Консультация для воспитателей на тему: Специфика работы по развитию восприятия сюжетного изображения у детей с нарушением зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике

Имаева Ирина Халитовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ         

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 « ЕЛОЧКА»  ГОРОДА  ДЮРТЮЛИ  

       МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН

                    РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН

 

 

 

 

 

 

   Консультация для воспитателей  на тему:     

Специфика работы по развитию восприятия сюжетного изображения у детей с нарушением зрения.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                         Подготовила:

                                                                                                                                                                                                                                                                              учитель-дефектолог  Имаева И.Х.                                                                                   

 

                                                                                                                                                        2020 год

  Тема : Психологические механизмы педагогического воздействия в процессе коррекционной работы над сюжетной картиной

У дошкольников с сенсорной депривацией (в данном случае зрительной) нарушен элементарный чувственный процесс познания. Зрительные образы у детей с амблиопией и косоглазием не целостны, фрагментарны, бедны, неполны, часто ошибочны и вербальны. Ребѐнок с нарушением зрения будет выделять в предмете не существенный признак, а второстепенный, яркий, который ему доступен, сам бросается в глаза, практически значим для него и связан с его эмоциональными переживаниями. Можно предположить, что чем выше острота зрения (VIS), тем лучше ребѐнок видит. Но в исследованиях В. А. Феоктистовой доказано, что высокий уровень развития познавательной деятельности определяется не столько состоянием зрительных функций, сколько активностью ребѐнка, сформированностью умений и навыков целенаправленно отражать объективною реальность. Значит, если не подключить к акту восприятия мышление, то он превращается в акт глазения. Педагог может научить ребѐнка лучше видеть, включив мышление и интеллект. Высшие психические функции (мышление, речь, память, воображение) в этом случаи выполняют коррекционную роль в развитии познавательных процессов в условиях сенсорной недостаточности. Методика работы с сюжетной картиной в детском саду для детей с нарушением зрения направлена на активизацию познавательной деятельности детей, развитие сенсорных функций, навыков пространственного ориентирования, зрительного внимания и памяти, на конкретизацию представлений о предметах, решает важные задачи развития речи дошкольника во всех ее аспектах. Картины вызывают у ребѐнка радостные эмоции. Эмоциональная отзывчивость, присущая детям, позволяет рано формировать элементарные отношения к изображѐнным сюжетным ситуациям. 2. Уровни понимания сюжета Для организации работы по сюжетной картине тифлопедагогу необходимо знать исходные уровни понимания сюжетной картины детьми с нарушениями зрения. Для детей 5 — 7 лет: - первый уровень: перечисление объектов картины без установления каких — либо смысловых связей ( самый низкий уровень ). - второй уровень: называние и перечисление действий. Могут быть установлены отдельные и неправильные смысловые связи. ( это также низкий уровень). - Третий уровень: правильно устанавливаются лишь отдельные связи между персонажами и объектами картины, что ведѐт к неполному пониманию сюжета. Если обследуются дети от 3-х лет, то уровни можно снизить. Для ребѐнка от 4-х до 5-ти лет третий уровень понимания сюжета является достаточно высоким. - четвѐртый уровень: старший дошкольник (от 5 лет) должен уловить несколько связей, но возможно не все до конца. - Пятый уровень (самый высокий) : правильно осмысляется вся система причинно-следственных связей, ведущих к полному пониманию сюжета картины. 