Голос педага: гигиена и развитие
материал

Морозова Альбина Вадимовна

Используемый в профессиональных целях голос, должен отличаться большей устойчивостью и способностью выдерживать длительную нагрузку, отличаться большей гибкостью и разнообразием тембра.  Для этого педагогическим работникам нужно внимательно относиться к своему речевому аппарату, соблюдать гигиенические правила и развивать его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golos_pedagoga.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог является связующим звеном в коммуникативном процессе (педагог-ребёнок, педагог-родители-ребёнок и др.), поэтому  он обязательно должен уметь как понимать, воспринимать и оценивать личностные проявления собеседника, так и уметь подстраиваться  на  коммуникативный лад собеседника.  Сфера педагогической деятельности является сферой "повышенной голосо-речевой ответственности", потому как  и речь, и голос – это один  из структурных компонентов речевой продукции. Он является  важнейшим инструментом деятельности педагога, средством реализации всех задач методического и дидактического характера. Вследствие этого у педагога возникает необходимость владения в совершенстве всеми компонентами педагогического общения, орфоэпическими нормами,  и, конечно, обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом.

Используемый в профессиональных целях голос, должен отличаться большей устойчивостью и способностью выдерживать длительную нагрузку, более широким диапазоном (как высотным, так и динамическим), большей гибкостью и разнообразием тембра.

Педагог, в частности воспитатель детского сада в течение рабочего дня не только наблюдает за детьми, но и постоянно воспитывает их посредством занятий, рассказов, пения, игр.  Все эти мероприятия, конечно же, создают колоссальную нагрузку на голосовой аппарат.

Проблема развития голоса педагогов имеет  большое социальное значение, так как профессиональные заболевания голосового аппарата у педагогических работников встречаются достаточно часто; это в свою очередь  влияет на эффективность воспитательно-образовательного процесса в  образовательной организации.

Ряд  необходимых условий  для становления голосо-речевых навыков и успешной   педагогической деятельности:

  •  Необходимо обращать внимание на беспричинные изменения тембра голоса, охриплость, а также чрезмерную утомляемость.
  • Нельзя работать даже в состоянии легкой простуды. Люди голосо-речевых профессий чаще склонны к простуде, которая локализуется в области верхних дыхательных путей. Это объясняется особой чувствительностью их голосового аппарата к охлаждению, условиям труда.
  • Следует бережно относиться к своему речевому аппарату, не допускать его перенапряжения и переутомления, используя для отдыха каждую свободную минуту.
  • После окончания рабочего дня целесообразно в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров. При неизбежности таких разговоров следует говорить потише, пользоваться короткими, лаконичными фразами.
  • Для здоровой, нормальной работы голосового аппарата необходима  спокойная атмосфера нормального психологического климата, доброжелательности, что исключает нервно-психические травмы и срывы.
  • Речь должна быть динамичной, так как  монотонная быстро утомляет голосовые складки, и окружающим трудно слушать маловыразительную немодулированную речь.
  •  Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс. Шептать и кричать - вредно. При шёпоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума. При длительном использовании шёпотной речи формируется неправильный механизм голосообразования.
  • Необходимо грамотно организовать и поддерживать общий режим дня, надо изучить потребности своего организма и создать комфортную смену труда и отдыха, обеспечивающие бодрость и творческую активность педагога.
  • Большое значение имеет режим питания. Для голосовых складок вредна острая, слишком холодная или горячая пища. Чрезмерно кислая или солёная пища также раздражает слизистую оболочку.
  • Очень вредно употребление спиртных напитков и курение.
  • При  необходимости  воспользоваться  голосовым  аппаратом находиться в центре детской аудитории. Не следует говорить на фоне громкой музыки или при работе различной техники. Лучше использовать "систему знаков", понятных детям.

Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Это есть составная часть профессиональной культуры.

В предотвращении  голосовых нарушений значима  природная выносливость голоса, и приспособляемость организма к условиям труда. Тем не менее важную роль  сыграют и соблюдение правил гигиены, и ежедневные голосовые тренировки, которые  позволят даже слабому от природы голосу быть работоспособным и совершенствовать коммуникативную компетентность воспитателя.

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНО-ГОЛОСОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ ГОРТАНИ

  • «Цокание» языком в разном темпе (быстро,медленно)

и с разной силой (громко,тихо) чередуя громко+быстро, медленно+тихо.

  • Дотянуться языком до носа (постараться) –несколько раз.
  • Постараться зевнуть с закрытым ртом(как если бы скрывали зевоту от окружающих).
  • Раскрыть рот максимально широко, немного расслабив мышцы, опустить голову вниз. Вернуться в исходное положение.
  • Беззвучно произносить «А», «О», «Э», напрягая мышцы.

Выполнила Морозова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Гигиена голоса"

В данной презентации даются рекоиендации для воспитателей по охране голоса детей, а так же приведены игровые упражнения направленные на развитие силы голоса и мелодико - интанационной стороны речи....

Гигиена голоса воспитателей дошкольного образовательного учреждения

Сфера образования является сферой повышенной голосоречевой активности. Речь и голос воспитателя - важнейшие инструменты  общения. Воспитатели должны не только в полном объеме использовать все гол...

Консультация для педагов и родителей "Охрана детского голоса"

Материал освещает вопросы развития и охраны голоса детей дошкольног возраста,задачи,необходимые условия.Статья предназначена для педагогов,воспитателей,родителей....

Детский голос и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте

В статье описываются особенности детского голосового аппарата, которые необходимо учитывать при развитии у детей певческих навыков. Подчеркивается важность распевания перед разучиванием песен....

Секреты правильной речи. Развитие и гигиена голоса.

Данная информация поможет практикующим воспитателям и педагогам профессионально поддерживать гигиену голоса, развивать его и беречь....

Картотека игр для знакомства детей младшего дошкольного возраста с предметами личной гигиены и развития культурно-гигиенических навыков

Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры – э...

Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста

Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, пос...