Развитие воображения дошкольников через бумагопластику
учебно-методический материал

Образцова Лейла Николаевна

Актуальный пелдагогический опыт "Развитие воображения дошкольников через бумагопластику"

 

Цель: создание условий для гармоничного развития воображения дошкольника через овладение основами бумагопластики.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1.Выявление особенностей развития воображения дошкольников через бумагопластику.

2.Формирование у дошкольников устойчивого интереса к различным техникам бумагопластики.

3.Развитие у дошкольников умения самостоятельно находить оригинальные способы для создания художественного образа.

4.Совершенствование умений дошкольников работать со схемами.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apo_obraztsova_bumagoplastika.docx72.58 КБ

Предварительный просмотр:

Образцова Лейла Николаевна

Содержание:

Информация об опыте……………………………………….        3

Технология  опыта      …………………..……………………      11

Результативность опыта……………………………………...      17

Библиографический список………………………………….      19

Приложения к опыту …………………………………………      21

Раздел I.

Информация об опыте.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казацкая средняя общеобразовательная школа Яковлевского городского округа» дошкольные группы (далее – дошкольные группы, ДГ)  расположено по адресу: 309095, Белгородская область,  Яковлевский район,  с. Казацкое,                        ул. Центральная, д, 3.  Дошкольные группы находятся на территории Казацкого сельского поселения, в состав которого входят: село Казацкое, село Триречное,  хутор Новоказацкий, хутор Новочеркасский, хутор Крестов.

Дошкольные группы размещены  в приспособленном помещении в одном здании с МБОУ «Казацкая СОШ» и рассчитаны на  39 детей в возрасте от 3 до 7 лет. На сегодняшний день функционируют 2 разновозрастные группы, списочный состав – 33 ребенка. Расположение ДГ  позволяет активно сотрудничать со школой. За время тесного сотрудничества накоплен опыт по формированию и развитию творческих способностей  дошкольников, которые постоянно совершенствуется с использованием новых методов и приемов организации воспитательно-образовательного процесса.

Работа с детьми осуществляется по  основной образовательной программе дошкольного образования дошкольных групп Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Казацкая средняя общеобразовательная школа Яковлевского городского округа», основанной на Примерной общеобразовательной программе  дошкольного образования                 «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,                М.А. Васильевой.

Условия возникновения, становления  опыта 

 Проанализировав образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Изобразительное искусство и художественная деятельность», автором было отмечено, что занятиям бумагопластикой не уделяется должного внимания: недостаточно методической литературы, которая давала бы советы по организации творческой деятельности детей. Недостаточность материального обеспечения не позволяет создать педагогам предметно-развивающую среду для организации творческих занятий, направленных на развитие воображения ребенка.  При проведении первичной диагностики  выявления уровня воображения дошкольников(авторы Э. П. Торренс «Неполные фигуры», В. Синельниковым, В. Кудрявцевым «Солнце в комнате»(Приложение №1),  выявлено, что высокий уровень развития имеют  3  ребёнка (16 %), средний уровень развития -  8 детей (42%), низкий уровень развития– 8 детей (42%). Результаты показали, что наиболее часто в рисунках детей встречаются схематические изображения. Работы носят шаблонный характер, уровень развития воображения дошкольников низкий.  Большинство  дошкольников нарисовали то, что видели в группе (игрушки), или то, что их научили рисовать. Дошкольники работают только по показу, при этом не проявляют самостоятельности, мелкая моторика развита не достаточно.

Также автором работы было проведено анкетирование среди родителей «Развитие воображения у дошкольников» для выявления компетентности родителей (Приложение №2).

По результатам  анкетирования автор пришел к следующему выводу:

- 5 человек (26%) проявляют заинтересованность к развитию воображения детей, знакомы с понятием «бумагопластика», занимаются с ребенком творческой деятельностью, участвуют в различных конкурсах и мероприятиях.

-8 человек (42%)  не уделяют особого внимания для развития воображения ребенка.