3. Особенности зрительного восприятия сюжетных изображений дошкольниками с нарушением зрения. - у детей с амблиопией и косоглазием значительно увеличено время восприятия сюжетного изображения по сравнению с дошкольниками имеющими нормальное зрение. - У наших детей снижен объѐм восприятия, т. е. ими за большее время воспринято меньшее количество персонажей и объектов картины. - Дети отражают меньшее количество смысловых связей между персонажами сюжетной картины. В связи с этим ухудшается качество восприятия. Имеются следующие особенности речи: а ) слово и признак предмета не всегда соотносятся; б ) бедность словарного запаса; в ) недоразвитие связной речи; г ) чаще нарушен фонематический слух, страдает звукопроизношение и выразительность речи; д ) дети всех возрастных групп хуже придумывают названия к сюжетной картине. 4. Принципы отбора сюжетных картин. - картина должна отвечать программным, общеобразовательным задачам по разделу « Развитие речи» и коррекционно-педагогическим задачам. - Подбирается с учѐтом сезонных явлений и темой предметных представлений, изучаемых в данный период ( в течении учебного года дети знакомятся с разными темами предметных представлений: цветы, деревья, овощи — фрукты, дикие животные, домашние животные, зимующие птицы, домашние птицы, перелѐтные птицы, первоцветы, насекомые, одежда, мебель, транспорт, посуда, игрушки). Желательно, чтобы учитель — дефектолог подбирал сюжетную картину по своему выбору для каждой из этих тем. - По принципу — от простых по содержанию к более сложным, далее к сериям картинок (от 2-х до 4-х). - Учитывается оптимальная организация условий для восприятия наглядности слабовидящими детьми (освещѐнность, размеры картин, многоплановость, чѐткость исполнения, цветовая гамма). - Картины на общеобразовательных занятиях используются воспитателем фронтально, а на коррекционных занятиях даются на каждого ребѐнка, реже фронтально. При выборе сюжетного изображения можно пользоваться классификацией картин разработанной Т. П. Головиной: а) пейзажные картины (формирование эстетических эмоций и чувств); б) картины и иллюстрации к сказкам и рассказам (развитие представлений, памяти, воображения); в) сюжетные картины с элементом фантастики (развитие образов воображения); г) картины для развития речи и еѐ' диагностики (констатация событий); д) картины для развития анализирующего восприятия (выделение главных объектов их признаков, что люди делают, как, где, в какое время года, суток, определение позы, жестов, мимики). 5. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя — дефектолога над сюжетной картиной. Ежемесячно дефектолог и воспитатель обсуждают работу по картинам, которые нужно рассмотреть в данный период времени. Выбирают картины по одним и тем же темам предметных или сезонных представлений. Обсуждают коррекционную работу по сюжетным изображениям, которая будет производиться. Дефектолог предлагает игры и пособия для полного восприятия картины. Следует отметить, что коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога и воспитателя по сюжетной картине направлена на восстановление нарушенных функций зрения (повышение остроты зрения, цветоразличительной, прослеживающей и др.). 6. Виды работ по развитию восприятия сюжетного изображения. 1) Работа по алгоритму. Обучение детей последовательному рассматриванию картины: а. целостное восприятие картины (рассматривание картины самостоятельно); б.выделение главных героев картины (Кто изображѐн на картине?); в. выделение других объектов изображения (Что ещѐ мы видим на картине?); г. выделение места действия на картине; д. выделение времени действия; е. определение действий героев картины (в данный момент, до изображаемого события, после него); ж.озаглавливание картины. 2) Составление рассказов детьми по картине. 3) Работа с силуэтными изображениями: а. рассматривание и узнавание персонажей и объектов в силуэтном или контурном изображении (узнай, назови, выбери, кто или что было изображено на картине); б. определение взаимного местоположения персонажей и объектов всилуэтном изображении (Расставь всѐ как на картине). 4) Развитие восприятия позы и мимики персонажей сюжетного изображения. а. локализация заданного объекта среди массы объектов, отличающихся друг от друга позой или мимикой; б.воспроизведение изображѐнной на картине позы (на шарнирных куклах, на собственном теле, из составных частей, при помощи спичек или счѐтных палочек); в. рассматривание картинок с различными выражениями лиц (радость, покой, грусть, страх, гнев, удивление); г. соотнесение схематичного изображения мимики с различными по настроению лицами; д.воспроизведение заданного настроения на собственном лице перед зеркалом или определение настроения товарища по мимике его лица. 5) Закрепление нестереоскопических признаков глубины пространства и использования их в самостоятельной деятельности (пересечение; уменьшение при удалении; низко-близко, высоко-далеко): а. выделение признаков на картине; б. воспроизведение рассматриваемого изображения с помощью объѐмного материала (или плоскостного на подставках); в. расположение силуэтов на фланелеграфе. 