Особенности организации обучения по формированию логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Митрофанова Елена Евгеньевна

Одна из задач, которые стоят сегодня перед психологической и педагогической науками, это поиски путей эффективного обучения школьников, преодоление их неуспеваемости. По данным исследований, в начале школьного возраста дети с ЗПР значительно отличаются от нормальных детей не только по степени сформированное произвольной деятельности, по эмоционально-личностному отношению к учению, но и по уровню развития мышления.По успешности построения суждений и умозаключений дети с ЗПР не представляют монолитной группы. Они разделяются на четыре подгруппы. По уровню развития наглядного мышления дети с ЗПР занимают среднее место между нормально развивающимися детьми и умственно отсталыми. У детей с ЗПР имеются большие потенциальные возможности в развитии логического мышления, которые могут быть реализованы в специальном обучении, основывающемся на обычной программе детского сада и направленном на развитие мыслительных операций, формирование системы соподчиненных и соотнесенных понятий, построение суждений и умозаключений определенной структуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации обучения по формированию логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одна из задач, которые стоят сегодня перед психологической и педагогической науками, это поиски путей эффективного обучения школьников, преодоление их неуспеваемости. Исследованиями (Т.А.Власова, К.С.Лебединская) показано, что 50% неуспевающих учащихся младших классов составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

По данным исследований, в начале школьного возраста дети с ЗПР значительно отличаются от нормальных детей не только по степени сформированное произвольной деятельности, по эмоционально-личностному отношению к учению, но и по уровню развития мышления (Т.А.Власова, Т.В.Егорова, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина, М.С.Певзнер и др.).

По успешности построения суждений и умозаключений дети с ЗПР не представляют монолитной группы. Они разделяются на четыре подгруппы:

  1. дети, приближающиеся по своим показателям к нормальным сверстникам;
  2. дети, испытывающие трудности при выполнении заданий, но обнаружившие хорошую обучаемость и после обучения справившиеся с многими заданиями самостоятельно;
  3. дети, выполнившие задания заметно хуже детей, отнесенных ко второй группе, но значительно лучше умственно отсталых;
  4. дети, по успешности выполнения заданий стоящие близко к умственно отсталым.

По уровню развития наглядного мышления дети с ЗПР занимают среднее место между нормально развивающимися детьми и умственно отсталыми. При этом по наглядно-действенному мышлению дети с ЗПР мало уступают нормально развивающимся детям. Наличие положительной корреляции между уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления указывает на тесную взаимосвязь в развитии данных видов мышления у детей с ЗПР, что важно учитывать при разработке как системы формирующего обучения, так и проблем диагностики.

У детей с ЗПР имеются большие потенциальные возможности в развитии логического мышления, которые могут быть реализованы в специальном обучении, основывающемся на обычной программе детского сада и направленном на развитие мыслительных операций, формирование системы соподчиненных и соотнесенных понятий, построение суждений и умозаключений определенной структуры.

Работа по развитию логического мышления детей должна проходить по трем основным направлениям:

а) развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение);

б) вооружение детей прочными знаниями в объеме, установленном программой воспитания в детском саду;

в) упражнение детей в построении различных умозаключений на доступном материале.

Процесс обучения должен быть организован с учетом особенностей детей с ЗПР.

Во-первых, во время занятий необходимо проводить большую работу по формированию у детей навыков учебной деятельности. Сюда входит организация поведения детей на занятии: нужно научить детей сдерживать свои непосредственные реакции и желания, слушать и слышать воспитателя, принимать поставленную на занятии цель, выслушивать инструкцию до конца и руководствоваться ею в деятельности. Необходимо создать у детей положительное отношение к занятиям, интерес к этому виду деятельности. Большую помощь здесь может оказать игра - ведущий вид деятельности в дошкольные годы. Именно на таких занятиях легче воспитывать у детей интерес к результатам своей деятельности, умение преодолевать трудности, желание научиться что-то делать, ответственность за качество работы. На этой основе формируются и учебные мотивы, развиваются познавательные интересы.

Воспринимая предметы и явления, дети с ЗПР выделяют в них лишь внешние, яркие признаки. Научить их не просто смотреть, а видеть, наблюдать, обследовать, использовать имеющиеся знания для приобретения новых - задача воспитателя специальной группы для детей с ЗПР.

Ещё одна особенность организации обучения дошкольников с ЗПР связана с подачей материала.

Дети с ЗПР медленнее, чем их нормально развивающиеся сверстники, усваивают новые знания, им требуется большее число повторений, умелая, целенаправленная помощь взрослого. Новые знания надо давать небольшими частями, увязывая их с тем, что дети уже прочно усвоили, то есть необходимо вводить новое знание в общую систему знаний об окружающем мире. Дети с ЗПР, как и нормально развивающиеся дошкольники, лучше усваивают знания, полученные во время экскурсий, наблюдений, опытов. Важно, чтобы эти знания вызывали эмоциональный отклик у ребенка. Усвоение знаний должно быть не только и не столько результатом работы памяти, а результатом большой мыслительной работы. Дети не смогут прочно усвоить материал, если не поймут его, если не выполнят мыслительных действий, направленных на выделение существенных связей и отношений в изучаемом материале.

