 хочу познакомиться с нужными людьми;

2 хочу получить опыт работы в определенной сфере;

3 хочу попробовать применить свои знания на практике;

4 хочу ответить людям за добро добром;

5 хочу посещать определенные мероприятия;

6 другое

Что является решающим фактором при принятии решения стать волонтером?

1 наличие свободного времени;

2 наличие необходимого опыта работы;

3 заинтересованность в данной деятельности;

4 реклама в СМИ;

5 другое

Встречали ли Вы негативную реакцию по отношению к волонтерам?

1 очень часто;

2 часто;

3 редко;

4 никогда.

Как относятся родственники/знакомые к вашему желанию стать волонтером?

1 положительно, поддерживают и помогают, чем могут;

2 в целом положительно, но особо не поддерживают;

3 нейтрально;

4 скорее негативно, иногда критикуют;

5 очень негативно, настаивают на отказе от волонтерства.

Из каких источников Вы узнали о работе детского сада по данному направлению?

1 от друзей, знакомых;

2 от педагогов ДОУ;

3 другое

Какие качества, по Вашему мнению, должны присутствовать в волонтере? (не более 3-х ответов)

1 стрессоустойчивость;

2 трудолюбие;

3 ответственность;

4 коммуникабельность;

5 дисциплинированность;

6 энергичность;

7 доброжелательность;

8 все перечисленные.

Планируете ли Вы волонтерскую деятельность вместе с детским садом?

1 обязательно продолжу;

2 скорее продолжу;

3 скорее не продолжу;

4 не продолжу;

5 затрудняюсь ответить.

Как сделать волонтерский труд более популярным?

1 поощрять волонтеров;

2 приучать к волонтерству с юных лет;

3 давать рекламу в СМИ (Интернет, телевидение и т.д.).

Каким может быть поощрено волонтёрство?

1 премированием;

2 предоставлением льгот;

3 поощрением;

4 другое

Анкетирование родителей «Помощь не просят, ее предлагают»

  1. Имеете ли  Вы информацию о деятельности волонтерских отрядов в России и в вашем регионе?
  • Да
  • Нет
  1. Как Вы относитесь к идее создания волонтерского отряда в ДОУ?
  • Положительно
  • Отрицательно
  1. В какие сферы деятельности, по Вашему мнению, можно вовлекать волонтеров?

__________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто, по Вашему мнению, должен входить в состав волонтерского отряда ДОУ?

_____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. Какую помощь может оказать волонтерский отряд дошкольному учреждению?

__________________________________________________________________________________________________________

  1. Считаете ли Вы необходимым участие детей дошкольного возраста в деятельности волонтерского отряда?
  • Нужно
  • Не нужно
  1. Какую помощь и кому, по Вашему мнению, могут оказать дети дошкольного возраста?

__________________________________________________________________________________________________________

  1. Готовы ли Вы лично стать участником волонтерского движения?
  • Да
  • Нет
  1. Ваши предложения по этому направлению

Беседа с детьми 5 – 6 лет на тему: «Кто такие волонтеры?»

Цель: сформировать у несовершеннолетних представление о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума.

Задачи:

  • познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;
  • формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
  • способствовать созданию условий для развития у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;

Ход беседы

Воспитатель: Добрый день, дети. Тема нашей беседы сегодня звучит «Кто такие волонтеры?».

Сегодня мы с вами поговорим о волонтерах, какую помощь приносят волонтеры в нашей жизни. Узнаем о примерах необычайного бескорыстия и доброты отдельных людей, которые вызывают большое уважение и являются примером подражания в нашей жизни.

Давайте с вами попробуем разобраться, кто же такой волонтер, для начала выясним, что же такое благотворительность.  Благотворительность - это действия и поступки, безвозмездные. А кого можно назвать благотворителем? Благотворитель – это тот, кто занимается благотворительностью. А теперь мы познакомимся с термином «волонтер».

Волонтёр— человек, который бескорыстно помогает людям, животным, помогает сажать деревья, помогает в уборке нашего с вами города, и всегда готов прийти на помощь, тем кто в ней нуждается.
Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).

Беседа с  родителями. Кто такие волонтеры?

Волонтеры — это люди, которые делают добрые дела регулярно, бескорыстно и добровольно. Как правило, они помогают кому-то исходя из того, что им лично не безразлично и за что они переживают.  Они берут под свою опеку людей или животных — заботятся, навещают, замечают, чем могут помочь, и помогают. Например, ходят каждые выходные и выгуливают взятую под опеку собаку в приют для животных.

Когда лучше говорить с ребенком.

«Чем раньше рассказать ребенку о волонтерстве, тем лучше. Тем больше вы сможете заложить в него доброго, вечного. Главное – рассказывать ему об этом простыми словами: кто такой волонтер, почему он помогает, почему вообще важно помогать.

Проще всего для начала объяснить темы экологии и помощи животным — Чем раньше мы объясним ребенку необходимость бережного отношения к окружающему миру, тем больше шансов, что это войдет у него в привычку на всю жизнь. Это же так просто: не мусорить, сдавать пластик и бумагу в переработку, выключать за собой свет и воду, заботиться о животных».

          Родители должны показывать все, о чем говорят, на своем примере ( «вот так я намочил щетку и, пока чищу зубы, выключил воду», «а вот мы вместе покупаем корм для собак из приюта»). Потому что без примера это просто не работает.

         Еще один значимый момент — не допускайте ревности со стороны ребенка, мыслей, что вы уделяете кому-то больше внимания, чем ему. При правильной подаче маленький волонтер быстро поймет, каким важным делом он занимается,  станет делать это с удовольствием.

Беседа с родителями «Что можно рассказать ребенку о волонтерском движении»

Волонтер – слово сложное и даже для взрослых не всегда понятное. При этом познакомить ребенка с принципами и причинами волонтерства необходимо, ведь это воспитание доброты, сопереживания, ответственности перед людьми и окружающим миром. Подскажем, как рассказать ребенку о сути волонтерства (добровольчества).

Что за волонтеры такие?

В переводе с французского языка волонтер – это добровольный помощник, то есть человек, который делает добрые и важные дела без оплаты, не ради получения прибыли или карьерного роста. Основная награда волонтера – моральное (внутреннее) удовлетворение, осознание, что поступил хорошо, помог кому-то. Добрые, бескорыстные люди всегда были и есть, но официально волонтерство возникло, когда был основан Красный Крест – организация, которая на добровольных началах помогала во время Первой мировой войны (и с тех пор помогает) раненым и пленным солдатам. Сейчас по всему миру насчитывается более 100 миллионов волонтеров. Фактически, конечно, больше – ведь есть такие, кто занимается волонтерством самостоятельно, воплощает собственные идеи. Еще немного статистики: каждый 2-й житель Норвегии, Люксембурга и Камеруна – волонтер, в России – каждый 10-й. Кстати, в России волонтерство существует давно, только раньше оно называлось иначе: в рамках православной религии всегда приветствовалась помощь нуждающимся, в советское время (когда наша страна называлась СССР) волонтерами были пионеры, комсомольцы, тимуровцы, участники обществ охраны природы.