-6 человек (32%) – не считают нужным развивать воображение ребенка, не знакомы с понятием  «бумагопластика».

Таким образом, на основании полученных результатов, можно сделать вывод о том, что работа по развитию воображения   у детей в дошкольных группах(далее ДГ)  осуществлялась недостаточно. Автор опыта считает, что   необходимо развивать воображение, фантазию  дошкольников в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)

Актуальность опыта развития воображения у дошкольников заключается  в  том,  что  данный  психический  процесс представляет  собой  необъемлемую  составляющую любой  формы творчества ребенка. Решать данную проблему следует именно в дошкольном возрасте. При отсутствии целенаправленной работы по развитию воображения в дошкольном возрасте, в дальнейшем данная функция быстро теряет свою активность. Одним  из  эффективных  средств  развития воображения является  бумагопластика.  В  ее  основе  лежит  художественное конструирование  из  такого  пластичного  и  доступного  материала,  как бумага. Бумагопластика объединяет в себе различные виды творческой деятельности: на  основе  оригами  могут  применяться аппликация, рисование, конструирование из бумаги, квиллинг и др. Это способствует пробуждению  у  детей  интеллектуальной  и  творческой  активности, обучению планирования своей деятельности, освоению новых способов изготовления поделок. В процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он получает представления о разновидности бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, писчая, гофрированная и т. д.). Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже организаторские. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься бумажной пластикой не только интересно и увлекательно, но и полезно.

На основе вышеизложенного были выявлены противоречия между необходимостью развития воображения дошкольников посредством бумагопластики и недостаточной проработкой этого вопроса в условиях дошкольного учреждения.

Ведущая педагогическая идея опыта  заключается в создании условий на развитие воображения дошкольников через бумагопластику.

 Длительность работы над опытом

Работа по организации деятельности развития воображения осуществлялась на протяжении 3 лет : с 2019 года по 2022 год

  1. этап – начальный (констатирующий)- сентябрь 2019-ноябрь 2019 года

2 этап – основной (формирующий) -декабрь 2019- март 2022 года

  1. этап – заключительный (контрольный) апрель 2022-май 2022 года.

Констатирующий этап предполагал:

* выявление проблемы

* изучение  литературы по данной проблеме

* изучение авторских подходов к бумажному творчеству.

*подбор диагностического и наглядного материала

*диагностика уровня творческих способностей дошкольников

 * определение педагогических условий, направленных на развитие воображения дошкольников.

 * постановка целей, задач и выбор методов работы.

Формирующий этап предполагал:

*организацию  предметно-развивающей среды, способствующей развитию воображению дошкольников;  

*разработку и реализацию занятий бумагопластикой из различных материалов, направленных на развитие воображения дошкольников;

*выявление особенностей развития воображения детей  дошкольного возраста в процессе занятий бумагопластикой;

*привлечение родителей к развитию воображения детей посредством бумагопластики.

Контрольный этап предполагал:

*выявление уровня развития воображения дошкольников и уровня усвоения творческой деятельности.

* оценку эффективности форм и методов работы.

 Диапазон опыта  представлен   целостной системой  работы применения элементов бумагопластики для  развития воображения дошкольников.

Теоретическая база опыта

Как известно, основу творческого потенциала личности составляет воображение. Воображение — это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношениям что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле всё решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении [5].

Несмотря на свою универсальную значимость, воображение, в отличие от других высших психических функций, до сих пор вызывает дискуссии: существует около 40 определений. В.В. Давыдов и его сотрудники (О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Палагина и др.) в предложенном ими определении указывают свойства воображения, которые и отличают данную «сложную психологическую систему» от других функций.

Воображение - это способность ребёнка, во-первых, видения целого раньше частей и, во-вторых, перенос функции с одного предмета на другой, который не обладает этой функцией [6].

