Чудесная глина
проект (старшая группа)

Баланова Алена Сергеевна

Ребёнок - познаёт окружающий мир через опыт личных ощущений, переживаний, действий.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_glina_glavnyy34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ивушка»

                                      Познавательно - творческий проект

                                                  Чудесная глина

Руководители: Никонова Евгения Николаевна

Баланова Алёна Сергеевна

с. Пайвино

                                                  2022г.

Оглавление

1. Введение...............................................................................................................2

2. Этапы реализации проекта.................................................................................4

2.1. Подготовительный............................................................................................4

2.2. Основной...........................................................................................................4

2.3. Итоговый...........................................................................................................7

3. Заключение..........................................................................................................7

4. Список использованной литературы.................................................................8

5. Приложения

1. Введение

Целевая группа: дети от 5 до 6 лет, посещающие старшую  группу МКДОУ детского сада «Ивушка».

Ребёнок - познаёт окружающий мир через опыт личных ощущений, переживаний, действий.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

Знакомя дошкольников с прикладным искусством в НОД, дети проявили большой интерес к глине. Они задавали множество вопросов: - Зачем нужна глина? Как её добывают? и.т.д. Учитывая интерес детей, нами был разработан проект «Чудесная глина», чтобы вместе с детьми ответить на вопросы и решить поставленные задачи.

Цель: познакомить детей с природным материалом – глиной, ее свойствами и применением.

 

Задачи: 

Образовательные:

-Познакомить детей со свойствами  и качествами глины, с  использованием и быту.

Развивающие:

-  Формировать  исследовательский интерес  у детей, познавательную активность;

- Развивать эстетическое восприятие мира у дошкольников, умение рассказывать о  своих впечатлениях;

- Совершенствовать творчество, фантазию, наблюдательность и воображение. 

Воспитательные:

- Формировать общую культуру личности ребенка; 

- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров;

-  Воспитывать познавательный интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства.

Срок реализации проекта: 2 недели.

Проект проходил в три этапа:

Подготовительный

Основной

Итоговый

                                        2.Этапы реализации проекта

2.1. Подготовительный этап.

В ходе подготовительного этапа был подобран иллюстративный, художественный и дидактический материал по теме проекта. Собрана информация о глине и глиняных изделиях; разработан план мероприятий по теме проекта.

Уголок экспериментирования пополнился:

- разнообразной глиной, необходимой для проведения опытов;

- гончарный круг (2шт )

- инструменты для лепки.

Проведён опрос детей, с целью выявления степени информированности детей о глине перед началом проекта.

2. 2. Основной этап.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Беседы: Познавательная беседа «Дымковская игрушка», «Нужна ли глина людям?», «Где и как добывают глину?», «Полезные ископаемые. Что это? »;

Просмотр презентации: «Удивительная глина», видеоролик «Изготовление дымковской игрушки» Приложение№1

Рассматривание альбомов:

- «Филимоновская глиняная игрушка», «Дымковская игрушка». Альбомы предназначены для ознакомления дошкольников с росписью, элементами узора, с разнообразием игрушек.

- Альбом «Маслянинский кирпичный завод», знакомство с производством кирпича. Приложение№2

Совместная деятельность «Знакомство с гончарным кругом»

Приложение№3

Экскурсия в «Детскую школу искусств»: Проведение мастер класса преподавателем МДШИ  Остапченко А.А. в гончарной мастерской. Приложение№4

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворений о глине: В. Степашин «О глине»; Л. Орлова «Лепка»; А. Пастернак «Мягкую, вязкую, глину возьмём»; С. Русановская «Я могу из глины». Отгадывание детьми загадок про глину, знакомство и обсуждение пословиц, связанных с темой проекта. Чтение сказок «Лиса и журавль», «Горшочек каши», «Как кусочек глины, красивой вазой стал» Н.Н. Косарева (авторская сказка)

Цель: Расширять знания детей по теме посредством художественной литературы. Приложение№5

Дидактические игры и упражнения:

Д./игра «Собери осколки»

Д./ игра «Что бывает глиняным?»