6) Работа с серией картинок, отражающих последовательность развития сюжета: а. расположить в логической последовательности; б. найти картинку, предшествующую данной или последующую за ней; в. найти место пропущенной картинки в ряду. 7) Развитие зрительного внимания и памяти: а. определение и воспроизведение признаков объектов (по цвету, форме, величине, пространственному положению); б.игры: «Что изменилось?», «Что лишнее?» и т.д; в. найди различия в двух картинках или фрагментах картин; г. составление целого изображения из частей; составление целого изображения с отсутствующими фрагментами. 8) Развитие восприятия пейзажной картины: а. различение времѐн года по характерным признакам, последовательное расположение картинок с изображением различных времѐн года, отталкиваясь от данной; б.подбор признаков к заданному времени года; в.что перепутал художник? (признаки разных времѐн года на одной картинке); г. рассматривание и сравнение различных этапов одного времени года (например — золотая осень, поздняя осень); д. отгадывание загадок и определение времени года по описательному рассказу; е. различение времени суток (обозначение их цветами- розовый, голубой, синий, чѐрный).9) Выделение места действия (использование иллюстраций с изображением города, деревни, леса, сада, озера, комнаты и т.д). 7. Приложение (выставка картин по возрастам). Младшая группа. Картина «Дети строят воротики». Коррекционные задачи: 1. Развивать способность детей рассматривать сюжетное изображение и с помощью взрослого выделять как можно больше объектов и их признаков. 2. Закрепить представления детей о знакомых цветах (красный, желтый, синий, голубой, зелѐный). 3. Закрепить название геометрических форм (кубик, кирпичик, крыша), развивать конструктивно-практическую деятельность. 4. Учить детей называть действия и позы людей, изображѐнных на картине (стоит, сидит, играет). 5. Развивать зрительное внимание. Средняя группа. Серия из трѐх картинок «Кормушка для птиц». Коррекционные задачи: 1. Учить детей рассматривать несколько картин, объединѐнных общим сюжетом. 2. Закреплять представление о зимующих птицах, знакомых детям. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живым существам. 3. Развивать дифференцировку серого и коричневого цвета. 4. Развивать речь детей путѐм составления правильных ответов на вопросы тифлопедагога (о внешнем виде главных героев, их позах, положении в пространстве, месте и времени действия). Старшая группа. Картина «Весна. Дети пускают кораблики». Коррекционные задачи: 1. Продолжать развивать способность детей пользоваться с помощью взрослого символом-алгоритмом «Восприятие сюжетного изображения» (5 частей) при рассматривании картины, выделяя по плану: главных героев, место действия (город, деревня и т. д.), время действия (зима,весна и т. д.), состояние погоды (солнечно, пасмурно, дождь и т. д.), настроение персонажей (грустное, весѐлое). 2. Учить детей воспринимать взаимное расположение объектов (слева, справа, в середине). 3. Закрепить умение детей выделять 3 плана картины (близко, подальше, совсем далеко). 4. Продолжать учить описывать действия и позы персонажей (моделировать позы своим телом, выкладывать из палочек позы детей, изображѐнных на втором плане). 5. Развивать зрительное внимание, различение цветов и оттенков. Подготовительная группа. Серия из пяти картинок «Синичка». Коррекционные задачи: 1. Развивать способность детей воссоздавать услышанный рассказ при помощи выкладывания иллюстраций по порядку (цветных и контурных). 2. Закрепить представление детей о признаках разных времѐн года (погода, одежда людей и т. д.). 3. Развивать зрительное внимание и наблюдательность. 4. Закреплять умение детей определять действия персонажа по его позе. 5. Продолжать учить детей самостоятельно описывать главного героя картины по символу-алгоритму «Описание персонажа» (6 частей) при рассматривании картины, выделяя по плану: главного героя; название одежды, цвет одежды; возраст персонажа; его действия; позу персонажа; настроение (грустное, весѐлое, спокойное).         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_1.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ           ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 « ЕЛОЧКА»  ГОРОДА  ДЮРТЮЛИ  

