Детский голос и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте
консультация по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Роговкина Нина Михайловна

В статье описываются особенности детского голосового аппарата, которые необходимо учитывать при развитии у детей певческих навыков. Подчеркивается важность распевания перед разучиванием песен.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детский голос и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте

Консультация для родителей и воспитателей

Детский голосовой аппарат имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при развитии у детей певческих навыков. В отличие от голосового аппарата взрослого человека, детский голосовой аппарат находится в состоянии непрерывного роста, развития и совершенствуется вместе с психофизическим развитием ребенка.

В старшем дошкольном возрасте голосовой аппарат еще очень хрупок. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью – в момент образования звука между связками остается небольшая щель (смыкание краевое). Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществить только такое смыкание.

Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у старших дошкольников несильный, хотя порой и звонкий. Голос имеет чисто детское звучание. Он звучит высоко, так как окрашивается в верхнем резонаторе.

Звук нежный, легкий, звучание «головное» («фальцетное»). Существенной разницы в развитии голосового аппарата у мальчиков и девочек на этом этапе не наблюдается.

Голос ребенка еще небольшой по силе. В связи с этим педагогу следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети в этом возрасте часто стараются петь громко, крикливо. В таком случае нужно сказать ребятам: «Пойте ласковым, добрым голосом. Тогда у вас будет получаться очень красивое пение. Хор будет приятно звучать, все захотят слушать».

Если дети поют совсем плоским звуком, надо сказать: «Спойте серьезнее, как взрослые» или «Спойте, как я».

Для детей в этом возрасте пока недоступны и неинтересны объяснения про то, как образуется звук, про резонаторы и т. д.  При разучивании песни необходимо использовать личный показ. Педагог должен петь не громко, а приблизительно так, как могут спеть сами дети.

Дети 5-6 лет могут петь уже в более широком диапазоне по сравнению с младшими дошкольниками – от ре первой октавы до до второй октавы. Низкие звуки звучат у них более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой – такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются фа (ми) – си первой октавы. В этом диапазоне звучание наиболее легкое и естественное; звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его следует избегать.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
М. А. Васильевой определяет следующие
задачи для старшей группы в области пения: «Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус».

У детей 6-7 лет уже достаточно развита речь, они могут свободно высказывать свои суждения по содержанию песни, оценивать свое пение и пение товарищей. Музыкальное восприятие в этом возрасте интенсивно развивается и становится целенаправленным. Дети уже могут самостоятельно определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; у них укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация. Все это положительно сказывается на их творческих проявлениях в певческой деятельности.

При пении огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких и дыхание становится более глубоким. Это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. Выработке широкого дыхания способствуют систематический показ правильного исполнения, указание не разрывать слова, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы, а также процесс самого пения. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре – си первой октавы. Целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей до до первой – ре второй октавы.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» для подготовительной группы в области пения определяются следующие задачи: «Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него». Для реализации этих задач необходимо большое внимание уделять распеванию, т. е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса.

В этом возрасте тембр голоса у детей еще очень неровен, это особенно проявляется в пении различных гласных: одни дети поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, что мешает пению.

Распевание в старшем дошкольном возрасте рекомендуется проводить на попевках. Попевки – это маленькие песенки, считалки, прибаутки, которые не только подготавливают голосовой аппарат к работе над песнями, но и развивают вокально-хоровые навыки. Распевание на попевках имеет ряд преимуществ. Простые, ясные по смыслу слова, образные тексты вызывают у детей интерес, желание петь, а это активизирует процесс восприятия и повышает работоспособность. Кроме того, попевки дают возможность использовать игровые моменты, которые развивают ребенка эмоционально. И даже у малоактивных и стеснительных детей раскрывают творческую инициативу. Примеры попевок - «Андрей-воробей», «Кошкин дом», «Филин», «Уж как шла лиса по травке», «Спите, куклы», «Бабка-Ёжка», «Лисичка», «Паровоз», «Бубенчики».

Для достижения чистоты интонирования и развития музыкального слуха следует использовать такой прием, как пение по музыкальным фразам (цепочкой). Этот прием еще и активизирует всех детей, заставляя их быть внимательными, не отвлекаться, чтобы суметь, вовремя и точно интонируя, продолжить песню. Пение цепочкой закрепляет и навык правильного дыхания у детей.

Большое место на музыкальных занятиях должны занимать музыкально-дидактические игры и упражнения (например, «Бубенчики», «Ученый кузнечик», «Птички на проводе» и др.). Они ставят детей в поисковую ситуацию, заставляют их думать, решать, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения. Музыкально-дидактические игры чаще всего используются перед разучиванием новых песен.

Список литературы

  1. Ганенко Т. Б. Распевание в младшей и старшей группах детского хора. ─ СПб, ЛОККиИ, 2007. – 11 с.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  3. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей
    5 - 6 лет / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. – М.: Просвещение, 1987. – 147 с.
  4. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей
    6 - 7 лет / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. – М.:Просвещение, 1988. – 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Влияние занимательного математического материала на развитие умственных умений отмечалось в трудах прогрессивных педагогов А.М.Леушиной, Т.В.Тарунтаевой, психологов Д.Б.Эльконина.Математический ...

Особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Консультация на тему: «Особенности лексического развития детей  старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» ,  может быть полезна логопедам в практической деятельности дошкольного...

Консультация для родителей "Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста"

Эта консультация поможет родителям лучше понять своих детей и правильно оценить их возможности....

Родительское собрание на тему: "А как речь говорит, словно реченька,журчит" или "Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте".

Конспект предназначен для воспитателей детских садов. Цель:привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собойнеоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональнымифакторами, хроническими соматическими заболеваниями, в основном сорганиче...