СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ «СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ» Авторы- Ракова О.С. Киселева М.В.
методическая разработка (подготовительная группа)

Киселева Мария Владимировна

Сценарий квеста по Летнему саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letniy_sad_stsenariy.docx42.58 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ

«СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ»

Маша                Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами находимся в самом первом и самом знаменитом         саду Санкт-Петербурга – в Летнем саду. Этот сад практически ровесник города. Царь Пётр издал         указ о его создании на следующий год после начала строительства Петропавловской крепости и         сам принимал участие в разработке плана сада.
                Обратите, внимание на ограду сада. Она является одной из прекраснейших оград мира.         Говорят даже, что сто лет назад один богатый англичанин приплыл на своей яхте в Петербург, в         период белых ночей.  Бросил якорь перед оградой Летнего сада, всю ночь задумчиво смотрел на         неё, а потом поднял якорь и уплыл домой, сказав, что самое прекрасное в Петербурге он уже         увидел. Но эта ограда появилась здесь не сразу. Сначала к самому берегу Летнего сада подходила         Нева, и приплыть сюда можно было только на лодке. Ведь Летний сад располагается, как и         Петропавловская крепость на острове. С одной стороны её окружает Нева, со второй Лебяжья         канавка, с третьей река Мойка, а с четвертой Фонтанка.
___________________________________________________________________________________________
Ольга                Если вы посмотрите на план сада сверху, вы увидите, что он будто нарисован по линейке.
        Его пересекают удивительно ровные аллеи и дорожки. Такой стиль сада называется регулярным.         Этот стиль был очень модным во времена царя Петра Первого. У каждого дерева, каждого куста и         цветка было строго определённое место. В таком саду подстригали и деревья, и траву, и кусты.         Такие аккуратно подстриженные кусты называются «шпалеры». Они играют роль живой         изгороди, за которой располагается квадратная площадка – «боскет» (иначе зелёный кабинет).         Внутри каждого боскета спрятан какой-нибудь сюрприз. Например, фонтан или статуи из         мрамора, привезённые из Италии. Кстати, фонтаны Летнего сада были самыми первыми в России.
___________________________________________________________________________________________
Маша                Статуями в Летнем саду государь Пётр Алексеевич гордился больше всего. Пётр задумал         украсить свой сад статуями – для просвещения своих подданных. Он хотел, чтобы придворные,         прогуливаясь по тенистым дорожкам, изучали античную историю и мифологию (это история         Древней Греции и Древнего Рима). Пётр заказал мраморные статуи знаменитым итальянским         мастерам, и в Венецию за ними была отправлена целая флотилия, которая должна была доставить         ценный груз в Петербург.
        Когда статуи были расставлены по саду, получилась самая настоящая энциклопедия в камне.
        Изображения Цереры, Дианы, Аполлона, Минервы, Амура и Психеи помогали выучить имена         античных богов. Портреты римских императоров были иллюстрациями к истории Древнего Рима.
                Не всем и не сразу это понравилось. Русскому человеку странно было смотреть на женские         и мужские фигуры без одежды. Говорят, что однажды Пётр приказал даже поставить в Летнем         саду солдата с ружьём, чтобы охранять покой статуй. Зато теперь мы и представить не можем         Летний сад без них.
                Статуи простояли в саду 300 лет. Даже для камня это долгий срок. Климат у нас суровый то         дождь, то снег, то наводнение и статуи начали разрушаться. Десять лет назад решили, перенести         подлинники статуй в Михайловский замок – там теперь их дом, а в Летнем саду поставить их         точные копии, кроме одной скульптурной группы. Какой, узнаете позже. («Мир и победа»)
___________________________________________________________________________________________

Подходим к скульптуре «Минерва»
__________________________________________________________________________________________
Ольга                Здесь и начинается наша история. А расскажет нам её Мудрая Сова, верная спутница         Минервы. Так римляне называли греческую богиню Афину, богиню мудрости и справедливой         войны. У римлян она также была         покровительница искусств, талантов и мирного труда.
___________________________________________________________________________________________

Маша                Маша читает «Рассказ Мудрой Совы» - легенда

Рассказ Мудрой Совы

        Древние греки верили всё, что шевелится – то живое. Веет ветер, шелестит под ветром дерево, бежит вода в ручье, волнуется трава на лугах – все они живые. Если живые, значит, они – как мы, значит, их можно подстеречь и увидеть в живом облике. И греки представляли их себе в образе прекрасных девушек – и ручьи, и луга, и деревья. Их называли «нимфы», что значит просто «девушки». Нимфы ручьёв назывались наяды, нимфы деревьев –  дриады, нимфы моря – нереиды.
        