Следующая особенность обучения детей с ЗПР связана со своеобразием развития у них мыслительных операций. Дошкольники с ЗПР легче выделяют признаки предмета, сравнивая его с другими предметами, чем воспринимая и обследуя его изолированно. Поэтому обучение детей анализу и сравнению предметов или явлений идет параллельно. Сначала дети анализируют и сравнивают предметы по вопросам педагога, потом по заранее данному плану, схеме и, наконец, самостоятельно. Начинать нужно с простых, хорошо знакомых детям, нерасчлененных предметов (овощи, фрукты). Потом берутся предметы более сложные, с большим числом различных свойств, состоящие из нескольких частей (например, игрушки). Затем - объекты с мелкими деталями (растения, животные). Самое сложное, это выделение существенных признаков и сравнение групп предметов (дикие и домашние животные; зимующие и перелетные птицы).

Последовательность в подборе материала определяется также и усложнением признаков, которые ребенок должен выделить в объекте. Сначала учат его выделять внешние, яркие признаки: цвет, форму. Потом добавляются свойства поверхности: твердость и шероховатость. Позднее вводится еще один признак - материал, выделение которого требует наличия у детей определенных знаний, довольно хорошего уровня речевого развития. Самым последним вводится признак, выделение которого вызывает у дошкольников с ЗПР наибольшие трудности, это величина.

Постепенно изменяется использование наглядного материала на занятиях по обучению детей анализу и сравнению предметов. На первом этапе дети сравнивают или дают описание реальных предметов или муляжей. Потом - предметы заменяются их изображениями. И, наконец, дети описывают или сравнивают предметы по представлению. Занятия можно разнообразить вариантами: сравнение реального предмета с изображением другого предмета или муляжа и предмета по представлению. Так мы учим детей использовать имеющиеся знания, переносить прошлый опыт в новые условия.

Для обучения детей абстрагированию хорошо использовать дидактические игры (например, "Подбери по цвету" или "Кому что подходит" и др.), когда ребенок вынужден удерживать в памяти выделенный существенный в данном случае признак и при восприятии предметов, картинок, геометрических фигур ориентироваться только на него. Эти игры можно использовать и на занятиях.

Обобщение - одна из самых сложных мыслительных операций. Она основывается на умении сравнивать несколько предметов, выделять в них общие существенные признаки, абстрагировать их от несущественных и потом синтезировать (С.Л.Рубинштейн). Учить детей обобщать, знакомить их с родовыми понятиями надо на занятиях.

Формировать понятие необходимо в течение довольно длительного времени на различных занятиях. Например, теме о домашних животных нужно посвятить ряд занятий, на которых проводится наблюдение за домашними животными, рассматривание картин, чтение литературных произведений. На каждом занятии дети с помощью воспитателя выделяют у всех этих животных общие существенные признаки, а потом объединяют всех их в одну группу - "домашние животные". Но и после этого работа с понятием не закончена. Его формирование продолжается на других занятиях, в дидактических играх, в быту.

Сформированные таким образом понятия дети впоследствии смогут использовать при классификации. В настоящее время классификации не уделяется достаточного внимания в дошкольных учреждениях, формирование ее проходит стихийно. Это отмечают многие наши педагоги и психологи. Между тем, значение классификации велико, и необходимо учить детей осуществлять операцию подведения под род или группировку предметов. Для этого хорошо подходят темы "Транспорт", "Что из чего сделано" и многие другие. В каждом конкретном случае воспитатель должен помочь ребенку накопить необходимый чувственный опыт, знания, помочь выделить главные, существенные признаки для классификации.

Сначала классификация проводится по одному признаку. Когда дети овладеют такой классификацией, можно увеличить количество признаков. Например, транспорт может быть: пассажирский и грузовой или автомобильный, водный, железнодорожный и воздушный, а может быть сразу автомобильный пассажирский или автомобильный грузовой и т.д.

Это не только разнообразит занятие, вызывает интерес у детей, но и усложняет стоящую перед ними задачу. Нельзя отказываться и от дидактических игр. Они дают возможность упражнять детей в классификации самых разных объектов по заданному признаку.

Как научить детей умозаключать?

Во-первых, необходимо вооружить их знаниями. Чтобы знания детей были глубокими и прочными, нельзя ограничиваться на занятиях только сообщением знаний, простой констатацией фактов. Необходимо будить активность детей, давать материал для аналитико-синтетической работы мышления детей, приучать их добывать знания, "докапываться" до причин наблюдаемых явлений, доказывать свои суждения.

Необходимо использовать на занятиях приемы, основанные на анализе, сравнении предметов или требующие обобщения, конкретизации, классификации понятий. Формируя у детей различные понятия, необходимо обратить их внимание на объем этих понятий, научить использовать их при построении суждений.

Кроме того, необходимо саму форму умозаключения сделать привычной детям. В практике работы детского сада умозаключения используются довольно широко, но в свернутом виде. Дети принимают их как готовые выводы. Надо чаще использовать умозаключения в развернутом виде, то есть давать детям не вывод, а посылки и учить их рассуждать, использовать свои знания, опыт.

Нельзя забывать, что дети способны умозаключать только в пределах своего опыта; для того, чтобы доказать свои суждения, им нужны точные, хорошо усвоенные знания. Поэтому начинать нужно с самого простого, доступного детям. На начальных этапах хорошо использовать наглядный материал, который бы мог подсказать детям правильный ответ, примеры для доказательства. Постепенно усложняется содержание задач, уменьшается количество наглядного материала, дети решают задачи самостоятельно. Но при переходе к новой теме следует вновь использовать наглядный материал, давать детям примеры доказательств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование временных представлений у детейдошкольного возрастас задержкой психического развития...

Тема: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.   Актуальность рассмотрения вопроса об изучении состояния пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического ...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....