Чем занимаются волонтеры

Совершать добрые и нужные поступки можно по-разному. Так и волонтерство бывает разное.

Спортивное или событийное

Волонтеры помогают в организации спортивных мероприятий (например, Олимпиады в Сочи или Чемпионата мира по футболу), а также важных праздников и событий.

Военно-патриотическое

Волонтеры сопровождают шествия «Бессмертного полка» 9 мая, благоустраивают Аллеи Славы, помогают ветеранам войны.

Культурное (культурно-просветительское)

Работа волонтеров связана с сохранением памятников, обустройством туристических и краеведческих маршрутов. Разновидность культурного волонтерства – арт-волонтерство, когда творческие люди делятся навыками и талантом с инвалидами, детьми, стариками, например, организуют обучение или проводят концерты. Забота о животных Волонтеры ухаживают за бездомными животными, благоустраивают приюты, стремятся сохранить вымирающие или редкие виды и др

Экологическое

Включает работу в заповедниках, парках, лесах, заботу об окружающей территории, организацию субботников, раздельного сбора мусора и т.п.

Образовательное

Волонтеры проводят занятия дополнительного образования (спортивные, по рисованию, английскому языку и другим полезным внешкольным предметам) для детей и взрослых.

Социальное

Это самый распространенный вид волонтерства. Сюда относится уход за престарелыми людьми, помощь в больницах, детских домах, пунктах помощи бездомным, ликвидация последствий стихийных бедствий (например, помощь пострадавшим от ураганов, землетрясений, наводнений). Существует также термин «серебряное» волонтерство – то есть такое, в котором участвуют пожилые люди.

Зачем становиться волонтером

Есть много причин стать волонтером, и у большинства людей причины разные, например: стремление совершать добрые дела, делать жизнь чуть лучше4 желание развить профессиональные навыки, получить опыт, который пригодится в будущей карьере; интерес к чему-то новому, к новым занятиям и активностям; получение положительных эмоций, удовлетворения; решение важных для человечества проблем (например, проблем экологических); расширение круга друзей и знакомых – общие дела объединяют людей. Для людей старшего возраста волонтерство – это возможность и способ делиться опытом, передавать свои знания и умения.

Как стать волонтером

Выбирая направление волонтерства, важно помнить: делай то, что нравится – иначе результата не будет. Сначала необходимо узнать, как можно больше о вариантах волонтерства в твоем городе или районе. Информацию можно найти в социальных сетях, на форумах, через знакомых. Существует также сайт Добровольцы России. В крупных городах организованы занятия для будущих волонтеров – так называемые Школы волонтеров.

Важные качества волонтеров

Каждый человек может стать волонтером – вне зависимости от пола, образования и, конечно, возраста. Но прежде важно выработать такие качества характера, как: щедрость, то есть готовность дарить свои силы, внимание и время людям и значимым проектам; способность быстро учиться; психологическая устойчивость; ответственность

А что дети?

В последнее время все активнее развивается Российское движение школьников, которое в том числе занимается волонтерством. Дети сажают деревья, помогают пожилым людям, участвуют в субботниках, мастерят скворечники. Даже если ребенок еще не ходит в школу, он может стать волонтером: поучаствовать в благотворительном концерте или экологическом субботнике. И конечно, ребенку по силам стать «помощником волонтера» – мамы или папы.

Беседа с педагогами

«Дети – волонтеры как средство развития духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?

А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?

Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.

Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?

Что можем сделать мы, педагоги,  в условиях детского сада?

Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.

Слово " Волонтер" иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. А мы, в нашем детском саду,  стали использовать это движение несколько лет, но традиция помогать ближним существует уже много лет.

А самые близкие  нам - это малыши ясельных групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников. Дети подготовительных и старших групп учат малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду.  Они уже могут провести настоящий мастер- класс  на разные темы.

Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в практику педагогической работы.

Главная  задача  запуска детского волонтерства заключается в мотивации детей на волонтерскую деятельность, организации команды. Проводятся  беседы, например: «Что значит добрый человек?», «Почему добро побеждает зло?», "Кто такие волонтеры?", "Как стать волонтерами для малышей", показ мультфильмов, чтение книг, слушание песен, проведение с детьми игр о доброте. Выяснение чем любят заниматься дети, чему могут научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, надо сформировать  команду.

Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях: «Игрушка для малышей», «Знаем, помним  и чтим», «Собака-друг человека», «Дорога памяти» и др., устраивать « Дни помощи».

 Помогать можно во всем: донести сумку, принести воды, помогать младшим товарищам.

А еще необходимо научить детей делать подарки и дарить искренне, от всего сердца. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее. Этому надо учить детей. Умение делать подарки - это труд, это воспитание сердца. Мы, как и все, дарим подарки к праздникам: ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню дошкольного работника, ко Дню пожилого человека и т.д., - не только родителям, но и всем сотрудникам детского сада, работающим и пенсионерам.

Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.

Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что волонтеры это сильные люди, способные прийти на помощь.

Каков положительный эффект от волонтерства?

- Волонтерство помогает детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.

- Дошкольники учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию,  готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечаются более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.

- Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим,  понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

- Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысят свою педагогическую компетентность.

         Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Конспект НОД «Кто такие волонтеры» с детьми подготовительной группы.

Цель: сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его

основных направлениях, о его значении в жизни социума.

Задачи:

Расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет.

Приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества, государства.

Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим

людям независимо от культурной среды и этнической

принадлежности.

Ход занятия

На доске висят иллюстрации с изображение детей,

выполняющих разные добрые дела.

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну добрых дел.

    Как вы думаете, почему некоторые дела, которые выполняет тот или иной

    человек, называются добрыми? (дети отвечают на вопрос). Правильно, когда

    человек, взрослый или ребенок, делает что-то для других, от чистого сердца,

    чтобы сделать другим приятно. Назовите мне, пожалуйста, какие добрые

    дела могут сделать дети по отношению друг к другу, к взрослому, к своим

    родителям? (дети отвечают на вопрос)

   – Молодцы, ребята. Волонтер ребята, это как раз тот человек, который помогает своими добрыми делами, всем кто в этом нуждается. Давайте рассмотрим картинки, которые висят на доске и поговорим о том, что делают дети, изображенные на этих картинках, добрые ли дела они делают:

На первой картинке, ребята, старший мальчик играет с малышом. Как вы

думаете, хорошо ли он поступает?

На второй, девочка помогает старенькой бабушке.

На следующей картинке, дети помогают птичкам зимой, они заботятся о

них.

Дети сажают дерево, они хотят, чтобы наша земля была красивой и зеленой.

Это добрый поступок ребята?

Маленький мальчик помогает убирать дом своей маме или бабушке. Хорошо

он поступает? Доброе ли дело он делает?

Дети собирают листья и мусор на участке, они хотят, чтобы город был

чистым и красивым.

Скажите мне ребята, про какие поступки можно сказать, что они добрые

(дети отвечают на вопрос).

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Кто людям помогает – не тратит время зря,

Прекрасными делами наполнится земля!