И в Летнем саду есть своя нимфа – нимфа Летнего сада. Старшая нимфа теперь живёт в Михайловском замке, а её младшая сестра, точная копия старшей нимфы теперь обитает в Летнем саду. Ей всего10  лет. Она видела сад только таким, каким мы его видим сейчас.
Красивым, нарядным, с весёлыми людьми, которые чтобы, её порадовать постоянно пускают ей
в лицо солнечных зайчиков, и непрерывно говорят в маленькие коробочки.
        Где красота, там и Хариты, богини радости. Их трое, они всегда в обнимку, имена их означают «веселье», «цветенье» и «блеск». Они сопровождают бога Аполлона с Музами.
        Муз всего девять. Мать Муз – Мнемозина, богиня памяти, а мать Харит (но об этом вспоминают редко) – Лета, богиня забвения. Это потому, что для счастья нужно и помнить хорошее, и уметь забывать плохое.
        Молодая нимфа была счастлива. Она вдохновляла поэтов и художников. Они писали ей стихи и рисовали её портреты. Но в последнее время ей стал сниться один и тот же сон.
        Ей снилось, что родилась она в далёкой солнечной стране, потом она долго плыла по морю, и наконец, оказалась в прекрасном саду, где самым главным был высокий человек. Высокий человек любил пышные веселья и запускал в небо огненные ракеты, но это было не страшно, а весело.
Это очень нравилось нарядные дамы в пышных платьях. Вокруг было много фонтанов и статуй.
        Затем, ей снилось, что пришила страшная волна, которая повалила деревья, сломала фонтаны, а сама она оказалась под водой. Сад расчистили, но фонтаны чинить не стали и кустарники с деревьями больше никто не стриг. Большая вода приходила к нимфе во сне ещё два раза. И в последний раз настолько изуродовала сад, что после этого долго никто в сад не приходил.
        Наконец, появились люди, спрятали её в ящик и закопали глубоко под землю.
Было тесно и одиноко. Часто слышался свистящий звук, после чего раздавался сильный грохот. Потом грохот прекратился.  Её вновь постановили в саду и вокруг собрались радостные люди, который поздравляли друг друга с победой и желали счастья.
        На этом её сон всегда обрывался.
         Нимфа Летнего сада не могла разгадать таинственный сон и очень расстраивалась. И вот, поэты больше не могут писать стихи, а художники стали плохо рисовать.
        А случилось, вот что, богиня забвения Лета, узнав от своих дочерей богинь счастья         Харит, что в Летнем саду поселилась новая нимфа Летнего сада, решила сделать ей подарок. И нимфа забыла всё плохое, но при этом она забыла и всё хорошее, что было в истории         Летнего сада.
        Я, Мудрая Сова, обещала помочь нимфе и отправилась к богине памяти Мнемозине.         Богиня поведала, что если найдутся люди добрые, смелые, умные и готовые помочь нимфе, то тогда она вспомнить всё: и хорошее, и плохое. Пусть нимфу это не пугает. Плохое забудется, а хорошее останется в памяти на всю жизнь. Она дала мне карту, где отмечены все важные места и события в жизни  Летнего сада. Нам надо их узнать, найти нимфу, так как в последнее время она грустит и прячется от людей и рассказать ей об увиденном, тогда нимфа, вновь станет счастливой.

___________________________________________________________________________________________

Ольга                Итак, в путь, разгадывать таинственный сон. Наверное, высокий человек –
           это царь Пётр Первый.

