Инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей.
статья

Фролова Анастасия Владимировна

Предварительный просмотр:

Инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей.

Фролова А.В.

Для воспитания подрастающего поколения в современных условиях необходимо постоянное взаимодействие семьи и образовательной организации. Огромную роль играет семейное воспитание. Современные родители активны, любознательны, ответственны, они в постоянном поиске нового, интересного и увлекательного для всестороннего развития своих детей. Родители стремятся развить множество талантов своего малыша и с гордостью демонстрируют все его достижения. Но для полноценного воспитания и развития современным детям необходимо посещать дошкольные образовательные организации, где дети имеют возможность научиться общаться с ребятами разных возрастов, а так же с педагогами. И конечно педагогам и родителям так же приходится взаимодействовать. Некоторые родители выступают наблюдателями, других же не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие дошкольной образовательной организации, высказывают свои предложения, пожелания, требования. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.

Это побуждает весь коллектив наиболее полноценно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать инновационные формы сотрудничества с родителями.

Традиционные формы работы детского сада с родителями можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.

  • Индивидуальные формы: беседы педагога с родителями; тематические консультации; заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей, посещение семьи ребенка.
  • Коллективные формы: родительские собрания;
  • Наглядно-информационные формы: фотоотчеты; выставки детских работ, видеоотчеты организации различных видов деятельности.

Традиционные формы работы с семьёй предполагают отведение главенствующей роли педагогу. Данные формы работы достаточно эффективны при надлежащем выполнении и необходимы до сих пор, но в современных условиях могут оказаться недостаточны так как проблемы семей требуют индивидуального подхода.

В последние годы в педагогическом лексиконе часто применяется термин «инновация». Рассмотрим трактовки данного понятия.

Данный термин означает «нововведение», «новаторство», «передовой педагогический опыт», возникающее на основе разнообразия новшеств и инициатив, перспективных для развития образования». Понятие «инновации»,появилось недавно и прочно вошло в современную жизнь. Иногда за инновации принимаем «хорошо известные, но забытые» технологии. Любое новшество связано с творческой деятельностью педагога.

Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов дает следующее определение: «Инновация, нововведение (англ. innovation) – это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем» [1].

На данный момент очень важна вовлечённость родителей в работу детского сада, но гармоничному взаимодействию педагогов и родителей могут помешать различные факторы, как личные так и профессиональные, что может привести к формированию предубеждений и помешать семьям взаимодействовать с ДОУ на достаточном уровне.

Инноваонные формы работы педагогов с родителями помогают наладить неформальные контакты, исключают назидания, привлекают внимание к деятельности детского сада, помогают увидеть своего ребенка в новой обстановке. С приминением инноваионных форм работы взаимодействие педагога и родителя становится более искренним, открытым и непринужденным.

Инновационные формы работы с родителями:

  1. Группа в социальных сетях. Сообщество, диалог или группа, созданная в соцсети или мессенджере существенно облегчают общение и взаимодействие родителей и педагогов.
  2. Сайт ДОУ. Современные образовательные организации имеют личные сайты, где представлены программы, по которым ведется работа в группах, сообщаются сведения о воспитателях, размещены некоторые материалы по дошкольной педагогике. Учитывая занятость родителей, сайт предоставляет возможность, знакомится с новостями в удобное для себя время.
  3. Акция. Совместные действия, предпринимаемые для какой-то цели (благотворительность, благоустройство детского сада и др.), содержат большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать.
  4. Проведение вебинаров и голосовых конференций при помощи программы Скайп, Дискорт, Зум и т.п.. Основная масса пользователей интернета имеют возможности для установки и применения подобных програм для голосового общения и видео конференций.Программы позволяют проводить коллективные обсуждения актуальных проблем и общаться между собой.
  5. Родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители имеют возможность утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
  6.  Проектная деятельность. Участвуя в проектах ребенок совместно с родителями и педагогами добывает новые знания, демонстрирует творческие способности.
  7. Семейные клубы– неформальные объединения родителей для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов, дети которых вместе занимаются в кружках, студиях, секциях.
  8. Чайная пауза. Общение в эмоционально насыщенной, непринужденной обстановке содействует сближению педагогов, родителей и детей. Беседа за чашкой чая, приятный музыкальный фон, атмосфера игры – все это содействует эмоциональному раскрепощению, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания.

В наше время ДОУ активно используют и старательно расширяют спектр инновационных форм работы с семьями так как доверительные деловые контакты способствуют выработке более эффективных методов воспитания и коррекции воспитательной позиции родителей и педагогов.

Литература

  1. Термин «инновация» // «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов». [Электронный ресурс]. URL: http://www.innoros.ru/publications/analytics/12/termin-innovatsiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ.

В практике современной образовательной организации зачастую используются лишь традиционные формы работы по взаимодействию с семьей, такие как: родительские комитеты, выставки, родительские собрания, р...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»

laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...