Использование игровых макетов в работе с дошкольниками с ТНР по экологическому воспитанию
методическая разработка

Данный материал может быть полезен педагогам в работе с детьми с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии макетирования в работе с дошкольниками с ТНР по экологическому воспитанию

Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственен за катастрофическое загрязнение природы, вымирание многих видов животных.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М Пришвин.      Наряду с традиционными методиками для экологического развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми.

В своей работе с детьми я использую макет «Лес и его обитатели». Макет используется в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

1. Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

2. Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

3. Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.

4. Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

5. Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.

«Что где растет»

Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.

Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.

 «Отгадайте, что за растение»

Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

«Узнай чей лист»

Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.

Ход игры. Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

«Лесник»

Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников (ствол, листья, плоды и семена).

Ход игры. Выбирается «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моём участке растёт много берёз (тополей, клёнов), давайте наберём семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

«Добрые слова»

Цель. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.

Ход игры. Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова – вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные добрые слова, с которыми можно обратиться к …медвежонку, цветку, бабочке и т.д.

«Что растет в лесу?»

Цель. Закреплять знания о лесных растениях.

Ход игры. Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать, что растёт в лесу. Воспитатель говорит: «Грибы!» Дети должны назвать по очереди виды грибов. Другим детям педагог говорит: «Деревья!» Дети называют деревья. Побеждает ребёнок, больше назвавший растений.

«Какого животного не стало?»

На макете четыре или пять фигурок животных. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из животных. Дети открывают глаза и вспоминают, какое животное стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество животных на столе.

Из опыта работы мы делаем выводы, что используемые в работе с детьми макеты выступают средством формирования совокупных представлений детей о природе, способствуют умению находить и понимать взаимосвязи в природе, вызывают интерес, любовь и бережное отношение к ней, способствуют развитию познавательной активности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в работе с дошкольниками

Использование игровых технологий в работе с дошкольниками...

Использование игровых макетов в режиссерских играх дошкольников.

В статье рассказывается о роли  игровых макетов в развитии воображения и  режиссерской игры детей дошкольного возраста. Показана развивающая роль данной игровой среды, помогающей  воспи...

Сообщение из опыта работы " Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста по экологическому воспитанию"

В сообщении рассказывается о проделанной работе по экологическому воспитанию в группе раннего возраста...

Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников

В настоящее время игра как ведущая деятельность ребенка ушла на второй план. Основной заботой родителей, а затем и воспитателей стало обучение дошкольников, подготовка их к поступлению в престижн...

Использование игровых макетов в социализации старших дошкольников

 Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию.    Организуя предметно-игровую среду с исп...

Использование игровых макетов в работе с дошкольниками

Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Модели-макеты имеют огромное з...