                1. Сначала мы посетим Летний дворец царя Петра. Он был построен в 1711-1712 гг. по         проекту Доменико Трезини.
        Летний дворец Петра I имеет счастливую судьбу: он никогда не перестраивался. В Летнем дворце         Петр Первый жил со своей семьёй с мая по октябрь. Дворец         предназначался только для летнего         жительства, в нём тонкие стены, одинарные рамы и двери. Венчает здание флюгер с изображением         Георгия Победоносца, поражающего змия. По углам крыши – водостоки в виде крылатых         драконов. Основным украшением фасадов дворца являются 29 барельефов, исполненных в редкой         технике ручной намазки. Тема изображений – прославление морской силы России.
                Возле Летнего дворца Петра находится скульптурная группа «Мир и победа». Она была         поставлена в саду в память победы над шведами. Мудрая Сова, говорит, что где-то здесь она         обронила своё первое послание. Давайте его поищем, а когда найдём, прочитаем
                

Маша                Читает первое послание Мудрой Совы

Первое Послание Мудрой Совы

        Посмотри на скульптурную группу «Мир и победа». Перечисли всё, что ты видишь: (девушка с факелом, ангел с якорем и пальмовой ветвью, орёл, лев, пушка) – ничего с первого взгляда не ясно.
Но дело в том, что понятия «война» и «победа» переданы здесь в камне через изображение разных символов (символ – условное обозначение какого-либо понятия или явления). Учёные-искусствоведы называют такие изображения аллегориями.
        Люди восемнадцатого столетия любили аллегории и умели их читать, как книгу.
        Лев в этой скульптурной группе обозначает Швецию, а орёл – Россию, поскольку именно эти животные         изображены на гербах стран-противников.
        Орёл топчет льва и опирается на якорь – это значит, что в войне Россия одолела Швецию
и получила выход к Балтийскому морю, на берегу которого стоит Санкт-Петербург.
        Якорь придерживает ангел, давая понять, что Россия победила в этой войне с Божьей помощью.
        Пальмовая ветвь тоже не случайна, так как в древности полководца-победителя встречали именно с пальмовыми ветвями.
        А опущенный факел в руках девушки означает скорбь по погибшим русским воинам.
        Кстати, шведы больше не решались затевать долгих войн с Россией. А в середине 19-го века шведский король в знак вечной дружбы подарил российскому императору Николаю Первому огромную вазу из розового гранита.
__________________________________________________________________________________________

Маша                К главному входу в Летний дворец можно было подплыть на лодке: здесь была небольшая         гавань или гаванец с пристанью, от которой шли ступени.

Куда-нибудь вставить

                Поиск кирпичика.
         Наводнение 1824 года. Если присмотреться к одной из стен царского владения, станет видно                 кирпичик, который отличается от всех остальных. На нём есть жирная черта-отметина – вот сюда,         до половины высоты окна первого этажа дворца, доходила вода. Взрослому человеку было бы с         головой.
_________________________________________________________________________________________

        Игра в гавани «Вы поедете на бал?»  
___________________________________________________________________________________________

        2. Идём дальше по Дворцовой аллее к Царицыной площадке (из сна - нарядные дамы в                 пышных платьях)

Маша                Перед нами Царицын фонтан, назван в честь жены Петра Первого – царицы Екатерины I.         Обычно здесь она принимала знатных дам. У каждой царицы есть своя свита, девушки, которые ей         помогают во всех делах. В обязанности царицы входило искать своим незамужним фрейлинам         женихов и выдавать их замуж. А для этого их надо было сосватать, то есть расписатьвсе хорошие         качества невесты. Давайте поиграем в такую игру. А женихом у нас будет величайший полководец         Древней Греции Александр Македонский, которому удалось за короткий срок завоевать половину         Азии. Давайте его сначала найдём и представимся ему… «Здравствуйте, я ИМЯ»

        Игра «Сватовство» на Царицыной площадке
__________________________________________________________________________________________

        3. Идём по Главной аллее к Шкиперской площадке. Перед нами Гербовый фонтан.
_________________________________________________________________________________________

Маша                Свое название фонтан получил благодаря резным двуглавым орлам, которые украшали         центр         водомета. На этой площадке царь Пётр принимал свих гостей.
_________________________________________________________________________________________

        Рассматриваем боскет «Менажерийный пруд».
___________________________________________________________________________________________

Маша         Непривычное для российского уха историческое название пруда Менажерийный имеет         французское происхождение. В переводе оно означает «зверинец». Здесь разводили         водоплавающих птиц. А в беседке посередине пруда, царь Пётр любил отдыхать. Перевозил его         туда придворный карлик на маленькой лодочке.