                                    МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН

                                                          РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН

                                        

                   Консультация для воспитателей  на тему:

Специфика работы по развитию восприятия сюжетного изображения у детей с нарушением зрения.

       

                                                                                                 Подготовила:

                                                                                               учитель-дефектолог

                                                                                                Имаева И.Х.                                                                                    

                                                октябрь   2020 год

Психологические механизмы педагогического воздействия в процессе коррекционной работы над сюжетной картиной

У дошкольников с сенсорной депривацией (в данном случае зрительной) нарушен элементарный чувственный процесс познания. Зрительные образы у детей с амблиопией и косоглазием не целостны, фрагментарны, бедны, неполны, часто ошибочны и вербальны. Ребѐнок с нарушением зрения будет выделять в предмете не существенный признак, а второстепенный, яркий, который ему доступен, сам бросается в глаза, практически значим для него и связан с его эмоциональными переживаниями. Можно предположить, что чем выше острота зрения (VIS), тем лучше ребѐнок видит. Но в исследованиях В. А. Феоктистовой доказано, что высокий уровень развития познавательной деятельности определяется не столько состоянием зрительных функций, сколько активностью ребѐнка, сформированностью умений и навыков целенаправленно отражать объективною реальность. Значит, если не подключить к акту восприятия мышление, то он превращается в акт глазения. Педагог может научить ребѐнка лучше видеть, включив мышление и интеллект. Высшие психические функции (мышление, речь, память, воображение) в этом случаи выполняют коррекционную роль в развитии познавательных процессов в условиях сенсорной недостаточности. Методика работы с сюжетной картиной в детском саду для детей с нарушением зрения направлена на активизацию познавательной деятельности детей, развитие сенсорных функций, навыков пространственного ориентирования, зрительного внимания и памяти, на конкретизацию представлений о предметах, решает важные задачи развития речи дошкольника во всех ее аспектах. Картины вызывают у ребѐнка радостные эмоции. Эмоциональная отзывчивость, присущая детям, позволяет рано формировать элементарные отношения к изображѐнным сюжетным ситуациям. 2. Уровни понимания сюжета Для организации работы по сюжетной картине тифлопедагогу необходимо знать исходные уровни понимания сюжетной картины детьми с нарушениями зрения. Для детей 5 — 7 лет: - первый уровень: перечисление объектов картины без установления каких — либо смысловых связей ( самый низкий уровень ). - второй уровень: называние и перечисление действий. Могут быть установлены отдельные и неправильные смысловые связи. ( это также низкий уровень). - Третий уровень: правильно устанавливаются лишь отдельные связи между персонажами и объектами картины, что ведѐт к неполному пониманию сюжета. Если обследуются дети от 3-х лет, то уровни можно снизить. Для ребѐнка от 4-х до 5-ти лет третий уровень понимания сюжета является достаточно высоким. - четвѐртый уровень: старший дошкольник (от 5 лет) должен уловить несколько связей, но возможно не все до конца. - Пятый уровень (самый высокий) : правильно осмысляется вся система причинно-следственных связей, ведущих к полному пониманию сюжета картины. 3. Особенности зрительного восприятия сюжетных изображений дошкольниками с нарушением зрения. - у детей с амблиопией и косоглазием значительно увеличено время восприятия сюжетного изображения по сравнению с дошкольниками имеющими нормальное зрение. - У наших детей снижен объѐм восприятия, т. е. ими за большее время воспринято меньшее количество персонажей и объектов картины. - Дети отражают меньшее количество смысловых связей между персонажами сюжетной картины. В связи с этим ухудшается качество восприятия. Имеются следующие особенности речи: а ) слово и признак предмета не всегда соотносятся; б ) бедность словарного запаса; в ) недоразвитие связной речи; г ) чаще нарушен фонематический слух, страдает звукопроизношение и выразительность речи; д ) дети всех возрастных групп хуже придумывают названия к сюжетной картине. 