Воображение связано с действительностью, поэтому воображать - значит представлять (предвидеть) завтрашний день (будущее), планировать его, реализовать свою мечту при помощи волевых качеств личности, эрудиции, высокой работоспособности. Воображение помогает видеть мир полнее, ярче и уже с раннего возраста развивать активность детской личности, стремление создавать новое, творить. Психологи неоднократно подчёркивали особую значимость дошкольного возраста в общей логике развития психики и личности в онтогенезе. В своих исследованиях они установили, что центральным психологическим новообразованием литического, т.е. стабильного дошкольного периода развития является воображение, которое первоначально связано с вниманием, восприятием, речью и мышлением, порождает эмоции и, реализуясь на основе воли, в первую очередь, осмысленной инициативности, развивает уровень притязаний, мотивации, интересы, способности, общительность и др. [11].

Необходимость развития воображения у детей подчёркивают все отечественные учёные.

Так, Е.Е. Кравцова пишет: «Не сумел ребёнок стать волшебником в детстве, не научился воображать, и начинают, как снежный ком, расти различные проблемы - беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельности и, как следствие из всего этого, психологическая неготовность к обучению в школе» [11]. В.Т. Кудрявцев утверждает: «Воображение дошкольника - это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение учёного, художника, изобретателя. Но это одновременно и основа теоретического мышления на всех последующих этапах развития, включая - прежде всего! - младший школьный возраст. По ходу детского развития воображение не растворяется в мышлении, а, впитывая опыт мышления, приобретает подлинно разумный - содержательно-обобщающий характер» [12].

Психологи и педагоги ищут эффективные пути и средства развития творческого воображения в различных видах детской деятельности: художественной продуктивной (изобразительной, конструктивной, музыкальной, словесном творчестве), в ведущей игровой деятельности дошкольников, а также в процессе физического развития, восприятия художественных произведений, ознакомления с окружающей природой и др.

В связи с современной проблемой развивающего обучения целесообразным является изучение специфики воображения детей-дошкольников.

Воображение является необходимым условием для любой деятельности человека.

В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего «Я».

При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы.

На современном этапе становления теории и практики детского конструктивного творчества особое значение приобретает обеспечение условий для реализации детьми собственных замыслов в работе с бумагой. При этом очень важно, чтобы знания и умения, полученные дошкольниками на занятиях по конструированию и моделированию из бумаги, активно ими использовались и интерпретировались в ходе создания выразительных образов. Бумагопластика- это один из видов конструктивно-пластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.) [8].

В современном дошкольном учреждении конструирование и моделирование из бумаги стало достаточно распространенным видом изобразительного творчества.

На этих занятиях развивается не только творческое мышление ребенка, но и мелкая моторика рук, необходимая и в других видах деятельности дошкольника. Конструирование и моделирование из бумаги позволяет взглянуть детям с иной точки зрения на простой лист бумаги, увидеть в нем выразительные возможности для реализации своих замыслов. А это является немаловажным для становления его как личности [14].

Об условиях творческого развития личности ребенка не однократно говорили многие исследователи (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский,                               Г. Г. Григорьева, А. Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, А. В. Запорожец,                               Е. И. Игнатьев, Э. В. Ильенков, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, В. А. Левин, А. В. Лилов, Е. И. Николаева, Н. Н. Палагина, Е. А. Флерина и другие), каждый из которых рассматривал творчество с определенном аспекте. В их работах подчеркивается необходимость решения данной проблемы, начиная с дошкольного возраста, характеризующегося особой устойчивостью к различным видам художественной деятельности, в том числе и к конструктивно-пластической [8;12].