Свободные минуты вы отдаете всем,

Кто в помощи нуждается, не требуя взамен

Ни золота, ни стажа, ни славы, ни любви.

Ваш выбор несомненен – да, волонтеры вы!

Так пусть же все усилья окупятся с лихвой,

Пусть сделанное благо приносит в дом покой,

И радость рядом будет от вашей доброты,

Улыбки благодарности смеются, как цветы.

Воспитатель: Слова доброта, милосердие говорят сами за себя – иметь

доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не

посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, ПРОСТИТЬ, просто

из чувства сострадания и человеколюбия.

Тех людей, которые творят добро называют «волонтерами» Слово

«волонтёр» означает доброволец, желающий. Волонтёрство – это

добровольческое движение, направленное на улучшение жизни и является

важной частью построения гуманного гражданского общества. Ведь

волонтёры помогают малышам, взрослым, ветеранам войны, при помощи

волонтеров были потушены многие летние пожары, была оказана помощь

погорельцам, волонтёры участвуют в акции донорства, на олимпийских

играх и многое другое. Волонтёры трудятся на благо своей страны

абсолютно бесплатно. Для волонтёров счастье дарить людям добро, видеть

радостные лица. Это люди: взрослые и дети, которые

добровольно помогают другим людям (детям, больным, старикам, помогают

животным, оказавшимся в трудной ситуации, хотят сделать край, где они

живут, чистым и красивым. Быть волонтером, добровольцем ребята, очень хорошо и почетно.

Спасибо, скажем волонтёрам

   Им стоит просто поклониться,

   Не прибегая к разговорам

   Они идут добром делиться

   Они свой труд отдать и время,

  Готовы там, где всех нужнее,

  Ведь помощь людям им не бремя,

  А мир становится добрее.

   Воспитатель: Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту

  мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Какие

  вы знаете пословицы о доброте?

   Дети:

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

   Добро не умрёт, а зло пропадёт;

  Доброе дело само себя хвалит.

  Добро помни, а зло забывай;

   Воспитатель: Как вы понимаете пословицу «Добро не умрет, а зло

  пропадет»?

   Дети:

   Добра на свете очень много, добрых людей всегда больше чем злых,

  чем больше людей будут делать добрые дела, тем меньше будет злых.

  Воспитатель:

   Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что такое хорошо и

  что такое плохо». А помогут хороший поступок от плохого нам отличить

  смайлики. Если поступок хороший, покажите с веселого смайлика, а если,

  плохой – грустного.

– обижать девочек

– драться

– помогать товарищу

– дразниться

– делиться игрушками

– мешать товарищу смотреть книгу

– громко кричать в помещении

– разговаривать во время еды

– тянуть кошку за хвост

– ломать деревья

– поливать цветы

– кормить аквариумных рыбок

   Так давайте ребята, будем делать больше добрых дел. Для начала по

  отношению к своим близким и друзьям. Будем сами, без подсказки помогать

  маме, играть с младшими братьями и сестрами, делится с друзъями своими

  игрушками, сохранять в чистоте свой дом и окружающий мир.

Наше занятие окончено.

Конспект НОД «Юные волонтеры»

Ход деятельности

Дети проходят в группу

Воспитатель: Дети поздоровайтесь с гостями

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие и чтобы нам с вами  было интересно – я взяла с собой  помощников. Давайте присядем на стульчики  и вам я их покажу. Интересно, сможете ли вы сказать, как они умеют помогать!

(Воспитатель по очереди достает из коробки книгу, ручку, фотоаппарат, флэшку, мышку. Дети предполагают, для чего использовался предмет)          

Дети о каждом предмете говорят:

1. Как помогает человеку?

2. для чего нужен (как используется)?

(Книга – узнать полезную информацию. Ручка – записать. Фотоаппарат –  сохраняет важные моменты на память. Флэшка – помогает сохранить нужную информацию. Мышка – помогает в работе с компьютером).

Воспитатель: (заглядывает в коробку) Еще один помощник остался!

 Теперь без загадки не выйдет! Как вы думаете, что это? Воспитатель: Подсказки нужны? Этот предмет черного цвета. Что это?   На нем есть цифры. (дети называют предметы похожие по описанию)

Слушайте тогда еще загадку:

1.Он мелодию сыграет,

Как будильник прозвонит,

На часок-другой смолкает —

И опять заговорит.

В сумочке лежит всегда,

А молчит лишь иногда.

(Мобильный телефон)

2.Через поле и лесок

К нам примчался голосок.

Он пришел по проводам

Слышно здесь, сказали – там.

Дети: Телефон!

Воспитатель: Молодцы! Скажите, а как телефон помогает человеку? (договариваться, рассказывать, звонить, узнавать о чем-то, спросить).

(Звонок телефона)

Воспитатель: Подождите минутку! (говорит по телефону) Да, здравствуйте! Я давала объявление! Это я нашла вашу телефонную книжку ! Конечно, поможем! Всех обзвоним! У меня здесь такие помощники! До свидания!

Воспитатель: Вот, ребята, какой важный звонок мне поступил. Требуется срочно наша с вами помощь! Помогать любите? Умеете? Давайте пройдем со мной и я вам расскажу, что случилось

(Дети садятся перед экраном )

Воспитатель: Посмотрите, кто-то потерял телефонную книгу (презентация). А я ее нашла. Называется она (кто сможет сказать?) «Телефонный справочник юного волонтера». А кто такие волонтеры – знаете?

Дети: Да  

Воспитатель: Давайте вспомним кто они и чем занимаются

 Волонтеры - это помощники, это люди, которые делают добрые дела бескорыстно, от всего сердца. Оказывается, что среди волонтеров много детей , помните мы с вами тоже пробывали быть волонтерами

Посмотрите вот фотовыставка добрых дел волонтеров. Я нашла эту информацию в интернете. Давайте посмотрим. (Воспитатель показывает детям 6-7 слайдов, поясняет, дети рассматривают и включаются в диалог).

Воспитатель: Получается, что в этой книге записаны номера телефонов тех, кто срочно сегодня нуждается в помощи. Смогли бы мы с вами помочь? А как? (Дети предлагают: позвоним, узнаем, в чем дело и поможем).

Воспитатель: Давайте начнем.( Воспитатель приглашает одного  ребенка)  А вы, ребята, помогайте хором говорите цифры номера. Если хочешь дозвониться, то нужно очень внимательно набирать номер. (Выходит ребенок и набирает номер на телефоне, на экране загораются кнопки и идет вызов)

                                                «Приют для животных»

Воспитатель: Мы с вами позвонили в приют для животных «Доброе сердце». Вы видите иногда на улице кошек и собак, у которых нет дома и хозяина? Сейчас холодно. И для них построили теплые вольеры. Задание такое: нам нужно помочь расселить бездомных животных в вольеры.

Давайте пройдем к столам.

( на столе лежат листочки с изображением животных и вольеров, а между ними перепутанные дорожки по которым детям надо при помощи карандашей проложить правильный  путь от животного к вальеру

Воспитатель: Посмотрим, что у нас получилось (совместно рассматривают , сопоставляют с правильным вариантом на экране). Молодцы помогли. Животным тепло, их осмотрит врач, а потом волонтеры начнут искать им хозяев.