4. Принципы отбора сюжетных картин. - картина должна отвечать программным, общеобразовательным задачам по разделу « Развитие речи» и коррекционно-педагогическим задачам. - Подбирается с учѐтом сезонных явлений и темой предметных представлений, изучаемых в данный период ( в течении учебного года дети знакомятся с разными темами предметных представлений: цветы, деревья, овощи — фрукты, дикие животные, домашние животные, зимующие птицы, домашние птицы, перелѐтные птицы, первоцветы, насекомые, одежда, мебель, транспорт, посуда, игрушки). Желательно, чтобы учитель — дефектолог подбирал сюжетную картину по своему выбору для каждой из этих тем. - По принципу — от простых по содержанию к более сложным, далее к сериям картинок (от 2-х до 4-х). - Учитывается оптимальная организация условий для восприятия наглядности слабовидящими детьми (освещѐнность, размеры картин, многоплановость, чѐткость исполнения, цветовая гамма). - Картины на общеобразовательных занятиях используются воспитателем фронтально, а на коррекционных занятиях даются на каждого ребѐнка, реже фронтально. При выборе сюжетного изображения можно пользоваться классификацией картин разработанной Т. П. Головиной: а) пейзажные картины (формирование эстетических эмоций и чувств); б) картины и иллюстрации к сказкам и рассказам (развитие представлений, памяти, воображения); в) сюжетные картины с элементом фантастики (развитие образов воображения); г) картины для развития речи и еѐ' диагностики (констатация событий); д) картины для развития анализирующего восприятия (выделение главных объектов их признаков, что люди делают, как, где, в какое время года, суток, определение позы, жестов, мимики). 5. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя — дефектолога над сюжетной картиной. Ежемесячно дефектолог и воспитатель обсуждают работу по картинам, которые нужно рассмотреть в данный период времени. Выбирают картины по одним и тем же темам предметных или сезонных представлений. Обсуждают коррекционную работу по сюжетным изображениям, которая будет производиться. Дефектолог предлагает игры и пособия для полного восприятия картины. Следует отметить, что коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога и воспитателя по сюжетной картине направлена на восстановление нарушенных функций зрения (повышение остроты зрения, цветоразличительной, прослеживающей и др.). 6. Виды работ по развитию восприятия сюжетного изображения. 1) Работа по алгоритму. Обучение детей последовательному рассматриванию картины: а. целостное восприятие картины (рассматривание картины самостоятельно); б.выделение главных героев картины (Кто изображѐн на картине?); в. выделение других объектов изображения (Что ещѐ мы видим на картине?); г. выделение места действия на картине; д. выделение времени действия; е. определение действий героев картины (в данный момент, до изображаемого события, после него); ж.озаглавливание картины. 2) Составление рассказов детьми по картине. 3) Работа с силуэтными изображениями: а. рассматривание и узнавание персонажей и объектов в силуэтном или контурном изображении (узнай, назови, выбери, кто или что было изображено на картине); б. определение взаимного местоположения персонажей и объектов всилуэтном изображении (Расставь всѐ как на картине). 4) Развитие восприятия позы и мимики персонажей сюжетного изображения. а. локализация заданного объекта среди массы объектов, отличающихся друг от друга позой или мимикой; б.воспроизведение изображѐнной на картине позы (на шарнирных куклах, на собственном теле, из составных частей, при помощи спичек или счѐтных палочек); в. рассматривание картинок с различными выражениями лиц (радость, покой, грусть, страх, гнев, удивление); г. соотнесение схематичного изображения мимики с различными по настроению лицами; д.воспроизведение заданного настроения на собственном лице перед зеркалом или определение настроения товарища по мимике его лица. 5) Закрепление нестереоскопических признаков глубины пространства и использования их в самостоятельной деятельности (пересечение; уменьшение при удалении; низко-близко, высоко-далеко): а. выделение признаков на картине; б. воспроизведение рассматриваемого изображения с помощью объѐмного материала (или плоскостного на подставках); в. расположение силуэтов на фланелеграфе. 6) Работа с серией картинок, отражающих последовательность развития сюжета: а. расположить в логической последовательности; б. найти картинку, предшествующую данной или последующую за ней; в. найти место пропущенной картинки в ряду. 7) Развитие зрительного внимания и памяти: а. определение и воспроизведение признаков объектов (по цвету, форме, величине, пространственному положению); б.игры: «Что изменилось?», «Что лишнее?» и т.д; в. найди различия в двух картинках или фрагментах картин; г. составление целого изображения из частей; составление целого изображения с отсутствующими фрагментами. 8) Развитие восприятия пейзажной картины: а. различение времѐн года по характерным признакам, последовательное расположение картинок с изображением различных времѐн года, отталкиваясь от данной; б.