        Проходим в боскет «Крестовое гульбище».
_________________________________________________________________________________________
Маша
                Давайте, вспомним, кто такие нимфы. Греки представляли себе в образе прекрасных         девушек – и ручьи, и луга, и деревья. Их называли «нимфы», что значит просто «девушки».         Нимфы ручьёв назывались наяды, нимфы деревьев – дриады, нимфы моря – нереиды.
        Познакомимся с Нереидой - нимфой моря. Она рассказала Мудрой Сове один грустный и         трогательный миф о нимфе по имени Эхо. Давайте поищем послание Мудрой Совы.
           Она уронила его где-то неподалёку.

Маша         Читает второе послание Мудрой Совы

Второе Послание Мудрой Совы

        Жила на свете нимфа по имени Эхо. Она была говорлива, как все девушки, и Гера, главная богиня, утомлённая её болтовнёй, решила наказать её: «Кто умел болтать, тот сумей и молчать. Ни одной больше речи не начнёшь, зато всякую кончишь». И Эхо осталось звучать как эхо: она повторяет последние слова других и не может выговорить ни одного своего.
        Поиграйте, пожалуйста, в эхо, «я тебя не слышу: слышу»; «я сегодня ужинать не буду: буду»; «игру в ручеёк я не знаю: знаю»
___________________________________________________________________________________________

        Игра «ручеёк»
___________________________________________________________________________________________

        4. Идём в боскет «Птичий двор». 
___________________________________________________________________________________________

Ольга                В настоящее время в павильоне «Голубятня» расположена экспозиция, посвященная         археологическим раскопкам и находкам Летнего сада. Обязательно посетите павильон         «Голубятня» с родителями и тогда вы узнаете много интересного об истории Летнего сада.
        А мы продолжим наш рассказ.

                В царствование дочери Петра императрицы Елизаветы Летний сад перестал быть только         царским садом. Государыня позволила прогуливаться по саду «прилично одетой публике» по         четвергам и воскресеньям.
                 А затем Летний сад стал местом встречи многих горожан. Александр Сергеевич         Пушкин         жил неподалёку и, конечно, часто бывал здесь. Очень любил Летний сад и         знаменитый русский         баснописец Иван Андреевич Крылов. Благодарные читатели поставили ему памятник именно         здесь. И неспроста. В старину в глубине сада  был лабиринт. Лабиринт представлял собой         сложную систему дорожек среди кустов, с углублениями-нишами, где бил фонтан, и каждый         фонтан был украшен скульптурами персонажей из басен Эзопа. У каждого фонтана находилась         табличка, разъясняющая содержание басни.
        У входа в Лабиринт стояла статуя горбатого Эзопа, величайшего баснописца древнего мира.
__________________________________________________________________________________________

        5. Идём к памятнику Крылову.
__________________________________________________________________________________________
Маша                Посмотрите Крылов сидит на скамеечке и читает, словно никуда не уходил, окруженный         бронзовыми героями своих басен. И нам надо прочитать третье послание Мудрой Совы.

Маша         Читает третье послание Мудрой Совы

Третье Послание Мудрой Совы

Басня «Квартет»

                                Проказница-Мартышка,
                                Осёл, Козёл, Да косолапый Мишка
                                Затеяли сыграть Квартет.
                                Достали нот, баса, альта, две скрипки
                                И сели на лужок под липки,-
                                Пленять своим искусством свет.
                                Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
                                «Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —
                                Погодите!
                                Как музыке идти? Ведь вы не так сидите
                                                        …….
                                Вот пуще прежнего пошли у них разборы
                                И споры,
                                Кому и как сидеть.
                                Случилось Соловью на шум их прилететь.
                                Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
                                «Пожалуй,- говорят,- возьми на час терпенье,
                                Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
                                И ноты есть у нас, и инструменты есть,
                                Скажи лишь, как нам сесть!» —
                                «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
                                И уши ваших понежней,-
                                Им отвечает Соловей,-
                                А вы, друзья, как ни садитесь;
                                Всё в музыканты не годитесь».
                                _____________

                                «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
                                И уши ваших понежней,-
                                Им отвечает Соловей,-
                                А вы, друзья, как ни садитесь;
                                Всё в музыканты не годитесь».
________________________________________________________________________________________        Игра «Квартет»
_________________________________________________________________________________________