Воспитатель: Задам вам вопрос, трудный… Посмотрите на картинку (собака - малыш). Если к вам на улице подойдет собака без хозяина. А мамы рядом нет! Что вы будете делать? (дети отвечают.)

Правильно! Нужно остановиться , не кричать , не махать руками, не убегать, не смотреть собаке в глаза. И ждать взрослых. Молодцы! Ну, что звоним дальше!

                                           «Давай мириться!»

Воспитатель: Мы с вами позвонили маме, у которой трое малышей. И они часто ссорятся. Она просит совета – как научить их мириться!? (дети предлагают). Правильно, нужно научить их играть! Есть такие игры, которые называются мирилки – это короткие стишки, которые помогают дружбе. Давайте выйдем на ковер и поиграем. Встаньте парочками друг напротив друга (дети играют и вместе с воспитателем заучивают новую мирилку)

Солнце выйдет из-за тучек,

Нас согреет тёплый лучик.

А ругаться нам нельзя,

Потому что мы друзья.

Воспитатель: Набираем следующий номер.

Ситуация №4 «Магазин»

Воспитатель: На звонок телефона ответила директор магазина. Оказывается в магазин поступил новый товар и нужны помощники, для того, чтобы рассортировать разные предметы. Задание у нас с вами такое. На столе лежат картинки с изображением товаров из магазина, наша задача рассортировать продукты по полочкам

(Дети выполняют задание, воспитатель просит пояснять)

Воспитатель: Молодцы дети, продолжим звонить?                                    

                                       «Уборка территории»

Воспитатель: Мы с вами позвонили в эколого-биологический центр. Люди выкидывают много мусора. И наша задача помочь убрать весь мусор

Дети одевают перчатки и убирают мусор в мусорные пакеты

Воспитатель в это время читает стихотворение о загрязнении

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

(Во время уборки мусора воспитатель находит пакет с пустыми спичечными коробками)

Воспитатель: Молодцы весь мусор убрали , теперь давайте выкинем его в урну.

Ребята а вы знаете экологи придумали из бросового материала    ( коробочек, бутылок, пакетов, крышек) делать разные полезные вещи. Вот кто-то выкинул целый пакет спичечных коробков! Что же из них можно сделать полезного ? (дети предлагают свои варианты).Когда я была маленькая телефонов сотовых не было, а были телефоны стационарные, т.е проводные у которых звук голоса проходил по проводам.Посмотрите, вот в этой книге есть очень интересная идея – автор предлагает сделать парные телефончики . Они могут пригодиться в игре. Например, врача вызвать, полицию маме или другу позвонить, в парикмахерскую и т.д. А как делать – покажу по порядку (дети встают около воспитателя).

Пошаговое изготовление парного телефончика из спичечного коробка.

1. Сбоку у спичечного коробка есть терка. Знали об этом? (ответы детей). На терку наноситься вещество из красного фосфора. Это вещество не ядовитое, но при трении о терку может возникнуть искра. Поэтому не зря говорят «спички детям не игрушка»! Терку мы закроем кусочком бумаги.

2. С одной стороны приклеим циферблат, а с другой номер телефона. После этого ищем дружочка с таким же номером телефона. 3. После этого берем нитку, каждый вдевает палочку на конце в телефон, открываем, натягиваем провод и разговариваем. Алло!

(Дети изготавливают телефоны, разговаривают)

                                                 «Хозяин книги»

Воспитатель: Остался последний номер. ( Дети набирают, им отвечает хозяин телефонной книги). Оказывается, мы позвонили хозяину телефонной книги!

Хозяин телефонной книги (в записи): Если вы мне позвонили, значит нашли мою телефонную книгу. Спасибо вам. Скажите, где мне ее забрать?

Воспитатель: Сейчас включу громкую связь! Давайте ребята скажем адрес и номер детского сада. Знаете? Из какой вы группы, как зовут ваших воспитателей, а заведующую? ( Дети сообщают свои координаты). Молодцы!

Рефлексия

Воспитатель: Ну, что ребята, как вы думаете, получилось у нас помочь. Не оставили в трудной ситуации наших героев? Какой предмет был нашим главным помощником? (телефон). А какие добрые дела мы делали , помните? Так вот. В самом начале - я вам показала фотоотчет о том, как помогают юные волонтеры. А сейчас, внимание! Уже готов фотоотчет о наших добрых делах. Посмотрим! Я буду показывать , а вы говорите, чем мы тут занимаемся! (На экране появляются фотографии, чем дети занимались на занятии. Так дети повторяют то, кому и как они помогли).

Воспитатель: Молодцы дети все помните! Потому, что старались! Хочу вам на память подарить сердечки и сказать вам что вы большие молодцы и уже совсем готовы чтобы стать волонтерами.

Конспект НОД «Отряд волонтеров»

Цель: прививать детям такое качество, как доброта, посредством речевого развития

Задачи:

Образовательная: знакомство с понятиями «доброта», «добрый поступок» Знакомство с мнемодорожками, составление краткого описательного рассказа.

Воспитательная: воспитание в детях таких качеств, как доброта, отзывчивость, сострадание к окружающим

Развивающая: развитие грамотной речи, логического мышления, умения давать полный ответ на поставленный вопрос, умения рассуждать.

Оборудование: мультимедийный проектор, 2 магнитных доски, карточки-«шифровки» на каждого ребенка, мнемодорожки по одной на пару, клей –карандаш и изображение эмблемы, лист формата А-3, картинки с изображением различных видов деятельности в детском саду, фломастеры- на каждого ребенка.

Ход:

Дети заходят в зал. Звучит песня «Твори добро»

-Здравствуйте ребята! Вы слышите песню? О чем она?

Ответы детей…

- Доброта- это доброе сердце, добрая душа, добрые слова, и добрые поступки. Ребята потрите свои ладошки, чувствуете тепло? А теперь возьмитесь за руки, и почувствуйте тепло друг друга. Мы с детьми другой группы создали команду волонтеров. Волонтер- это доброволец, который делает добрые дела. В основе этого слова лежит слово – добро. Вы хотите стать добровольцами?

Ответы детей…

Посмотрите, у нас с вами получилась эмблема нашего отряда (дети, держащиеся за руки). На экране изображение эмблемы.

У каждого волонтерского отряда должна быть эмблема, я предлагаю вам сделать свою. Дети приклеивают картинку на заготовку.

Ребята, я не просто вас сегодня собрала, ко мне на почту пришло видео- сообщение, давайте его посмотрим. На экране девочка Маша рассказывает историю:- Многие семьи, летом проводили день на пляже. Мы купались, играли, строили замки из песка. Вдруг, вдалеке показался мальчик с костылем, он хромая и бормоча, поднимал что - то с песка и складывал в пакетик. Он с улыбкой поглядывал на нас, а мальчишки кричали: - смотрите хромой, инвалид. Некоторые смеялись над ним. Вдруг мяч покатился и упал рядом со странным мальчиком. Я подошла, забрать мяч, и не решительно спросила:- что ты собираешь? Мальчик ответил: -меня зовут Сережа, из-за своей ноги я не могу играть вместе с вами и поэтому я собираю стекла, чтобы вы не порезали себе ноги. Мне стало очень стыдно за свое отношение к мальчику, ведь он делал доброе дело. С тех пор мы стали друзьями.Мой друг Сережа инвалид, он все время сидит дома, но недавно ему предложили ходить в детский сад, а он не хочет. Ребята помогите мне убедить Сережу в том, что детский сад – это замечательное место.