И в этом случае конструирование и моделирование из бумаги является одним из эффективных средств активизации творчества дошкольников, поскольку они способствуют формированию множества конструктивно-пластических умений, необходимых для овладения другими видами творчества. При этом важнейшим средством активизации развития воображения является способность мыслить и вносить элементы творчества в свою деятельность. Именно этот аспект - «вносить новый элемент» - очень часто практиками остается неактуализированным. В решении проблемы развития конструктивного творчества на сегодняшний день можно выделить два направления. Первое связано с тем, что педагоги уделяют внимание только обучению элементарным способам получения поделок из бумаги. Более сложные приемы детям в дошкольном возрасте освоить не предлагают, считая их неготовыми и неспособными усваивать многоэтапность изготовления этих поделок. Второе характеризуется тем, что, обучая детей некоторым техническим приемам изготовления поделок из бумаги, педагоги не устанавливают взаимосвязь данных техник с другими техниками, знакомыми детям дошкольного возраста. Поэтому ребенок не интегрирует знания, умения, впечатления, получаемые от разных видов творчества, что в целом обедняет как содержательную сторону создаваемых образов, так и их выразительность [2].

Бумага - один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.

Из бумаги можно сделать массу всего интересного, начиная от простых елочных украшений, самодельных открыток, аппликаций, и заканчивая сложнейшими объемными моделями автомобилей, зданий и животных [20].

Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.

Существуют различные типы изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов; поделок в технике оригами.

Занятия по моделированию и конструированию из бумаги не требуют особых приспособлений, специального оборудованного рабочего места. Достаточно листов бумаги и минимума инструментов, которые есть у каждого ребенка (ножницы, линейка, карандаш, клей). А фигурки оригами и вовсе можно складывать где угодно, в любой ситуации - ведь необходимы лишь руки, да лист бумаги.

В зависимости от замысла и назначения изделия применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Для работы, связанной со складыванием, используют тонкую писчую и цветную бумагу. Картон, полукартон, плотная бумага - применяются для изготовления различных конструкций.

Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами, ребенок сумеет выполнить самые разнообразные изделия - игрушки, сувениры, плоскостные и объемные композиции.

Конструирование и моделирование из бумаги, с одной стороны, дает много свободы: отдельные детали любой формы можно вырезать, но с другой - это добавляет сложности: необходимо четко представлять окончательный результат. Поэтому в процессе обучения дошкольников обычно используют готовые лекала деталей растений, животных и т. д.

Каждая из известных техник конструирования и моделирования из бумаги может использоваться в работе с дошкольниками. Так, например, на занятиях оригами дети учатся складывать из квадратного листа бумаги простейшие фигурки птиц и животных, кораблики, домики, машинки, цветы и много других интересных поделок. Из них можно составлять различные композиции, совмещая детали бумагопластики и оригами.

Первыми детскими игрушками-самоделками из бумаги становятся лодочки, пароходики, кораблики, самолетики, шапочки, коробочки, выполненные путем складывания и сгибания газетной или белой бумаги. На первый план выдвигается скорее утилитарная направленность игрушки, а ее художественность, красочность оформления отходят на второе место.

Возможность же изготовлять поделки из яркой цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, совершенствовать свою игрушку, стремится сделать ее наряднее, привлекательнее. Дети испытывают чувство эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Разнообразные поделки используются в играх, служат украшением детских комнат и групповых помещений в детских садах. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям или друзьям.

Новизна опыта  заключается в создании системы  использования различных элементов бумагопластики, нацеленной на развитие воображения дошкольников.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта заключается в том, что разработанный комплекс занятий бумагопластикой, направленный на развитие  воображения детей дошкольного возраста, может быть использован педагогами дошкольных учреждений в своей работе.        

Раздел II.

Технология описания опыта.

Цель: создание условий для гармоничного развития воображения дошкольника через овладение основами бумагопластики.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1.Выявление особенностей развития воображения дошкольников через бумагопластику.

2.Формирование у дошкольников устойчивого интереса к различным техникам бумагопластики.

3.Развитие у дошкольников умения самостоятельно находить оригинальные способы для создания художественного образа.

4.Совершенствование умений дошкольников работать со схемами.