        6. Идём к Кофейному домику мимо фонтана на 3-й площадке, мимо «Чайного домика»

Рассказ с остановками по дороге

Ольга                В 1777 году случилось сильное наводнение с ураганным ветром. В Летнем саду была         разрушена фонтанная система, пострадал грот, много скульптур и деревьев. Сад решили не         восстанавливать. Разобрали галереи, беседки, птичники. И в конце 18-го века на смену         регулярному парковому стилю Летнего сада пришёл пейзажный. Были уничтожены крытые         зелёные коридоры. Прекратилась фигурная стрижка кустарников. Екатерина Вторая         распорядилась разобрать остатки павильонов, оранжереи, садовые затеи, тогда же была         уничтожена фонтанная система.
                От первоначального облика сада сохранилась основная регулярная планировка аллей,         Карпиев пруд, Лебяжий канал, мраморные скульптуры на прежнем месте и Летний дворец Петра I.         К этому времени берег Невы был расширен путём подсыпки, были устроены гранитные         набережные Невы, и со стороны Невы появилась великолепная кованая ограда
        архитектора Ю.М. Фельтена.
                Позже архитектором Шарлеманем был построен в глубине сада «Чайный домик».
        А на месте полуразрушенного Грота архитектор Карл Росси создал «Кофейный домик».

                Помещения «Чайного домика» служили кладовыми. А открытая средняя часть была для         посетителей сада убежищем от дождя.
__________________________________________________________________________________________

        7.  «Кофейный домик». 

Рассказ

Маша                Во времен Петра Первого на месте павильона «Кофейный домик» находился Грот.
        Грот был самым эффектным сооружением Летнего сада, его называли диковинкой Петербурга.         Наводнение 1777 года почти полностью уничтожило Грот. В 1826 году Карл Росси перестроил         Грот в павильон «Кофейный домик». В 1925 году во время ремонтных работ под Кофейным         домиком были обнаружены подземные тоннели.
__________________________________________________________________________________________

        8. Фонтан «Лакоста» в «Зелёном кабинете»

Маша                Сейчас мы с вами посмотрим, что натворило наводнение с фонтанами. Фонтаны были         разрушены водой. Восстанавливать их не стали и просто засыпали землёй. 10 лет этот фонтан         откопали, но восстанавливать не стали, в память о том страшном наводнении.

_________________________________________________________________________________________

        9.  Идём по аллее Росси к началу «берсо» – зелённая галерея и к музам мимо фонтана на 4-й площадке – это фонтан «Пирамида»
________________________________________________________________________________________

Ольга                Мудрая Сова нам подсказывает, что в Летнем саду, кроме нимф обитают ещё и музы,         греческие богини искусства. С ними нужно обязательно подружиться, иначе поэты не смогут         слагать стихи, художники рисовать, танцоры забудут все танцевальные движения, а актёры будут         играть так плохо, что на их спектакли никто не станет ходить.

        Найдём и прочитаем четвёртое послание Мудрой Совы

Четвёртое послание Мудрой Совы

        Как известно, Муз всего девять, но мой рассказ будет только о четырёх Музах

        Эвтерпа считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие. Среди прочих муз она выделялась утончённость и женственность. А её стихами боги могли наслаждаться бесконечно.

        Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена. 
Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые  бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли — боги обратили их в сирен.
Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов.


        
Как противоположность Мельпомене — Талия. Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав, что и служило причиной ссор с Мельпоменой, а наиболее близка она была к Терпсихоре.


        Муза Терпсихора, в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы. Если танцор хотел научиться движениям в ритме танца, он тут же звал на помощь Терпсихору.
_________________________________________________________________________________________

10. Игра «Танцуем минует» и идём парами по зелёному коридору к Коронному фонтану
__________________________________________________________________________________________

Маша                Свое название фонтан получил по форме водных струй, образующих композицию,         похожую на корону. Фонтан пострадал во время наводнения 1777 года  и вскоре был засыпан.         Восстановили его совсем недавно, всего лишь 10 лет назад, тогда же и появилась на свет наша         нимфа Летнего сада, копия прежней нимфы, которая сейчас живёт в Михайловском замке.
        Вокруг фонтана установлены бюсты знаменитых древнегреческих и древнеримских мыслителей.         Об одном из них нам расскажет наша Мудрая Сова. Пятое послание она уронила где-то здесь.