-Ребята, скажите, что мы можем сделать?

Ответы детей…

-Все правильно, мы соберем посылку для Сережи, с вашими рассказами и картинками о том, как здорово в детском саду.

-Ну что, начинаем?

1 задание. У нас на столах лежат карточки, на которых зашифрованы добрые слова, каждой букве соответствует символ, впишите буквы правильно, тогда у вас получится слово.

-Молодцы ребята, вы справились, я думаю, эти слова мы положим в посылку, которую мы отправим Сереже.

2 задание. Чтобы рассказать Сереже о жизни в детском саду мы воспользуемся мнемодорожками. Разделитесь на пары, возьмите таблицы и составьте короткие рассказы.

Выслушиваются рассказы детей.

-Молодцы, ваши рассказы я записала на диск, его мы тоже положим в посылку.

Физкультминутка

Ребята разделитесь на две команды. У вас в корзинках лежат буквы и цифры, по очереди вам нужно прикрепить на доске по одной букве, чтобы в итоге получилось слово добро.

3 задание. Мы сделаем приглашения для Сережи, что бы он пришел в детский сад и увидел, что мы его здесь ждем. У нас есть большой лист бумаги и картинки связанные с детским садом, наклейте ту картинку, которая вам нравится, а может кто- ни будь напишет что-то.

Ребята вы молодцы, я поздравляю вас с завершением первого доброго дела вашего отряда. Я отправлю эту посылку Сереже, думаю он будет доволен.

-Мы сегодня много говорили о добре, стали волонтерами, а какое слово противоположное по значению слову добро?

Ответы детей…

Как вы думаете, что такое зло?

Ответы детей…(жадность, трусость, ложь, война).

-Чем можно победить зло?

Ответы детей…

Обратите внимание на весы, на одной чаше лежит черный шар-это зло,

на другую чашу весов нам нужно положить добро. У вас в руках бусины, представьте, что это добрые поступки, как вы думаете. Смогут ли наши добрые поступки перевесить зло?

Ответы детей…

-А теперь проверяем: вы по очереди кладите бусину в чашу весов вспоминая добрые поступки.

Вот видите ребята как можно победить зло. Так и в жизни капельки добра превращаются в море добра и добрых поступков. Давайте опять станем в круг (звучит песня «Твори добро»), вспомним, что мы сегодня делали, кто такие волонтеры? Какое доброе дело мы сегодня сделали?

Ответы детей…

Я хочу вам подарить книгу добра в которую вы будите записывать свои добрые дела и продолжать волонтерское движение. Ведь вокруг нас очень много людей которым нужна помощь. В своем саду вы можете помогать младшим детям, одеваться на прогулку, чинить книги, научить играть в добрые игры.

До свидания ребята!

Волонтерская акция «Помощь малышам»

Конспект занятия в старшей группе «Как мы учили Бабу Ягу делать добрые дела».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о доброте как о ценном качестве человека.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать коммуникативные навыки, побуждать детей сравнивать, обобщать, учить работать с мнемотаблицами, словарная работа-волонтёр, учить подбирать слова-синонимы, учить оценивать и называть положительных и отрицательных героев сказок.

Воспитательные: воспитывать добрые чувства к окружающим людям, природе; помочь понять, что все нуждаются в любви и внимании, приобщать к элементарным общепринятым нравственным правилам и нормам поведения.

Развивающие: развивать речь детей, развивать логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Методы и приёмы:

Игровой, словесные методы (беседа, использование художественного слова), театрализованная деятельность, экспериментирование.

Оборудование и материалы: игрушка зайца, мнемотаблица к сказке «Лиса, заяц и петух», листы чёрной бумаги по количеству детей, грамзапись песенки паровозика, грамзапись шума ветра, цветки лотоса по количеству детей, ёмкость с водой.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о добре, чтение сказки «Лиса, заяц и петух», разучивание песен о добре, рассматривание иллюстраций.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,«Социально-коммуникативное развитие»,«Художественно-эстетическое развитие»,«Речевое развитие»,«Физическое развитие».

Дети под музыку «Барбарики» входят в зал.

Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие. Какие вы все сегодня нарядные, красивые! Чтобы и наше настроение было хорошим, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и передадим друг другу искорку тепла, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта

Друзья, за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Мы собрались в этот круг -

Рядом доброта вокруг.

Разлилась волна добра -            

В каждом пусть живет она.

-Воспитатель: Смотрите, к нам в гости пришел солнечный зайчик! (Воспитатель и дети пытаются поймать его)

- Воспитатель: Я поймала, какой он теплый, как приятно его держать в ладошках (показывает сомкнутые ладони) Давайте передадим его по кругу, говоря друг другу любое вежливое, доброе слово, чтобы каждый мог согреться его теплом. (Дети по очереди подставляют ладошки и передают зайчика друг другу, говоря при этом какое-нибудь вежливое слово). Когда зайчик снова оказывается у воспитателя, то тот обращает внимание, что “зайчик”, получив много вежливых слов от детей, вырос и не вмещается в ладонях.

- Выпустим зайчика, пусть он дальше бежит и дарит тепло другим детям. (Воспитатель раскрывает ладони, зайчик убегает в окно).

- Ребята, а солнечный зайчик оставил нам письмо. Давайте его прочитаем. «Скорее, помогите, мы в беде! Баба Яга только и знает, что творит зло, нам очень плохо.Помочь нам могут только дети. Лесные жители.».

-. Ребята, вы согласны помочь лесным жителям? Как мы можем им помочь?

- Ответы детей.

- Ребята, а я предлагаю вам научить Бабу ягу делать добрые дела. Но, чтобы научить чему-то, надо самим это уметь делать.

(Дети садятся на ковёр).

-Подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

Дети: О человеке, поступке, дне, вечере, пути и т. д.

Воспитатель: Добрый человек, а значит, он еще какой?

Дети: Внимательный, заботливый, щедрый, добродушный, отзывчивый, нежадный.

Воспитатель: А если человек недобрый, он какой?

Дети: Злой, жадный, грубый, равнодушный, нетерпимый.

Воспитатель: Как вы думаете, потрогать доброту можно?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Быть может, ее нетрудно увидеть? А в чем ее можно увидеть?

Дети: В поступках, действиях, чувствах человека.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете какого цвета доброта?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Легко ли быть добрым?

Дети: Ответы.

-Ребятки, скажите, а вы умеете делать добрые дела, совершать добрые поступки?

-Ответы детей.

-Какие вы ребятки, молодцы! Вас можно назвать добровольцами, волонтёрами.

