Проект "Музыка учит общаться"
проект

Белянина Ольга Николаевна

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. Практические работники дошкольного образования заметили, что включение детей старшего дошкольного возраста в музыкальную деятельность, имеющую коммуникативную направленность, способствует накапливанию впечатлений, личного опыта, обогащению эмоциональной сферы детей. В ходе совместной музыкальной деятельности дети приобретают навыки общения.

 Разработка и реализация образовательного проекта коммуникативной направленности - эффективное средство развития навыков общения у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzyka_uchit_obshchatsya.docx35.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Музыка учит общаться»

для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. В настоящее время проблема развития общения между людьми является очень важной. Умение общаться, дискутировать, находить выходы из проблемных ситуаций и аргументировать свою точку зрения, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие и эмпатию - без этих способностей современному человеку не обойтись.  

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. Практические работники дошкольного образования заметили, что включение детей старшего дошкольного возраста в музыкальную деятельность, имеющую коммуникативную направленность, способствует накапливанию впечатлений, личного опыта, обогащению эмоциональной сферы детей. В ходе совместной музыкальной деятельности дети приобретают навыки общения.

 Разработка и реализация образовательного проекта коммуникативной направленности - эффективное средство развития навыков общения у детей.

Тема проекта: «Музыка учит общаться».

Тип проекта: коммуникативный, долгосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель проекта: формирование у детей навыков общения.

Задачи проекта:

  • Способствовать развитию интереса к сверстникам.
  • Приобщать к совместной деятельности.
  • Формировать у детей потребность в общении.

Продолжительность проекта - 1 учебный год.

Этапы реализации проекта:

  1. 1-й этап: подготовительный (сентябрь) - подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме общения, изучение передового педагогического опыта по развитию навыков общения у дошкольников в музыкальной деятельности.
  2. 2-й этап: методическое обеспечение проекта (октябрь) - Разработка программы мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков  общения у детей; выбор форм организации; оформление их в виде картотек.
  3. 3-й этап: работа с детьми (ноябрь - апрель)

Раздел

Содержание деятельности

 1

Готовность к общению

Детский танец «Лавата». В припеве дети ходят по кругу, взявшись за руки, и напевают:

«Дружно танцуем мы – тра-та-та, тра-та-та –

Танец веселый наш, это Лавата»

Своеобразным запевом являются слова ведущего, например: «У меня ушки хороши, а у соседа лучше!» В этом случае дети ходят хороводом, держа друг друга за уши. Каждый раз ведущий дает новое «задание», и дети берут друг друга за локти, коленки, плечи, голову и т.д. Чтобы игра состоялась, прикосновения не должны быть грубыми или неприятными для партнеров.

Танец «Кремена» первая часть построена на очень простых движениях. Дети стоят по одному по кругу, положив руки друг другу на плечи. Стоя на месте, они переминаются с ноги на ногу в такт музыке. Эти незатейливые движения наполнены для детей особым смыслом: сами их позы символизируют дружескую поддержку и единение. Во второй части отмечают ритмический рисунок четвертных нот словами («раз, два, три!») и хлопками в ладоши, затем бегут в центр круга. Со следующей фразы проделывают хлопки в центре круга и бегут на исходную позицию.

Игра «Путаница». Дети встают в круг, держась за руки, и, не разнимая рук, начинают различные перемещения, запутывающие начальную фигуру. Потом так же, не разнимая рук, нужно «распутаться».

Аналогичным образом построены многие народные танцы.

«Квартет» (немецкий танец).

И.П.: дети стоят в парах друг за другом по кругу четверками.  В каждой четверке дети держаться за руки: одной рукой внутри в паре и другой рукой снаружи между парами.

На первую фразу (2 такта) четверки двигаются по кругу по часовой стрелке в такт музыке. На вторую фразу (следующие 2 такта) задняя пара в четверке поднимает руки, образуя «воротца», и пропускает в них на свое место первую пару. При этом задняя пара, оказавшаяся теперь впереди, перекручивается, не выпуская рук друг друга, чтобы оказаться в исходном положении.

«Перекрестный танец» (польский танец).

И.П.: дети стоят по четыре человека, подняв правую руку вверх, а левой рукой, согнутой в локте, держатся за согнутый локоть партнера своей маленькой команды (в центре образуется перекрестье из рук в форме квадрата).

1-2 такты - делают четыре важных, размеренных шага по кругу.

3-4 таты - быстро меняют руки (левые – вверх, правые – в перекрестье) и повторяют движение в обратном направлении.

5 такт - разъединяют руки, кладут их себе на пояс и делают три прыжка вперед, в центр круга.

6 такт - три прыжка назад.

7 такт - три прыжка, разворачиваясь вокруг себя в правую сторону

8 такт - три прыжка, разворачиваясь влево.

Весь раздел танца, связанный с прыжками повторяется еще дважды (с 5-го по  8-й такты).

Подобные фигуры «переплетения» и «закручивания» широко распространены в русских хороводах и танцах.

Игра  «Ручеек». Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается,  встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей в глубь ручейка  пары и т.д.

Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.

Движение продолжается до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда и все остальные придут на свои места. Затем назначается следующая фигура.

Игровой массаж в парах (например, на спинке партнера).  «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим - рубящие движения ребрами ладоней

Мы морковку трем, трем - движения костяшками пальцев

Мы капусту солим, солим - точечные прикосновения пальцами

Мы капусту жмем, жмем -  прожимание мышц пальцами

Сок капустный пьем, пьем - поглаживающие движения.

 «Мешу тесто»

Самостоятельно, а затем в паре выполнить массаж воротниковой зоны.

Мешу, мешу тесто, есть в печи место.

(«месить тесто», выворачивая кулачки)

Буду печь каравай, и его валяй, валяй.

(проминать мышцы  шеи, плечевого пояса, спины)

Валяй, валяй каравай. Пришел к Дуне дед Бабай.

(более интенсивные проминающие движения)

Шувыль, шувыль,

(легкое прикосновение пальцами)

В печку на лопаточке.

Народные танцы:  «Бинго» (английский танец).

Игровой момент этого танца – произнесение по буквам имени собачки, про которую сложена веселая песенка. По-английски это будет звучать так: «би», «ай», «эн», «джи», «оу» («Bingo»).

И.П.:  дети стоят парами по кругу, лицом по линии танца, держась за руку партнера.

1–4 такты - двигаются парами по кругу.

5–8 таты – повернувшись лицом друг к другу и держась за руки «лодочкой», двигаются галопом по кругу.

9-10 такты - дети внутреннего круга остаются на месте, а дети внешнего круга продвигаются от одного партнера к другому, пожимая им в приветствии руки на каждую букву имени Бинго. Партнера, попавшего на букву «оу» (на 12-й такт), обнимают, вкладывая в возглас: «Оу!» приветствие и радость от встречи. Затем берут нового партнера за руку, становясь с ним в исходное положение.

Игра повторяется несколько раз по количеству куплетов.

«Паш-паш» (швейцарский танец).

И.П.: дети стоят в две шеренги, лицом друг к другу, образуя пары на некотором расстоянии. Перед началом танца команды (первая и вторая шеренга) договариваются о том, что они будут изображать в движении. Например, будут изображаться сборы в гости, или работа по дому, или будут музыкантами оркестра, или животными в зоопарке и т.д.

1 часть. Дети в первой шеренге выполняют задуманные движения. Дети во второй шеренге смотрят каждый на своего партнера и в конце фразы  хлопают  в такт музыке («паш-паш», т.е. «хлоп-хлоп»). Ситуация повторяется еще три раза.

2 часть. Дети первой шеренги подскоками приближаются ко второй шеренге, берут каждый своего партнера под ручку и кружатся вместе с ним. Затем первая шеренга подскоками возвращается на свое место.

В следующем куплете команды меняются ролями. В конце игры команды разгадывают, что было изображено в движениях.

«Танец пастушков» (французский танец).

И.П.: дети стоят друг другу в затылок по одному в четверках, образуя фигуру квадрата. Руки согнуты в локтях и держаться за воображаемые лацканы сюртучков.

1-4 такты - шагают в такт музыке, попадая через один шаг на место соседа и сохраняя в движении фигуру квадрата.

5-6 такты – поворачиваются лицом в центр квадрата и, опираясь на левую ногу, правую выставляют вперед. В этом положении покачиваются корпусом в такт музыке.

7-8 такты - прыгают в такт музыке на месте, переваливаясь всем корпусом с одной ноги на другую.

 2

Лёгкость вступления в контакт

«Светит месяц (русский танец).

И. П.: дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держаться за руки в положении «лодочка».

1-2 такты - четыре приставных шага вправо с притопом в конце фразы

3-4 такты - четыре приставных шага влево с притопом в конце фразы

5-7 такты - обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии

8 такт - дети внешнего круга машут партнеру рукой и с поворотом вокруг себя переходят к другому партнеру по линии танца

Танец повторяется несколько раз по количеству куплетов.

Во время музыкального проигрыша к следующему куплету, дети внешнего круга переходят к другому партнеру по линии танца. Танец повторяется несколько раз с другими партнерами.

«Сапожники» (шведский танец).

И.П.: дети располагаются парами лицом друг к другу по кругу. Дети внутреннего круга изображают сапожников и сидят на корточках, готовясь к «работе». Дети внешнего круга изображают клиентов, выставляя вперед ногу для починки обуви.

1 часть. «Сапожники» работают, делая соответствующие движения в такт музыке. «Клиент» стоит (может выполнять полуобороты туловища вправо и влево, слегка пружиня ногами).

2 часть. «Сапожник» и «клиент» танцуют после работы, кружась подскоками вокруг себя. К концу фразы они могут поменяться ролями, а могут и остаться на своих местах.

Во время проигрыша между куплетами «клиент» раскланивается со своим «сапожником» и переходит к следующему по кругу. Танец повторяется несколько раз.

 «Танец с хлопками» (португальский танец).

И. П.: дети стоят парами, взявшись за руку, в произвольном порядке.

1-4 такты - шагают в такт музыке, двигаясь парами в произвольном направлении. К концу  части две пары должны встретиться и встать лицом друг к другу.

5-8 такты - хлопками воспроизводится ритмический рисунок музыки. При этом каждый из четырех человек образовавшейся группы должен похлопать ладошками  со всеми в своей группе (с партнером напротив, с партнером соседней пары наискосок; с собственны партнером по паре и снова с партнером напротив).

На следующий куплет пара, прогуливаясь, ищет себе новую пару, и игра с хлопками повторяется.

 «Вальс дружбы».

И.П.: дети стоят парами по кругу, взявшись в паре за руки и образуя «лодочку». Мелодия вальса сопровождается словами, которые подсказывают действия.

Раз, два, три, - движение приставными шагами

на носочек,    -  остановиться, подняться на носочках

Раз, два, три, - движение против часовой стрелки

 на носочек,   - остановиться, подняться на носочках

Раз, два, три, - движение вправо и влево

покружились,- каждый поворачивается вокруг себя

Хлопнули и разошлись - переход к другому партнеру.

«Французский вальс».

И.П.: дети стоят парами по кругу, взявшись в паре за руки и образуя «лодочку».

Часть «А». Первая фраза (4 такта): дети в паре раскачиваются на сильные доли вправо, влево, вправо. Во время паузы замирают и дважды хлопают в ладоши. Вторая фраза (следующие 4 такта): аналогичные движения, начинающиеся в левую сторону.

Часть В». Первая фраза (с 9-го по 12-й такт): не отпуская рук «лодочкой», делают движения назад друг от друга, вперед, назад. Во время паузы дважды хлопают в ладоши. Вторая фраза (с 13-го по 16-й такты): делают аналогичные движения в обратном порядке, т.е. вперед, назад, вперед. Во время паузы дважды хлопают в ладоши за спиной партнера.

Часть «С» (последние 8 тактов): кружатся в паре и к концу части меняются партнерами.

«Английская полька».

И.П.: дети стоят парами по кругу, взявшись в паре за руки и образуя «лодочку».

Первая фраза (1-й и 2-й такты): приставными шагами вприпрыжку парами двигаются по кругу вправо. Вторая фраза (3-й и 4-й такты): левой ногой делают «ковырялочку». Третья и четвертая фразы ( с 5-го по 8-й такты): аналогичные движения в обратную сторону.

Пятая и шестая фразы (с 9-го по 12-й такты): в ритме «ти-ти та» выполняются хлопки поднятыми вверх руками, затем на уровне груди, затем н уровне колен, затем за спиной. Седьмая и восьмая фразы (с 13-го по 16-й такты): кружатся в паре и к концу части меняются партнерами.

 «Кадриль» (русский танец).

И.П.: дети стоят в парах по кругу лицом друг к другу. Держаться за руки  паре, образуя «лодочку».

Первая фраза (на слова: «Когда-то россияне»): пары в такт музыке двигаются в центр круга. Вторая фраза («Маруси, Тани, Вани»): пары двигаются на исходную позицию. Третья фраза и четвертая фразы («Танцуя на гуляньи, отрыли новый стиль»): движения повторяются. Фразы на слова: «Окончена работа, опять пришла суббота» - партнеры обходят друг друга, опуская и поднимая согнутые в локтях руки. «И нам с тобой охота» – держась за руки делают шаг друг к другу и шаг друг от друга; «Кадриль потанцевать» – меняются партнерами.

 3

Инициативность общения

Детские фольклорные игры:

«Шел козел по лесу»

Участники игры встают в круг и берутся за руки. Один из ребят изображает козла, он становится на середину круга. Хоровод начинает двигаться, все поют:

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

Ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Хвостиком помашем, помашем, помашем

И опять попляшем, попляшем, попляшем.

При словах «Шел козел по лесу…» «козел» с закрытыми глазами кружится. А когда поют: «Нашел себе принцессу», он останавливается и открывает глаза. Если перед ним оказывается девочка, то козел выбирает ее принцессой и выводит на середину круга. Вместе они выполняют то, о чем говорится в песне: прыгают, хлопают в ладоши, пляшут.

«Маланья»

У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке (сопровождается хлопками в ладоши)

Семь сыновей, все без бровей.

(показать семь пальцев)

Вот с такими ушами,

(растопыренные ладони поднести к ушам)

Вот с такими носами,

(ладони с растопыренными пальцами у носа)

Вот с такой головой,

(очертить руками большой круг рядом с головой)

Вот с такой бородой!

(показать руками большую бороду)

Они не пили, не ели, на Маланью все глядели,

Вместе делали вот так…(импровизация ведущего,

за которым  дети и подпевают и повторяют движения).

Дети по очереди становятся ведущими, придумывают и показывают различные части тела («вот с такими глазами, вот с такими усами» и т.д.)

 «Все, как я!»

И.П.: дети стоят в рассыпную.

Ведущий с помощью голоса и движения изображает любой придуманный им образ. Остальные – копируют его. Затем ведущий передает свою роль (останавливается и показывает рукой на кого-нибудь из детей). Новый ведущий три раза хлопает в ладоши, громко произносит: «Все, как я!» и предлагает свой вариант двигательно-интонационной импровизации. 

«Зарядка»

И.П.: дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. Педагог предлагает детям вспомнить, какие движения  делают во время зарядки, воспроизводит их вместе с детьми.

Дети делают движения зарядки под музыку, повторяя их за ведущим. Роль ведущего передается каждому по очереди – по кругу.

«Игра со стульчиками»

И.П.: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, лицом к центру. Количество стульчиков точно совпадает с количеством детей. Один из стульчиков назначается стулом ведущего (это можно сделать с помощью считалки).

Первая часть танца-игры связана с импровизацией жестов и поз ребенка, оказавшегося на стуле ведущего. Поза принимается и фиксируется на звук в конце каждой музыкальной фразы. Остальные участники игры копируют позу ведущего, сидя на своих стульчиках.

Во второй части характер музыки меняется: она становится подвижной и веселой. Дети бегают под музыку в кругу и между стульчиками. К концу второй части каждый должен сесть на оказавшийся рядом стул.

Звучит музыка первой части, и ребенок, севший на стул ведущего, показывает движения. Игра повторяется.

«Считалочка»

И.П.: дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. В центре круга – ведущий.

Музыкальным сопровождением к этой игре может быть любая современная детская песенка (например, всем известная «Чунга-чанга»). На запев песенки ведущий в такт музыке считает детей (указывая на каждого, как в игре в считалочку). Тот, на ком мелодия запева заканчивается, становится новым ведущим. В припеве ведущий в центре круга импровизирует танцевальные движения, а остальные копируют его. На запев снова начинается отсчет, к концу которого ведущий опять меняется.

Музыкальные игры с именами

Ритм игры. Приемы организации игр с именами разнообразны.

1. Интонационная импровизация своего имени (при поочередной смене ведущих) на фоне четкого ритма, который организуется звучащей музыкой или ритмическим сопровождением самих детей и педагога (с помощью шагов или хлопков, четко отмечающих метр-пульс).

2. Произнесение по очереди своих имен в различных вариантах-заданиях ведущего (очень громко, очень быстро, шепотом, нараспев, «как будто мама хвалит», «как будто плохие мальчишки дразнят», в сочетании с притопом, с хлопком, подняв  высоко руку, присев на корточки и т.д.);

3. Представление своего имени в каком-либо образе  в сопровождении с жестами, мимикой и выразительной интонацией.

4. Исполнение ритма своих имен (в различных модификациях: полное имя, его уменьшительные, ласковые варианты) по очереди на детских инструментах или с помощью любого предмета, издающего звук (камешки, палочки и т.д.);

5. Поочередное включение ритмического рисунка имен по сигналу ведущего в метрическую сетку общей композиции;

6. Составление ритмического рисунка в виде слогоформулы из ряда имен, исполнение его в различных вариантах с движениями и инструментальными воплощениями, а затем превращение слогоформулы в ритмическое сопровождение к какой-либо песенке (песня с аккомпанементом может быть украшена танцем из придуманных движений в исполнении группы детей).

 4

Эмпатия в общении

Игра «Море волнуется»

Водящий произносит вслух считалку:

Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура – замри!

Куда я плыву, ту фигуру повтори!

Во время считалки дети свободно двигаются. Музыкальный фон помогает им выбирать характер движений. На последнем слове считалки музыка обрывается, а участники игры «замирают» в разнообразных позах. Водящий подходит к одной из фигур и  ее должны в точности скопировать остальные.

«Танец с платками»

И.П.: дети стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки.

С началом звучания дети начинают играть каждый со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Педагог дает возможность детям поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений.

Затем дети встают в пары  и под музыку находят совместное с партнером пластическое решение.

На следующем этапе дети встают парами по кругу (каждый со своим партнером в этой игре). Музыка начинает звучать с самого начала. Каждая пара по очереди выходит в центр круга и становится  ведущей, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют в парах движения ведущих.

Часть «В» - движения делаются всеми участниками и неизменно повторяются. Например, все берутся за руки и покачиваются в такт музыке.

Диалоги на инструментах.

1. И. П.: дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними ксилофоны и металлофоны. В центре полукруга – педагог-ведущий без инструмента.

Дирижер-педагог показывает различные движения, которые дети должны в точности копировать вслед за ним. Движения могут быть самыми разнообразными, включающими смешные, игровые варианты. Педагог может напевать песенку и делать движения, соответствующие тексту («Козонька рогатая, козя бородатая, перепрыгнула плетень и высок, и середень…»).

В дальнейшем при повторе этой игры дирижером-ведущим может стать кто-либо из детей, по желанию.

2. Следующий этап игры. Педагог берет для себя инструмент (ксилофон или металлофон) и подсаживается к одному из детей. «Сейчас мы будем разговаривать без слов, звуками»,- говорит педагог и импровизирует такой звуковой диалог с ребенком. Смысл игры заключается в умении двух партнеров подстроиться друг к другу ритмически, найти общий темп, характер ритмического движения. Высота звука, мелодическое соответствие, выстраивание какой-либо музыкальной формы в этой игре не имеют значения. Остановить «разговор» можно в любой момент, когда это захочется партнерам-»собеседникам». Желательно, чтобы педагог «поговорил» таким образом с каждым ребенком и помог «запустить» естественный природный механизм эмоционально-ритмической подстройки.

3. В дальнейшем педагог делит участников игры на пары: по два человека, сидящих рядом. Задание: «поговорить» друг с другом без слов, с помощью звуков своего инструмента. Условие игры: пока пара «разговаривает» на своих инструментах, все остальные внимательно слушают их «разговор». Когда «разговор» нужно закончить, пара решает сама. После них начинает свой «разговор» следующая по очереди пара.

4. Очередной этап игры наступает, когда дети освоили прием ритмической подстройки друг к другу. Педагог предлагает детям снять клавиши, на которых изображены значки (латинские буквы) «H» и «F». Образуется общий пентатонный звукоряд, в котором отсутствуют диссонирующие звучания в любых сочетаниях звуков.

  1. 4-й этап: подведение итогов по реализации проекта (май) – мониторинг развития навыков общения у детей в музыкальной деятельности, презентация профессиональной деятельности музыкального руководителя через представление образовательного проекта, отчётный концерт.

Ожидаемый результат:  

  1. У детей сформированы навыки общения.
  2. У детей развит интерес к сверстникам.
  3. Сформирована потребность в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее занятие для родителей по теме «Учимся общаться» «Цветик – семицветик»

Представлен практический материал в форме занятия с родителями, направленного на коррекцию детско-родительских отношений, формирование навыков сотрудничества и позитивных образов общения у детей со вз...

Учится общаться

Общение — это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. О том, как помочь детям осмысленно пользоваться такими средствами в общении с окружающими, и пойдет н...

Стенд "Учимся общаться с родителями"

Методические рекомендации для молодых педагогов по взаимодействию с родителями воспитаников....

Проект «Учимся общаться»

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как фо...

Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"

Проект "Общаемся играя" направлен на формирование у детей старшей группы ДОУ навыков общения...

Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"

Слайд 1Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка детский сад №96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Учимся общаться, или общаемся играя&ra...