Социально - правовое воспитание в рамках «Детского совета»
методическая разработка (подготовительная группа)

Cмирнова Светлана Саватьевна

Социально- правовое воспитание  в рамках "Детского совета"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально - правовое воспитание в рамках

«Детского совета»

   Период дошкольного развития – это становление личностных качеств, на которых впоследствии будет строиться вся жизнь ребенка. Поэтому важно именно в этот период успеть заложить понимание того, что у человека есть не только обязанности, но и права, что общество и государство добровольно защищает его и оберегает от возможного насилия со стороны недобросовестных членов социума.

Ключевые задачи правового воспитания дошкольников

  • Правовое воспитание в дошкольном учреждении нацелено на реализацию следующих задач:
  • Дать детям представление о собственных правах и обязанностях.
  • Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.
  • Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.
  • Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.
  • Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
  • Знакомство с основными правовыми документами, которые координируют отношения между людьми (включая международные).

Основные направления деятельности педагога по правовому воспитанию детей в детском саду:

- работа с родителями по правовому воспитанию детей

- работа с детьми по правовому воспитанию

Работа с родителями по правовому воспитанию дошкольников.

Эффективными формами работы с родителями являются:

просветительские:

  • информация о международных и российских документах о правах ребенка;

• информационные стенды «Права ребенка», «Права и обязанности     родителей»;

  • памятки для родителей «Нужно ли наказывать ребенка»; «Будем взаимно вежливы»; «Если ребенок провинился… »; «Кнут или пряник?» и др.

традиционные:

  • родительские собрания «Знаем ли мы права ребёнка», «Защита прав и достоинства ребёнка»;
  • консультации «Права и обязанности родителей», «Как воспитать ребёнка без физических наказаний», «Понимаем ли мы своих детей»;

Работа с детьми по правовому воспитанию.

Формы работы с детьми:

  • Организованная деятельность;
  • Утренний круг;
  • Детский Совет;
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
  • Беседы;
  • Проблемные ситуации.
  • Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

Методы работы с детьми:

- Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, CD – диски, презентации), беседа о прочитанном и просмотренном.

- Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком, если бы я поймал золотую рыбку, если бы я вдруг превратился в …

- Дидактические игры: «Я имею право», «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право».

- Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот приём способствует развитию эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

- Метод драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребёнку присуще «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

-Метод презентации детьми различных рисунков, иллюстраций, сказок, рассказов. С помощью этого дети сами учатся понимать окружающий мир. Герои из сказок учат детей правильно мыслить и действовать по законам современного общества. Такого рода обучение стимулирует детей поступать как можно лучше.

Универсальным средством создания правового воспитания в ДОУ является детский совет

 Что собой представляет «детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.

«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы. Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.

Цель: создание условий для эмоционального настроя детей на весь день, включение детей в управление событиями и временем, тренинг коммуникативных умений.

Задачи детского совета:

  • Создать положительный эмоциональный настрой на весь день.
  • Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
  • Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
  • Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.
  • Разработать план действий.
  • Учить детей делать осознанный ответственный выбор.
  • Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

    Создание условий

С чего начать подготовку к проведению детского совета? С выбора удобного места, такого, где вы можете поместиться всей группой. Удобнее всего будет расположиться на ковре. Дети используют для удобства подушечки (у каждого она своя). Взрослый также выбирает на чем он будет сидеть: на подушке вместе с детьми, на низком стульчике или в кресле, - важно, чтобы было удобно, с одной стороны, и чтобы не слишком возвышаться над детьми, с другой.

Договоритесь между собой и детьми о том, как вы будете сообщать о начале общего сбора. Можно использовать звук колокольчик или металлофона, песенку или ритмичные хлопки.

   Время детского совета в структуре дня

До начала детского совета в группе течет обычная детсадовская суета – дети играют, объединяясь друг с другом или в одиночку, общаются, помогают взрослым справиться с бытовыми делами – накрыть на стол, убрать посуду.

Детский совет можно проводить  утром после завтрака и вечером, но до начала активных игр и занятий, чтобы придать им целенаправленность и организованность, и после них, чтобы подвести итог.

Детский совет может длиться от 5 до 20 минут. Все будет зависеть от того, насколько вам хорошо вместе, насколько обсуждаемая тема интересна и важна, насколько живо и весело вы ведете коммуникацию и, наконец, от возраста детей.

Структура детского совета

Однозначно закрепленной структуры детского совета нет.

-Детский совет НЕ занятие.

-Участие в нем НЕ может быть принуждением.

   Что же есть? Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:

    Ритуал. Дети по своей природе ритуальны. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность. В нашей группе при входе находится уголок приветствия. Ребёнок сам выбирает как ему поприветствовать воспитателя: «дать пять», пожать руку, обнять или предложить свой выбор. Далее дети выбирают смайлик соответствующего настроения и вешают на «дерево настроения»

Детский совет начинается с «приветствия». Следует разнообразить формы приветствий. Вместо «приветствий» можно использовать комплименты. Можно приветствовать друг друга пальчиками, носиками, коленками, локотками, кулачками, щечками, плечами.