-А вы знаете, кто такой волонтёр? Ребята, волонтёр – это такой человек, который совершает добрые поступки, помогает другим, не требуя ничего взамен. Скажите, пожалуйста, а когда вы делаете хорошие дела, какие чувства вы испытываете?

-Ответы детей (радость, удовлетворение, и т.д.).

-Ребята, ну что, пора в путь?

-А на чём вы доберётесь до леса? Я предлагаю вам поехать на поезде. Вы не побоитесь одни, ведь я не смогу с вами поехать?

(Дети под музыку едут на паровозике).

-Появляется Баба Яга.

Баба Яга: Здравствуйте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки! Слыхала - слыхала, пришли меня добру учить! Да разве меня научишь! Я ведь даже хороших слов-то совсем не знаю! Научите меня? Давайте-давайте! Я вам буду говорить слова, а вы мне будете называть противоположные.

-Игра «Скажи наоборот!» Я буду называть животное, а вы подберёте к нему добрые слова.

-Волк- злой –волк не злой, а какой? (Быстрый, ловкий, сильный, смелый, отважный).

-Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий ёж.

-Баба Яга: Молодцы, справились с заданием, я тоже много новых добрых слов запомнила.

- Но ведь этого мало, чтобы научиться быть доброй. Вы мне поможете совершить какой-нибудь добрый поступок? Тогда в путь!

-Физкультминутка.

«Раз, два, три, четыре, пять —

Вместе мы пойдём гулять.

Ручки к солнцу потянулись,

Мы друг другу улыбнулись.

Быстро за руки возьмёмся

И в кружочек соберёмся

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

-Баба Яга: ребятки, смотрите, зайчик сидит, плачет, лапку поранил. Чем можно ему помочь?

-Ответы детей (Перевязать лапку, рассказать сказку).

-Дети рассказывают сказку (Лиса, заяц и петух) при помощи мнемотаблицы.

Баба Яга: Какие вы молодцы, ребятки! Сколько всего знаете! Ой, что это со мной? Мне уже хочется о вас заботиться!  Глазки ваши устали? Давайте отдохнём.

-Зрительная гимнастика.

Зайка вправо поскакал,

Каждый зайку увидал.

Зайка влево поскакал

Каждый взглядом увидал.

Зайка — вправо, зайка влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

Зайка скачет вверх и вниз.

Ты на зайку оглянись.

Зайчик спрятался от нас.

Открывать не надо глаз.

-Баба Яга: Ребята, я вижу, вы любите сказки. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру: я буду называть сказочного героя, а вы будете определять добрый или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой –топаете ножками. (Иван – Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Гуси – Лебеди, Баба – Яга, Колобок, Серый волк, Кот в сапогах, Белоснежка, Колдунья, Фея, Золушка.)

-Баба Яга: Вот какие молодцы, помогли мне определить, с кем мне дружить! Давайте с вами немножко поиграем.

Упражнение на снятие психологической нагрузки «Волшебный мешочек»

-Ребята, давайте попробуем изобразить злого человека. Как он выглядит? Хмурит брови, не улыбается, становится очень некрасивым. Вам приятно смотреть на такого человека??? Давайте скомкаем, листочки черной бумаги и выбросим, чтобы все злое из нас ушло.

Дети выбрасывают бумагу в мешочек.

Баба Яга: ребятки, вы хотите, чтобы я вас научила волшебству? Сейчас мы с вами будем делать волшебную воду.

Экспериментальная деятельность.

Цветки лотоса.

У каждого ребёнка по цветку лотоса, лепестки которого согнуты вовнутрь. Цветки опускаются в воду, и они распускаются. Объяснение:это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

-Баба Яга: Ну ребятки, спасибо вам большое! Помогли вы мне, научили делать добрые дела! А теперь, вам пора возвращаться в детский сад!  Хотите прокатиться на ковре-самолёте? Тогда садитесь на пол, закрывайте глазки, полетели!

Релаксация.

Дети «летят» под шум ветра.

-Воспитатель: Ну вот, ребятки, вы и в детском саду! Какие вы молодцы!  Скажите, вам понравилось занятие? Если понравилось, то покажите солнышко, если нет- тучку.

Посмотрите, а Баба Яга вам угощение прислала!

Консультация для родителей: «Развитие нравственных качеств личности ребенка в процессе участия в детском волонтёрском движении».

Волонтерство в ДОУ – это одна из новых форм общения в детской среде - от сверстника к сверстнику. Ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.

Волонтерство – это, прежде всего, инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, желание и умение по возможности помогать тем, кто нуждается в помощи, получая взамен внутреннее удовлетворение.

В процессе волонтерской деятельности у детей происходит формирование

- ответственности;

-инициативности;

- самостоятельности;

- милосердия;

- умение общаться с разными социальными группами людей;

- личностный позитивизм.

Ребенок учится находить объяснение поступкам людей, принимать собственные решения.

Принципы детской волонтёрской деятельности: Принцип самостоятельности и инициативности (выбирать любой вид добровольческой деятельности, вносить предложения при обсуждении различных видов деятельности); принцип толерантности (равный обучает равного); принцип личностного роста (будь образцом для окружающих).

Учить человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем наши выпускники, но хочется верить, что они всегда будут делать добро, потому, что растут неравнодушными людьми.

Конспект совместной организованной трудовой деятельности в младшей и подготовительной группах на тему: «Поможем малышам».

Трудовая цель:

Формировать умение трудиться в коллективе.

Осознавать свою деятельность как часть общего дела, направленного на общий результат.

Воспитательная цель:

Формировать ценные социальные чувства и отношения, трудовые навыки.

Образовательно – коррекционная задача:

Продолжать развивать сенсорные возможности.

Продолжать развивать ориентировку в пространстве.

Ожидаемые результаты: Дети должны иметь мотив, цель, знать процесс труда, организацию и результат.

Воспитывать дружелюбие, коммуникативные навыки, стремление помочь.

Оборудование и материал:

Фартуки клеенчатые (по количеству детей)

Тазики – 6 шт.

Ведро – 2 шт.

Одежда кукол (по количеству детей)-8штук

Мыло, мыльницы – 3шт.

Таз для белья – 1шт.

Корзинка для белья – 1 шт.

Сушилка, прищепка, порошок стиральный.

Организационная часть:

(входит зал воспитатель 1 ой младшей группы с детьми)

Воспитатель (ПРИВЕТСТВИЕ)

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

В:– Ребята, мы сегодня будем трудиться. Надо постирать одежду для кукол. А вы мне поможете?

Дети: Да

В: Что нам нужно для работы? Что это? (тазик, мыло, вода)

В: Сейчас я вам покажу, с чего начнем?

(Показ алгоритма)

Объяснение воспитателя, что стирка бывает: ручной и машинной.

В: ребята, подойдите вот в тазиках вода, потрогайте, какая вода? (теплая вода, холодная вода)

А теперь приступаем к работе, (пытаются стирать, но не получается)

В: Что нам делать? Как нам быть? Кто нам поможет?