В работе над реализацией опыта использовались следующие методы:

- наглядный ( демонстрация чего-либо)

- словесный (инструктаж, беседа)

- практический

-метод проектирования (от планирования до контроля)

-проблемный (метод проб и ошибок)

Формы работы с детьми:

– фронтальные;

– групповые;

 – индивидуальные.

Принципы составления опыта:

В основу опыта положены следующие педагогические принципы:

• принцип личностного подхода (личность каждого ребенка является непреложной ценностью);

• принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей);

• принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

• принцип систематичности (систематические занятия – гарантия всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению)

• принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

• принцип «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

• принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны для ребенка);

• принцип ориентации на достижение успеха (необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха);

• принцип единства чувств и знаний (полученные детьми знания должны прорабатываться не только в сфере интеллекта, но и в эмоционально – чувственной сфере);

• принцип обратной связи (педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия).

Целью первого этапа было знакомство и развитие интереса дошкольников к различными видами бумагопластики. Проводились беседы в режимных моментах на тему : «Что такое бумага» , «Как появилась бумага», «Для чего нам нужна бумага», «Бумага и ее свойства»(с проведением опытов в уголке экспериментирования), также затрагивались экологические проблемы «Зачем нам деревья», «Дерево и бумага, что тут общего?» и т. д

Была обогащена предметно –развивающая среда:

   - в группе был создан  творческий центр «Радуга», в котором были размещены:

*различные виды бумаги и все необходимое для детского творчества

*картотека различных техник и способов создания поделок

*музыка для релаксации, в том числе классическая музыка

*поделки сделанные детьми, родителями (различная техника)

* народное творчество (дымковское, хохломское, городецкая роспись и игрушка)

*картотека оригами и его базовых форм

*поделки, сделанные детьми во время занятий( свой маленький музей ).

Составлен перспективный план работы по бумагопластике (Приложение №3).

Для разработки занятий по бумагопластике использовались такие техники бумагопластики как:

- обрывная аппликация,

- аппликация из бумажных салфеток,

-оригами.

  1. Обрывная аппликация относится к нетрадиционным техникамОбрывная аппликация – это отдельный вид аппликации, выполненный без применения ножниц. В обрывной аппликации детали не вырезаются, все изображения получаются только с применением двух способов: без предварительной прорисовки контура или же с использованием готового изображения в виде распечатанной раскраски. Способ выполнения совершенно простой. Дети сначала на подготовительном этапе нарезают на узкие полоски бумагу необходимых цветов, затем старательно отрывают от нарезанных полосок маленькие кусочки, и только после этого из отдельных кусочков формируют целый рисунок, смазывая каждый кусочек клеевым карандашом. Благодаря этим мелким кусочкам изображению придаётся объёмность. Работая в технике обрывной аппликации воспитанники создавали следующие аппликации : «Осеннее дерево», «Зонтик», «Грибы» , «Руковичка» и др.
  2. Аппликация из бумажных салфеток дает возможность создавать шедевры без ножниц; развивает мелкую моторику, развивает тактильное восприятие, дает широкие возможности для проявления творчества. Чтобы делать аппликации из бумажных салфеток  воспитанникам предлагается нанести изображение на поверхность картона карандашами, или же на готовый шаблон, соответствующий тематике. Это может быть нарисованный, нарисованный и вырезанный шаблон, также очень интересно делать аппликацию на готовом, цветном рисунке или раскрашивать раскраски при помощи данной техники бумагопластики. Затем воспитанникам предлагается приготовить салфеточный материал в форме комочков или трубочек(жгутиков). Дети с удовольствием выполняют поделки из бумажных комочков, скатанных из салфеток или тонкой бумаги. Скатывать бумажные шарики между ладонями или круговыми движениями воспитанники учились не только на занятиях, но и при знакомстве с бумагой, проводя опыты (изучая свойства бумаги). Скручивание – это прием бумагопластики, доступный детям с самого раннего возраста. Суть этой техники в том, что при помощи изготовления жгутика, создается элемент декора либо целая композиция. Жгутик получается способом скручивания мягких видов бумаги. Лучше всего использовать салфетки, но можно применять туалетную или гофрированную бумагу. Вначале нужно показать детям как скатывать жгутик или рулончик из бумаги. Движения, выполняемые при скручивании жгута, напоминают прядение. Кладем полоску бумаги между ладонями и продольными движениями скручиваем его в жгут. В этой операции участвуют обе руки и задействованы многие группы мышц, поэтому эта техника особенно полезна для любого дошкольного возраста. Во второй младшей группе для первых поделок мы выбираем композиции с небольшим количеством элементов. После первых успехов можно переходить к более сложным поделкам.  Для сохранения конфигурации комочки и жгутики нужно слегка смочить водой. Использовать их можно только после полного высыхания бумаги. Когда все приготовлено, работа выполняется следующим образом:

- На небольшие участки поверхности картона наносится клеевая масса, и сразу укладываются салфеточные шарики или жгутики, в соответствии с орнаментом;

- каждый приклеенный элемент для прочности сверху тоже нужно намазать клеем;

- когда все приклеено, изделие должно сохнуть не менее 15 минут.

Так, например, дети создавали такие аппликации как: «Веточка рябины», «Веселый клоун», «Летят самолеты», «Веточка мимозы/сирени», «Праздничный салют» и др. , где воспитанникам предлагалось использовать различные методы :жгутики для веточек, комочки для цветов или полного заполнения рисунка.

3. Работа в технике «Оригами».  Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния  « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей, воображения. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий  и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели , ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата  (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих  в Японии.  Занятия оригами  несут в себе культурологические сведения.   При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.  

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) строилась по следующему принципу:

Вводная часть

Основная (практическая) часть

Заключительная часть

Основное место при организации занятий отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение занятий. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда (готовую поделку, сувенир). Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работы, важный не только для педагога, но и для детей. Занятия  проводятся 1 раз в две недели длительностью 15 минут. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается). Перед большинством занятий проводится предварительная работа в режимных моментах.

Так, например, перед проведением занятия «Осеннее дерево» (аппликация из рваной бумаги) была проведена предварительная работа: экскурсия по осеннему участку, сбор и засушивание листьев, рассматривание декоративных композиций, нарисованных или выполненных в технике аппликации из бумаги. В вводной части занятия дошкольникам было предложено поиграть в игру «Осенняя корзинка», в ходе игры дети собирали листья в корзинку и отвечали на вопросы педагога: «Назовите осенние месяцы», «Листья осенью (что делают?)», «Дождь осенью (что делает?)», «С урожаем осенью (что делают?)», «Птицы осенью (что делают?)», «Деревья осенью (что делают?)», «Звери осенью (что делают?)», «Солнце осенью (что делает?)». Дошкольники отвечали на вопросы, определяли какие цвета лучше использовать при выполнении данной аппликации, почему.  Также вместе с автором дошкольники обсуждали погоду осенью (дождь, ветер), обращалось внимание на то, что листья могут летать при ветреной погоде, что помогало дошкольником определиться с расположением листьев (обрывными кусочками) в зависимости от той погоды, которую ребенок сам выбрал, проявить воображение. В ходе основной части дошкольникам предлагалось украсить шаблон своего дерева листьями, также проявить творчество и фантазию в создании осенней аппликации.

Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, мы постарались в режимных моментах освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей. Это не представило большого труда, информацию нашли в литературе по оригами, где всё описано доступным и понятным языком и иллюстрировано подробными схемами, в интернете видео с подробными инструкциями. Тем более это облегчает занятие в дальнейшем. В практической и игровой деятельности дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

Также воспитанники познакомились с «оригамскими сказками», которые рассказывались и показывались автором опыта: «Сказка-оригами про пирата», «Сорока воровка», «Моряк и шляпа», «Сказка-оригами про крестьянина» (Приложение №4) и др.. Наблюдая и слушая такие сказки, дети повторяли знакомые базовые формы, обращали внимание на то, как рассказчик складывает углы (аккуратно, не спеша), как с помощью надавливания пальцев добивается четкой линии сгиба.