Маша         читает пятое послание Мудрой Совы

Пятое послание Мудрой Совы

Рассказ о древнегреческом философе Диогене        

        

        Диоген считал, что человек должен быть свободен от вещей. Именно поэтому он жил в пифосе (а не в бочке, как считают многие). Пифос — большой керамический сосуд, который греки использовали для хранения вина или зерна. Философ говорил, что для счастья человеку достаточно и такого дома. А однажды Диоген увидел, как мальчик пьет воду из ладоней, и выкинул свою единственную деревянную миску.        

        Ученый не стеснялся идти против традиций. Он всегда ел прямо на базаре, что в Афинах не принято было делать. Также философ мог уснуть там, где ему вздумается.         

        Античные авторы свидетельствуют о встрече Александра Македонского великого греческого полководца с Диогеном. Так, самая известная версия гласит, что великий полководец спросил,

может ли он чем-то помочь бедному ученому. На что Диоген попросил не загораживать ему солнце. Македонский был в восторге от такого ответа и сказал, что если бы он не был Александром, то хотел бы быть Диогеном.

        Ответьте Диогену на его мудрые вопросы.

«Что, не так?»

        Был раньше ерик Безымянный,
        Но сад украсили фонтаны -
        И ерик имя поменял,
        Он знаменитой
флешкой стал!      (речкой)

                («Кофейный домик»)

        Всё в этом парке дышит стариной

        И даже пруд – здесь уголок музейный.
        Дворец Петра, а рядом век иной -
        Созданье Росси –
телефон кофейный.   (павильон)

        Узнали двух муз: Терпсихору и Талию,
        Они к нам попали,
как программисты из Италии.  (покинув)
___________________________________________________________________________________________

Маша                Мы увидели всю красоту Летнего сада, узнали много нового. Пора нам теперь найти нимфу         Летнего сада. Как мне шепнула Мудрая Сова, она здесь прячется неподалёку.
___________________________________________________________________________________________

11.  Идём к нимфе Летнего сада. Хвалим нимфу. Читаем послание нимфы
___________________________________________________________________________________________

Послание нимфы Летнего сада

        Ребята, спасибо вас огромное. Я всё вспомнила. Это так прекрасно помнить свою историю. Теперь моя душа спокойна. Скажу вам по секрету, у Летнего сада тоже есть душа. Идите вдоль Лебяжьей канавки до Гранитной пристани. Там её и найдёте. Мудрая Сова расскажет вам её историю.

__________________________________________________________________________________________

11. Идём вдоль Лебяжьей канавки до Гранитной пристани.
    Останавливаемся у скульптуры «Амур и Психея». Находим и читаем рассказ Мудрой Совы

__________________________________________________________________________________________

Шестое послание Мудрой Совы

Рассказ Мудрой Совы об «Амуре и Психеи»

        В древние времена жила девушка по имени Психея. Психея была столь прекрасна, что вызвала ревность богини красоты Венеры, и та подослала к ней своего сына Амура – бога любви, чтобы он нанес рану Психее. Но когда Амур увидел столь красивую девушку, он, влюбившись, не стал причинять ей вреда, а перенес ее тайком от матери в свой чертог и посещал ее по ночам, в полной темноте, запретив ей видеть свое лицо. Коварные и завистливые сестры подучили Психею нарушить запрет, и она попыталась при помощи ночника рассмотреть своего возлюбленного.

        Когда Психея, со светильником в руке, нарушив запрет богов, наклонилась к своему таинственному супругу, капля горячего масла, падая из светильника, разбудила Амура, и он в гневе покинул Психею. Девушка перенесла немало испытаний, прежде чем она вновь обрела своего любимого, а сжалившийся над влюбленными Юпитер подарил ей крылья и бессмертие богов.

        Имя Психея - греческое и означает "душа". В более поздние времена историю Амура и Психеи истолковывали как аллегорию странствований человеческой души, стремящейся к  любви.
__________________________________________________________________________________________

        12. Находим последнее послание Мудрой Совы в дупле дерева и движемся по Школьной         аллее к Карпиевому пруду.