В: дети, давайте позвоним подготовительную группу. (Звонит)

Основная часть:

В: Здравствуйте дети, что случилось? Мы пришли помогать.

В: Здравствуйте. Я вас очень прошу помочь нам. Надо постирать одежду для кукол. Ведь в моей группе дети совсем - совсем маленькие  и первый раз стирают. А вы справитесь? (протягивает 2 корзинки)

2 Воспитатель: Ребята, работа, которую вы будете выполнять, очень нужная и важная. Я уверена, что вы справитесь.

Прежде чем начинать работать, разделимся на подгруппы. Кто – то будет- стирать. Кто-то будет полоскать. Кто-то будет развешивать белье.

 В: Работать нужно дружно, вместе, помогая друг – другу, трудиться добросовестно, качественно не подводить своих товарищей.

Кудерек: Только смелый и упорный доберется к цели бодро

А еще в труде нам нужно знать законы прочной дружбы.

« Один за всех….

Дети: …И все за одного!»

Камилла: Хоть мы маленького роста, с делом справимся мы просто,

Ведь девиз у нас такой:

Дети: Друг за друга мы горой!

Воспитатель: Вы разделили обязанности, расскажите, кто и какую работу будет выполнять. Кто стирает? Кто поласкает? Кто развешивает?

Перед тем как начать трудится, давайте поиграем.

Игра

Физминутка (малыши)

С мылом мылю я платки (намыливаем, поглаживание ладошек)

Крепко трутся кулачки, (трем кулачки)

Сполосну платки я ловко (вверх-вниз встряхиваем, полоскание)

И повешу на веревку (имитация вешания белья)

В: Займите свои рабочие места. (МУЗЫКА)

Заключительная часть:

Руководство трудом детей

Методические приемы:

Одобрение:

- Как дружно работают эти дети, советуются друг с другом, не отвлекаются, поэтому и работа у них спорится, быстро идет к концу.

Взаимовыручка:

- Вы молодцы! Уже заканчиваете! Я знаю, вы поможете своим товарищам. Нельзя оставаться в стороне, когда товарищам трудно.

Объяснение:

- Надо помочь тем, кто не справляется. Так по – товарищески.

Воспитатель: Пока вы трудитесь, я задам вам вопросы.

- Закончите пословицы о труде:

Без труда, не вытащишь (рыбку из пруда)

Кончил дело – (гуляй смело)

Хочешь, есть калачи (не сиди на печи)

Любишь кататься (люби и саночки возить)

Дело мастера (боится)

 «Скажи наоборот»

Разорвать книгу – (склеить)

Намусорить _ (убрать)

Поломать – (починить)

Порвать – (зашить)

Испачкать – (постирать)

Молодцы! А что означают слова

Трудолюбивый (много работает не сидит, любит трудиться) и лежебока (кто не хочет работать, антоним)

Дети заканчивают работу:

Воспитатель: А теперь необходимо убрать рабочее место и помыть руки.

Подойдите ко мне.

Рефлексия:

-Ребята, вам понравилось помогать малышам?

-Как хорошо, работать вот так вместе, дружно как в пословице:

« Дружно не грузно, а врозь хоть брось»

Каждый выполнял свою работу, а вместе сделали большое дело!

В: А теперь потанцуем с малышами. Танцы с движениями

В: Спасибо ребята, за помощь и пример. И мы дарим вам медальончики.

В: Когда высохнет белье, мы сами оденем своих кукол. Спасибо, вам.

До свидания!

Волонтерская акция «Птичкам нужен дом»

Консультация для родителей. «Птицы- наши друзья».

У наших садов, полей, лесов, всего зеленого мира немало врагов. Это – разного рода гусеницы, бабочки, жуки, короеды, тли, черепашки, долгоносики. Их – не одна тысяча видов. Они сосут и грызут листья, пожирают бутоны и цветы, съедают траву, разрушают даже самую толстую и твёрдую кору деревьев. Питаясь листочками, корнями, цветками, плодами, делая лабиринты в коре и древесине, они наносят вред растениям, портят плоды, губят урожай. Кто же выступает на защиту зелёного царства? Конечно же, птицы. Например, целыми днями старательные синицы заняты поисками пищи. Они истребляют огромное количество вредителей. Во время выкармливания птенцов синицы приносят им в гнездо пищу от 300 до 600 раз в течение дня. Причём за один раз они доставляют несколько насекомых.

Также птицы принимают активное участие в посадке будущих деревьев и кустарников. Летая по лесным опушкам, вырубкам и гарям, дрозды рассеивают семена рябины, чем приносят немалую пользу. Тем более, всхожесть семян значительно увеличивается под воздействием желудочного сока дрозда. Распространению черёмухи, малины, ежевики, шиповника, брусники, костяники, лесной вишни способствуют стаи дроздов, свиристелей, славок, горихвосток, и других птиц. Расселению дубов «помогают» сойки. Осенью они запасают желуди на зиму, пряча их под опавшими листьями, пнями. Весной забытые сойкой желуди прорастают, и появляются молодые деревья.

Безусловно, без помощи птиц человеку не обойтись. Как не обойтись и птицам без нашей помощи. Зима. Трудно приходится птицам. Им страшен не холод, а голод. Снежные метели, гололед, обильный снегопад затрудняют добычу пищи. Птицы за короткий день просто не успевают утолить голод. В морозную ночь голодные, ослабленные птицы легко замерзают или становятся добычей хищников. И сидят по карнизам домов, распушив свои перышки, воробьи; ближе к жилищу человека подбираются и снегири, и синички, и чижи. Потому что иначе им не выжить. «Покорми птиц зимою - они послужат тебе весною» - говорит русская пословица. Птицы умеют быть благодарными. Если зимой повесить  кормушки и подкармливать птиц, летом они отблагодарят вас.

В нашей местности зимующие птицы это, ворона, дятел, синица, воробей, голубь и другие. Прикармливая птичек зимою, мы помогаем им лучше пережить это трудное время. Тем самым скромная птичья столовая сделает полезное дело, привлекая птиц в наши сады и парки.

14 ноября по народному календарю праздник - «Синичкин день»,  и считается началом настоящей (не календарной) зимы. В этот день прилетают зимующие птицы. И встречает их синичка.

Чем кормят птиц зимой:

Снегирь- семена деревьев, ягоды рябины, калины;

Дятел- желуди, семена деревьев;

Воробей- хлебные крошки, пшено, ягоды;

Сорока- зерно; Синица- сало, пшено, зерно; Ворона- всеядна.

ПОСЛОВИЦЫ О ПТИЦАХ.

«Без первой ласточки весна не обходится».

«Всякая птица к своей стае летит».

«Молодой воробей учится чирикать у старого».

«Не велика птичка- синичка, и та свой праздник помнит».

«Синичка- воробью сестричка».

«Увидел скворца- весна у крыльца».

Выучите с детьми стихотворения о птицах:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна -

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Каждой птице нужен дом».

Возрастная группа: подготовительная группа

Направление образования и развития (образовательная область): социально-коммуникативное развитие (природный мир).

Цель:Дать детям представление о заповедниках как местах, где богатую природу специально охраняют.