  Д./ игра «Четвертый лишний»

Д./ игра «Чей лоскуток?»

Настольно-печатные игры:

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же картинку»

«Лото» - «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка»

Плазлы «Собери дымковскую игрушку»

«Что из чего?» 

«Найди 10 отличий» Приложение№6

Словесные игры:

Внесение в центр развития речи лексических игр и упражнений на темы: «Какая глина?»; Д./ игра «Что бывает глиняным? », «Отгадай по описанию», «Расскажи о глине»  и т д.

Цель: расширить словарный запас детей, развивать связную речь.

Сюжетно-ролевые игры:

«Посудная лавка», «Магазин игрушек».

Динамические паузы:

Цель: повысить работоспособность, ослабить утомление, развить речь, координацию движения и мелкую моторику.

Пластический этюд «Глиняные фигуры»

Пальчиковая гимнастика «Я возьму кусочек глины…»

Подвижная игра «Горшки»

Экспериментально – исследовательская деятельность:

 «Эксперименты с глиной» Приложение№7

Работа с родителями:

Помощь родителей в организации экскурсии в «Детскую школу искусств»

Домашнее задание: «Сообщение по теме проекта»

Консультация: «Экспериментируем с глиной» Приложение№ 8

Продукты творческой деятельности детей.

Рисование  « Нарядная барышня», «Раскрашивание посуды» Приложение№9

Лепка: «Дымковская игрушка», «Кружка», «Дымковская барышня» Приложение№10

2. 3. Итоговый этап.

Викторина «Русское народное творчество» Приложение№11

Выставка детских работ. Приложение№12

Создание мини-музея «Чудесная  - глина». Приложение№13

Фото отчет для родителей по реализации проекта «Чудесная глина ». Цель: информировать родителей о достижениях детей по теме.

3. Заключение.

Результаты:

Проведя викторину, стало ясно, что знания о глине у детей систематизировались  и расширились. На протяжении всего проекта у детей был познавательный интерес, активность в практической деятельности. Дети пополнили свой словарь, узнали новые приемы народных росписей по глине, познакомились с гончарным промыслом. У детей появился интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Вывод:

Проведенная работа позволила расширить представления детей не только о свойствах и качествах глины, но и разнообразных способах её применения в быту. У детей сформировались умения и навыки в лепке из глины и росписи  готовых изделий. Повысился уровень творческих изобразительных способностей, воображение, фантазия, появился познавательный  интерес к труду народных умельцев и мастеров.

                          Список использованной литературы.

1.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва. Владос 2003г.

2.Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие/Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова. -СПб.,2009

3.Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Составители: М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова, Волгоград, Издательство «Учитель», 2012

4.И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», «Цветной мир», М., 2017

5.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.-М.:Сфера,2006.

6. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.

  -М.:Мозаика-Синтез, 2007.

7.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. –М.:Мозаика-Синтез,2005. 

8.Н. Е Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников, Мозаика-синтез, 2012

9.Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество». Москва «Просвещение»1985 г.

10.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Мозаика- синтез, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудесные свойства глины

Хочу познакомить родителей, а также тех, кто ещё никогда не лепил из глины, но, возможно, захочет этим заняться, с чудесными свойствами этого материала и тем благотворным влиянием, которое глина оказы...

Проект "Чудесная глина"

Для детей 4-5 лет...

Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа

Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа...

Сценарий мастер-класса «Чудесная глина» для родителей и детей раннего возраста

Форма работы с родителями : мастер-класс.Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста.Цель:  Формировать интерес родителей к познавательно-исследовательской деятельно...

Папка-пердвижка "Как чудесна эта глина

Данный материал в папке-передвижке поможет родителям приобщить детей к интереснейшему, полезному  занятию....

Проект "Чудесная глина"

Расширение знаний детей о глине....