Обращалось внимание воспитанников на то, что большинство игрушек создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности сгибания заготовки. При складывании сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам (поперек или по диагонали) так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей заготовки. Затем сгиб проглаживают ребром ладони, а потом ногтем большого пальца правой руки от середины к краям с одной и другой стороны, придерживая бумагу левой рукой. Полученная заготовка называется базовой формой и служит основой для дальнейшего сгибания бумаги по прямым или диагональным линиям в соответствии с характером изображения. Дошкольники познакомились с названием и техникой складывания базовых форм оригами (Приложение № 5). 

Как только  воспитанники научились различать и самостоятельно складывать базовые формы, автор приступил к более сложным работам в технике оригами:  «Бабочка», «Собачка», «Лягушка» (Приложение №6), «Парусник». Также использовалась техника оригами в смешанных аппликациях, как, например, аппликация «Мороженное», где воспитанникам предлагалось сделать «рожок», используя базовую форму «воздушный змей», затем приклеить его на картон и добавить «шарики мороженного» , используя уже знакомую технику скатывания комочков из салфеток, коллективная работа «Золотые рыбки», где воспитанникам предлагалось сделать рыбку в технике оригами, используя базовую форму «двойной треугольник», а украсить «аквариум» «камушками», используя уже знакомую ранее технику обрывной аппликации. Работы, требующие больше времени проводились в два занятия.

В рамках работы определена система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. Работа с родителями предполагала:

 -анкетирование,

- индивидуальные консультации,

-беседы и рекомендации: «Чудеса бумагопластики», «Бумагопластика как средство развития воображения дошкольника», «Виды бумагопластики» и др.

-папки-передвижки,

- информационные стенды: «Наши руки не для скуки», «Оригами: от простого к сложному»,  и др.

-семинары-практикумы,

-фотовыставки, выставки детского творчества и выставки с участием родителей,

-мастер-классы направленные на развитие творческих способностей дошкольников посредством различных техник бумагопластики,  выставленные  в социальных сетях ДГ

Основными задачами взаимодействия с родителями были обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений.

Результативность опыта.

Для оценки результатов использовалась та же методики, при помощи которых диагностировался уровень развития указанных параметров на основном этапе :  методика «Неполные фигуры» автор Э.П.Торренс, методика «Солнце в комнате» авторы В. Синельников, В. Кудрявцев.

Сравнительная диаграмма диагностики исходного (2019г.)

и итогового уровней (2022г.)  развития воображения дошкольников

На начальном этапе работы показатели уровня развития воображения  показали,  что высокий уровень развития воображения имеют  3  ребёнка (16 %), средний уровень  -  8 детей (42%), низкий уровень – 8 детей (42%). После проведенной работы были получены следующие результаты: у 8 (42%) детей высокий уровень развития воображения, у 7 (37%) - средний уровень, 4 (21%) - низкий уровень. Таким образом, результаты контрольного этапа показали, что показатели развития воображения дошкольников повысились на 26% (по высокому уровню),  и снизились на 21 % (по низкому уровню) Следовательно, можно утверждать, что занятия  с использованием различных техник бумагопластики эффективны и повышают уровень развития воображения, учат дошкольников разрабатывать содержание изображения, эмоционально передавать образ,  задумывать оригинальное изображение и самостоятельно его разрабатывать

Следует отметить,  что дети, занимаясь на занятиях по бумагопластике, усвоили программу:

- дети с интересом выполняют работу,

- развита мелкая моторика рук, точное движение пальцев;

- развит глазомер;

-преобладает новизна и оригинальность работ;

- дети различают виды бумаги;

-развита поисковая деятельность;

- сформировано умение анализировать поделку;

-дети свободно владеют приемами в технике «бумажная пластика» - разрывают, сминают, скручивают, скатывают различной фактуры бумагу;

-дети работают самостоятельно;

-дети помогают друг другу, умеют слушать воспитателя и своих сверстников;

- развита фантазия.