Задачи:

  • познакомить, читая рассказ, с понятием  «заповедник»;
  • показать, что в местах впадения Волги в море скапливается много редких, очень интересных птиц; в заповеднике их охраняют, поэтому их не становится меньше;
  • учить детей заботиться о птицах;
  • закрепить знания о перелетных и неперелетных птицах;
  • закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц;
  • развивать умение детей в отгадывании загадок о птицах;
  • развивать внимание, мышление, память;
  • воспитывать желание заботиться о птицах.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор,  презентация с видами астраханского заповедника, диск с записью птичьих голосов, картинки с изображениями птиц,веточка дерева, на которой сидит игрушечная птичка, д/и «Собери картинку»

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций о птицах, отгадывание загадок, наблюдения на прогулках за птицами, дидактические и подвижные игры про птиц, чтение художественной литературы о птицах, беседы о птицах.

ХОД НОД.

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть

Воспитатель держит в руках глобус веточку дерева, на которой сидит игрушечная птичка.

Ребята, как вы думаете, что за предметы у меня в руках?

А для чего они появились в нашей группе?

Сегодня мы с вами поговорим про такое место, где каждая птица чувствует себя в безопасности. Пойдемте со мной.

Дети обращают внимание на воспитателя и подходят узнать, что это за веточка.

Ответы детей.

Предположения детей.

Дети проходят вслед за воспитателем и садятся на ковер.

  1. Основная часть.

Воспитатель читает рассказ, показывает на глобусе по ходу чтения Волгу, город Астрахань; демонстрирует картинки с изображением птиц, живущих в заповеднике.

По желанию детей педагог может еще раз прочитать рассказ.

Ребята, как вы поняли из рассказа что такое заповедник?

Какие ценные животные и птицы живут в Астраханском заповеднике?

Что будет с птицами, если их не будут охранять?

Физкультминутка.

Ребята, сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, размяться.

Вставайте все около меня и повторяйте за мной.

Ветер дует мне в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише-тише,

Деревцо все выше-выше.

(повторить 3-4 раза).

Вот мы и отдохнули немного. Садитесь около меня.

На нашей планете живут чудесныесозданья.

Они летают и поют, и землю свято берегут.

Скажите, дети, можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут?

Букашки, жучки, червячки на деревья нападут.

И съедят кору, листочки, обглодают ветки, почки –

Вот что будет, если птицы, если птицы,

Все исчезнут – пропадут!

И не будет щебетанья, дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья, чик-чирика воробья….

Скучно будет, знают дети, жизнь без птиц на белом свете!

Давайте поговорим с вами сейчас о птицах более подробно. В этом нам с вами поможет игра

Давайте, пока её нет, мы разделимся на команды.

Воспитатель делит детей на 2 команды.

Раз разговор у нас будет о птицах, то и название команд должны быть связаны с птицами. У вас в руках есть части картинок, их надо собрать в целые, и тогда мы узнаем название команд.

Как же называются ваши команды?

Теперь можно начать викторину.

Будьте внимательны. Если вы будете готовы отвечать на вопросы, то поднимайте руку. За каждый правильный ответ команда получает вот таких птичек (силуэты птичек из картона). В конце викторины определим победителя.

Готовы?

1 задание. «Кто больше отгадает загадок о птицах».

Тихой ночью лес уснул, По дворам ныряет,

Кто-то ухнул и вспорхнул. Крошки подбирает,

Да, не зря идёт молва – По полям кочует,

В ночь охотиться……. (сова)

Чтоб уснули дети, дом качает ветер. Ночь готова слушать я

Трели крохи …(соловья)

Ходит по грядке обычная птица,

Много букашек поймать изловчится,

Чёрная грудь и крыло. Угадай-ка!,

В сером платочке, весёлая… (галка)

Кто из леса прилетит, -

Кто на крыше затрещит?

Белобокая болтунья,

Говоруша, стрекотунья

Белый бок и длинный хвост,

Что за птица, вот вопрос? (сорока)

Маленький мальчишка

По дворам ныряет,

Крошки подбирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует. (воробей)

Эту птицу знают все.

Красногрудый, чернокрылый.

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Появляется опять. (снегирь)

Серый клюв торчит, как палка,

Ходит птица вперевалку,

Для деревьев – добрый врач

Наш любимый, чёрный… (грач)

Серый, маленький певец.

Так зальётся, молодец!

Ночь готова слушать я

Трели крохи… (соловей)

Птица чёрная совсем.

Кто не знает этой птицы,

Что по зарослям ютится?

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

(скворец)

Молодцы. Все загадки отгадали.

2 задание. «Узнай птиц по голосу».

А теперь закройте глаза и послушайте звуки птиц. Ваша задача, отгадать, что за птица сейчас звучит.

Воспитатель включает диск с записью голосов птиц.

Молодцы, всех птиц узнали по голосам.

3 задание. «Раздели птиц»

Следующее задание такое. Каждая команда получает картинки с изображением птиц. Первая команда выбирает только зимующих птиц. Вторая – перелетных. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее и правильно.

4 задание. «Нарисуй птицу».

Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Первая команда рисует перелетных птиц, а вторая – зимующих. А потом мы с вами организуем настоящую выставку картин.

Молодцы!

Красивые работы у вас получились.

Вижу я, что вы очень хорошо знаете птиц и быстро справлялись со всеми заданиями. Поэтому объявляю обе команды победителями!

(Воспитатель вручает детям раскраски про птиц).

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети собирают картинки.

Ответы детей. (голуби, воробьи)

Ответы детей.

Дети отгадывают загадки. За правильные ответы получают картонных птичек.

В конце конкурса подводится итог.

Дети закрывают глаза и слушают звуки птиц.

Дети отгадывают, что за птица поет.

Дети выполняют задание.

Дети рисуют птиц.

  1. Заключительная часть.

Ребята, что же может случиться, если птиц не станет?

Случится беда: умолкнут поля, леса и луга;расплодятся вредные насекомые, грызуны - они съедят все листья, хвою на деревьях;погибнут леса и сады.

Что мы должны делать, чтобы этого не случилось?

Мы должны охранять и беречь птиц.

Да, лес это большой дом, где у каждого растения, зверя и птицы есть своё место. Все они нужны друг другу и зависят друг от друга.

На этом наше путешествие в царство животных подошло к концу.

Давайте попрощаемся с лесом:

До свидания, добрый лес! Полный сказок и чудес!

Мы к тебе ещё придём и подарки принесём!

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ДОБРОЕ СЕРДЦЕ» волонтерского движения в дошкольной организации, как одно из направлений экономического воспитания дошкольников

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществл...

Социокультурный проект "Академия волонтерского движения "РОМАШКА"

Подвижная игра - это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные дворовые игры являются традиционным средством педагогики. Испокон...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения"

Методические рекомендации по ознакомлению детей  с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения" содержат описание работы воспитателя...

Правила дорожного движения для детей. Методические рекомендации в помощь воспитателю по правилам дорожного движения.

Данная методическая рекомендация по правилам дорожного движения идет в помощь воспитатель. Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается...