Проект «Учимся общаться»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

      На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

        Дошкольнику, что­бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуника­бельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема особенно актуально. У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektuchimsya_obshchatsya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:






Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка»  г.Волжск РМЭ























Проект





««Учимся общаться»»





Разработала: воспитатель логопедической группы



Смирнова Елена Владимировна















































2009






“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных

 задач   воспитания   личности  ребёнка  дошкольного  возраста”

                                                                                  В.А.Сухомлинский

Актуальность.

      На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

        Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуника бельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема особенно актуально. У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

  1. сотрудничать;
  2. слушать и слышать;
  3. воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
  4. говорить самому

К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи относятся:

  1. -  наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики;
  2. - характерно неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями;
  3. - словарный запас ниже чем у детей без речевой патологии;
  4. - трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
  5.  - недостаточная дифференциация звуков на слух;
  6. - низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту;
  7. - нарушение фонематического восприятия;
  8. - отмечаются нарушения коммуникативной функции - снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспита телями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Коммуникативное развитие  детей происходит успешно при условии удовлетворении всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстни ками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

 Интенсивное личностное развитие, совершенствование коммуникативной деятельности детей с ОНР зависит от:

  1. эмоционально комфортного климата в группе;
  2. содержательного личностно- ориентированное взаимодействия  воспитателя с детьми;
  3. участия воспитателя в делах и проблемах детей;
  4. умения поддержать инициативу детей и побуждения их к проявлению добрых чувств.

В процессе работы с детьми, мы обратили внимание, на то, что определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладе нии ком муникативной деятельностью, некоторые дети проявляют агрессию по отношению к сверстникам,  имеются застенчивые и замкнутые дети.

Результаты диагностики, направленной на выявление проблем в развитии коммуникативных навыков общения показали, что в группе

-20% детей с высоким уровнем развития коммуникативных навыков общения,

-30% со средним уровнем развития коммуникативных навыков общения;

-50% детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков общения.

            Исходя из представленных результатов, возникла необходимость создания проекта «Учимся общаться», который бы позволил решить вышеперечисленные проблемы.

Цель проекта: развитие коммуникативных навыков общения детей старшего дошкольного возраста основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых.

Задачи:

  1.  Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме общения;
  2.  Подобрать диагностический инструментарий с учетом особенностей развития детей с различными нарушениями речи. В процессе диагностики детей выявить уровень развития коммуникативных навыков
  3.  подобрать для диагностики коммуникативной деятельности детей;
  4. разработать и внедрить программу мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы детей;
  5. Подобрать согласно задачам игры, игровые упражнения, коммуникативные тренинги, литературный материал и оформить их в виде картотеки.
  6. учить детей применять полученные знания в повседневной жизни;
  7. Создать условия для развития коммуникативного взаимодействия педагогов, детей и родителей повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей  по проблеме общения;                                                
  8. осуществлять мониторинг развития коммуникативных навыков, эмоциональной сферы  у детей старшего дошкольного возраста
  9. Обогатить игровую среду современным дидактическим материалом.
  10. Разработать методические рекомендации (памятки) для педагогов ДОУ по формированию коммуникативных навыков.

     Предметом  проекта является: развитие коммуникативных навыков  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

     Гипотеза.  В результате целенаправленной и системной работы по развитию коммуникативных навыков общения  детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями речи, возможно повыситься уровень речевого развития

Участники проекта: воспитатели и дети коррекционной группы, учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, родители.

   Реализация проекта

В подготовке и реализации проекта принимали  участие 10 детей старшего дошкольного возраста  с ОНР    и их родители, воспитатели и психолог.

 Содержание работы включает практические и творческие дела.                        Продолжительность проекта –2 учебных года.

        В работе использованы следующие методы:

  1. Анализ теоретических источников;
  2. Сбор эмпирических данных (тестирование, анкетирование);
  3. Метод качественной и количественной обработки.

Ожидаемый результат:  

  1. снизить детскую конфликтность,
  1. наладить  дружеские взаимоотношения между детьми,
  2. создать  благоприятную  психологическую атмосферу в детском коллективе,
  3. обогатить  опыт детей выражать свои эмоции, понимать состояния других людей.

Содержание проекта

  1. Направление деятельности и её этапы
  2. Задачи

Содержание и форма проекта

I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта

Задачи:

  1. Сбор и анализ информации
  2. Анализ, совершенствование материально-технической базы
  1. Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме общения;
  2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
  3. Консультирование с заместителем руководителя учреждением по УВ и МР по вопросам проектной деятельности.
  4. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей.
  5. Анализ результатов педагогической диагностики.
  6. Организация в группе творческой мастерской (оснащение различными художественными материалами).

II этап – методическое обеспечение проекта

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

  1. Разработка программы мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков  общения у детей;
  2. Согласно задачам и содержанию определить формы организации: традиционные и нетрадиционные.
  1. Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые упражнения, тренинги и оформить их в виде картотек.
  2. Составить словарь терминов.
  3. Повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей  по проблеме общения (родительские собрания, консультации, круглые столы)

III этап – работа с детьми

Задачи:

  1. Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей через продуктивные виды деятельности.
  2. Совершенствование у детей технических навыков в изобразительной деятельности.
  3. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность; снижение напряженности, скованности, закомплексованности.
  1. Проведение педагогической диагностики через наблюдения, игру.
  2. Разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках проектной деятельности

3.Формирование коммуникативных навыков общения у детей, развитие эмоциональной сферы через:

- традиционные (игры-занятия, развлечения, самостоятельная, совместная речевая деятельность); 

- нетрадиционные (детско-взрослые проекты)

  1. Игровая деятельность, активизирующая  общение;
  2.  Обыгрывание  проблемных ситуаций;
  3. Экскурсии;
  4.  Чтение художественной литературы;
  5. Викторины.
  6. Включение в режимные моменты различные мероприятия:
  1. Осуществлять мониторинг развития коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста,

Коммуникативные игры

 IV этап – работа с родителями

Задачи:

  1. Поиск путей развития и сотрудничества.
  2. Повышение уровня самообразования:

   -  взаимообогащение и нахождение общих интересов;

повышение творческого потенциала.

  1. Вовлечение родителей в проектную деятельность.
  1. Подготовка консультативного материала для родителей.
  2. Оформление предметно-развивающей среды  с привлечением родителей.
  3. Участие родителей в мероприятиях в рамках проекта.

V этап – подготовка к презентации и презентация проекта

Задача: демонстрация опыта работы

  1. Обобщить опыт работы и оформить в виде папки..
  2. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.
  3. Подведение итогов по реализации проекта

Работа с родителями.

  1. родительские собрания;
  2. педагогические консультации с родителями (индивидуальные, общие);
  3. целевые посещения детей в семье;
  4. дни открытых дверей;
  5. опросные методы (анкеты, тесты);
  6. ролевые, спортивные игры с родителями;
  7. использование информационных стендов, папок-передвижек.

         Взаимодействие со специалистами.

       Свою работу осуществляла в тесном контакте с узкими  специалистами ДОУ: совместное планирование деятельности, обмен информацией, подбор диагностического инструментария.

-Психолог (помогла подобрать литературу по данной теме, систематизировать работу, составить диагностические таблицы, еженедельно проводила занятия, игры с детьми).

-Музыкальный руководитель (подобрала классические произведения для детей, спокойную музыку для релаксации).  

Ожидаемый результат проектной деятельности:

  1. для педагога:

-  повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

- удовлетворенность работой;

- систематизация и повышение качества работы с детьми речевой группы по развитию коммуникативных способностей через различные виды продуктивной деятельности.

  1. для детей:

- развитие детского творчества; повышение уровня речевой культуры;

- способность к речевому планированию (активизация планирующей функции речи);

- развитие «чувства инициативы»;

- умение работать в группе активно, сообща;

- навыки коммуникативного общения;

- обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их взаимодействия и общения со взрослыми.

  1. для родителей:

- осознанное отношение к навыкам коммуникативного взаимодействия детей;

- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Заключение.

         Образовательный проект «Учимся общаться» осуществлялся в форме включения детей с различными нарушениями речи в разнообразные виды художественно-творческой и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения.

       Работа над проектом обеспечила выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повысился уровень развития речи детей до возрастных норм, заложенных в базисную программу. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые способности детей.

       Родители стали непосредственными участниками проекта, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

        Педагоги ДОУ используют данный  опыт работы, который позволяет им наиболее эффективно планировать работу, направленную на речевое и эмоциональное развитие детей, формирование коммуникативных навыков общения дошкольников, что в свою очередь, усиливает коррекционно-развивающий компонент педагогического процесса в целом, а также способствует активному эмоционально-позитивному обмену информацией между всеми участниками педагогического сообщества

Используемая литература:

  1.  Арушанова А.  «Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы», // Дошкольное воспитание – 1998г. - № 6, 8,11,12
  2. Грибова О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией. // Дефектология, 1995. - № 6. - с.16 - 19.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопедов. - 2 изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 4 с.\
  4.    Зимняя, И. А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач // под    ред. А. А. Бодалёва, В. Я. Ляудис. – М. : Просвещение, 1980. – 134 с.
  5. Клюева И.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. - 240 с.
  6. Коломинский Я.П. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. - Минск, 1969. - 240 с.
  7. Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б.