Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе «Земляничка» 2023год
статья (подготовительная группа)

Белошапкина Елена Павловна

Развивающая предметно – пространственная среда нашей  группы организована с учетом требований ФГОС и построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность  каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Здесь прослеживаются все образовательные области:

1.Социально – коммуникативная.

2.Познавательная.

3.Речевая.

4.Художественно – эстетическая.

5.Физическая.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством  развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе «Земляничка» 2023год

Развивающая предметно – пространственная среда нашей  группы организована с учетом требований ФГОС и построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность  каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Здесь прослеживаются все образовательные области:

1.Социально – коммуникативная.

2.Познавательная.

3.Речевая.

4.Художественно – эстетическая.

5.Физическая.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством  развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Создавая РППС, учитывались следующие требования:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие.

В соответствии с рассмотренными принципами в подготовительной группе «Земляничка» была создана следующая РППС:
1. Центр театрализованной деятельности;

2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;

3. Центр физического развития;

4. Центр речевого развития;

5.Центр книг;

5. Игровой центр;

6. Центр развивающих игр;

7. Центр уединения;

8. Центр наблюдения за природой и экспериментирования;

9. Центр «Творческая мастерская»;

11. Центр музыки;

12. Центр математики и финансовой грамотности;

13. Центр безопасности;

14. Патриотический центр;

15. Центр дежурства;

16. Информационные блоки.

17. Мини-музей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Центр театрализованной деятельности

Центр театрализованной деятельности — один из активных секторов в группе. Цель театрального уголка: развитие творческих способностей у детей; развитие воображения, умения импровизировать; развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций; прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке; все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам. В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.

SAM_8390

Центр ряжения.

В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264040208.jpg

Центр физического развития.

Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке».  Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования. В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть игровой зоны. Для детей есть мячи разных размеров; мячики — ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; кегли; гантели; кольцебросс; дартс; баскетбольное кольцо; обручи; скакалки; верёвки, шнуры; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому в нашем центре есть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики; дыхательные тренажёры. Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.

C:\Users\user\Desktop\IMG_20220926_183916_195.jpgC:\Users\user\Desktop\IMG_20221005_160957_390.jpg

Центр речевого развития

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи. 
Игры по звуковой культуре речи, игры на звукоподражание: кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши», «Позови громко», «Эхо». Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики». Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения «Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото»,«Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж». Картотека артикуляционных игр и упражнений.   Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки». Игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов», «Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».

C:\Users\user\Desktop\IMG_20220922_084135_880.jpg

Центр книги

Содержание книжного уголка соответствует образовательной программе детей среднего возраста в дошкольном учреждении. Главный принцип подбора книг – минимум текста – максимум иллюстраций.В книжном уголке ИМЕЮТСЯ фотографии писателей, створчеством которых дети знакомятся, ихлитературные произведения. Содержание центра меняется 1 -2 раза в месяц. Также в этом уголке находятся альбомы с фотографиями из жизни группы и домашние фотографии детей.

SAM_8412

Игровой центр.

В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.

SAM_8414SAM_8418

Центр развивающих игр.

 Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264040156.jpg

D:\Новая папка (2)\20210923_131235.jpg

Центр уединения

В условиях детского сада цент уединения даёт возможность ребёнку побыть одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Найти свою внутреннюю гармонию.

D:\Новая папка (2)\20190226_130204.jpg

Центр наблюдения за природой и экспериментирования

«Центр наблюдения за природой» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию. А также учим детей проводить наблюдения за погодой, сезонными изменениями.

D:\Новая папка (2)\20210923_131230.jpg

Центр творчества.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник.

D:\Новая папка (2)\20170410_104702.jpg

Центр музыки.

Данный центр знакомит детей с музыкальными инструментами, звуками; учит использовать инструменты в игровой деятельности детей.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264039875.jpg

Центр математики и финансовой грамотности.

В данном центре располагаются следующий материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, карточки с цифрами. При выборе игр предпочтение отдавалось таким играм, которые стимулируют развитие математических интересов детей. Центр формирует у детей интерес к элементарной математической деятельности; воспитывает потребности занимать свое свободное время играми, требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия.

C:\Users\пк\Desktop\фото работа сайт\1647264040042.jpgD:\Новая папка (2)\20220330_130747.jpg

Центр безопасности

В данном центре представлен материал, знакомящий детей с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в детском саду, на прогулке.

D:\Новая папка (2)\20211125_102701.jpg

SAM_8174

Патриотический центр

В нашей группе в красивых рамках размещены главные символы нашей страны: гимн России, портрет президента, флаг и герб страны. Кроме того здесь размещены символы нашего города и края.

C:\Users\Home\Downloads\20230116_140337.jpg

SAM_8412

 Одним из средством нравственно-патриотического воспитания является музей. Вот и в нашей группе был создан мини-музей «Народные игрушки».

         Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно - исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея народной игрушки.

 Оформление мини-музея:  музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция  мини-музея  располагается в специально отведенном месте, в групповой комнате, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты, которые  имеют свой номер, дату поступления, материал изготовления, фамилию и имя владельца. Коллекция игрушек из различных  хрупких материалов (глина, пластилин, бумага, дерево, нитки) стоят на полках в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.

В музеи размещены экспонаты, которые  условно разделены по разделам.

Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

D:\Новая папка (2)\20201014_124058.jpg

Центр дежурства.

Труд дошкольников наполняется богатым содержанием, играет большую воспитательную роль, если организован с применением эстетически оформленного, учитывающего требования программы и возрастные особенности детей уголка дежурства.

D:\Новая папка (2)\IMG-20210128-WA0003.jpgD:\Новая папка (2)\IMG-20210128-WA0004.jpg

Информационные блоки.

На стене в приемной расположили стенд, в который размещаем интересную и полезную информацию для родителей. Информационный блок меню. Родители всегда имеют информацию о питании детей.

C:\Users\Home\Downloads\20230111_124950.jpgC:\Users\Home\AppData\Local\Temp\Temp1_Attachments_eb89233713607@yandex.ru_2023-01-12_15-07-02.zip\20230111_145312.jpg

C:\Users\Home\AppData\Local\Temp\Temp1_Attachments_eb89233713607@yandex.ru_2023-01-12_15-07-02.zip\20230112_143503.jpgC:\Users\Home\AppData\Local\Temp\Temp1_Attachments_eb89233713607@yandex.ru_2023-01-12_15-07-02.zip\20230112_143513.jpg

C:\Users\Home\AppData\Local\Temp\Temp1_Attachments_eb89233713607@yandex.ru_2023-01-12_15-07-02.zip\20230112_143649.jpgC:\Users\Home\AppData\Local\Temp\Temp1_Attachments_eb89233713607@yandex.ru_2023-01-12_15-07-02.zip\20230112_143803.jpg

Показатели оценки развивающей среды:
1. Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
2. Отсутствие конфликтов среди детей;
3. Наличие продуктов детской деятельности;
4. Динамика развития ребенка;
5. Невысокий уровень шума.

Заключение:

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....