подбор признаков к заданному времени года; в.что перепутал художник? (признаки разных времѐн года на одной картинке); г. рассматривание и сравнение различных этапов одного времени года (например — золотая осень, поздняя осень); д. отгадывание загадок и определение времени года по описательному рассказу; е. различение времени суток (обозначение их цветами- розовый, голубой, синий, чѐрный).9) Выделение места действия (использование иллюстраций с изображением города, деревни, леса, сада, озера, комнаты и т.д). 7. Приложение (выставка картин по возрастам). Младшая группа. Картина «Дети строят воротики». Коррекционные задачи: 1. Развивать способность детей рассматривать сюжетное изображение и с помощью взрослого выделять как можно больше объектов и их признаков. 2. Закрепить представления детей о знакомых цветах (красный, желтый, синий, голубой, зелѐный). 3. Закрепить название геометрических форм (кубик, кирпичик, крыша), развивать конструктивно-практическую деятельность. 4. Учить детей называть действия и позы людей, изображѐнных на картине (стоит, сидит, играет). 5. Развивать зрительное внимание. Средняя группа. Серия из трѐх картинок «Кормушка для птиц». Коррекционные задачи: 1. Учить детей рассматривать несколько картин, объединѐнных общим сюжетом. 2. Закреплять представление о зимующих птицах, знакомых детям. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живым существам. 3. Развивать дифференцировку серого и коричневого цвета. 4. Развивать речь детей путѐм составления правильных ответов на вопросы тифлопедагога (о внешнем виде главных героев, их позах, положении в пространстве, месте и времени действия). Старшая группа. Картина «Весна. Дети пускают кораблики». Коррекционные задачи: 1. Продолжать развивать способность детей пользоваться с помощью взрослого символом-алгоритмом «Восприятие сюжетного изображения» (5 частей) при рассматривании картины, выделяя по плану: главных героев, место действия (город, деревня и т. д.), время действия (зима,весна и т. д.), состояние погоды (солнечно, пасмурно, дождь и т. д.), настроение персонажей (грустное, весѐлое). 2. Учить детей воспринимать взаимное расположение объектов (слева, справа, в середине). 3. Закрепить умение детей выделять 3 плана картины (близко, подальше, совсем далеко). 4. Продолжать учить описывать действия и позы персонажей (моделировать позы своим телом, выкладывать из палочек позы детей, изображѐнных на втором плане). 5. Развивать зрительное внимание, различение цветов и оттенков. Подготовительная группа. Серия из пяти картинок «Синичка». Коррекционные задачи: 1. Развивать способность детей воссоздавать услышанный рассказ при помощи выкладывания иллюстраций по порядку (цветных и контурных). 2. Закрепить представление детей о признаках разных времѐн года (погода, одежда людей и т. д.). 3. Развивать зрительное внимание и наблюдательность. 4. Закреплять умение детей определять действия персонажа по его позе. 5. Продолжать учить детей самостоятельно описывать главного героя картины по символу-алгоритму «Описание персонажа» (6 частей) при рассматривании картины, выделяя по плану: главного героя; название одежды, цвет одежды; возраст персонажа; его действия; позу персонажа; настроение (грустное, весѐлое, спокойное).        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной группы детей с нарушением зрения по теме «Наша армия родная»

Расширить представления детей об армии.Формировать целеустремленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением военной техники, военной тематики.Учить понимать заслоненн...

Тема: «Развитие художественно-творческих способностей у детей с нарушением зрения в процессе овладения ими различными нетрадиционными приемами изображения в рисовании"

В данной публикации я рассказала о том, как знакомить детей с нарушениями зрения с нетрадиционными приемами изображения в изобразительной деятельности. Этот материап может быть использован  воспи...

Конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения в средней группе для детей с нарушением зрения.

Представлен конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения в средней группе детского сада для детей с амблиопией и косоглазием....

Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

    Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и х...

Психолого - педагогические рекомендации к работе по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения.

Основные задачи, принципы и приемы организации ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...

Статья на тему: "Особенности работы по развитию восприятия сюжетной картины у детей с нарушением зрения"

Васильева Елена Сергеевна, учитель-дефектолог ГБДОУ №2 Петродворцового района Санкт-Петербурга          Для детей с нарушением зрения понимание сюжетных картин выступает сложн...