Седьмое послание Мудрой Совы

        Вы сейчас пойдёте по аллее сада, которая называется Школьной.  Почему? Неужели в честь тех школьников, которые сбегают сюда с уроков в тёплый солнечный день? Нет, конечно. Во время Великой Отечественной войны Школьная аллея спасла жизнь многим детям. Осенью 1941 года Летний сад, как и весь город, называвшийся тогда Ленинградом, оказался в кольце врагов. Началась блокада Ленинграда – 900 дней голода и бомбёжек, от которых погибла половина жителей города. Те, кто сумел пережить первую, самую страшную блокадную зиму, остро нуждались в витаминах. И весной 1942 года, едва сошёл снег, уцелевшие ученики и учителя близлежайших школ, с трудом удерживая в ослабевших руках лопаты, посадили в Летнем саду лук, морковь и капусту. Так и стала это прежде безымянная аллея Школьной. Здесь же неподалёку под землёй были спрятаны драгоценные мраморные статуи.
_________________________________________________________________________________________

        13. Идём по Школьной аллее к Карпиевому пруду.

Маша                Нам виден Михайловский замок, где сейчас находится коллекция скульптур Летнего сада,         Карпиев пруд и знаменитая Порфировая ваза, которую шведский король подарил нашему         императору в знак вечной дружбы. Нимфа Летнего сада тоже хочет подарить вам вазу, в         благодарность за вашу помощь, за то, что вы помогли ей разобраться в её таинственном сне и         сделали её опять счастливой. Наша верная помощница Мудрая Сова подскажет нам, где её искать.         Найдите знак с изображением «Совы».

        Когда будете выходить из сада, обратите внимание на ограду. За вами внимательно наблюдает         Медуза Горгона. Хорошо ли вы себя вели, нарушали или нет покой статуй.
        Тех, кто безобразничает в саду, Медуза превращает в камень.

КОНЕЦ

Для спраки



Барельефы

Скромный фасад дворца украшают барельефы. Они были созданы в 1714 г., что специально оговаривалось в указе Петра от 2 мая 1714 г. Барельефы (всего их 29) расположены между окнами первого и второго этажей. Они посвящены преимущественно мифологическим сюжетам и в аллегорической форме отражают события царствования Петра I, прославляют победу России в Северной войне и возвращении России северных морей. В большинстве барельефов фоном служит море с изображениями петровских галер. Многие мифологические сюжеты у современников Петра ассоциировались с конкретными историческими событиями.

 

Создание барельефов было поручено немецкому арх.-скульпт. Андреасу Шлютеру (1659-1714), приглашенному Петром I в 1713 г. из Берлина. Однако смерть скульптора помешала ему полностью выполнить работу. Имена мастеров-исполнителей неизвестны. Различное художественное качество барельефов, говорит, что мастеров было несколько. Самым ярким и профессиональным считается горельеф "Торжествующая Минерва" над входом в Летний дворец. Возможно, этот горельеф и барельефы на восточном фасаде "Амур на морском льве", "Амур на дельфине" были выполнены по эскизам А. Шлютера (дельфин в то время символизировал мир и спокойствие).

Южный фасад

Над главным входом помещен барельеф "Минерва, окруженная военными трофеями", два амура поднимают корону над ее головой.

Крайний слева барельеф изображает похищение богом подземного царства Плутоном Прозерпины - богини плодородия (1ю). Колесницу с героями сюжета кони уносят в Таратар. Парящий амур символизирует любовь Плутона к богине. Барельеф (2ю): Аталанта и Гиппомен. Аталанта обещала стать женой того, кто победит ее в беге, Гиппомен на бегу трижды бросал золотые яблоки, и Аталанта трижды останавливалась, чтобы подобрать их. Барельеф (3ю): Бой Персея с Медузой. Герой уже занес меч над поверженным чудовищем. На помощь спешит богиня Афина. Барельеф (4ю): Юпитер. Царь богов Юпитер с орлом и громовидными стрелами, у его ног богиня в короне. Правее главного входа Барельеф (5ю): Посейдон и Афродита. На колеснице-раковине, впряженной в тройку морских коней, бог морей Посейдон и его супруга Афродита. Барельеф (6ю): Диана. Богиня охоты Диана с собаками на берегу моря. Крайний справа Барельеф (7ю): Венера и Адонис. Венера удерживает своего возлюбленного Адониса, который отправляется на смертельную охоту.

 

Восточный фасад

Барельеф (1в): Спящий мальчик на дельфине. Барельеф (2в): Мальчик (Амур?), ухватившись двумя руками за бороду морского козерога, несется по волнам. Барельеф (3в): Улыбающийся мальчик (Амур?) на дельфине мичтся по морю. Барельеф (4в): Амур верхом на морском коньке. Барельеф (5в): Европа с быками. Сцена, предшествующая похощению Европы Юпитером. Барельеф (6в): Актеон и Диана. Юноша Актеон, превращаемый богиней Дианой в оленя, спасается от своих собак.

 

Западный фасад (обращенный в сторону сада)

Барельеф (1з): Диана с нимфами. Богиня охоты Афродита купается со своими подругами-нимфами. Актеон, наблюдавший за ними, превращен разгневанной богиней в оленя. Барельеф (2з): Арион с лирой плывет по морю на своем спасителе-дельфине. Барельеф (3з): Бог Аполлон преследует нимфу Дафну, спасаясь, она превращается в дерево. На заднем плане видны парусные галеры петровских времен. Барельеф (4з): Богиня Венера, рожденная из пены морской, окруженная своей свитой - тритонами и нереидами. Барельеф (5з): Похищение царевны Европы богом Юпитером, принявшем облик быка, купидоны олицетворяют любовь. Барельеф (6з): Персей и Андромеда. На крылатом Пегасе Персей спешит спасти прикованную Андромеду от дракона. Адромеда в начале XVIII в. символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей - Петра-освободителя.

 

Северный фасад (обращенный к Неве)

Барельеф (1с): Амур в схватке с морским чудовищем.  Барельеф (2с): Амур, играющий со львом. Барельеф (3с): Амур с мечом и шлемом шествует по волнам с морским слоном. Барельеф (4с): Бог природы Пан у куста камыша, в который превратилась преследуемая им нимфа, два купидона смеются на Паном. Барельеф (5с): Юпитер обрушивает стрелы молний на морских чудовищ. Барельеф (6с): Латона и ликийские крестьяне. Крестьяне, не давшие напиться воды Латоне, Аполлону и Диане, были превращены в лягушек. Барельеф (7с): Венера, рожденная из пены морской, плывет по морю, сопровождаемая Амуром. Барельеф (8с) Богиня Афина на облаке спускается к морю, где ее встречает сирена. Барельеф (9с): Нереида (морское божество) на морском коне.

Со всей достоверностью раскрыть аллегорический смысл каждого из барельефов сложно, но в той или иной степени все барельефы символизируют победу в Северной войне.                                                                          

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего праздника "Однажды в Новогоднюю ночь...."

Новый год является самым любимым праздником многих людей. И практически каждый хранит свои воспоминания об этом празднике. Данный сценарий включает в себя инсценировку сказки детьм...

Квест - экскурсия "Я покажу тебе Ефремов"

Формирование интереса к своему родному городу Ефремову...

Сценарий новогоднего праздника "Приключение в Новогоднюю ночь"

Цель: Создать у детей радостное праздничное настроение.Задачи:· Учить детей выразительно исполнять музыкальные, танцевальные, стихотворные номера на сцене;· Развивать коммуникативные нав...

Релаксационное упражнение "Летняя ночь"

Музыка-волшебница. В ее власти находится психика человека. Объединив усилия педагогов, она может подарить загадочныйй мир, в котором царит спокойствие и умиротворение. А релаксационное упражнение с пр...

Сценарий новогоднего утренника «Как-то в ночь под Новый год» для детей подготовительной группы.

В сценарий новогоднего утренника «Как-то в ночь под Новый год» для детей подготовительной группы включена  Сказка  «Почему у зайца короткий хвост?»...

Сценарий квест- экскурсии по саду для родителей

Экскурсия для родителей в игровой форме...

Сценарий педагогического квест- экскурсии по кабинетам дополнительного образования "Семь-Я"

Сценарий педагогического квест- экскурсии по кабинетам дополнительного образования "Семь-Я"Для РМО....