Детский совет сродни «производственной летучке» - должен проводиться быстро, легко и по-деловому полезно. Именно поэтому игры, пение, совместное чтение используются как игры, как удовольствие, а не как учебные действия.

   Обмен новостями или философствование с детьми. Каждому воспитателю приходится сталкиваться со стремлением детей поделиться своими новостями – домашними событиями, удачами-неудачами, детскими обидами и достижениями, планами, фантазиями. Чаще всего дети высказывают их, «подлавливая» воспитателя, завоевывая его внимание.

Обмен новостями во время детского совета – место для высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него.

Так как высказаться, во время обмена новостями, хочется многим  вырабатываются  правила:

-говорим по одному, не перебиваем друг друга,

-говорит только тот, у кого в руках микрофон (мяч, игрушка ).

-В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые  — это обеспечивает широкий диапазон событий.

   Мотивирование детей на изучение темы

Этот вопрос мы рассматриваем  по-разному. Это может быть история одного ребенка  или, это может быть случай из жизни педагога. Все идеи детей вносятся в общий план. «Детский совет» предоставляет  возможность стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.

   Выявление инициатив и образовательных запросов детей.

Выявить инициативы и образовательные запросы детей нам помогает понимание того, что дети знают, и что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. В своей   деятельности по вовлечению детей  в проектирование я применяю технологию трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?».

Планирование образовательной деятельности, основанное на участии.  При составлении плана использую методику «Паутинка». Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых. Записи идей детей нужно делать в тот момент, когда они звучат; делать записи нужно печатными буквами, чтобы дети могли их использовать для чтения. Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать. В конце «Детского совета» предлагаю детям  выбрать, в каких центрах они хотят поработать (Центр творчества, Центр книги, Центр науки и экспериментов и т. д.). Так заканчивается  наш утренний «Детский совет».         

Возможность выбора

Принятие самостоятельных решений имеет первостепенную значимость. Возможность выбирать занятия, материалы, партнеров помогает детям приобретать навыки принятия решений организованным и безопасным путем, учиться принимать на себя ответственность за решения и понимать последствия своих действий.

Детям предоставляется право – выбирать:

- место в кругу;

- когда, с кем и где играть;

- в каком центре активности и чем заниматься;

- как, из каких материалов и в какой последовательности выполнять задуманное;

- что считать результатом и какой результат считать достаточным.

Вечерний «детский совет» начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.

Ключевые компетентности.

Детский совет – время и место формирования и появления ключевых компетентностей (компетенция – право действовать; компетентность – способность / готовность действовать, достигать значимого для себя и других результата).

коммуникативная компетентность – умение самостоятельно и свободно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам;

деятельностная компетентность – ценность деятельности ребенка не зависит от наличия или отсутствия видимой и приемлемой, с позиции взрослого, цели. В ней формируется индивидуальный стиль, приобретаются актуальные знания и навыки, формируются отношения;

- социальная компетентность – умение встраиваться в социальные отношения, инициировать и поддерживать их;

информационная компетентность – умение использовать разнообразные источники, несущие информацию;

здоровьесберегающая компетентность

В планировании проявляются все компетентности, а доминируют деятельностная и информационная.

Право ребенка быть успешным и серьезно воспринятым составляет одну из основных жизненных ценностей наряду с правом на жизнь и развитие, правом на наилучшее обеспечение интересов и недопущение дискриминации. Знание своих прав и обязанностей, умение свободно выражать свое мнение – один из показателей социально развитой личности.

Участие каждого ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретает особую важность для достижения социальной справедливости и социальной включенности, для равенства возможностей.

От этого зависит качество жизни ребенка. От этого зависит качество жизни взрослых. В настоящем и будущем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по социально-правовому воспитанию детей

Конспект занятия по социально-правовому воспитаниб для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников

Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....

Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников

Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....

Актуальность нравственно - патриотического воспитания в рамках детского санаторно – оздоровительного учреждения

Долад посвящен поиску новых технологий создания благоприятных условий для социализации детей с ослабленным здоровьем, воспитания гражданских и патриотических чувств. В условиях детского санаторного уч...

Конспект занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я и мои права»

Конспект занятия по социально-правовому воспитанию«Я и мои права!»Цель занятия:-  формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- способствовать развитию...

КОНСПЕКТ занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я И МОИ ПРАВА"

КОНСПЕКТ занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы Тема «Я И МОИ ПРАВА"...

Занятие по нравственно-правовому воспитанию в подготовительной группе "Советы Бабы Яги"

ЗАДАЧИ. Способствовать становлению у детей понятия свободы (свобода – это поведение человека, ограниченное уважением к свободе другого человека) на примере свободы выбора друга.Помочь детям...