Таким образом, разнообразие техник бумагопластики способствует развитию у детей эмоциональной выразительности, сюжетной разработанности отдельных деталей и всего сюжета в целом, оригинальности изображения в умении использовать разные техники бумагопластики и материалы, и в целом – развитию воображения детей.

Библиографический список

1. Андреев  В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития.   – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.

2. Афонькин С.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых/ С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина//-СПб.: Кристалл, 2000. - 306 с.

3. Белова, Т. Н. Развитие творческих способностей дошкольников в художественном ручном труде [Текст] / Т. Н. Белова // Воспитатель − 2010 − № 5 − С. 99-105.

4. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребёнок [Текст] / Н. А. Ветлугина. − М.: Просвещение, 2005. – 270 с.

5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1999 .-205 с.

6. Давыдова, Г.Н. Бумагопластика. Цветные мотивы.- М.:  Скрипторий, 2007. – 312 с.

7. Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2012 .- 185 с.

8. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. – М.: Знание, 1986. − 197 с.

9. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 129 с.

10. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие/ Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова //– М.: ТЦ Сфера, 2010.- 183 с.

11. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребёнке волшебника [Текст] / Е. Е. Кравцова. – М.: Просвещение, 1996. − 160 с.

12. Кудрявцев, В. Ребёнок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / В. Кудрявцев, В. Синельников. – М.: Азбука, 2015. – 64 с.

13. Левин, В. А. Воспитание творчества [Текст] / В. А. Левин. – Томск : Пеленг, 1993. − 56 с.

14. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.- 230 с.

15. Парамонова, Л. А Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: Академия, 2008. - 192с.

16.Поддьякова, А.Н. Формирование и развитие творчества дошкольников. - М.: Педагогика, 1997.- 420 с.

17. Поддъяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Поддъяков. – Волгоград : Перемена, 1994. − 47 с.

18. Рябко, Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика [Текст] /Н. Б. Рябко – М.: Владос, 2009. – С. 63-64.

19.  Соколова, С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010. - 64 с.

20. Тарабарина, Т.И. Оригами и развитие ребенка [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов/Т.И. Тарабарина.– Ярославль: Академия развития, 1997. – 224 с.

 21. Тугушева Г. П. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности / Г.П. Тугушева , А.Е. Чистякова  // Дошкольная педагогика. – 2007. – №8 – С. 9-11.

22. Черкасова, И.А. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой./ И.А. Черкасова, В.Ю. Руснак, М.В. Бутова, М.В.//  - М.: Скрипторий 2003, 2014.-85 с.

23.  Шахов, Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги [Текст]/Н.В. Шахов – М.: Бао-Пресс: Рипол Классик, 2006, - 48 с.

Приложение

  1. Приложение №1 – Диагностический материал по выявлению творческих способностей.
  2. Приложение №2 – Анкета для родителей «Развитие воображения у дошкольников»
  3. Приложение №3 – Календарно-тематическое планирование с детьми дошкольного возраста по бумагопластике.
  4. Приложение №4 – Сказка оригами про крестьянина.
  5. Приложение №5 – Схемы базовых форм оригами.
  6. Приложение №6– Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми «Лягушка» (оригами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Развитие речи через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.

Известно, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, быстрая истощаемость воображения, не...

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через бумагопластику»

В. А. Сухомлинский писал: Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, который питает источник творческой мысли. Чем бол...

Организация предметно - пространственной среды как средство развития речи (через развитие мелкой моторики рук)

Организация предметно - пространственной среды как средство развития речи (через развитие мелкой моторики рук)...

Выступление на педагогическом совете. Тема:" Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность"

Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность презентация...

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"...

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...